Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
SWOT-анализ. SWOT-анализ – инструмент анализа ситуации, того или иного решения, который полезен как для начала работы над стратегическим планом или для оценки потребности
SWOT-анализ – инструмент анализа ситуации, того или иного решения, который полезен как для начала работы над стратегическим планом или для оценки потребности в новом проекте, так и для принятия решения по достаточно простому вопросу. Фактически этот вид анализа позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны организации, а также потенциальные возможности и угрозы/риски. Для этого необходимо сопоставить сильные и слабые стороны организации с возможностями внешней среды, окружения, общества и т.д. На основании сопоставления можно определить направление, в котором необходимо/есть возможность развиваться, а также особенности распределения ресурсов. Этот анализ позволяет «увидеть» ситуацию с различных позиций и учесть различные факторы при составлении плана действий. SWOT – это английский акроним[1] широко известный среди специалистов. «S» – означает преимущества (англ. strength), «W» – слабости организации (англ. weakness), эти характеристики описывают то, как вы видите организацию или проект в настоящий момент. «О» - возможности (англ. opportunities), которые могут появиться. «Т» - угрозы (англ. threat), с которыми придется столкнуться. Рассмотрим схему SWOT-анализа. Для выполнения SWOT-анализа используется матрица в виде таблицы для заполнения. При этом в поле S и W вы анализируете общественную организацию «изнутри» и с точки зрения того, что она представляет собой в данный момент – в настоящем (с точки зрения деятельности в целом или же по отношению к конкретному проекту). В поле O и T вы анализируете внешние угрозы и возможности, которые могут ожидать организацию в будущем. Конечно, можно написать анализ и по каждому из пунктов отдельно, на различных листах, но то, что SWOT расположен в таблице, позволяет облегчить общее понимание ситуации, не зацикливаясь только на «преимуществах» или «угрозах». В ходе анализа старайтесь как можно конкретнее указывать сильные и слабые стороны общественной организации, а также возможности и риски. Чем четче и конкретнее будут формулировки, тем эффективнее вы сможете использовать результаты анализа на практике. Конкретность заключается также в том, чтобы указать конкретные факты, имена или суммы. Например, описывая человеческие ресурсы в поле «сильные стороны», не пишите просто специалисты, укажите, какие специалисты организации могут быть задействованы в данном проекте; в поле «угроза» напишите, что есть организация-конкурент, работающая в той же области и взаимодействующая с потенциальными спонсорами организации. Или в «угрозах» слова «отсутствие поддержки от администрации» правильно заменить на указание того, в чем заключается это «отсутствие». Например, «представители власти отказываются присутствовать на мероприятиях организации». Если при этом отсутствует прямое противодействие деятельности организации, то в «возможностях» следует также указать «отсутствие противодействия со стороны власти». Для каждой части SWOT можно проводить анализ. Так, для «внутренней» части анализа можно использовать следующий план: · Организационные ресурсы и менеджмент; · Ценности; · Человеческие ресурсы; · Маркетинг; · Информационные ресурсы; · Нормативная база; · Финансовые и материальные ресурсы.
Для «внешней» части анализа можно использовать следующий план: · Потенциальные партнеры и конкуренты; · Взаимоотношения с референтными (значимыми) группами (например, органы власти); · Ценности в сообществе; · Доступность человеческих ресурсов; · Информационные ресурсы; · Маркетинг; · Имидж; · Доступность финансовых ресурсов; · Нормативно-правовая база; · Иные внешние факторы, оказывающие влияние (например, преддверие новогодних каникул). Важно не только перечислить все пункты анализа, но и затем смоделировать, что возможно сделать, чтобы преодолеть слабости, проанализировать, какова природа преимуществ и какие меры следует предпринять для того, чтобы не потерять их. Подумайте также о том, каким образом можно минимизировать угрозы/риски или преобразовать их в возможности, потенциально сильные стороны. Идеальным вариантом будет, если удастся придумать, как обратить слабые стороны организации в силу, а угрозы – в возможности.
При разработке стратегии и дальнейшего плана действий для организации также будет полезным ответить на следующие вопросы: o Возможности окружения. Что происходит в секторе, в котором работает организация (от событий и процессов в области деятельности до более широкого контекста - в политике и культуре страны, мира, и как это влияет на деятельность организации и ее перспективы. o Конкуренция и ресурсы. Что в организации делается хорошо, в чем она может достичь успеха, для какой работы удобно ее месторасположение? Какие сильные и слабые стороны организации в сравнении с конкурентами? o Интересы и устремления. Что собираются делать члены организации, в чем состоят интересы этой организации? o Ответственность. Какие обязательства организация взяла на себя в настоящем или в будущем? Например, повышение качества работы для того, чтобы соответствовать критериям спонсора/членам организации.
|