![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теоретические основы психолого-педагогической коррекции. Цели, задачи и основные направления, Формы коррекционной работы
Психокоррекционный комплекс включает в себя четы ре основных блока: 1. Диагностический. Установление продуктивного контакта с клиентом. Коррекционный. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Диагностический блок. Его цель — диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска формирование общей программы психологической коррекции. Установочный блок. Его цель — побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности клиента в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни. Коррекционный блок. Его цель — гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, овладение определенными способами деятельности. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Его цель — изменение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки. При определении стратегии и тактики коррекционной и коррекционно-развивающей работы необходимо опираться на ряд принципов, которые определяют цели, задачи коррекции, методы и средства психологического воздействия. Составляя различного рода коррекционные программы, необходимо опираться на следующие принципы: > Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. > Принцип единства коррекции и диагностики. > Принцип приоритетности коррекции каузального типа. > Деятельностный принцип коррекции. > Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента. > Принцип комплексности методов психологического воздействия. > Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе. > Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов. > Принцип программированного обучения. > Принцип возрастания сложности. > Принцип учета объема и степени разнообразия материала. > Принцип учета эмоциональной сложности материала. Специфика психокоррекционной работы. Формы: детская игра, игровые занятия и основанные на них игровая коррекция и игротерапия. Средства: изобразительно-графические, музыкально-ритмические, предметно-манипуляционные, вербально-коммуникативные. Правила: не использовать суггестивные методы, при наличии точной причины и источника, ограниченность возрастной нормой. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ: 1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития: - развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; - развитие навыков каллиграфии; - развитие артикуляционной моторики. 2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: - развитие зрительного восприятия и узнавания; - развитие зрительной памяти и внимания; - формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); - развитие пространственных представлений ориентации; - развитие представлений о времени; - развитие слухового внимания и памяти; - развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа. 3. Развитие основных мыслительных операций: - навыков соотносительного анализа; - навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); - умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; - умения планировать деятельность; - развитие комбинаторных способностей. 4. Развитие различных видов мышления: - развитие наглядно-образного мышления; - развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями). 5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.). 6. Развитие речи, овладение техникой речи. 7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. 8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Коррекция мотивации - стимулирование учителем развития мотивационной сферы учащихся системой психологически продуманных приемов, которая строится на знании психологических и индивидуальных особенностей развития детей определённой категории (54.С.5).
|