Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проекционные психодиагностические методики






Проективные методики появились благодаря психоанализу. Они создавались для диагностики причин дезадаптации личности, бессознательных влечений, конфликтов и способов их разрешения (механизмов защиты).Условием любого проективного исследования являются неопределенность тестовой ситуации. Это способствует проеции, т.е. бессознательному приписыванию воспринимаемому объекту своих характеристик. Кроме того, процесс взаимодействия личности с молоструктурированным стимульным материалом уменьшает давление реальности, и личность в таких условиях проявляет не социально-стереотипные, а присущие ей способы поведения.

Преимущества проективных методик: для них разработана хорошая теоретическая база; эти методики позволяют проникнуть во внутренний бессознательный мир, оценить психологические особенности, по которым еще не созданы строго формализованные тесты, создать целостную картину личности человека, а не перечень разрозненных характеристик. Тестирование с помощью проективных методик - замаскированное тестирование, так как испытуемый не может догадаться, что именно в его ответе является предметом интерпретации. Поэтому проективные методики меньше подвержены фальсификации, чем тесты - опросники.

Недостатки проективных методик: существует проблема стандартизации проективных методик, т.к. они часто не содержат математического аппарата для обработки полученных результатов, не содержат норм, стандартных оценок, поскольку реализуют преимущественно качественный, а не количественный подход к исследованию личности; и поэтому не разработаны адекватные методы проверки их надежности и придания им валидности. Существует выраженный субъективизм при интерпритации результатов. На интерпретацию существенное влияние оказывает: А) теоретическая позиция исследования (принадлежность к той или иной школе психоанализа).Б) уровень профессионализма психолога, приобретаемый длительной подготовкой и большим опытом работы с методиками. В)наличие индивидуальных проблем у психодиагноста, создающих бессознательную проецию на полученный при обследовании материал (каждый психодиагност имеет «индивидуальную формулу субъктивизма»).

Человек как субъект труда.Мотивация трудовой деятельности. Психология профессий, психология труда учителя. Профоринтационная работа. Возрастное развитие человека как субъекта труда

 

Е.А. Климов предлагает представить возрастное развитие человека как субъекта труда в виде ступеней, обозначив их для удобства терминами, имеющими отношение к видам деятельности.

Допрофессиональное развитие.

Стадия предыгры (" эпоха раннего детства", по Д.Б. Эльконину, -период от рождения приблизительно до 3 лет). В это время ребенок в процессе общения со взрослыми овладевает сенсорно-перцептивными функциями и движениями, речью, усваивает некоторые манипулятивные, соотносящие, орудийные действия с общественно выработанными предметами, важнейшие правила поведения и моральные оценки.

Стадия игры (" период дошкольного детства" - от 3 до 7 - 8 лет). Ребенок познает " основные смыслы" человеческой деятельности, межличностные отношения и соответствующие действия в системе организуемых в той или иной степени взрослым сюжетных, ролевых, символических, коллективных игр с правилами, дидактических игр, а также в продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование) и при выполнении некоторых трудовых и учебных заданий. Уже в этот период, как известно, развивается на основе речи способность мысленно предвосхищать, планировать практические действия, поведение; формируется (при условии правильного, хорошего воспитания) соподчинение мотивов, навык к волевым усилиям, направленным на достижение привлекательных целей, к самооценке.

Происходит дальнейшее усвоение правил поведения, моральных норм, начинает складываться индивидуальный стиль деятельности, основой развития которого являются типичные формы реагирования ребенка как индивида и личности. Уже в играх видно, что ребенок хочет быть кем-то (то шофером, то поваром, то космонавтом и т.п.), и он понимает, для этого надо будет учиться. Вырабатывается готовность к школьному обучению.

Стадия овладения учебной деятельностью (" период младшего школьного возраста" - от 7 - 8 до 11 - 12 лет). Интенсивно начинают развиваться способности самоконтроля, самооценки, самоанализа, произвольной регуляции деятельности, умение действовать " про себя" (воображение, планирование). Идет освоение новых социальных требо­ваний и межличностных отношений, связанных со школьным режимом дня, включенностью в системы " учитель — ученик— соученик", " ученик младшего класса — ученик старшего класса" и т. д.

Постигаются правила и моральные нормы поведения уже в виде не разрозненных фрагментов, а четко сформулированной и весьма развернуто й сист емы требований. В се более активно формируются навыки общественного взаимодействия школьников. Воспитываются личная, групповая, коллективная ответственность за дело, понятие и чувство долга и другие морально-политические критерии (коллективизм или индивидуализм, интернационализм и т.д.). Наряду сучением важную роль в формировании младшего школьника как субъекта деятельности играют труд, общественно полезная деятельность.

II. Развитие в период выбора профессии.

Стадия оптации (от лат. optatip — желание, избрание; осознанная подготовка к " жизни", к труду, планирование, проектирование профессионального жизненного пути; в соответствии со сказанным подрастающий человек выступает по отношению, например, к психологу-профконсультанту уже не как учащийся, а как оптант — делающий более или менее самостоятельный и сознательный выбор). Этот Период соответствует подростковому возрасту и ранней юности, от 11 до 12 до 14-18 лет. Некоторые дети уже с 15 лет приступают к профессиональ­ному обучению, переходят на основе неполного общего образования в систему среднего специального, профтехнического, профессионального образования, а другие делают это после окончания полной средней школы; впрочем, в последнем случае учебная деятельность „уже* в старших классах приобретает смысл подготовки к будущей профессии и становится своего рода учебно-профессиональной.

В данный период происходит (при правильно поставленном воспитании) овладение системой социально значимых для мира-взрослых") ценностных представлений, идеалов (мысленных образцов построения жизни, деятельности, профессионального пути, активное и действенное усвоение системы должных (" взрослых") отношений со сверстниками и старшими, [активный самоанализ и соотнесение своей личности с миром взрослых, попытки реального планирования своего будущего. Особенно интенсивно формируются способность чувствовать новые, непривычные для него нормы, регулирующие и поведение, и образ жизни, и манеры, и внешний облик профессионалаа не говоря уже о собственно " технологических" тонкостях дела, и умение " вписаться" в контекст этих норм. Пословица, обобщая опыт отношений людей, верно говорит: " В чужой монастырь со своим уставом не ходят"; в рас­сматриваемом случае дело осложняется тем, что среди социальных, профессиональных норм есть немало и " неписаных законов", характерных для " вот этого" трудового коллектива) Адаптация требует также вхождения во многие тонкости работы, которые молодой специалист, возможно, и знал со слов своих преподавателей, но опять же права пословица: " Дружком дорожку не изведаешь".

III. Развитие в период профессиональной подготовки и дальнейшего становления профессионала.

Стадия или фаза интернала. Перед нами уже опытный, что называется " наторевший" в своем деле работник, который и любит свое дело, и может вполне самостоятельно и успешно справляться с основными профессиональными функциями на данном трудовом посту. И это при­знают товарищи по работе, профессии. Он здесь уже " свой", " наш", как бы уже внутри профессии, вошел в нее вполне определенно (как в самосознании, так и в сознании других).

Стадия или фаза мастера, мастерства. (Она будет продолжаться и далее, а характеристики остальных фаз как бы добавляются к ее характеристикам). Работник может решать и простые, и трудные профессиональные задачи, которые, быть может, не всем коллегам по плечу. Он выделяется или какими-то особыми качествами, умениями, или универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области, или тем и другим. Он обрел Свой определенный индивидуаль­ный, неповторимый стиль деятельности, его результаты стабильны, хороши, и он имеет основания считать себя в чем-то незаменимым (во всяком случае невоспроизводимым) работником. Обычно он уже имеет некоторые формальные показатели квалификации (разряд, категорию, звание).

Стадия или фаза авторитета. (Она, как и фаза мастерства, суммируется с последующей). Это мастер своего дела, хорошо известный, как минимум, в профессиональном кругу или даже за его пределами (в отрасли, на межотраслевом уровне, в стране). В зависимости от принятых в данной профессии форм аттестации работников он имеет те или иные высокие формальные показатели квалификации (разряд, категорию, звание, ученую степень и np.). O его успехах могли уже сообщать на собраниях, в прессе; возможно, он уже имеет награды, знаки отличия. С его мнением уже считаются и коллеги, и руководители. Может, сил и энергии у него сейчас стало меньше, чем когда он был моложе (биологический возраст, потери здоровья дают о себе знать), но профессионально-производственные задачи он решает успешно благодаря большому опыту, умению организовать свою работу, окружить себя помощниками.

Стадия или фаза наставника, наставничества в широком смысле. Перед нами „человек, у которого и коллеги готовы поучиться, перенять опыт. Авторитетный мастер своего дела в любой профессии " обрастает" единомышленниками, подражателями в самом хорошем смысле,

учениками, последователями (независимо от того, имеют ли они официальный статус учеников). И это одно из обстоятельств, которое делает его жизнь наполненной осмысленной перспективой. Несмотря на приближающийся " срок дожития", обусловленный биологическими обстоятельствами, жизнь, связанная с передачей опыта молодым, с отслеживанием их успехов, а также посильным включением в их дела, может быть полной смысла.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал