Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личность Байрона

Героем «восточных поэм» Байрона является обычно бунтарь-индивидуалист, отвергающий все правопорядки буржуазного общества. Это типичный романтический герой, его характеризуют исключительность личной судьбы, сильные страсти, несгибаемая воля, трагическая любовь. Индивидуалистическая и анархическая свобода является его идеалом. Этих героев лучше всего охарактеризовать словами Белинского, сказанными им о самом Байроне: «Это личность человеческая, возмутившаяся против общего и, в гордом восстании своем, опершаяся на самое себя». Восхваление индивидуалистического бунтарства было выражением духовной драмы Байрона, причину которой следует искать в самой эпохе, породившей культ индивидуализма.

Однако ко времени появления «восточных поэм» это их противоречие не столь резко бросалось в глаза. Гораздо более важным тогда (1813-1816) было другое: страстный призыв к действию, к борьбе, которую Байрон устами своих неистовых героев провозглашал главным смыслом бытия. Людей того времени глубоко волновали содержащиеся в «восточных поэмах» мысли о загубленных человеческих возможностях и талантах в современном обществе. Так, один из героев «восточных поэм» сожалеет о своих «нерастраченных исполинских силах», другой герой, Конрад, был рожден с сердцем, способным на «великое добро», но это добро ему не дано было сотворить. Селим мучительно тяготится бездействием.

Герои поэм Байрона выступают как судьи и мстители за поруганное человеческое достоинство: они стремятся к сокрушению оков, насильственно наложенных на человека другими людьми.

Композиция и стиль «восточных поэм» характерны для искусства романтизма. Где конкретно происходит действие этих поэм – неизвестно. Оно развертывается на фоне пышной, экзотической природы: даются описания бескрайнего синего моря, диких прибрежных скал, сказочно прекрасных горных долин. Однако тщетно было бы искать в них изображение ландшафтов какой-либо определенной страны, как это имело место, например, в «Чайльд Гарольде». «Действие в „Ларе" происходит на Луне», – писал по этому случаю Байрон своему издателю Муррею, советуя воздержаться от каких-либо комментариев по поводу рельефа описываемой местности в этой поэме. Каждая из «восточных поэм» является небольшой стихотворной повестью, в центре сюжета которой стоит судьба какого-либо одного романтического героя. Все внимание автора направлено на то, чтобы раскрыть внутренний мир этого героя, показать глубину его могучих страстей. По сравнению с «Чайльд Гарольдом» поэмы 1813-1816 гг. отличаются сюжетной завершенностью; главный герой не является лишь связующим звеном между отдельными частями поэмы, но представляет собой главный предмет ее. Поэт не описывает здесь больших народных сцен, не дает политических оценок текущих событий, собирательного образа простых людей из народа. Протест, звучащий в этих поэмах, романтически абстрактен.

Построение сюжета характеризуется отрывочностью, нагромождением случайных деталей; повсюду много недомолвок, многозначительных намеков. Можно догадаться о мотивах, движущих поступками героя, но часто нельзя понять, кто он, откуда пришел, что ждет его в будущем.

Сюжет поэмы «Гяур» (1813) сводится к следующему: Гяур на смертном одре исповедуется монаху. Его бессвязный рассказ – это бред умирающего, какие-то обрывки фраз. Лишь с большим трудом можно уловить ход его мыслей. Гяур страстно любил Лейлу, она отвечала ему взаимностью и влюбленные были счастливы. Но ревнивый и коварный муж Лейлы Гассан выследил ее и злодейски убил. Гяур отомстил тирану и палачу Лейлы.

Гяур терзается мыслью о том, что его «богатые чувства» попусту растрачены. В его монологе звучит обвинение обществу, которое унизило его, сделало несчастным отщепенцем.

Герой поэмы «Корсар» является вождем пиратов – бесстрашных людей, отвергающих деспотические законы общества, в котором они вынуждены жить и которому предпочитают вольную жизнь на необитаемом острове.

Корсар, их смелый предводитель, – такой же бунтарь, как и Гяур. На острове пиратов все подчиняются ему и боятся его. Он суров и властен. Враги трепещут при одном упоминании его имени. Но он одинок, у него нет друзей, роковая тайна тяготеет над ним, никто не знает ничего о его прошлом. Лишь по двум-трем намекам, брошенным вскользь, можно заключить, что и Корсар в юности, подобно другим героям «восточных поэм», страстно «жаждал творить добро»:

 

Он для добра был сотворен, но зло

К себе, его коверкая, влекло...

(Пер. Ю. Петрова)

 

Как и в судьбе Гяура, любовь играет в жизни Конрада роковую роль. Полюбив Медору, он навсегда сохраняет верность ей одной. Со смертью Медоры смысл жизни для Конрада утрачен, он таинственно исчезает.

Герой «Корсара» все время погружен в свой внутренний мир, он любуется своими страданиями, своей гордостью и ревниво оберегает свое одиночество. В этом сказывается индивидуализм героя, как бы стоящего над другими людьми, которых он презирает за ничтожество и слабость духа. Так, он не в состоянии оценить жертвенной любви красавицы Гюльнары, спасшей его с риском для жизни из темницы. Образ Гюльнары тоже овеян мрачной романтикой. Узнав истинную любовь, она уже не может мириться с постылой жизнью наложницы и рабы Сеида; ее бунт активен; она убивает своего тирана Сеида и навсегда отказывается от родины, куда больше ей нет возврата.

Поэма «Корсар» – шедевр английской поэзии. В «восточных поэмах» Байрон продолжал развивать жанр романтической поэмы.

Эволюция героя Байрона: если Чайльд Гарольд – первый романтический персонаж английского поэта – не идет дальше пассивного протеста против мира несправедливости и зла, то для бунтарей «восточных поэм» весь смысл жизни заключается в действии, в борьбе. На несправедливости, совершаемые «беззаконным законом» «цивилизованного» общества, они отвечают противоборством, однако бесперспективность их одинокой борьбы порождает их «гордое и яростное отчаяние».

Около 1815 г. Байрон создал замечательный лирический цикл «Еврейские мелодии». В стихотворениях этого цикла, как и в «восточных поэмах», ощутимы настроения мрачного отчаяния. Таково стихотворение «Душа моя мрачна», переведенное на русский язык Лермонтовым. По поводу этого стихотворения Белинский писал: «„Еврейская мелодия" и „В альбом" тоже выражают внутренний мир души поэта. Это боль сердца, тяжкие вздохи груди, это надгробные надписи на памятниках погибших радостей».

Необыкновенным богатством и разнообразием отличается любовная лирика Байрона 1813-1817 гг.: благородство, нежность, глубокая гуманность составляют отличительные ее черты. Это – лирика, лишенная какого бы то ни было мистицизма, ложной фантазии, аскетизма, религиозности. По словам Белинского, в лирике Байрона «есть небо, но им всегда проникнута земля».

Говоря о гуманизме лирических стихотворений Байрона, нужно прежде всего иметь в виду тот дух вольнолюбия и борьбы, которым они исполнены. В таких жемчужинах своей поэзии, как «Подражание Катуллу», «В альбом», «Афинянке», «К Тирзе», «Решусь», «На вопрос о начале любви», «Подражание португальскому», «Разлука», «О, если там, за небесами», «Ты плакала», «Стансы к Августе» и др., – он выражал освободительные идеалы нового времени. Глубокая искренность, жажда свободы, высокая и подлинная человечность лирических стихотворений будили сознание общества, настраивали его против обычаев и нравов периода реакции.

По-новому намечено решение темы индивидуального героизма в этом цикле. В стихотворении «Ты кончил жизни путь» рассказывается о герое, который сознательно пожертвовал жизнью для блага отечества. Поэт подчеркивает, что имя героя бессмертно в сознании народа.

Живя в Женеве, Байрон посетил Шильонский замок, в котором в XVI в. томился борец за дело республики, патриот Женевы Бонивар. Подвиг Бонивара вдохновил Байрона на создание поэмы «Шильонский узник» (1810). Поэме был предпослан «Сонет к Шильону». В этом сонете провозглашалась мысль о том, что «солнце свободы освещает темницу узникам, брошенным в тюрьму за ее светлые идеалы». В поэме перед читателем предстает уже не образ романтического бунтаря, а реальный портрет политического деятеля, пламенного патриота своей родины.

Бонивар по приказу герцога Савойского был брошен вместе с семью сыновьями в темные, сырые подвалы замка, расположенные под дном Женевского озера. Байрон воспроизводит страшную картину душевных мук узников, заживо погребенных в сырой и темной подводной могиле. Несмотря на многочисленные лишения, герой поэмы не утратил стойкости и силы духа.

Тема яростного отпора угнетателям, тема непримиримости, впервые зазвучавшая в «восточных поэмах», вновь с большой художественной силой возникает в стихотворении «Прометей». Прометеевская тема бесстрашной борьбы за свободу угнетенных становится одной из основных тем третьего (и последнего) периода творчества Байрона.

Герои философских драм Байрона выступают как представители всех угнетенных на земле. Глубокий душевный разлад, страшные муки совести, свойственные этим героям, являются их главной отличительной чертой. Но их гордое страдание проистекает не только из трагического сознания того, что для них «личное счастье» невозможно. Разочарование и уныние – это удел всего поколения, пережившего крушение гуманистических идей Французской революции.

«Манфред» (1817) – самая мрачная драматическая поэма Байрона. В ней нашли свое отражение глубокие душевные переживания поэта в 1816-1817 гг. (после изгнания его из Англии). Однако мотивы безнадежного отчаяния сочетаются в этом произведении с решимостью его героя до конца защищать свое человеческое достоинство и свободу духа.

Поэма «Манфред» принадлежит к могучей поэзии символов, трактующей коренные вопросы бытия.

Манфред достиг своей огромной власти над природой не сделкой с властителями преисподней, а исключительно силой своего ума, с помощью разнообразных знаний, приобретенных изнурительным трудом в течение многих лет жизни. Трагедия Манфреда, точно так же как и трагедия Гарольда и других ранних героев Байрона, – это трагедия незаурядных личностей. Однако протест Манфреда гораздо глубже и значительнее, ибо его несбывшиеся мечты и планы были гораздо обширнее и многообразнее:

...и я лелеял грезы,

И я мечтал на утре юных дней:

Мечтал быть просветителем народов.

Достичь небес - зачем? Бог весть!

(Пер. И. Бунина)

Крушение надежд, связанных с просветительством, – вот что лежит в основе того безысходного отчаяния, которое овладело душой Манфреда:

...перед ничтожеством смиряться,

Повсюду проникать и поспевать,

И быть ходячей ложью...

(Пер. И. Бунина)

Прокляв общество людей, Манфред бежит от него, уединяется в своем заброшенном родовом замке в пустынных Альпах. Одинокий и гордый, он противостоит всему свету – природе и людям. Он осуждает не только порядки в обществе, но и законы мироздания, не только разгул всеобщего эгоизма, но и собственное несовершенство, из-за которого он погубил горячо любимую Астарту, ибо Манфред не только жертва несправедливых общественных порядков, но и герой своего времени, наделенный такими чертами, как себялюбие, надменность, властолюбие, жажда успеха, злорадство, – словом, теми чертами, которые оказались оборотной стороной медали «раскрепощения личности» в ходе Французской буржуазной революции. Астарта погибла потому, что ее убила эгоистическая любовь Манфреда.

На судьбе Манфреда Байрон показывает, насколько губительны для окружающих честолюбие и эгоизм. Манфред прекрасно сознает свой эгоизм и терзается оттого, что его дикий, неукротимый нрав несет страшные опустошения в мир людей:

Я не жесток, но я – как жгучий вихрь,

Как пламенный самум...

Он никого не ищет, но погибель

Грозит всему, что встретит он в пути.

(Пер. И. Бунина)

Измученный своими страданиями и сомнениями, Манфред решился наконец предстать перед лицом самого верховного духа зла – Аримана, чтобы вызвать дух Астарты, еще раз услышать ее голос. Перед лицом этой неумолимой силы он проявляет стойкость и мужество. Прислужники Аримана не могут сломить его волю. Напротив, Манфред добивается исполнения своего требования: духи вызывают тень Астарты, которая сообщает Манфреду, что скоро он найдет желанный покой в смерти.

Верховный дух Ариман, его служанка Немезида, духи и парки, которые истребляют целые города и «восстанавливают падшие престолы... укрепляют близкие к падению троны», составляют зловещий фон драмы. Это – символическое изображение мрачного мира зла.

Для Манфреда немыслимо покориться этому жестокому миру, точно так же как немыслимо для него покориться и религии, стремящейся подчинить себе его могучий, гордый дух. В последней сцене драмы Манфред гордо отвергает предложение аббата покаяться и умирает таким же свободным и безмятежным, как и жил. Однако поистине всеобъемлющий характер богоборчество Байрона принимает в мистерии «Каин» (1821).

На основе библейского сюжета о первых людях на земле Байрон создал оригинальное произведение. Байроновский Каин – это не преступный братоубийца, каким его представляет библейская легенда, а первый бунтарь на земле, восстающий против Бога, обрекшего род людской на рабство и неисчислимые страдания. Каин с недоумением и негодованием смотрит на своих родителей – Адама и Еву, которые изгнаны из рая, но тем не менее воспитывают сыновей в духе рабской покорности Богу.

Иегова в мистерии Байрона честолюбив, подозрителен, мстителен, жаден, падок на лесть, словом, наделен всеми чертами земного деспота. Каин, обладающий острым умом и наблюдательностью, ставит под сомнение авторитет Бога. Он стремится к познанию мира и его законов и достигает этого с помощью падшего ангела Люцифера – гордого мятежника, который был свергнут Богом с неба за вольнолюбие.

Люцифер открывает Каину глаза на то, что все бедствия ниспосланы людям Богом, – это он изгнал их из рая, это он обрек людей на смерть.

Как и Манфреду, знание не приносит Каину счастья. Оно лишь наполняет его сознанием несправедливости тех законов, по которым устроено мироздание. Каин не может примириться с велениями верховного божества «жить, словно червь», «трудиться, чтобы умереть». Он не только протестует против тех условий, в которых осуждены жить люди на земле, но и против самих законов природы, бросая этим гордый вызов Богу. Желая найти поддержку своему протесту, Каин ищет сочувствия у своего брата Авеля, но Авель слепо верит в благость Бога. Он приносит на алтарь Бога ягненка – небесный огонь поглощает кровавую жертву Авеля. В то же время вихрь опрокидывает алтарь Каина с плодами – его жертва неугодна Иегове. В пылу спора, поддавшись чувству гнева, Каин ударяет Авеля в висок головней, которую хватает с жертвенника. Авель умирает. Вид первой в мире смерти потрясает Каина. Родители предают его проклятию. Преследуемый Иеговой, вместе со своей женой Адой и двумя детьми он удаляется в изгнание в «необозримые просторы земли».

В мистерии «Каин» мало действия: секрет ее художественности заключается в великолепной лирической поэзии, которой она насыщена. Здесь «мировая скорбь» Байрона достигает космических размеров. Вместе с Люцифером Каин посещает в космосе царство смерти, где видит тени давно погибших существ. «Такая же участь ждет и человечество», – говорит ему Люцифер. История развивается по замкнутому кругу, прогресс невозможен – к этому мрачному выводу Байрон приходит под влиянием философии Кювье о регрессе человечества.

Однако «Каин» является вместе с тем и свидетельством того, что Байрон отчасти решил расстаться с героем-индивидуалистом, что очень заметно, если сравнить образ Манфреда и образ Каина. Каин – не одинокий бунтарь, равнодушный к судьбе других людей (как Манфред). Он гуманист, восставший против власти и авторитета Бога во имя счастья людей, его глубоко печалит судьба грядущих поколений человечества. Манфред страдал от сознания своего трагического одиночества. Каин не одинок: он нежно любим Адой и отвечает ей взаимностью; Люцифер – «дух сомнения и дерзания» – его советчик и союзник. Каин – борец за справедливость для тех, кто вступил в спор с Богом. Образ любящей жены Каина Ады – один из самых очаровательных женских образов Байрона. Она не только возлюбленная Каина, но и его друг и утешительница. В ней сочетаются женственность и мужество, любящее сердце и сила характера. Она без колебания идет за мужем в изгнание, навстречу грядущим бедам и испытаниям.

Смелые атеистические и гуманистические идеи «Каина» произвели огромное впечатление на многих современников Байрона. В. Скотт назвал «Каина» «величественной и потрясающей драмой». Гёте заметил, что «красота произведения такова, что подобной миру не увидеть во второй раз».

Поэма «Беппо» (1818) открывает итальянский период творчества Байрона (1817-1823). Эта поэма является первым произведением, в котором отчетливо обозначилось стремление английского поэта к реализму. В поэме Байрон комически снижает «героику» романтического образа. В основу поэмы положен забавный рассказ о богатой венецианке Лауре, муж которой Беппо, уехав по делам в заморские страны, пропал без вести.

Однако, в отличие от романтических героинь, Лаура быстро утешается, у нее появляется другой возлюбленный. Герои поэмы чужды мрачной разочарованности, свойственной персонажам произведений Байрона до 1817 г. Напротив, им свойствен дух беззаботного веселья, они ценят шутку, искрящееся остроумие. Во время венецианского карнавала Лауру преследует какой-то турок. Выясняется, что это пропавший без вести ее муж Беппо. Происходит объяснение. Однако вместо «роковых страстей», смертоносной дуэли между соперниками читателя ждет вполне мирный конец.

Описывая жизнерадостные нравы Венеции, Байрон высмеивает английских пуритан-обывателей, издевается над лицемерной английской знатью. Он славит радости жизни, любовь, наслаждение. Для поэмы характерно точное воспроизведение деталей венецианского быта, шутливое описание нравов, комизм ситуаций. В 1819 г. Италия готовилась сбросить иго оккупации и обрести свою национальную свободу.

Байрон пишет поэму «Пророчество Данте», в которой славит поэта-гражданина, гениального создателя итальянского языка и поэзии. Перекликаясь с Данте, Байрон осуждает тех, кто «равнодушен к страданиям отчизны», поэт призывает не медлить, «сплотившись выступить», спасти свою родину. В это время он мечтает создать «суровую республиканскую трагедию», которая звала бы народ на борьбу с монархией и иностранной оккупацией.

Драма «Марино Фальеро, дож Венеции», написанная в Равенне в 1819 г., является политической трагедией, насыщенной большим революционным пафосом. В основе ее сюжета лежит историческое событие - демократический заговор венецианского дожа Марино Фальеро в 1355 г. против феодальной олигархии и цеха богатых купцов - «Совета сорока» в Венеции.

Байрон приветствовал неаполитанскую революцию 1820 г., предлагая повстанцам помощь деньгами, а себя «хотя бы в качестве простого волонтера». В своем дневнике он записал, что «народ здесь хороший, пламенный, свободолюбивый, но некому направить его энергию». Однако это не заставило Байрона забыть про свою родину.

Эта тревога о судьбе родины с наибольшей силой выразилась в «Ирландской аватаре» (1821) – небольшом сатирическом стихотворении, поразившем Гёте как «верх ненависти». «Аватара» (в индийской мифологии – воплощение богов в человеческом облике) была написана по случаю посещения новым английским королем Георгом IV верноподданиически настроенных ирландских либералов. Вспоминая о голоде, рабстве в Ирландии, о грабеже народа, совершаемом английским правительством, поэт осуждает ирландцев, польстившихся на подачки «четвертого из дураков и угнетателей, именуемых Георгами».

Критика буржуазного общества, начатая в «Бронзовом веке», находит свое дальнейшее развитие в поэме в стихах «Дон-Жуан» (1818-1823) – венце всего творчества Байрона.

Главный труд своей жизни поэму «Дон-Жуан» Байрон начал писать в Италии. По первоначальному замыслу автора в «Дон-Жуане» должно было быть «песен двадцать пять». Однако поэт успел написать целиком лишь шестнадцать песен и только четырнадцать строф семнадцатой.

В «Дон-Жуане» отражена современная Байрону эпоха, глубоко и правдиво показана жизнь общества. Вместе с тем в этом произведении он раскрыл глубину человеческой души. Если в романтических произведениях преобладала «одна извечная тоска», «одна, но пламенная страсть», то в байроновской поэме раскрываются многие черты характера героя и жизни европейского общества начала XIX в. Байрон повествует о комических происшествиях и веселых любовных историях, рисует грозные картины сражений и бури на море.

Это художественное и эмоциональное богатство определялось чрезвычайно широким идейно-тематическим содержанием жанра поэмы, который Байрон беспрестанно ищущий новые формы для наилучшего отражения жизни в искусстве, создал в последний период своего творчества. Пушкин говорил о «подлинно шекспировском разнообразии» «Дон-Жуана». В. Скотт также считал, что в этом последнем своем крупном творении Байрон «разнообразен, как сам Шекспир». И действительно, жанр поэмы отличается огромным богатством своих компонентов: его характеризуют глубокий лиризм, наличие эпического начала и страстная публицистичность.

В посвящении к поэме Байрон даёт понять, что отныне он относится критически к манере письма романтиков, что он осуждает их за идеализацию жизни. Участие в национально-освободительных движениях, близкий контакт с патриотами-итальянцами и греками убеждают Байрона в нежизненности его прежнего романтического героя, заставляют обратиться к «поэзии действительности». Это стремление к объективной передаче реальной действительности сочетается у английского поэта с непременным желанием осудить узость, претенциозность и, при известных условиях, комизм поступков и действий романтического героя. Байрон, высмеивая романтические порывы действующих лиц своего романа – Жуана, Джулии и других, – создает, по существу, в первых песнях поэмы пародию на романтическое произведение.

Самый способ создания характера главного героя поэмы, Жуана, коренным образом отличается от подачи образа романтического героя в «Гарольде», «восточных поэмах» и в «Манфреде». В этих произведениях перед нами предстает гордый разочаровавшийся в жизни и замкнувшийся в себе одиночка; о его прошлом можно догадаться лишь по случайным намекам. В противоположность этому в поэме дается обстоятельный рассказ о детстве и воспитании Жуана. Его образ лишен какого-либо ореола романтической «героики». Он – живой человек со всеми человеческими слабостями и пороками. Автор подчеркивает, что его герой и он сам не имеют ничего общего, тогда как героя ранних поэм Байрон почти всегда наделял некоторыми автобиографическими чертами.

Жуан родился в XVIII в. в Испании, в Севилье, в дворянской семье, в которой царил религиозно-ханжеский дух. В детстве он не слишком утруждал себя ученьем, ибо преподавали ему скучные и невежественные схоласты, а в юности он, вопреки поучениям ханжей, целиком отдался сердечному влечению – полюбил жену соседа прекрасную Джулию, у которой был старый и ревнивый муж – любовник матери Жуана. Чтобы избежать скандала, его мать поспешила отправить Жуана в далекое путешествие по Европе.

В сатирических описаниях жизни дворянских кругов Севильи нетрудно узнать ханжеские нравы и лицемерную мораль высшего общества Англии. Перенесение действия в Испанию обусловливается лишь желанием сохранить фабулу испанской легенды о Дон-Жуане.

Отправившись путешествовать, Жуан попал в кораблекрушение и был спасен дочерью пирата Ламбро – очаровательной девушкой Гайде. Любовь Жуана к Гайде – одно из наиболее поэтических мест поэмы. В четвертой – шестой песнях Байрон воспевает их прекрасный союз, не запятнанный никакими гнусными материальными расчетами. Однако счастье с Гайде оказалось недолговечным. Разгневанный пират, отец Гайде, продает Жуана в рабство туркам, а Гайде, не вынеся этого, умирает.

С невольничьего рынка Жуан попадает в сераль Султана, затем бежит оттуда под Измаил, где присоединяется к войскам Суворова, участвует во взятии Измаила, удостаивается награды за доблесть, после чего прибывает в Петербург, во дворец Екатерины II, куда его послал с депешей Суворов. Он становится фаворитом Екатерины и едет в Англию в качестве русского посла. На этом роман обрывается. Байрон собирался довести биографию своего героя до революции 1789 г. в Париже, где он должен был погибнуть на баррикадах.

Реалистическая направленность произведения ощущается в стремлении автора описать судьбу обыкновенного, рядового человека, раскрыть тайны его ума и сердца и, нисколько не умалчивая о недостатках, показать положительные черты его характера: честность, моральную стойкость, отвращение к лицемерию, любовь к свободе. Жуан невоздержан, непостоянен в своих привязанностях, подчас эгоистичен, но он с отвращением отвергает холодный разврат, отказываясь от любви султанши в серале; он мужественно и стойко борется за свою независимость. Жуан чуток, человечен, способен к состраданию: так, во время жестокого боя в Измаиле он спасает маленькую девочку, потерявшую родителей, и затем берет ее на воспитание. В Англии он с иронией наблюдает лицемерие, ханжество, снобизм правящих классов.

Характер Жуана дан в развитии. Взгляды и чувства его меняются в зависимости от обстоятельств жизни.

«Дон-Жуан» содержит огромное обобщение социально-политической жизни эпохи. По мере того как мужает Жуан, сатирическая напряженность байроновской критики различных деспотических режимов все возрастает.

Байрон предсказывает скорую и бесславную гибель Священного союза – «Союза душителей»; он говорит о том, что буржуазные порядки не принесут «высшей свободы».

Власть собственников-буржуа Байрон изображает как паутину, опутавшую народы.

Бескомпромиссный враг захватнических войн, восточного деспотизма, банкиров и феодальных лордов, Байрон сатирически рисует целую галерею таких персонажей. Среди них и Георг IV, и султан. Мысль поэта обращена к будущему. Байрон как бы завещал грядущим поколениям довести до конца ту борьбу за «высшую свободу» людей, которую он и его поколение начали.

Протест Байрона в «Дон-Жуане» против всякого гнета и политической тирании значительно глубже, чем во всех его предшествующих творениях. Поэт резко отрицательно рисует феодально-церковные круги, английских банкиров и «продажное правительство» Англии. Отец Гайде – пират Ламбро сравнивается им с премьер-министром. Банкир и политик – это тот же мошенник, только в гораздо-большем масштабе, однако никто и не подумает возмутиться в «цивилизованном обществе» их грабежом. Этот узаконенный грабеж «называют налогом!» – горько восклицает Байрон.

Временами сознание несправедливости и уродливости социальной жизни Англии и Европы порождает у поэта мрачные настроения. Он пишет, что мир – это тесная темница, где Англия – «тюремный часовой».

В X-XVI песнях «Дон-Жуана» поэт показывает антинародную политику английского правительства, лицемерие и ничтожество высшего света, комедию парламентской борьбы, своекорыстие и узость взглядов твердолобых английских буржуа, владык Сити – банкиров, являющихся истинными хозяевами в государстве.

Пародируя и высмеивая высокопарные заверения политиканов и отцов церкви о том, что они пекутся о «благе нации», и показывая, что эти заверения не более чем обман, которым ловко маскируются своекорыстный расчет и откровенный эгоизм – Байрон остроумно разоблачал пустоту, паразитизм, порочность, развращенность аристократии.

Последние песни «Дон-Жуана» – убедительное доказательство правильности мнения Белинского, писавшего, что творчество Байрона есть «отрицание современной ему английской действительности».

В последних песнях «Дон-Жуана» Байрон представляет длинную галерею «светских негодяев» – политиков, заправил Сити, вельможных завсегдатаев светских гостиных – «модных львов и львиц».

Вот перед нами могущественный советник короля – лорд Генри Амондевилл со своей супругой леди Аделиной. Знакомя читателя с леди Аделиной, поэт расточает похвалы ее уму, красоте, однако можно заметить легкую иронию, которая примешивается к этой похвале. Леди Аделина на своих домашних раутах одинаково приветливо улыбается и «последнему подлецу», и «порядочному человеку». Эгоистический расчет, холодная бесчувственность – вот что прячется за патрицианским лоском и показным радушием светской дамы.

На противоречии между видимостью и сущностью строится и психологический портрет сэра Генри – важный пост и внушительная внешность находятся в вопиющем противоречии с полным духовным убожеством этого человека. Это беспринципный карьерист и ловкий демагог, меньше всего думающий о «благе нации».

Пестрый фон для четы Амондевиллей – типичных представителей правящих кругов Англии – составляют многочисленные портреты других «светских негодяев»: тут и «бездарный граф, маркиз, барон», бесцельно прожигающие жизнь, делящие все свое время между охотой, кутежами, балами и балетом; эти «светские львы» «ложатся утром, вечером встают и больше ничего не признают». А мимоходом зарисованный портрет генерала, «весьма отважного на паркете», но «скромного воина на поле брани». Во многих случаях четкая эпиграммная характеристика отрицательных персонажей завершается комической фамилией, выражающей самую суть этих персонажей. Например, священник Пустослов, философ Дик-Скептиус, сэр Джон Пьювиски, великосветские дамы Мак-Пустоблеск, Мак-Ханжис и т.д.

Дон-Жуан непосредственно соотносится с предшествующими героями байроновских произведений, то полемизируя с ними, то в чем-то продолжая намеченные пути развития характера. Столкновение с окружающей действительностью дает огромные преимущества байроновскому герою. Его пассивность, эгоизм и безотчетная жажда наслаждений совершенно пропадают, уступая место нравственной стойкости (каннибализм среди матросов во время плавания по морю), самоотверженности и доброте (спасение девочки-турчанки), критическому освоению чужого опыта (Джонсона, Екатерины, матери).

«Удивительное шекспировское разнообразие» последней поэмы Байрона, отмеченное Пушкиным, объясняется и глубокой связью с английской традицией, и новаторством поэта.

Творчество Байрона оказало сильное воздействие на развитие многих национальных литератур (французской, немецкой, русской и др.). «Поэзия Байрона», – пишет Белинский, – страница из истории человечества: вырвите ее, и целость истории исчезла, остается пробел, ничем не заменимый».

 

ЛИЧНОСТЬ БАЙРОНА

 

«… он стал актёром собственной жизни» (А. Моруа)

 

………………………………

Другой от нас умчался гений,

Другой властитель наших дум.

 

Исчез, оплаканный свободой,

Оставя миру свой венец.

(Пушкин. К морю)

 

Ребёнок был так же красив, как его отец, но как только начал ходить, мать с ужасом обнаружила, что он хромает. Причина – неправильное положение матери во время родов. Ребёнок был очень развитый и отзывчивый, но отличался крайней вспыльчивостью. Как и его мать, он способен был внезапно приходить в бешенство. Его отец и мать пытались жить вместе, но им пришлось отказаться от этого. Озлобленная несчастьями, миссис Байрон стала крайне раздражительной. Гордая, как Люцифер, на неё находили такие приступы ярости, что фарфоровая посуда летала по всему дому.

В конце 1791 г. умирает отец – в полной нищете. Говорили, что он покончил с собой. Маленькому Джорджу предстояло вступить в жизнь одному с сумасбродной женщиной, у которой град поцелуев сменялся градом побоев. Он знал, что мать несчастна, боялся её и жалел. Позднее он стал её презирать. Его одноклассники говорили: «Байрон, у тебя мать сумасшедшая». Он отвечал: «Я сам это хорошо знаю».

Его чувственность, как и чувствительность, проявилась рано и с большой силой. В 9 лет он влюбился в свою кузину. Когда он вспоминал о своей хромой ноге, о своей подпрыгивающей походке, то чувствовал себя смешным и мучился от стыда. Он готов был провалиться сквозь землю.

Маленький лорд Байрон обнаруживал силу ума, чрезвычайно редкую для ребёнка. Тяжёлая жизнь часто способствует раннему развитию интеллекта.

Рано лишившись отца, он с детства привык презирать чей бы то ни было авторитет. Постоянный страх, что его физический недостаток вызывает к нему презрительное отношение, заставлял держать себя высокомерно, вызывающе и мрачно. В школе сильнее всего в новичке проявлялась гордость. Уроков не готовил, но много читал и поэтому многое знал.

В его памяти сохранилось самое тягостное унижение, которому он подвергся из-за своей хромоты. Однажды вечером он невольно подслушал разговор между любимой девушкой и её горничной.

– Неужели вы думаете, что я могу относиться серьёзно к этому хромому мальчишке? – сказала возлюбленная.

Эта фраза пронзила Байрона, словно удар ножа. Ночью он выбежал из дома, не помня себя. ярость, тоска, желание умереть, желание убить – самые мучительные чувства одолевали его всю жизнь.

Его хромота вызывала в нём непреодолимый страх двигаться перед незнакомыми людьми. К этому чувству стыда примешивалось ещё чувство неловкости за мать (её не принимала аристократия из-за вульгарности и неприятности), а после истории с той девушкой – страх перед женщинами. Когда его представляли какой-нибудь даме, он так терялся, что бормотал про себя: «Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь…» И снова: «Раз, два, три…» Он восхищался женщинами и ненавидел их. Хотел заставить их страдать, как страдал он сам. Он научился скрывать свои чувства под маской презрения.

В 16 лет он сделал открытие: у него есть сводная сестра Августа, ей было 20. Позднее они полюбили друг друга, хотя она была замужем. В 1814 г. она родила от него девочку.

 

Живя во время каникул с матерью, он начал её ненавидеть. Прямой по натуре, как все Байроны, он не умел скрывать своих чувств. Она незаметно теряла сына, как когда-то потеряла мужа. Она хотела быть ласковой, но от беспросветной жизни теряла голову, кричала на него, оскорбляла. Он писал Августе: «И я должен называть эту женщину матерью. С сегодняшнего дня я отрекаюсь от неё». Он осуждал мать, но сам мало-помалу заражался от неё. Бурные ссоры, в которых, не помня себя, высказывают всё, перешли в привычку.

В 1805 г. он оканчивает школу. За это время он убедился, что другие люди не испытывают такой потребности, как он, в абсолютных чувствах. Все, кого он встречал, мужчины и женщины, подростки и девушки, – все только играли с любовью, с истиной, с Богом. И он не хотел быть таким, как они.

Разве не похожи все женщины на ту возлюбленную, которая невольно оскорбила его? Мать? Фурия. Родной дом? Настоящий ад. Под детской весёлостью в нём мощной волной нарастала глубокая меланхолия.

Детство Байрона было сплошной трагедией. Ему не у кого было учиться ни стыдливости, ни мягкости.

В 1805 г. он поступил в Кембридж. В университете, как и в школе, сделаться центральной фигурой. Он страдал беспокойным честолюбием слабых людей. В университете считалось хорошим тоном ничего не делать. Гость, выпивавший за обедом только две бутылки, считался плохим собутыльником. (Хорошо – 4-5…) Презрительное отношение к пустой и разгульной университетской жизни не изменилось, но он подчинялся её условностям.

«Чтобы сделаться поэтом, нужно быть влюблённым или несчастным. Я был и тем и другим, когда писал «Часы досуга»» (Байрон).

Под влиянием Вольтера он давно уже перестал верить в Бога.

В Кембридже он завёл себе ручного медведя. Начальство его спросило, что он собирается с ним делать. Он ответил: «Подготовить его в кандидаты на кафедру».

Из своего тяжёлого детства он вынес сострадание к нищете. Он раздавал много денег и сам оставался без гроша.

В 1809 г. Байрон отплывает в Португалию – с чувством глубокой мизантропии. Мать получила прощальное письмо: «Передо мной весь мир. Я покидаю Англию без сожаления и без малейшего желания увидеть вновь всё, что в ней есть…»

Байрон искал прибежища среди безмолвного мира звёзд и волн, потому что боялся людей.

Презрение к религии росло. В течение последнего времени он встречал католиков, протестантов, мусульман, православных и в каждом видел звериную природу человека.

После выхода «Чайльд Гарольда» (1812) его жизнь внезапно преобразилась. «Однажды утром я проснулся знаменитостью», – писал он. Его приглашали во многие дворцы, чтобы увидеть молодого знаменитейшего англичанина. Весь Лондон говорил только о Байроне. Женщины представляли себе мраморное сердце Гарольда, недоступное и потому желанное. Байрон знал, что, приглашая его, все стремятся увидеть Чайльда Гарольда, и он являлся в гостиных мрачный, надменный, маскируя холодной сдержанностью наследственную застенчивость…

Прежде всего он был подозрителен – глубоко уязвлённый человек, который всегда держится настороже. Ни одна женщина не заставит его больше страдать. Ему казалось, он знает теперь, что такое женщины (далеко не ангельская порода) и как с ними нужно обращаться. Для него прошла пора нежности и сердечных излияний. Он не понимал чувств других людей. И не хотел понимать.

Байрон писал: «Подобно Наполеону, я всегда чувствовал большое презрение к женщинам, и это моё мнение о них сложилось не наспех, а из моего рокового опыта. В моих произведениях, правда, есть тенденция превозносить этот пол; моё воображение всегда стремилось одарить женщину чертами прекрасного идеала, но это потому, что я, как художник или скульптор, изображаю их не такими, каковы они есть, но какими они должны быть. …Дайте женщине зеркало и конфет, и она будет довольна».

И в другом письме к товарищу: «Несчастье, что мы не можем ни обходиться без женщин, ни жить с ними».

Лондон. Одиночество среди толпы. Ощущение пустоты жизни. «Я спрашиваю себя, какого чёрта понадобилось кому-то сотворить такой мир: с какой целью созданы, например, денди, и короли, и аспиранты колледжей, и женщины «известного возраста» – и масса людей какого бы то ни было возраста – и я сам, главное!..» Ему только минуло 26 лет, «шестьсот по сердцу, – говорил он, – шесть по здравому смыслу».

1814 г. Дон Жуан – жених. Он действительно надеялся, что будет счастлив в браке. Грешник очень гордился безупречной репутацией своей невесты, Аннабеллы Милбенк, ей было 22 года. Она совсем не понимала ни характера, ни жизни своего жениха, ни жизни вообще.

Очень скоро Байрон понял, что ошибся с женитьбой. Жена своей рассудительностью, буржуазным благоразумием и излишним глубокомыслием превращала любовь в уравнение. Набожная, она хотела обратить его в веру, а он доказывал ей, что в религии нет никаких истин. В семейной жизни он часто был груб с женой. Он обладал таким эгоизмом, в который трудно поверить. Мог без конца рассуждать о своём здоровье, о выпавшем волосе… Когда он, гуляя, слышал на дороге чьи-то шаги, то или останавливался и стоял неподвижно, или бежал бегом. Не выносил, когда на него смотрели, это приводило его в бешенство.

Иногда жена трогала его и он говорил ей: «Бедная малютка, вы должны были выйти замуж за человека получше меня». Он жалел её и в то же время оставался беспощадным. Со времени «Чайльда Гарольда» он стал актёром собственной жизни.

Аннабелла теряла его из-за своей излишней серьёзности. Он говорил ей: «Я прошу от женщины только смеха, на всё остальное – наплевать. …Ни с кем я не бываю счастлив, кроме Августы».

Как он мог быть таким грубым? Он, который считал себя самым чутким из людей? Он сам этого не понимал. Очевидно, играла свою роль наследственные свойства, часто некрасивые. И он считал её ответственной за свою скуку супружества. Другу он советовал никогда не жениться.

Он знал, что плохо обращается с женой. Испытывал угрызения совести, что было причиной новой ненависти. Аннабелла сказала однажды: «Если бы он почувствовал себя достойным меня, он стал бы добрым… Я для него словно его совесть».

Жена решается на развод. Байрон был потрясён до крайней степени. Немыслимо, чтобы женщина могла покинуть его. Ему стала теперь дорога и их маленькая дочь Ада, когда он лишился её. Он брал листок бумаги и, обливаясь слезами, писал: «Прощай, и если навсегда, то навсегда прощай…» (пер. Пушкина).

Все салоны, бывшие знакомые отворачиваются от него. Когда он появлялся вместе с Августой, салон тут же пустел. Он бежал от общества, которое когда-то хотел завоевать. «Я не люблю мир, и мир не любит меня», – но жалел об этом. И он принимает решение покинуть враждебную Англию, отправляется вновь в путешествие.

В Женеве, в салоне мадам де Сталь, английские гости глядели на него, словно это сам Сатана. Некая мисс Харвей упала в обморок, когда он вошёл…

Он писал Августе: «Какой я был дурак, что женился – да и вы не умнее, моя дорогая. Мы могли бы жить одни так счастливы – старая дева с холостяком. Я никогда не найду такой, как вы, ни вам не найти такого, как я. Мы созданы для того, чтобы жить вместе…»

Из шока, вызванным чтением «Фауста», выросла драматическая поэма «Манфред». В ней есть желание отомстить другой женщине за пережитые им страдания. Манфред – это Байрон, Астарта – Августа, а объект заклинаний – Аннабелла. «Время близится расплат, // Будешь ты сама свой Ад». Байрон не может выйти за пределы своего «я» и голосом Манфреда кричит о своих страданиях.

Он подружился с атеистом Шелли. Они вечно спорили: Шелли считал, что всё зависит от человека, что можно творить свою жизнь. Фаталист, страшно суеверный Байрон говорил, что зло есть сама существующая реальность, о которую разбиваются все человеческие усилия. Циничные высказывания Байрона о женщинах шокировали Шелли. Шелли не мог, как Байрон, любоваться красивыми животными; он слишком уважал любовь. И Шелли был живым упрёком. Энергичный, он знал, чего хотел, он знал, что хорошо и что дурно. После смерти Шелли (1822) Байрон писал: «Вы все грубо заблуждались относительно Шелли, который был вне всяких сравнений самым лучшим и самым неэгоистичным из людей. Я не знал никого, кто не был бы животным по сравнению с ним».

В Италии Байрон оказался одним из самых богатых людей. Ранее он продал за огромные деньги своё родовое имение, к тому же он получал большие деньги от издания своих поэм. «Деньги – это могущество и удовольствие, и я их очень люблю». В Равенне он проводил время «порочно и приятно» (с 17-летней замужней графиней Терезой Гвиччиоли), но ощущение пустоты жизни возрастало. Адюльтер, как когда-то супружество, нередко заставлял его зевать. Женщина в 17 лет быстро исчерпывает всё, что она знает. Когда он сказал, что любовь – недостаточно высокая тема для трагедии, она пришла в негодование. Он хотел вернуться на родину, но… остался в Италии у ног своей любовницы, чуть ли не рабом.

Байрон страшно постарел, а ему было только 31. Он утратил ту одухотворённость, которая так отличала его раньше. Ничто больше не внушало ему живых чувств. Ему казалось, что их письма с Аннабеллой – диалоги мёртвых.

И он стал возлагать большие надежды на итальянскую революцию, где мог бы сыграть видную роль. Больше надеяться было не на что. Страшно ревнивая Тереза внезапно состарилась. В 34…36 лет жизнь стала ещё более пуста, чем в самые тяжёлые минуты юношества.

В 1821 году в Греции вспыхнуло восстание за независимость от Турции. В Европе это вызвало небывалый энтузиазм. Старые наполеоновские офицеры, йенские студенты и шведские мистики ехали драться за Грецию.

Когда-то Байрон написал: «Быть первым человеком в стране (но не диктатором)… вождём по таланту и правде, – это значит приблизиться к божественному». Ему всегда хотелось сделать то, «что никто не мог бы сделать». Отныне он хочет «посвятить себя политике и благопристойности». Литература кажется ему уже пустяками по сравнению с реальными делами («стишки»).

Благодаря нерешительности Байрон был склонен к мечтаниям. Ему хотелось быть сразу и защитником народа и большим сеньором, мужем и Дон Жуаном, вольтерьянцем и пуританином. Он боролся с английским обществом и хотел его привилегий. «Этому школьнику 35-ти лет» «всегда не хватало единства мысли и действия» (Моруа).

В 1823 г. Байрон прибывает в Грецию. Его встречал пушечный салют, ружейная пальба, дикая музыка и толпа солдат и граждан. Один из вождей восставших греков дал ему титул архистратига (главнокомандующего), чем Байрон очень гордился.

Иногда он жалел, что приехал.

Чтобы подать пример всем, он стал жить на таком же пайке, как и солдаты. «Бедность есть страдание, но, может быть, надо предпочесть её бессмысленным развлечениям так называемых высших классов, которые так основательно лишены чувства и сердца. Я очень счастлив, что избежал этого теперь, и решил держаться в стороне от них до конца моей жизни». Поэт-солдат восторжествовал в нём над денди и светским человеком.

22 января 1824 г. – день его рождения – начинался тридцать седьмой год его жизни, который, по предсказанию, должен был стать для него роковым. Суеверный, он верил этому.

Из-за неспособности остальных ему пришлось взять командование войском восставших на себя. Однако он не подходил для этой роли и понимал это. Он плохо себя чувствовал и сказал:

– Вы думаете, что я беспокоюсь за свою жизнь? Я от всего сердца питаю к ней отвращение… О чём мне жалеть? Какую радость может дать мне жизнь?.. Но боюсь двух вещей, и это меня преследует. Я вижу себя медленно умирающим на ложе пыток или оканчивающим свои дни, как Свифт, – гримасничающим идиотом! Лучше мгновенная смерть без страданий.

Дела у вавилонского войска шли плохо, и Байрон признался: «Я начинаю думать, что я ничего здесь не делал, кроме того, что терял время, деньги, терпение и здоровье. Однако я был готов к этому… я должен был знать, что встречу разочарование…»

15 февраля с ним случается припадок эпилепсии. После этого он каждое утро кладёт на свой стол Библию. 9 апреля он заболевает после прогулки верхом, где сильно промок и замёрз. Его лихорадит и знобит. Только сейчас он начинает ощущать ценность семьи, о которой раньше говорил как о «рабстве»:

– Я уверен, что счастье – это семейный очаг. И перспектива вернуться в Англию и жить с моей женой и Адой рисует мне картину такого счастья, какого я никогда не знал до сих пор. …Вся жизнь моя была океанской бурей.

Состояние его ухудшалось, и он сказал врачу:

– Ваши усилия спасти мне жизнь останутся тщетными. Я должен умереть. Я не жалею о жизни, потому что приехал в Грецию для того, чтобы окончить моё тягостное существование.

Последние часы жизни Байрона прошли в бреду. Он что-то говорил, часто вспоминал дочь, жену, но понять его речь было невозможно. 19 апреля 1824 г. он скончался. Его мёртвое лицо сохраняло саркастическое и надменное выражение.

Греки хотели соорудить Байрону гробницу в Пантеоне. Однако близкие решили хоронить его в Англии.

Когда медики вскрыли череп, они поразились тому, что мозг оказался как у очень старого человека. Они заключили, что если бы лорд Байрон и выздоровел, он всё равно прожил бы недолго.

В Англии все стали интересоваться только Байроном. Во Франции многие молодые люди надели траурные одежды. В газетах отметили, что два самых крупных человека этого столетия – Наполеон и Байрон – умерли почти в одно и то же время.

Беспокоясь о репутации Байрона, близкие сожгли его рукописные мемуары.

Настоятель Вестминстера отказал в погребении в аббатстве. Друзья похоронили Байрона в селе рядом с Ньюстедом (родовым имением Байронов), где были погребены все его предки.

Леди Байрон писала близкому человеку: «Хоть это и покажется вам диким после всего, что я вам рассказывала, я всё-таки повторю, что всегда в глубине его души жило существо более высокое и более достойное… Существо, которое он всегда подавлял, но никогда не мог уничтожить…»

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Джордж Гордон Байрон. Творчество великого английского поэта Байрона вошло в историю мировой | George gordon noel byron, 1788-1824
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.036 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал