![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общение как коммуникативная деятельность
В специальной социально-психологической литературе общение понимается и как коммуникативная деятельность. Коммуникативная деятельность представляет собой сложную многоканальную систему взаимодействия людей. Так, Г.М. Андреева основными процессами коммуникативной деятельности считает: коммуникативный (обеспечивающий обмен информацией), интерактивный (регулирующий взаимодействие партнеров в общении), перцептивный (организующий взаимовосприятие, взаимооценку и рефлексию в общении). А. А. Леонтьев и Б.Х. Бгажников выделяют два типа коммуникативной деятельности: лнчностно-ориентированный, социально-ориентированный. Эти типы коммуникативной деятельности различаются коммуникативными, функциональными, социально-психологическими и речевыми структурами. Как отмечает Б.Х. Бгажников, высказывания в социально-ориентированном общении адресуются многим людям и должны быть понятны каждому, поэтому к ним предъявляются требования полноты, точности и высокой культуры. Наряду с внешней характеристикой коммуникативной деятельности существует ее внутренняя, психологическая характеристика Она, согласно И.А. Зимней, проявляется в социальной и индивидуально-психологической репрезентативности этого процесса Социальная репрезентативность коммуникативной деятельности означает, что она может происходить только по конкретному поводу в конкретной реальной ситуации. Индивидуально-личностная репрезентативность проявляется в отражении индивидуально-личностных особенностей общающихся. Опираясь на концепцию А.Н. Леонтьева и его анализ общения как деятельности и обозначая его как «коммуникативную деятельность», рассмотрим его основные структурные компоненты: - предмет общения - это другой человек, партнер по общению как субъект; потребность в общении - это стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью - к самопознанию, к самооценке; - коммуникативные мотивы - это, то ради чего предпринимается общение; действия общения - это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (два вида действий в общении - инициативные и ответные); - задачи общения - это та цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения; - средства общения - это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения; - продукт общения - это образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения. Процесс коммуникативной деятельности строится как «система сопряженных актов» (Б.Ф. Ломов). Каждый такой «сопряженный акт» - это взаимодействие двух субъектов, двух наделенных способностью к инициативному общению людей. Таким образом, диалог - это реальная единица коммуникативной деятельности. В свою очередь, элементарными единицами диалога являются действия высказывания и слушания. Однако на практике личность выполняет роль не просто субъекта общения, но и субъекта-организатора коммуникативной деятельности другого субъекта. Таким субъектом могут стать отдельная личность, группа людей, масса. Общение субъекта-организатора с другим человеком определяется как межличностный уровень коммуникативной деятельности, а общение с группой (коллективом) - как личностно-групповой, общение с массой - как личностно-массовый. В единстве этих трех уровней и рассматривается коммуникативная деятельность личности. Это единство обеспечивается тем, что все уровни коммуникативного взаимодействия опираются на единое организадионно-методологическое основание, а именно на личностно-деятельностное. Такой подход предполагает, что в центре общения находятся две личности, два субъекта общения, взаимодействие которых реализуется через деятельность и в деятельности. Деятельностный подход применительно к коммуникативной технологии означает прежде всего трактовку ее как организации и управления формированием системы социальных позиций, взглядов, оценок и т.д. это происходит в трех основных коммуникативных формах: 1. монологической (преобладают коммуникативные действия-высказывания личности как субъекта-организатора действий слушания других субъектов - участников общения); 2. диалогической (субъекты взаимодействуют и взаимно активны, взаимно инициативны); 3. полилогических (многостороннее общение, которое чаще всего носит характер своеобразной борьбы за овладение коммуникативной инициативой и связано со стремлением максимально эффективно ее реализовать). Общение как деятельность представляет собой систему элементарных актов. Каждый акт определяется: - субъектом - инициатором общения; - субъектом, которому адресована инициатива; - нормами, по которым организуется общение; - целями, которые преследуют участники общения; - ситуацией, в которой совершается взаимодействие. Каждый акт общения представляет собой цепь взаимосвязанных коммуникативных действий: 1. вход субъекта общения в коммуникативную ситуацию; 2. оценка субъектом общения характера коммуникативной ситуации (благоприятная, неблагоприятная и т.д.); 3. ориентация в коммуникативной ситуации; 4. выбор другою субъекта для возможного взаимодействия; 5. постановка коммуникативной задачи с учетом особенностей ситуации общения; 6. выработка, подхода к субъекту взаимодействия; 7. пристройка к субъекту - партнеру по взаимодействию; 8. привлечение субъектом - инициатором внимания субъекта-партнера; 9. оценка эмоционально-психологического состояния субъекта-партнера и выявление степени его готовности к вступлению во взаимодействие; 10. самонастройка субъекта-инициатора на эмоционально-психологическое состояние субъекта-партнера; 11. выравнивание эмоционально-психологических состояний субъектов общения, формирование общего эмоционального фона; 12. коммуникативное воздействие субъекта-инициатора на субъекта-партнера; 13. оценка субъектом-инициатором реакции субъекта-партнера на воздействие; 14. стимулирование «ответного хода» субъекта-партнера; 15. «ответный ход» субъекта-партнера по общению. Из этих пятнадцати действий и слагается акт общения. Итак, для возникновения акта общения нужна инициатива. Поэтому субъект общения, который берет эту инициативу на себя назван субъектом-инициатором, а субъект общения, который эту инициативу принимает, - субъектом-партнером. 3. Классификация видов общения. (Таблица) 4. Основные характеристики общения. Общение характеризуется: содержанием, функцией, манерой и стилем. Содержание общения может быть различным: - передача (от человека к человеку) информации; - восприятие друг друга; - взаимооценка партнерами друг друга; - взаимовлияние партнеров; - взаимодействие партнеров; - управление групповой и массовой деятельностью и т.д. Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения. Различают четыре основные функции общения (сочетаясь, они придают процессам общения конкретную специфику): - инструментальную (общение в свете этой функции выступает как социальный механизм управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия); - синдикативную (общение оказывается средством объединения людей); самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста); - трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок и т.п.) Стороны общения. Развитое полноценное общение объединяет в себе две взаимосвязанные, но различающиеся стороны: внешнюю, поведенческую, операционно-техническую, и внутреннюю, глубинную, затрагивающую личностно-смысловые пласты. Внешняя сторона, реально формируемая в поведении общающихся, выражается в коммуникативных действиях. Внешняя сторона общения фиксируется рядом специфических показателей. Это показатели коммуникативного взаимодействия, К ним относятся: коммуникативная активность в группе общения; интенсивность действий в общении; технико-коммуникативное мастерство общения и пр. Внутренняя сторона общения отражает субъективное восприятие ситуации взаимодействия, реакции на реальный или ожидаемый контакт, мотивы и цели, с которыми человек вступает в общение. Манера общения определяется: - тоном общения (спокойным, властным, вкрадчивым, взволнованным н т.д.); - поведением в общении (сдержанностью, беспокойством, неуверенностью, скованностью и т.д.); - дистанцией в общении (интимной, личной, социальной и т.д.) Дистанция в общении определяет характер отношений партнеров. Интимная и личная дистанция свидетельствуют о том, что общающиеся являются близкими людьми или друзьями. Социальная дистанция указывает на официальный, а публичная - на интеллектуально-демонстрационный характер общения. Манер общения много. Общение может быть уважительным или пренебрежительным, протекать в шутливой или серьезной, озлобленной или доброжелательной манере. Стиль общения - это индивидуально-типологические особенности взаимодействия между людьми. В стиле общения находят выражение: - особенности коммуникативных возможностей человека; - сложившийся характер отношений с конкретными людьми или коллективами; - психологическая или социальная индивидуальность человека; особенности партнера по общению. Фундамент стиля общения личности составляет ее нравственно-этические установки и оценки социально-этических установок общества. Наиболее распространены следующие стили общения: - творчески-продуктивный; - дружеский; - дистанционный; - подавляющий; - популисткий; - заигрывающий; - требовательный; - деловой; - позиционный. Стиль общения непосредственно влияет на эмоциональную атмосферу взаимодействия и выбор его средств. Средства общения делятся на пять основных групп: - лингвистические (речевые); - оптико-кинестические (жесты, мимика, пантомимика); - паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность); - экетралингвнстические (паузы, смех, плач, темп речи); - пространственно-временные (дистанция, время, место, ситуация общения). Речевые средства общения образуют логико-смысловую линию, определяющую его содержание. Эту линию целесообразно называть «словесным действием». Ведущей стилистической чертой современного публичного общения является разговорность, т.е. простота и живость построения фразы, использование разговорной лексики н фразеологии. Стилистическое своеобразие словесного действия проявляется в особенностях синтаксического строя, т.е. в построении фраз и словосочетаний. Но вместе с этим своеобразие разговорного стиля словесного действия создается рядом психотехнических приемов: - воображаемой диалогизацией (синтаксический строй словесного действия имитирует воображаемую обстановку диалога); - вопросно-ответным ходом (субъект общения сам задает себе вопрос и сам на него дает ответ); - риторическим вопросом (который, как известно, содержит утверждение или отрицание, возбуждает мысли, эмоции партнеров по общению); - эмоциональными восклицаниями (что позволяет усилить внимание к теме общения, стимулирует разговорность общения); - инверсией (т.е. преднамеренным нарушением порядка слов). Качество и эффективность словесного действия, его коммуникативная действенность зависят от того, насколько субъект владеет психотехникой речи. Психотехника речи - это система индивидуально-психологического управления голосом, дикцией, интонацией, логикой в соответствии с социально-психологическими условиями общения. Словесное действие, как видно из его характеристик, аккумулирует паралингвистические и экстралингвистические средства общения. В этом смысле психотехника речи - это раздел психотехники общения, раскрывающий приемы эффективного пользования лингвистическими, паралингвистическими и экстралингвистическими средствами взаимодействия людей. Если лингвистические средства определяют содержательность словесного действия, то паралингвистическне и экстралингвистические - его выразительность. Интонация и тональность воздействуют не только на сознание, но и на сферу чувств, придают эмоциональную окраску словам и фразам. Темп словесного действия - это скорость его осуществления. Быстрый темп затрудняет возможность сосредоточить внимание на логике и содержании словесного действия, медленный -утомляет. Наиболее оптимальный вариант темповой организации словесного действия - психологически целесообразное управление. Паузы, при их правильном использовании, позволяют лучше передать смысл слова, фразы, подчеркнуть или усилить наиболее важные места Дикция, т.е. ясное, четкое произношение звуков, облегчает процесс проникновения в содержание словесного действия. Оптико-кинетические средства организуют динамические психофизические действия. Жест - это движение, передающее психическое состояние говорящего или думающего про себя человека Мимика -это динамическое выражение лица в конкретный момент общения. Пантомимика- это динамическое состояние позы в конкретный момент общения, Слияние словесного и оптико-кинетического действий образует процесс воздействия одного субъекта общения на другой и наоборот. Но это воздействие эффективно только в том случае, если в его ткань включаются механизмы взаимопонимания. 5. Механизмы взаимопонимания в общении. Механизмы взаимопонимания в общении обычно таковы: 1. идентификация - это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе; 2 стереотипизация - это классификация форм поведения и интепретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениями, социальным стереотипам; 3. рефлексия - это осмысление субъектом того., какими средствами, почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению; 4. обратная связь - это получение адресантом информации о том, какое воздействие он оказал на адресата, и корректировка на этой основе дальнейшей стратегии общения. Воздействие, таким образом слагается из органического единства трех действий: словесного; оптико-кинетического; психотехнического. Воздействие - это фактическое выражение коммуникативности общения. Интерактивность его обеспечивается пространственно-временными средствами общения: - дистанцией - расстоянием, причем физическим, между партнерами по общению; пристройкой - позицией, выражающей отношение одного партнера к другому; временем, местом, ситуацией - условиями общения, определяющими напряженный или спокойный характер взаимодействия, комфорт ил дискомфорт общения. Общение представляет собой системное образование и может быть рассмотрено с этой позиции как взаимодействие равноправных субъектов.
|