Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические материалы к семинару






Внешне экокарта выглядит как несколько концентрических окружностей: 1) внутренняя - сам клиент с его пониманием причин возникновения проблемной ситуации и представлением «нормального» функционирования; 2) поддерживающее окружение - это те субъекты и объекты, которые находятся в зоне ближайшего окружения клиента (члены семьи, близкие друзья и др.) и могут оказывать ему значимую поддержку; 3) питающая система, например, опыт и знания социального работника; ресурсы системы социальной защиты; другие люди из его окружения (коллеги по работе, представители диаспоры, члены религиозной конфессии и т.п.). Наглядное представление информации прежде всего способствует выявлению различных аспектов взаимодействия и взаимосвязей, позволяя рассмотреть известные в целом факты с новой точки зрения, детализировать их и иерархизировать по степени влияния.

Экокарта создается вместе с клиентом для определения как ресурсов и источников поддержки, так и напряжений во взаимоотношениях семьи с окружением. Заполнение экокарты помогает социальному работнику и клиенту определить сильные стороны, нужды и пограничные аспекты. Ее прорисовка, создание включает в себя письменный анализ взаимоотношений между индивидом / семьей и окружением. Особое внимание уделяется следующим аспектам:

- социальная поддержка (семья, друзья, религиозные организации, группы поддержки, соседи, домашние животные, и т.д.);
- ресурсы социальной защиты (помощь в поиске жилья, службы, оказывающие помощь в ежедневном уходе, финансовая помощь, услуги по здравоохранению и стоматологии, службы психиатрической (психотерапевтической) и наркологической помощи, юридическая помощь, транспорт, возможности трудоустройства, помощь в получении питания, т.д.);
- стрессоры (сложности с законом, семейная динамика, финансовые проблемы, вопросы здоровья, неопределенность в вопросе жилья, удаленность служб, помогающих в ежедневном уходе, транспортные проблемы, домашние трудности, препятствия в трудоустройстве, злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, беременность, наличие детей, дискриминация и т.д.).

В процессуальном плане в ходе разработки конкретной технологической цепочки вмешательства речь идет о создании некой программы как образа развития, как изменения отношений между социальным клиентом и другими социальными системами. Особенность составляемой совместно с клиентом программы состоит в том, что в ней определяется способ синтеза общих принципов и тенденций развития личности в условиях многообразия конкретных условий других социальных систем. Можно говорить о том, что в ходе взаимодействия по составлению экокарты реализуется моделирование жизненного пространства клиента, позволяющего использовать многообразие отношений всех субъектов процесса, в котором возможен выбор личностью путей социального развития, адекватных современным общественным условиям. Экокарта, таким образом, создает основу для проектирования технологии социальной работы для конкретного случая. Все технологии в рамках экосистемного подхода могут быть сведены в три группы: консультационные, управляющие ресурсами, обучающие. Особый акцент в этом подходе делается на последней группе технологий. Приоритетность этой группы технологии определяется основной целью оказания социальной помощи – способствовать развитию навыков самопомощи, способности организовать жизнедеятельность без дополнительной помощи. Изучение и внутреннее документирование полученного опыта способствует росту адаптивности клиента и развитию его самодостаточности, что и является основной целью деятельности специалиста по социальной работе.

Примечание. При подготовке к семинару или «круглому столу» студенты могут использовать литературу из дополнительного списка и другие, самостоятельно найденные научные источники.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал