![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социально - психологические характеристики сложившейся группы.
- Ярошевский М.Г. - програмно-ролевой. В зависимости от выбранного критерия можно объяснить отношения. 1. Формальное статусное измерение дает представление о соотношении позиций индивидов в формальной структуре. (декан, зам, зав. кафедры, преподаватель) - штатное расписание часто не отражает реальность отношений между людьми. 2. Социометрическое измерение характеризует иерархию позиций индивидов в системе м/л внутригрупповых предпочтений. -Аналог неформальной статусной структуры группы. А) Социометрическая структура группы (Битянова) - это совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе внутригрупповых м/л предпочтений. Свое название получило - метод социометрии Джекоба Морено Характеристики: 1. Социометрический статус - сумма отвержений и предпочтений, получаемых членом группы. Статусная иерархия: + статус 1)звезда 2) высокостатусные (предпочитаемые) 3. О статус 4) низкостатусные (игнорируемые) 5) изолируемые (отсутствуют +, -, выбора) - статус 6) пренебрегаемые (- много, + мало) 7) отверженные (только -) 2. Взаимность эмоциональных предпочтений группы (1 выбор, но взаимный лучше, чем он выбирает кого-то, а его другие). 3. Наличие устойчивых групп м/л предпочтения (не само их наличие, а по какому принципу образовались. На какие группы ориентированы изолированные и отверженные. В них могут быть члены отвергающие друг друга.) 4. Система отвержений в группе. (Например. девочки - мальчиков; могут быть козлы отпущений у всех отверженных, есть, но их не больше, чем предпочтительных) Социометрический статус - величина устойчивая. " Переходит" с человеком в другую группу. Объяснение: человек привыкает выполнять роли, предписанные статусным положением; определенные привычные формы реагирования на слова, поступки других, не вербальные средства общения. Это улавливается у новичка. Нецелесообразно переводить неадаптированного ребенка в другой класс, школу, без личностной коррекции, сам по себе статус " белой вороны", " козла" отпущения не изменится. Факторы, влияющие на величину статуса. 1. Внешний вид (физическая привлекательность, оформление облика) 2. Успехи в ведущей деятельности (учеба, общение, профессия) 3. Умственная одаренность 4. Некоторые свойства темперамента (общительность, низкая 5. Система ценностных качеств определяющих высокий статус в группе. 6. Положение члена в других группах, успехи в его внегрупповой деятельности (спорт) В младшей школе система предпочтений и статус конкретного ребенка зависит от двух факторов: - учебных успехов, дисциплины. - отношение учителя. Педагог задает школьникам ту или иную роль, и они некритичноусваивают его оценки, отношения. В среднем звене меняется. Вывод: С. статус - величина устойчивая. С точки зрения развитияличности, его стоит менять. 1. + хождение в звездах, любимчиках - регидность, социальнуюуязвимость, беззащитность перед изменениями («социально слепой»). 2. (-) отверженного - опыт взаимодействия в мрачных тонах. Примерять социальные маски, побывать в различных групповых ролях. Коррекция: главное условие - создание разнообразных форм групповыхдеятельностей, требующие перераспределение функций иобязанностей, различных форм управления, раскрытие и реализацияразличных личностных возможностей и ресурсов группы. 1. прием «отсвет от звезды». Высокостатусному в сотрудничестве с низкостатусным под благовидным предлогом выполнить важную работу. Большая часть успеха -> звезде, но и отсвет на помощника, чья роль может измениться. 2. Активная информация членов группы об успехах «во вне его - члена». 3. Нахождение конкретной причины: личностные особенности, семья, низкая самооценка, вызванная прошлым опытом общения и т.д.
|