Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально - психологические характеристики сложившейся группы.






- Ярошевский М.Г. - програмно-ролевой.

В зависимости от выбранного критерия можно объяснить отношения.

1. Формальное статусное измерение дает представление о соотношении позиций индивидов в формальной структуре. (декан, зам, зав. кафедры, преподаватель) - штатное расписание часто не отражает реальность отношений между людьми.

2. Социометрическое измерение характеризует иерархию позиций индивидов в системе м/л внутригрупповых предпочтений. -Аналог неформальной статусной структуры группы.

А) Социометрическая структура группы (Битянова) - это совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе внутригрупповых м/л предпочтений. Свое название получило - метод социометрии Джекоба Морено Характеристики:

1. Социометрический статус - сумма отвержений и предпочтений, получаемых членом группы. Статусная иерархия:

+ статус

1)звезда

2) высокостатусные (предпочитаемые)

3. О статус

4) низкостатусные (игнорируемые)

5) изолируемые (отсутствуют +, -, выбора) - статус

6) пренебрегаемые (- много, + мало)

7) отверженные (только -)

2. Взаимность эмоциональных предпочтений группы (1 выбор, но взаимный лучше, чем он выбирает кого-то, а его другие).

3. Наличие устойчивых групп м/л предпочтения (не само их наличие, а по какому принципу образовались. На какие группы ориентированы изолированные и отверженные. В них могут быть члены отвергающие друг друга.)

4. Система отвержений в группе.

(Например. девочки - мальчиков; могут быть козлы отпущений у всех отверженных, есть, но их не больше, чем предпочтительных) Социометрический статус - величина устойчивая. " Переходит" с человеком в другую группу.

Объяснение: человек привыкает выполнять роли, предписанные статусным положением; определенные привычные формы реагирования на слова, поступки других, не вербальные средства общения. Это улавливается у новичка.

Нецелесообразно переводить неадаптированного ребенка в другой класс, школу, без личностной коррекции, сам по себе статус " белой вороны", " козла" отпущения не изменится.

Факторы, влияющие на величину статуса.

1. Внешний вид (физическая привлекательность, оформление облика)

2. Успехи в ведущей деятельности (учеба, общение, профессия)

3. Умственная одаренность

4. Некоторые свойства темперамента (общительность, низкая
тревожность, стабильность)

5. Система ценностных качеств определяющих высокий статус в группе.

6. Положение члена в других группах, успехи в его внегрупповой деятельности (спорт)

В младшей школе система предпочтений и статус конкретного ребенка зависит от двух факторов:

- учебных успехов, дисциплины.

- отношение учителя.

Педагог задает школьникам ту или иную роль, и они некритичноусваивают его оценки, отношения.

В среднем звене меняется.

Вывод: С. статус - величина устойчивая. С точки зрения развитияличности, его стоит менять.

1. + хождение в звездах, любимчиках - регидность, социальнуюуязвимость, беззащитность перед изменениями («социально слепой»).

2. (-) отверженного - опыт взаимодействия в мрачных тонах.

Примерять социальные маски, побывать в различных групповых ролях.

Коррекция: главное условие - создание разнообразных форм групповыхдеятельностей, требующие перераспределение функций иобязанностей, различных форм управления, раскрытие и реализацияразличных личностных возможностей и ресурсов группы.

1. прием «отсвет от звезды».

Высокостатусному в сотрудничестве с низкостатусным под благовидным предлогом выполнить важную работу. Большая часть успеха -> звезде, но и отсвет на помощника, чья роль может измениться.

2. Активная информация членов группы об успехах «во вне его - члена».

3. Нахождение конкретной причины: личностные особенности, семья, низкая самооценка, вызванная прошлым опытом общения и т.д.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал