![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности групповых целей.
Цель деятельности может служить источником активности школьников и фактором сплочения, когда она отвечает требованиям: 1) должна быть конечна, иметь четкий результат достижение которого не растянуто во времени от момента принятия цели 2) цель должна быть ясной, определенной и понятной каждому участнику. Обязательно следует проверить действительно ли все учащиеся понимают смысл и цель происходящего. 3) Цель должна быть технологична, то есть содержать в себе доступные детям средства ее достижения. (+) если эти средства выработаны детьми на предыдущих этапах совместных действий. 4) Должна быть личностно привлекательной для каждого.(Содержать частные цели и средства доступные школьнику). ВЫВОД: цель помогает сплотиться, если отвечает потребностям членов группы, которые принимают ее как личную, четкость и однозначность ее постановки. (в школе могут быть абстрактные цели, либо - мероприятие.) 5) УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ГРУППЫ и каждого ее члена групповой деятельностью и своим положением в группе. Чем выше удовлетворенность, тем больше сплоченность. Удовлетворенность зависит от соблюдения условий: Например. 1) Учащихся привлекает совместная групповая деятельность, которая требует разделения труда, отношений взаимозависимости, с другой стороны, осознается школьниками как единая, требующая общих усилий. Кроме того совместная деятельность доступна их частному контролю, они не чувствуют себя просто исполнителями воли и желания взрослых. 2) Деятельность должна иметь ЗНАЧЕНИЕ, то есть быть " взрослой" по своему назначению и результатам. Это придает ощущение значимости как всей работе класса, так и личному вкладу каждого. 3) Совместная деятельность должна характеризоваться эмоциональной привлекательной формой, то есть носить творческий, а не репродуктивный характер. Дети " любят изобретать велосипед", но не заниматься что известно в личном опыте. Ставить подростка в ситуацию преодоления (своих слабостей, объективных препятствий). / Должна направлять не только на внешний результат, но включать яркий самопознания или познания окружающего мира. Эмоциональная привлекательность связана с включением моментов игры, азарта, импровизации, умеренного риска. В целом привлекательную для ребенка групповую деятельность выразим формулой: интерес + активность + общение со сверстниками + личность педагога + общественная ценность и актуальность + проблемность ситуаш + волевое напряжение + успех + торжество и ощущение личной значимости, Сплоченность группы зависит также от характера руководства и стиля п ринятия решений, характерного для группы. Коллегиальный, кооперативный стиль руководства и возможность каждого принять участие в выработке общего решения, способствуют сплочению группы. ВЫВОД: Сплоченность - важная характеристика состояния группы, так как она более эффективна в своей деятельности и обладает большей привлекательностью для каждого члена группы. В такой группе каждый член чувствует себя комфортно, растет его самооценка, снижается уровень тревожности, повышается эффективность форм активности такой группы. Кротхвил добавляет еще группу Факторов. - Престижность группы и выгоды, вытекающих из нее. - Соперничество с другими группами. - Удовлетворение личных потребностей б группе или при помощи ее. 1. В русле социометрического исследования Морено Предлагается формальный «индекс групповой сплоченности». Отношение общего числа взаимных выборов к числу возможных выборов. Содержательная часть опускается. 2. Фестннгер Л. Количество, частота, интенсивность коммуникаций - групповаясплоченность. Сплоченность -«сумма всех сил действующих на членов группы, чтобы удержать их в ней» «Сила» взята у К. Левина и интерпретируется как привлекательность группы для индивида, как удовлетворенность ее членством т.е. тоже характеризуются эмоциональные предпочтения. 3. Т. Ньюком Вводит понятие «согласие». Согласие - сходство ориентации членов группы к каким то значимым для них ценностям. (идея положительная, но потом опять переходит к полю К. Левина). Достижение согласия мыслилось как снятие напряжения индивидов на основе определенных эмоциональных реакций. Согласие объясняет механизм образования норм, трансляцию обычаев и нравов из поколения в поколение. 4. АВ. Петровскнй Сплоченность рассматривается от критерия совместной деятельности. № слоя в малой группе. - внешний слой - непосредственные эмоциональные межличностные отношения (социометрия). - Второй - ценностно- ориентационное единство (отношения носят опосредованный характер через совместную деятельность. методика ценностных ориентации) - Третий более глубокий «ядро» групповой структуры, тоже ценностные ориентации, но абстрактные к труду, к миру и т.д. Единство целей групповой деятельности. - Эксперимент Донцова 14 московских школ Общность оценок реальных учеников оказалась выше, чем согласованность об идеальном эталоне ученика, при оценке учителей наоброт.
|