Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Динамика глобальной политической системы






 

Глобальная политическая система не является чем-то застывшим, ее структура постоянно меняется. Концепция мирового порядка, в отличие от устаревших моделей мира первой половины 20 в., позволяет проследить эту динамику, определить поворотные моменты в развитии геополитических систем. Политическая история и политическая география тесно связаны друг с другом: всякое изменение в мировой политике, всякое событие имеют определенный географический смысл, поскольку они меняют ситуацию на политической карте карте мира - геополитическую значимость и роли различных территорий. Многие исследователи пытались сконструировать пространственно-временную матрицу мирового политического процесса и показать, как в различные периоды времени была устроена глобальная система, что происходило с ведущими центрами силы.

Современные специалисты в области геополитики полагают, что глобальная политическая система развивается по циклической модели. Одной из самых известных является теория длинных циклов, предложенная Джорджем Моделски в 1970-х гг. По мнению этого автора, глобальная система формируется, начиная с 1500 г., и развивается циклически. Каждый длинный цикл продолжается около ста лет и имеет определенную логику своего развития. На начальном этапе появляется доминирующая мировая держава, затем начинается мировая война между основными конкурентами в борьбе за мировое господство. Война заканчивается заключением масштабного международного договора, устанавливающего мировой порядок на обозримый промежуток времени. Создаются ключевые институты, которые призваны поддерживать этот порядок. Однако постепенно расстановка сил в мире меняется, легитимность договора и институтов снижается, и мировой порядок не выдерживает очередной проверки на прочность. Начинается новый длинный цикл, имеющий ту же самую логику и последовательность событий (Modelski, 1987).

Каждый длинный цикл характеризуется доминированием одной из “великих держав”. Это государство выигрывает мировую войну и навязывает остальным свою модель мирового устройства. Исчерпание у этого государства ресурсов для поддержания мирового порядка приводит к смене циклов. Во время первого длинного цикла доминировала Португалия (1495-1580 гг.), второго - Нидерланды (1580-1688 гг.), третьего и четвертого - Британия (1688-1792 и 1792-1914 гг.), пятого - США. С этой периодизацией можно не соглашаться, но геополитический смысл длинных циклов очевиден. Для каждого цикла характерна своя география распределения силы - есть государство-гегемон, центры силы разного порядка, устойчивые союзнические блоки, определенные конфликтные зоны и т.п. Иерархия держав является более или менее общепризнанной, что не исключает острого соперничества и отдельных попыток бросить вызов гегемону. Например, пятый длинный цикл западные исследователи рассматривают как период геополитического доминирования США, которым пытался бросить вызов Советский Союз (биполярность тогдашнего мирового порядка признается далеко не всеми).

Циклы гегемонии анализировались и другими авторами. Например, И.Валлерстайн определил три цикла гегемонии. Для каждого из них характерны три фазы - мировая война, доминирование гегемона и упадок. Первый (нидерландский) цикл гегемонии продолжался с 1618 по 1672 гг. Второй продолжался с 1792 по 1896 гг. Он связан с доминированием Британии. Третий цикл - американский начался в 1914 г.

П.Тэйлор предлагает свое видение геополитической динамики, используя концепцию геополитических мировых порядков. Он выделяет два мировых порядка, каждый из которых делится на несколько фаз. Мировой порядок борьба за “британское наследство” продолжается в течение 1907-45 гг. Он характеризуется постепенной растратой ресурсов для поддержания британской гегемонии и усилением новых центров, прежде всего - Германии и США. В этом заключается его отличительная особенность. Этот мировой порядок делится на пять фаз: “хрупкий раскол” (1907-14 гг.), “первый раунд” (1914-19 гг.), “интерлюдия вакуума силы” (1920-31 гг.), “восстановление раскола” (1931-39 гг.) и “финальное раскрытие карт” (1939-45 гг.). Затем наступает переходный период, для которого характерны неопределенность, выдвижение сразу нескольких возможных сценариев мирового развития.

В результате определяется один сценарий и начинается мировой порядок “холодной войны” (1947-89 гг.). Его геополитические доминанты - биполярный мир, жесткое противостояние СССР и США со своими блоками, доминирование идеологического фактора в мировой политике. Этот мировой порядок имеет четыре фазы: “замерзание” (1947-53 гг.), “конфликт и концерт, соревнование или заговор” (1953-69 гг.), “разрядка и требования нового порядка” (1969-79 гг.) и “процесс замерзания-оттаивания со смертельными побочными эффектами” (1979-89 гг.). После очередного переходного периода начинается “новый мировой порядок”.

Выше говорилось об альтернативной концепции геополитических порядков Дж.Эгнью и С.Корбриджа. По мнению этих авторов, мир пережил три геополитических порядка - британский (1815-1875), межимперского соперничества (1875-1945) и “холодной войны” (1945-1990). Дж.Эгнью и С.Корбридж полагают, что циклы мировой политики не могут определяться через гегемонию одной из держав, что речь идет о более сложной системе отношений, которая представляет собой полиархию и напрямую зависит от состояния мирового хозяйства.

Существует особое видение мировых порядков и их динамики. Как уже говорилось, многие современные исследователи, особенно - сторонники мир-системного подхода пытаются определить зависимость геополитических процессов от динамики развития мирового хозяйства, от экономических факторов. Цикличность экономического развития дает для этого неплохую возможность.

Большое влияние на геополитику оказали работы русского экономиста Николая Кондратьева, который в своих работах рассматривал циклы, или длинные волны, развития мировой экономики. Каждый из этих циклов связан с внедрением технологических инноваций, которые определяют развитие экономики на несколько десятилетий вперед. В пределах каждого цикла выделяются две фазы - фаза роста (А) и фаза стагнации (Б). Во время первой фазы происходит интенсивное внедрение инноваций, вторая фаза характеризуется реорганизацией экономики, “перевариванием” инноваций и подготовкой нового цикла. Первый цикл Кондратьева начинается в 1780-90 гг., смена фаз происходит в 1810-17 гг., конец цикла связывается с 1844-51 гг. Экономической доминантой этого цикла является промышленная революция. Второй цикл достигает пика в 1870-75 гг. и заканчивается в 1890-96 гг., он связан с развитием черной металлургии и железнодорожным строительством. В третьем цикле смена фаз происходит в 1914-20 гг., цикл завершается в 1940-45 гг. Инновациями этого цикла являются химическая и нефтяная промышленность и электроэнергетика. Затем начинается четвертый цикл, связанный с развитием аэрокосмической и электронной промышленности. Его пик был пройден в 1967-73 гг., к настоящему времени этот цикл можно считать завершенным. Геополитическое содержание кондратьевских циклов заключается в том, что они как бы оказывают давление на эволюцию глобальной системы, выводя на первые роли экономических лидеров, выигрывающих от внедрения инноваций (Модельски, Томпсон, 1992).

В рамках мир-системного подхода в геополитике циклы Кондратьева служат основой матрицы стадиально-циклического развития геополитической экономики. Исследователи выделяют 10 геоэкономических периодов и привязывают к каждому из них определенную расстановку сил в мире. Восемь из 10 периодов представляют собой фазы “А” и “Б” четырех циклов Кондратьева. Рассматриваются также две фазы т.н. “логистической волны”, которая предшествовала первому циклу Кондратьева. Предполагается, что геополитическая ситуация в мире меняется синхронно изменениям в мировой экономике.

Некоторые исследователи обратили внимание на тот факт, что кондратьевские циклы во многом совпадают с циклами геополитической гегемонии Британии и США, определенными в частности И.Валлерстайном. Первые два цикла связаны с подъемом и упадком Британии, вторые два - с подъемом и упадком США. Возникла идея не просто сопоставлять кондратьевские циклы с циклами геополитической гегемонии, а синтезировать их. Была предложена концепция спаренных циклов Кондратьева: каждый такой спаренный цикл включает два цикла Кондратьева и делится на четыре фазы, совпадающие с фазами роста и стагнации двух кондратьевских циклов. Эти фазы получили свои названия - усиливающейся гегемонии, гегемонистской победы, гегемонистской зрелости, ослабления гегемонии. Речь, таким образом, идет о динамике влияния мирового лидера, которая совпадает с динамикой мировой экономики.

Рассматрим конкретные примеры. Первая пара кондратьевских циклов связывается с британским доминированием в мире. На первой фазе разворачивается соперничество Британии и Франции, которое приводит к наполеоновским войнам. Британия в это время находится в авангарде промышленной революции. Затем Британия превращается в “мастерскую мира”, устанавливает контроль над Индией и добивается успехов в развитии экономических связей с Латинской Америкой. Третья фаза ассоциируется с эрой свободной торговли, Лондон становится мировым финансовым центром. Наконец, Британию начинают постепенно вытеснять с ведущих ролей в колонизационном процессе, страна теряет лидерство в промышленной революции, начинает уступать свои политические позиции в мире другим европейских государствам и США.

Вторая пара кондратьевских циклов связывается с гегемонией США. Это государство постепенно наращивает свои силы во время первой фазы, развивает массовое производство и соперничает с Германией - другим “молодым хищником” начала 20 в. На второй фазе США одерживают экономическую победу, в то время как Британия и Германия теряют свои позиции в мире. После Второй мировой войны Нью-Йорк становится финансовым центром мира, доллар - мировой валютой, вводится бреттон-вудская система. Наконец, четвертая фаза характеризуется торговыми войнами, давлением японских и германских конкурентов, которые вынуждают США возвращаться к протекционистской политике для защиты внутреннего рынка.

Таким образом, динамика глобальной системы исследуется современными авторами с двух позиций. Одни делают упор на изменения военно-политической мощи отдельных стран и выделяют циклы, связанные с гегемонией того или иного государства в мире или его борьбой за гегемонию. Это - более традиционный подход. Другие выводят на первый план экономический фактор и изучают геополитические процессы в неразрывной связи с изменениями в мировом хозяйстве. Оба подхода имеют право на существование, хотя их отличает некоторая однобокость. Наилучшие перспективы в сравнении с ними имеет изучение динамики геополитических (мировых) порядков. Эта концепция позволяет рассматривать все глобальные процессы в комплексе, поскольку каждый мировой порядок представляет собой определенную систему отношений в мире со своими значимыми параметрами. Речь идет уже не о циклах гегемонии, а о динамике глобальной полиархии. Смена одного порядка другим и определяет циклическое развитие глобальной системы.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал