Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цена ориентации






«Ценностные ориентации юношеского возраста» - так называется совместная статья А.М. Кумушкулова и студента выпускного курса специальности «Педагогика и психология» С.Х., опубликованная в книге «Научные доклады региональной конференции «Неделя науки – 2009» [4, с. 130-133].

Она начинается с похищенного из работы доктора педагогических наук, член-корреспондента РАО, профессора, заведующего кафедрой Санкт-Петербургского госуниверситета Н.В. Бордовской текста: «Ценности современного человека выражают его общую культуру, которая проявляется через способы ориентирования в окружающем мире. То есть ценностные ориентации - одна из важнейших характеристик личности современного человека, определяющих мотивацию его поведения и оказывающих существенное влияние на все стороны жизнедеятельности. В исследованиях психологов, социологов и педагогов доказано, что ценностные ориентации играют большую роль в жизни и устройстве общества. Они представляют собой относительно устойчивую, социально обусловленную направленность личности на цели и средства деятельности и тесно взаимосвязаны с самооценкой» [1; 4, c. 130]

После Н.В. Бордовской начинается И.В. Шаповаленко: «Хронологические границы юношества определяются в психологии по-разному. Граница между подростковым и юношеским возрастом достаточно условна, и в одних схемах периодизации (преимущественно в западной психологии) возраст от 14 до 17 лет рассматривают как завершение подростничества, а в других — относят к юности» [5, с. 262; 4, c. 131]. «Ведущей деятельностью в юности признается учебно-профессиональная деятельность. Несмотря на то, что во многих случаях юноша продолжает оставаться школьником, учебная деятельность в старших классах должна приобрести новую направленность и новое содержание, ориентированное на будущее» [5, с. 267; 4, с. 131-132]. «В юности создаются благоприятные условия для становления интегративного психического образования, смысла жизни. Прибывающие жизненные силы, открывающиеся возможности настраивают подростков, особенно юношей, на поиск перспективы и жизненного смысла. Появляется заинтересованное, взволнованное отношение к личному смыслу жизни…

Юность — это период, которому свойственны противоречивые переживания, внутреннее недовольство, тревожность, метания, но они менее демонстративны, чем в подростковом возрасте» [5, с. 277; 4, с. 132].

«… В юношеском возрасте происходит увеличение потребности в общении, увеличение времени на общение и расширение его круга (не только в школе, семье, по соседству, но и в разных географических, социальных, виртуальных пространствах)» [5, с. 279; 4, с. 132].

Следующее предложение похищено из учебного пособия для студентов высших учебных заведений «Логопсихология», написанного В.А.Калягиным и Т.С. Овчинниковой: «Наиболее распространенной в настоящее время является методика изменения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей» [3, с. 277; 4, с. 132]. «…Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость – возможность варьировать как стимульный материал, так и инструкции» - этот фрагмент взят из автореферата диссертации А.В. Шершневой [6; 4, с. 132].

Следующий фрагмент взят из рекомендованного Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов «Стратегическое управление», автором которого является О.С. Виханский: «Совокупность ценностей, которым следует человек, составляет его ценностную систему, по которой окружающие судят о том, что он представляет из себя как личность. Ценностная система человека формируется в основном на основе воспитания. Многие ценности человек получает под влиянием родителей и других близких ему людей» [2, с. 141; 4, с. 132].

Завершает статью текст из учебника «Возрастная психология» И.В. Шаповаленко: «В ранней юности сильнее по сравнению с предыдущими возрастными этапами проявляется потребность в уединении. Коммуникативное уединение представляет собой общение с неким идеальным партнером, со своим Я, с представляемыми лицами. В уединении юноши и девушки проигрывают роли, которые им недоступны в реальной жизни. Они делают это в играх-грезах и в мечтах, по преимуществу рефлексивных и социальных» [5, с. 280; 4, с. 133].

Данная статья вызывает вопрос: на что, куда ориентирует А.М. Кумушкулов студентов? Ответ содержится и в статье: на похищение чужой интеллектуальной продукции, т.е. на воровство и на обман. Жаль.

 

Литература

 

1. Бордовская, Н.В. Ценностные ориентации современных студентов. -

2. Виханский, О.С.. Стратегическое управление: учеб. для студ. 2- е изд. переработ. и дополн. – М.: Гардарик, 1998. - 296 c.

3..Калягин, В.А., Овчинникова, Т.С. Логопсихология: учеб. пособие для М.: Академия, 2006. — 320 с.

4. С., Х., Кумушкулов, А.М. Ценностные ориентации юношеского возраста // Научные доклады региональной конференции «Неделя науки - 2009». В 4-х частях. Ч. IV часть «Педагогические и социально-гуманитарные науки» / Изд-е Сибайского института (филиала) БашГУ. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. – 213 с. – C. 130-133-

5. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учеб. для студ. вузов / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2005. – 349 с.

6. Шершнева, А.В. Концептуальные основы формирования экзистенциальной сферы: автореф. дис. … канд. пед. наук / А.В. Шершнева. - Калининград, 2001.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал