Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы организации и деятельности государственного аппарата
Принципы организации и деятельности государственного аппарата – основополагающие идеи построения, функционирования и развития аппарата государства. Требования к принципам: 1) нормативность, т. е. прямое либо косвенное закрепление в законодательстве и обязательность при формировании государственных органов; 2) непротиворечивость, т. е. недопущение наличия двух взаимоисключающих принципов; 3) полнота, т. е. предварительное определение наиболее важных аспектов формирования и осуществление деятельности государственных органов; 4) относительная самостоятельность, т. е. исключение возможности взаимного дублирования нескольких принципов. Виды принципов организации и деятельности государственного аппарата: 1) общие – принципы, которые относятся к государственному механизму в целом: а) социально–политические: – разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви; – демократизм, предоставляющий одинаковую возможность для всех граждан влиять на политику и осуществлять контроль над государственными органами; – гласность, предусматривающая постоянное и систематическое освещение деятельности государственных органов средствами массовой информации; – законность, означающий соблюдение и непротиворечие всеми государственными органами правовых предписаний; – профессионализм и компетентность, предусматривающие наличие определенных знаний и навыков для управленческой деятельности; – гуманизм, соблюдение которого обеспечивает приоритет прав и интересов личности при осуществлении деятельности государственным аппаратом; – национальное равноправие, определяющее предоставление возможности любому лицу для замещения им государственной должности на равных условиях и независимо от его расы, национальности, вероисповедания и т. д.; – федерализм, закрепляющий равноправность региональных государственных органов с общефедеральными государственными органами; б) организационные: – иерархичность; – дифференциация и законодательное фиксирование функций и полномочий; – ответственность за принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностных обязанностей в пределах предусмотренной компетенции; – сочетание коллегиальности и единоначалия, выборности и назначения; – соотношение отраслевых и территориальных начал управления; 2) частные – принципы, которые распространяются только на отдельные органы механизма государства.
23 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И СУБЪЕКТЫ. МЕСТО ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
Политическая система общества – это совокупность взаимодействующих государственных и негосударственных организаций, которые связаны между собой нормами и отношениями политико–правового характера. Структура политической системы: 1) политические организации – субъектыы политической системы; 2) политическое сознание – идеи, теории, учения, убеждения и иное, в соответствии с которыми осуществляется политическая деятельность; 3) политические отношения – отношения, возникающие между субъектами по поводу осуществления государственной власти; 4) политическая деятельность – деятельность, направленная на обеспечение функционирования, развитие, защиту политической системы; 5) политические и правовые нормы – правила поведения, регулирующие наиболее важные отношения в процессе формирования и осуществления политической власти; 6) политическая культура – система ценностей, используемая для регулирования деятельности внутри системы. Субъекты политической системы: 1) государство; 2) политические партии; 3) политические движения; 4) общественные организации и объединения; 5) органы местного самоуправления; 6) церковь и т. п. Функции политической системы: 1) политическое целеполагание, т. е. выработка целей развития общества; 2) определение стратегии развития общества; 3) властно–политическая интеграция общества; 4) упорядочение политических процессов; 5) представительство интересов различных социальных групп общества; 6) обеспечение единого воздействия на социально значимые отношения. Виды политических систем: 1) распределительные, характеризующиеся распространением государственной власти во всех сферах общественной жизни и нахождением в ведении государства процесса создания и распределения созданного национального продукта; 2) рыночные, основанные на свободном предпринимательстве и товарно–денежном распределении материальных и духовных благ, когда государство обеспечивает только координацию деятельности субъектов, не вмешиваясь в их производственные действия; 3) смешанные. Государство в политической системе занимает центральное место, так как ему присущи: 1) единственное официальное представительство всего населения в пределах территориальных границ; 2) суверенитет; 3) специальный государственный управленческий аппарат; 4) специально созданный карательный (правоохранительный) аппарат; 5) монополия на правотворчество; 6) специфический набор материальных ценностей.
|