Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Третьеиюньская монархия 1907 г. П.А. Столыпин и его аграрная реформа.

1. Аграрная реформа.

2. Политика репрессий.

3. Социальная политика.

 

После революции в России возникла новая система политической организации государства, получившая название «третьеиюньская монархия».

Внутреннюю политику правительства в этот период обусловливали объективные послереволюционные условия. С одной стороны, она была нацелена на подавление антиправительственного движения. С другой стороны, нельзя было не считаться с уроками революции, которые свидетельствовали о необходимости проведения реформ, расширения социальной опоры верховной власти. В связи с этим во внутренней политике правительства прослеживалось две линии: наступление реакции во всех областях общественной жизни и лавирование между разными социальными силами. Первая линия реализовывалась административными и идеологическими мероприятиями. Полицейско-чиновничьему аппарату помогали печать и церковь. Вторая линия осуществлялась путем принятия и реализации новых законов.

Проведение контрреволюционной линии опиралось на «Положение об усиленной и чрезвычайной охране». Местные власти получили право обыскивать помещения любых учреждений и организаций арестовывать их членов. Тюрьмы были переполнены. Смертные приговоры и казни стали повседневным явлением. Были разгромлены многие организации крестьян, студентов, демократической интеллигенции, закрыта часть профсоюзов, запрещено издание ряда демократических газет и журналов.

Наиболее ярко идейное наступление отразилось в сборнике статей о русской интеллигенции «Вехи» (1909 г.). В нем авторы отстаивали ненужность, вредность революционных действий, благодарили «власть, которая одна своими штыками охраняет нас (либералов)от ярости народной». Церковь призывала к христианскому смирению и сотрудничеству с правительством. Представители черносотенных организаций шли еще дальше, требуя смерти для всех революционеров, прекращения деятельности Думы.

Возможность лавирования и заигрывания правительства с разными политическими силами обеспечивал избирательный закон от 3 июня 1907 г. Он изменил порядок думских выборов. По нему 1 голос помещика приравнивался к 4 голосам крупной буржуазии, 68 голосам мелких городских собственников, 260 голосам крестьян и 543 голосам рабочих. Рабочие потеряли половину выборщиков, а крестьяне — больше половины. Правительство убедилось в том, что нельзя рассчитывать на монархическую привязанность крестьянства, которую перевешивает ненависть к помещикам. Избирательного права были лишены 8 млн. жителей Урала, Сибири и Средней Азии. Число депутатов от национальных районов (Кавказ, Польша) сократилось втрое. Выборы в III Думу были невсеобщими, сословными и неравными, многоступенчатыми и непрямыми. Они проходили в обстановке террора, полицейских преследований.

Изменение избирательного закона было проведено с очевидным нарушением положений Манифеста 17 октября, который подчеркивал, что «никакие новые законы не могут приниматься без одобрения Государственной думой». Отчасти поэтому действия правительства были названы «государственным переворотом».

Выборы, проведенные на основе нового избирательного закона, дали большинство в Думе партии Союз 17 октября, консервативным политическим элементам. Крайне правые и левые получили незначительное число мест. Такой состав Думы позволил правительству в сотрудничестве с правоконсервативным большинством провести ряд важнейших преобразований.

III Государственная дума (ноябрь 1907 г.— июнь 1912 г.) В нее вошло: 32% «правых» депутатов; 33% октябристов составили центр; 12% кадетов, 3% трудовиков, 4, 2% социал-демократов и 6% от национальных партий заняли «левый» фланг. Ни одна из фракций не получила большинства. Результаты голосования зависели от того, куда качнется «центр». Если вправо, то образовывалось «право-октябристское» большинство, поддерживавшее правительство, если влево, то создавалось «кадетско-октябристское» большинство, готовое к реформам либерально-демократического характера. Используя сложившуюся ситуацию, премьер-министр П.А. Столыпин смог проводить гибкую линию, которая способствовала сохранению существующего строя, позволяла прийти к компромиссу между основными политическими группировками. В целом же политика третьеиюньской монархии была направлена на установление компромисса между помещиками и городской буржуазией. Лозунг партии октябристов стал главным лозунгом, определявшим политику III Думы: «Довольно революций, да здравствует порядок!»

В послереволюционных условиях перед правительством по-новомy встали три прежних вопроса: рабочий, национальный и аграрный. Пять лет Дума обсуждала 4 законопроекта о продолжительности рабочего дня, о страховании и пенсиях для рабочих. Принятый в 1912 г. закон о государственном страховании от несчастных случаев и по болезни распространялся только на 15% рабочих и создавал видимость заботы правительства о них.

Национальная политика проводилась под лозунгом «Россия для русских», т. е. усилились русификаторские мероприятия. Они не находили поддержки у окрепшей национальной буржуазии. Шовинистические черносотенные организации разжигали национальную рознь и антисемитизм.

В начале XX в. стало совершенно очевидно, что темпы роста сельского хозяйства значительно отстают от промышленных. В сельском хозяйстве сохранялись еще многие пережитки, которые мешали его развитию по капиталистическому пути.

Реформы в сельском хозяйстве начались еще с 1881 г., когда было объявлено принудительное заключение выкупных сделок и прекращение временнообязанного состояния под страхом потери надела. Постепенно общинное устройство стало разрушаться законодательным порядком. Так, указом от 12 марта 1903 г. отменялась круговая порука членов общины; указом от 5 октября 1906 г. ликвидировались всякие ограничения в свободе передвижения для крестьян, им предоставлялось равное со всеми другими гражданами право поступления на государственную службу, а также на учебу в любые учебные заведения, в том числе и университеты. Разрешения сельского общества на уход из общины более не требовалось. Одновременно были ограничены в своих правах земские начальники, в частности, им запрещалось без суда налагать штрафы и подвергать крестьян арестам.

Борьба крестьян заставила правительство отменить (ноябрь 1905 г.) выкупные платежи с 1906 г. наполовину, а с 1907 г.— полностью. Но этого было недостаточно. Крестьяне требовали земли. Правительство вынуждено было вернуться к идее отказа от общинного и перехода к частному крестьянскому землевладению. Она высказывалась еще в 1902 г., но тогда правительство отказалось от ее реализации. П. А. Столыпин настоял на проведении реформы и поэтому ее назвали «Столыпинской».

Реформа осуществлялась несколькими методами. 1) Указ от 9 ноября 1906 г. разрешал крестьянину выход из общины, а закон от 14 июня 1910 г. сделал выход обязательным. 2) Крестьянин мог потребовать объединения надельных участков в единый отруб и даже выселиться на отдельный хутор. 3) Создавался фонд из части казенных и императорских земель. 4) Для покупки этих и помещичьих земель Крестьянский банк давал денежные ссуды. 5) Учитывая «земельный голод» в центре России, правительство поощряло переселение крестьян за Урал. Переселенцам давали ссуды для обустройства на новом месте, создавали казенные склады сельскохозяйственных машин, обеспечивали агрономические консультации, медицинскую и ветеринарную помощь.

Цель реформы состояла в том, чтобы сохранить помещичье землевладение и одновременно ускорить буржуазную эволюцию сельского хозяйства, преодолеть общинную ментальность и воспитать в каждом крестьянине чувство собственника, хозяина земли, сняв тем самым социальную напряженность в деревне и создав там прочную социальную опору правительства в лице сельской буржуазии.

Реформа способствовала подъему экономики страны. Сельское хозяйство приобрело устойчивый характер. Увеличились покупательная способность населения и валютные поступления, связанные вывозом зерна.

Указом от 9 ноября 1906 г., принятым в период премьерства П.А. Столыпина, община практически подверглась полному уничтожению. Главное положение этого указа заключалось в предоставлении каждому домохозяину «во всякое время требовать укрепления за собой полевого надела в личную собственность в двух видах: отруба (обособления на месте проживания) или хутора (переселение на специально выделенную землю)». Были созданы Землеустроительные комиссии и реорганизован Крестьянский банк, которому вменялось в обязанность содействовать крестьянам в приобретении земель и их аренде, а также распространении технологий наилучшего их использования. Техника выхода из общины стала предельно простой. Указ Столыпина от 9 ноября 1906 г. вызвал резкую критику слева и справа, с трудом был одобрен Государственной думой и Государственным советом. Только в июне 1910 г. на его основе был выработан закон «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении».

Крестьянскому поземельному банку поручалось организовать кредитование крестьянских хозяйств.

Значительная часть казенных земель в 1906 г. была предназначена для продажи крестьянам. Отменялись подушная подать, круговая порука. Облегчался выход крестьян из состава сельского общества (общины).

С 1 января 1907 г. по настоянию Столыпина были полностью аннулированы все долги по кредитам, предоставленным в связи с реализацией крестьянской реформы 1861 г.

Расширялись избирательные, имущественные и иные права крестьянского населения.

Финансирование реформы обеспечивал Крестьянский поземельный банк. В 1911 г. принято положение «О землеустройстве», подробно регламентировавшее порядок работы комиссий по крестьянскому землеустройству. Положение предусматривало возможность принудительного упразднения общины по заявлению части ее членов, т.е. в принудительном для других порядке.

Аграрная реформа, проводимая по инициативе премьер-министра Столыпина, ставила целью модернизировать экономику России, создать сильный и многочисленный класс собственников-землевладельцев. При этом Столыпин опирался на крупную буржуазию, поместное дворянство и зажиточное крестьянство одновременно (политика «бонапартизма»).

Безусловно, весь этот комплекс мероприятий способствовал расслоению крестьянства, так как при ликвидации общины бедняцкие хозяйства (лишенные поддержки за счет уравниловки) разорялись, бедняки продавали свои земли и уходили в город на заработки, обеспечивая тем самым развивающуюся промышленность наемной рабочей силой. Но и разорившиеся помещики продавали свои земли зажиточным крестьянам, а сами обеспечивали себя за счет жалованья на различного рода казенных службах в государственном аппарате. Курс Столыпина реально способствовал созданию условий для развития капитализма в деревне. Успехи сельского хозяйства в стране Столыпин связывал с формированием значительной социальной прослойки свободны собственников, т.е. среднего класса, состоящего из средних и мелких частных собственников в деревне. Он разработал также программу помощи освободившемуся от общинной опеки крестьянству. Крестьянский банк объявлял льготные условия по продаже земель крестьянам и предоставлял ссуды домохозяевам, а также безвозвратные пособия для тех, кто начинал строиться заново (на хуторах). Пособия выдавались как в виде денежной ссуды, так и стройматериалами. К 1911 г. крестьяне получили от Крестьянского банка ссуды на сумму 400 млн рублей.

Знаменитыми стали слова Столыпина: «Дайте 20 лет государству внутреннего и внешнего покоя, тогда будет не узнать Россию».

Составной частью столыпинской аграрной программы было и переселение на земли Сибири и Урала из центральных перенаселенных губерний, в которых крестьяне страдали от малоземелья. Основной переселенческий размах пришелся на 1906-1910 гг. «Переселенческое дело» предусматривало освоение новых земель, расширение объема пахотных площадей и расселение русских в инородческих регионах. Переселение проводилось довольно жестко, и в некоторых случаях вызывало протесты и даже возвраты на прежние места, но в целом оно прошло довольно успешно. 200 тыс. вновь образованных самостоятельных хозяйств за неполное десятилетие (1904-1911) означает, что одна четверть всего крестьянства России перешла на свободное хуторское ведение хозяйства, т.е. в стране начал активно формироваться средний слой зажиточных крестьян.

К сожалению П.А. Столыпин не встретил в русском обществе понимания и поддержки своим аграрным программам.

Однако социальные цели, поставленные правительством, не были достигнуты. Из общины вышло в разных районах только 20—35% крестьян, так как большинство сохраняло коллективистскую психологию и традиции. Хуторское хозяйство завело лишь 10% домохозяев Кулаки чаще выходили из общины, чем бедняки. Первые покупали землю у помещиков и обедневших односельчан, заводили рентабельное товарное хозяйство. Бедняки уходили в города или становились сельскохозяйственными рабочими. 20% крестьян, получивших ссуды Крестьянского банка, разорились. Около 16% переселенцев не смогли устроиться на новом месте, вернулись в центральные районы страны и пополнили ряды пролетариев. Реформа ускорила социальное расслоение — формирование сельской буржуазии и пролетариата. Правительство не обрело в деревне прочной социальной опоры, так как не удовлетворило нужды крестьян в земле.

Опираясь на правоцентристское большинство в Думе, правительство Столыпина провело ряд других важных государственных преобразований.

Были приняты меры по ужесточению цензуры и наказательной политики по делам о сопротивлении представителям власти.

В августе 1906 г. правительство приняло положение об учреждении военно-полевых судов, осуществлявших судопроизводство в кратчайшие сроки, при закрытых дверях. Их приговоры признавались окончательными и быстро приводились в исполнение.

Была проведена широкая кампания (1907-1909) против антигосударственных и революционных элементов. По приговорам военных судов в этот период было казнено около 3 тыс. человек. Большое число «подрывных элементов» подверглось ссылкам, заключению в тюрьмы и другим репрессиям.

Расширялась сеть полицейской агентуры, провокации стали обычным приемом в работе тайной полиции.

В указе о профсоюзах говорилось, что последние «имеют целью выяснение и согласование экономических интересов, улучшение условий труда и поднятие производительности». Объединения профсоюзов запрещались. Правительство рассматривало профсоюзы как организации, призванные установить классовый мир между рабочими и предпринимателями.

В указе о собраниях подчеркивалось, что их можно проводить только с разрешения полиции или губернатора. Запрещались «антиобщественные» собрания, на них не допускались вооруженные лица.

Наряду с жесткими мерами правительство провело через Думу ряд актов, направленных на поддержание социального мира в стране и либерализацию системы управления.

В июне 1912 г. издаются законы о социальном страховании рабочих. При потере трудоспособности от несчастных случаев пенсии потерпевшим полностью выплачивались владельцами предприятий, для выплаты пособий по болезни учреждались больничные кассы, взносы в которые делали и рабочие, и предприниматели.

Дума по инициативе правительства приняла законы о введении земского самоуправления в южных и западных губерниях (там, где его ранее не существовало), о преобразовании суда в сельских местностях с целью восстановления деятельности мировых судей, упраздненной после введения института земских начальников в 1889 г.

Правительство Столыпина осуществляло политику «кнута и пряника», сочетая жесткие репрессивные меры с социальными и экономическими реформами. Однако такая политика вызывала критику «справа» и «слева». Левые критиковали Столыпина как реакционера, а правые видели в нем социалиста и революционера, действия которого направлены против интересов помещиков. 1 сентября 1911 г. он был убит на торжествах по поводу открытия памятника Александру II в Киевском театре террористом Богровым.

Итог: В послереволюционный период в России начала реализовываться программа модернизации. Опираясь на умеренные, консервативные силы, премьер-министр Столыпин пытался осуществить ряд экономических и социальных преобразований, сочетая сильное и жесткое администрирование с либеральными экономическими реформами. Стабильность и «порядок» были противопоставлены революционным тенденциям. Однако его реформаторским инициативам не суждено было состояться.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Политические репрессии
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал