Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Действие нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц
Действие нормативных правовых актов – установление временных и пространственных параметров для достижения юридических последствий и социальных целей, поставленных законодателем при издании этих актов. Действие нормативных актов во времени – вступление актов в силу и утрата этой силы. Нормативные акты могут вводиться в действие: 1) с момента принятия или подписания нормативного акта; 2) с момента опубликования нормативного акта; 3) по истечении определенного срока с момента опубликования нормативного акта; 4) по истечении времени, которое может указываться как в самом нормативном акте, так и специально принятом акте; 5) с момента получения адресатом этого нормативного акта и т. д. Нормативный акт распространяет свое действие на отношения, которые возникли после его вступления в силу. Нормативному акту может придаваться обратная сила, когда действие нормативного акта может распространяться на отношения, которые возникли до его принятия и вступления в действие. Обратную силу нормативные акты приобретают, если: 1) в самом акте это указано; 2) данный акт смягчает ответственность либо совсем устраняет ее. Основания утраты юридической силы (прекращения действия) нормативных актов: 1) истечение срока действия, на который был принят; 2) изменение обстоятельств, на основе которых был принят акт; 3) прямая официальная отмена акта, которая осуществляется на основании прямого указания компетентного органа; 4) признание акта неконституционным, т. е. противоречащим положениям Конституции РФ; 5) фактическая отмена акта в результате принятия нового акта, который заменил его, так как регулирует одни и те же отношения; 6) вступление в силу международного договора, противоречащего национальному государственному акту. Действие нормативного акта в пространстве – действие акта в пределах территории, на которую распространяются правовые предписания и полномочия соответствующего правотворческого органа. Территория государства – находящиеся в пределах государственных границ сухопутное, водное, воздушное пространство, недра, а также дипломатические представительства за границей, военные и воздушные суда в открытом море, воздушные корабли, которые находятся в полете за пределами государства. Действие нормативного акта по кругу лиц – это распространение своего воздействия на всех граждан, государственные органы, общественные организации, иностранцев, лиц без гражданства, которые проживают и находятся на территории государства и попадают под действие полномочий соответствующих правотворческих органов.
52 ПРАВОТВОРЧЕСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ, ВИДЫ
Правотворчество – государственно–властная, управленческая деятельность компетентных органов, которая осуществляется в особом порядке, направлена на разработку, издание, отмену и совершенствование правовых норм и основана на порядке обеспечения социальных потребностей и интересов общества. Признаки правотворчества: 1) управленческая деятельность компетентных органов, направленная на упорядочение входящих в их ведение определенных и имеющих повышенное общественное значение отношений; 2) государственно–властная деятельность, являющаяся монополией государства и одной из проявлений его суверенитета; 3) интеллектуально–волевая (познавательная и ценностно–ориентационная) деятельность, связанная с изменением существующего порядка правового регулирования; 4) регламентируемая законом процедурная деятельность, в которой определяются перечень субъектов правотворчества и их полномочия, последовательность и содержание их правотворческих действий; 5) правотворчество выражается в создании, изменении, отмене или систематизации юридических норм, а иногда и в изменении сферы и объема действия уже существующих норм деятельности. Функции правотворчества: 1) обновление нормативной базы; 2) восполнение пробелов в праве; 3) упорядочение и систематизация нормативных актов. Виды правотворческой деятельности: 1) народное правотворчество, т. е. непосредственная правотворческая деятельность народа, выражающаяся в проведении общегосударственного или местного референдумов, которые проводятся по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни; 2) правотворчество государственных органов, т. е. прямое установление правовых норм органами государства (законы и подзаконные акты). Правотворческая деятельность государственных органов состоит из правотворчества: а) высших представительных и исполнительных органов, осуществляемое на уровне государства в целом; б) региональных представительных и исполнительных органов на уровне субъектов РФ; в) локальных органов на уровне предприятий и учреждений; г) судебных органов; 3) санкционированное правотворчество, осуществляемое негосударственными организациями, объединениями и движениями. Оно выражается в правотворчестве органов местного самоуправления, коммерческих, акционерных, производственных организаций и товариществ, а также профессиональных и политических организаций; 4) производное и комплексное правотворчество, выражающееся в санкционировании государством обычаев, в совместном правотворчестве государственных органов и негосударственных организаций и движений. По значимости правотворчество делится на: 1) законотворчество; 2) делегированное правотворчество; 3) подзаконное правотворчество.
|