![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Соотношение формы и типа государства
Соотношение типа и формы государства: 1) тип государства является содержанием государства, а его форма – средство выражения; 2) тип государства определяет экономическую основу и политическое содержание государственной власти, а форма государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им; 3) тип государства определяет содержание государственной власти, а государство реализует экономические и политические интересы господствующего класса, социальной группы либо соответствующей нации; 4) в рамках одного типа государства возможно изменение его формы в связи с изменением экономических основ государства, классовой структуры общества, а также воздействия международных факторов и т. д. Соотношение формы и типа государства применительно к различным типам государства: 1) рабовладельческий тип государства: а) монархия – восточная деспотия, при которой вся полнота государственной власти принадлежала монарху–деспоту, осуществляющему единоличное управление при помощи насильственного военно–бюрократического аппарата (в Египте, Вавилоне, Ассирии и т. д.); б) республика: – аристократическая – республика, в которой основная масса населения была отстранена от участия в выборах в органы высшей власти (Спарта); – демократическая – республика, в которой для формирования высших органов власти привлекались широкие слои населения (Афины); 2) феодальный тип государства: а) монархия: – раннефеодальная, сформированная в процессе завоевания и передела территорий. Монарх – первый среди равных, а его власть носила номинальный характер; – сословно–представительная, в которой власть монарха была формально полноправной, но при осуществлении управления он опирался на собрание представителей господствующего класса; – абсолютная, в которой отсутствовали органы, ограничивающие власть монарха; б) республика – экономически развитые и независимые города–республики, устанавливающие свое господство над прилегающей к ним территорией (Венеция, Новгород, Псков); 3) буржуазный тип государства: а) монархия – конституционная (Англия, Япония и т. д.); б) республика – парламентская и президентская; 4) социалистический тип государства – социалистическая республика (СсСр, КНДР идр.). В юридической литературе существует мнение, что четкого соотношения между формой и типом государства нет, так как у государств одного и того же типа могут встречаться различные формы государства, так же как у государств различного типа могут встречаться одинаковые формы.
17 ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
Форма правления – организация высшей государственной власти, порядок образования высших органов государства и их взаимоотношения с населением. Виды форм правления: 1) монархия, в которой вся государственная власть сосредоточена у одного человека – монарха, выполняющего одновременно функции главы государства, законодательной и исполнительной власти, а также контролирующего правосудие и местное самоуправление. Признаки монархии: а) наличие единоличного главы государства; б) передача власти по наследству представителям правящей династии; в) осуществление верховной власти единолично, пожизненно и бессрочно; г) отсутствие конкретной юридической ответственности монарха за результаты своей деятельности. Виды монархии: а) абсолютная (неограниченная), в которой вся полнота государственной власти принадлежит по закону одному лицу – монарху (в Саудовской Аравии, Омане, Катаре, Бахрейне); б) конституционная (ограниченная), в которой власть монарха ограничивается другими высшими органами власти: – парламентская – власть осуществляется правительством, формируемым парламентом из представителей победившей на выборах партии, а повеления монарха приобретают юридическую силу только с согласия соответствующего министра, являющегося членом правительства (в Англии, Дании, Бельгии, Японии и т. д.); – дуалистическая – вся государственная власть разделена между парламентом и формируемым монархом правительством (в Марокко, Бутане, Иордании и т. д.); 2) республика, в которой народом государственная власть передается выборным органам, выполняющим свои функции совместно с исполнительными и судебными органами власти. Признаки республики: а) формально–юридическое признание народа в качестве источника власти; б) передача народом государственной власти коллегиальному органу правления; в) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви; г) сменяемость и выборность представительной власти; д) подотчетность и ответственность (юридическая и политическая) власти за результаты своей деятельности. Виды республик: а) президентская – власть распределена между президентом и парламентом (в США, Мексике, Аргентине); б) парламентская – всей властью обладает парламент (в ФРГ, Италии, Индии); в) полупрезидентские и полупарламентские республики (Франция, Финляндия). Также выделяют смешанные формы правления республики и монархии (Малайзия), абсолютной и ограниченной монархии (Кувейт).
18 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
Форма государственного устройства – политико–территориальное устройство государства. Простые (унитарные) государства – единые и централизованные государства, состоящие из административно–территориальных единиц, подчиняющихся центральным органам власти и не обладающих признаками суверенитета (Франция, Норвегия и т. д.). Признаки: 1) единство и суверенитет; 2) административные единицы, не обладающие политической самостоятельностью; 3) единый и централизованный государственный аппарат; 4) общая законодательная система; 5) единая система взимания налогов. Виды: 1) в зависимости от способа контроля: а) централизованные (на местах – представители из центра); б) децентрализованные, в которых избираются органы местного самоуправления; в) смешанные; 2) региональные, состоящие из политических автономных образований с собственными представительными органами и администрацией. Сложные государства – государства, состоящие из государственных образований, которые пользуются какой–либо степенью государственного суверенитета: 1) федерация – объединение нескольких ранее самостоятельных государств в одно государство (США, РФ и т. д.). Признаки: а) союзное государство; б) наличие самостоятельности; в) общефедеральное законодательство и законодательство субъектов федерации; г) двухканальная система налогов. Виды: а) в зависимости от принципа формирования субъектов: – административно–территориальная; – национально–государственная; – смешанная; б) в зависимости от юридической основы: – договорная; – конституционная; 2) конфедерация – межгосударственные объединения либо временные юридические союзы суверенных государств, создаваемые с целью обеспечения общих интересов. Признаки: а) отсутствие суверенитета, единого гражданства, законодательства и единой денежной системы; б) координация деятельности государств по вопросам, для решения которых они объединялись; в) добровольный выход и отмена действия общеконфедеративных актов на своей территории; 3) империя – государство, созданное в результате завоевания чужих земель и обладающее различной зависимостью ее составных частей от верховной власти.
19 ГОСУДАРСТВЕННО–ПРАВОВОЙ (ПОЛИТИЧЕСКИЙ) РЕЖИМ
Государственно–правовой (политический) режим – совокупность средств и способов осуществления государственной власти, которые выражают ее содержание и характер. Виды политического режима: 1) авторитарный – осуществление государственной власти одним лицом по своему произволу, без учета мнения большинства. Его признаки: а) отстранение населения от формирования государственной власти; б) концентрация всей государственной власти в руках правящей элиты, интересы которой преобладали над не учитываемыми интересами населения; в) устранение властью оппозиции; г) реализация решений государственной власти с использованием насилия и при помощи военно–полицейского аппарата; д) преобладание противоправных решений. Виды: – деспотический, при котором лицо (деспот) приходит к власти законными способами, но осуществляемая им власть носит поработительный для ближайшего окружения характер; – тиранический, при котором лицо (тиран) приходит к государственной власти захватническим способом, а его жестокость обрушивается на все население государства; – конституционно–авторитарный, при котором ограничения демократических прав и свобод получают законодательное закрепление в конституции, формально провозглашающей эти права и свободы; – тоталитарный, при котором в абсолютном централизованном государстве существует одна официальная идеология, ущемляющая демократические права и свободы и сформированная правящей партией во главе с вождем, который осуществляет контроль во всех сферах общественной жизни; 2) переходные и чрезвычайные – режимы, имеющие временный характер и формируемые либо в результате революции, либо при стихийных потрясениях, которые угрожают нормальному функционированию государств и безопасности граждан; 3) демократический – государственная власть основана на принципе подчинения меньшинства большинству. Признаки: а) прямое и непосредственное формирование народом представительных органов; б) реализация принципа разделения властей; в) полное подчинение государства праву; г) провозглашение и обеспечение государством демократических прав и свобод. Виды: а) демократия участия, т. е. участие в политике всего населения; б) демократия многовластия (полиархия), т. е. наличие множества центров политической активности, привлекающих граждан и отстаивающих свои интересы; в) демократия сообществ (консоциатив–ная), т. е. сохранение за каждым участником национально–религиозной культуры.
20 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
Механизм государства – это система государственных органов и организаций, призванных осуществлять государственную власть, решать задачи и выполнять функции государства по управлению общественными делами. Признаки механизма государства: 1) наличие системы государственных органов, основанной на единстве принципов разделения властей, организации и деятельности государственного аппарата; 2) наличие сложной структуры; 3) тесная взаимообратная связь между государственным механизмом и функциями государства; 4) решение задач по обеспечению управления государством и выполнению государственных функций. Структура механизма государства: 1) государственные органы, связанные между собой отношениями соподчинения и правомочные совершать действия от имени государства: а) органы представительной власти; б) органы исполнительной власти; в) судебные органы; г) контрольно–надзорные органы; 2) государственные учреждения и организации, которые не обладают властными полномочиями и специально не выполняют функции управления, так как на основе государственной собственности, властных предписаний вышестоящих органов они выполняют функции в сфере производства, образования, здравоохранения, культуры, науки и т. д.: а) государственные учреждения – государственные организации, которые выполняют организационно–распорядительные и социально–культурные функции в сферах образования, культуры, науки, здравоохранения; б) государственные предприятия – государственные организации, которые создаются с целью производства различной продукции и оказания услуг населению государства; 3) государственные гражданские служащие – лица, которые профессионально занимаются управлением, занимают определенную государственную должность; 4) материальные придатки – здания, сооружения и различное оборудование, обеспечивающие в соответствии с научно–техническим уровнем реальное функционирование механизма государства. Принцип разделения властей – принцип, согласно которому государственная власть делится на следующие ветви власти: 1) законодательная – власть, обладающая верховенством, так как формируется непосредственно народом и устанавливает правовые основы государственной и общественной жизни; 2) исполнительная – власть, представленная в лице государственных органов, занимающихся непосредственной реализацией принятых законодательными органами норм права; 3) судебная – власть, осуществляемая судебными органами и призванная охранять права и свободы граждан, правовые устои государственной и общественной жизни от любых посягательств и независимо от того, кто совершил эти посягательства.
21 ОРГАН ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ
Орган государства – юридически оформленная, организационно и экономически обособленная часть механизма государства, наделенная государственно–властными полномочиями и необходимыми средствами для осуществления в пределах своей компетенции задач и функций государства. Признаки органа государства: 1) наличие юридически организационного и экономически обусловленного характера; 2) наличие собственной структуры; 3) наделение государственно–властными полномочиями; 4) предоставление возможности государственным гражданским служащим выступать от имени государства в целом; 5) наделение законодательно определенной компетенцией для управления конкретной сферой общественной жизни с учетом назначения и места в государственном механизме; 6) выполнение строго определенных государственных функций и задач; 7) наличие права на издание юридических актов; 8) наличие необходимых материальных средств; 9) образование и осуществление деятельности на основе нормативных правовых актов; 10) тесное взаимодействие с другими частями механизма государства и между собой. Виды государственных органов: 1) в зависимости от порядка формирования: а) первичные – органы, которые формируются в установленном законом порядке и непосредственно населением (парламент, президент); б) производные – органы, которые создаются первичными органами государства (правительство); 2) в зависимости от объема полномочий: а) высшие – правительство, парламент и др.; б) центральные – министерства; в) местные – государственные органы субъектов Федерации и т. п.; 3) в зависимости от широты компетенции: а) органы общей компетенции – президент, правительство и др.; б) органы специальной компетенции – министерства, службы, агентства; 4) в зависимости от числа государственных гражданских служащих: а) коллегиальные – правительство; б) единоличные – президент; 5) в зависимости от организационно–правовых форм деятельности: а) законодательные; б) исполнительные; в) судебные; г) контрольно–надзорные органы; 6) в зависимости от действия в пространстве: а) федеральные государственные органы; б) органы государственной власти субъектов федерации; 7) в зависимости от длительности действия: а) постоянные; б) временные; 8) в зависимости от правовых форм деятельности: а) правотворческие; б) правоприменительные; в) правоохранительные.
|