Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






С. Прокофьев 1 страница






К – двенадцатая буква современного русского алфавита, глухой взрывной согласный звук, читаемый как «ка». Соответствует греческой букве «к». В первославянской философической азбуке несла значение: Космолюди – Сыны Неба и Земли, Полубоги. В кириллице обозначала цифру 20. В практике жизни используется сокращенно со знаком «о» - Ко, что означает товарищество, торговое объединение.

Казачество (др.-рус. – работник) – военное сословие в дореволюционной России, сформировавшееся в XIV-XVII веках из числа беглых крестьян на южных и восточных границах империи. Казаки – это воинские обыватели или поселенные воины – вполне свободные, вольные, ни от кого не зависимые люди, не подчиняющиеся центру, но несущие воинскую службу по вольному найму. Казаки объединялись в самоуправляемые общины и занимались земледелием; благодаря жесткой воинской организации они были прекрасными «пограничниками» - охранниками границ. У казачества сложилась своя особая хотя и русская культура, свой быт, традиции, обычаи. Они имели определенные привилегии и были в обществе почитаемы. В советский период казачество было ликвидировано. В настоящее время оно переживает свое возрождение. Возникновение слов «казак», «казачество» относят к XIV веку.

Казуистика (лат. – случай) – часть теологии, оформленная в богословскую дисциплину, изучающая приложимость общих духовно-нравственных законов к конкретным случаям жизни. Это также метод толкования жизненных ситуаций с позиций богословия. В практике применения казуистики нередко проводилось толкование отдельных случаев с позиций общих правил, к ним непосредственно не относящихся. Так постепенно казуистика стала пониматься как изворотливость в обращении со словом, словесные хитросплетения, подмена главного второстепенным, копание в мелочах с позиций высокой теории и т.д. Казуист – это ловкий, изворотливый спорщик, мастер «доказательств» ложных или сомнительных положений. Казуистика в этом переносном смысле близка демагогии.

Каинова печать – это особый знак, которым, согласно Ветхому Завету, был отмечен Богом старший сын Адама и Евы. Каин – первый плод чадорождения во грехе. Он от рождения был угрюм, злобен, завистлив. Эти качества подтолкнули его на страшный грех братоубийства своего младшего брата Авеля. За это он был проклят Богом, получив особый знак – печать о содеянном. После этого вместе с женой Каин, удалившись от общества, усиленно занимался земледелием и скотоводством. Но и тяжкий труд не давал покоя: «Каинова печать» заставляла страдать. Отсюда родились слова «неприкаянный», «каяться».

Какография (гр. – ошибка письма) – неверная каллиграфия, письмо с нарушением правил правописания букв, небрежное (кое-как) письмо, дурно выглядящее, грязное и неприятное для глаза. Слово создано по образу «какофонии», тоже обозначающее нарушение правил и гармонии. Какография – это также метод обучения орфографии, когда ученику предлагается текст с умышленно сделанными в нем ошибками для исправления согласно выученным правилам. Это слово ушло из профессионального лексикона в период революционной перестройки образования 1917-1918 гг.

Календарные обряды – это ритуально-обрядовые действия, символически выражающие смыслы отдельных календарных событий, смены видов деятельности или образа жизни людей. К таким ритуально-обрядовым действиям относятся совершаемые при рождении и смерти человека, при смене времен года, при начале или окончании хозяйственных работ, при свадьбе и др. История их возникновения корнями уходит в язычество. Когда-то это были магические действия, направляемые на природу в хозяйственных интересах человека. Такие действия наши предки совершали в связи с весенним пробуждением природы, вошедшие позже в Масленицу; в начале посевных работ, ставшие позже праздником «первой борозды»; первыми всходами, окончанием уборки урожая; с зимним и летним солнцеворотом. Под влиянием хозяйственных циклов сложился культ рождения человека, свадеб и смерти, как культ почитания предков. С приходом христианства обряды частично утратили смысл, Частично органично с ним слились, частично были переосмыслены и преобразованы. Календарные обряды – это обычаи и традиции народа, они придают смысл человеческому существованию, они составляют часть его культуры.

Календарные праздники – это особо чтимые народом события годового календарного круга, отмечаемые с весельем, радостью и благодарностью. В русской народной традиции к таким относятся православные праздники – Пасха, Рождество, Святки, Троица и др. К гражданским общенародным – Новый год, 9 мая, День защитника Отечества и др. Каждый праздник имеет свой смысл, содержание, свои, соответствующие ему ритуалы и обряды, свой порядок проведения. Эти праздники традиционные, они составляют существенную часть русской культуры, являя собой основу годового календарного круга. Когда-то существовало понятие «даты красного календаря». Так в советское время называли совокупность гражданских, военных и революционных праздников. Они составляли советский календарный круг и тоже были чтимы народом. Например, праздник 1 Мая, 7 Ноября, День Советской Армии и 8 Марта и др. Сегодня эти праздники либо ликвидированы (например, 7 Ноября), либо переосмыслены (например, день Советской Армии). Календарные праздники объединяют народ, воспитывают гражданственность, патриотизм, дают возможность отвлечься от жизненных проблем.

Календарь (лат. – первый день месяца) – система исчисления астрономического времени, а также таблица или книга, изображающие это исчисление с указанием основных характеристик каждого дня и событий, исторически произошедших в это время. В мире существует несколько календарных систем. Россия живет по двум. Церковь пользуется юлианским счетом времени, введенным в 46 г. до н.э. Юлием Цезарем. Это так называемый «старый стиль». Государство и общество в целом с 1918 года живут по Григорианскому календарю, «новому стилю», на 13 дней опережающему юлианский. В европейских государствах он был введен еще в 1582 г. Слово «календарь» в Древнем Риме было обобщенным названием первого дня каждого месяца. Его должны были ежемесячно выкликивать на площади главные жрецы, но и до римлян календари имели многие народы, в том числе и славяне. Первый такой календарь обнаружен при раскопках в киевской области, датированный III-IV веком. Значительные изменения в славянский календарь внесло христианство. На Руси произошло соединение народного календаря, основанного на земледельческих циклах, с церковным календарем, изложенным в «Святцах». Возникла осознанная смысловая систематизация духовной жизни человека и его материального существования. Она постоянно обогащалась событиями гражданской истории народа – памятными датами воинских побед, научных открытий, рождения великих людей и т.д. Такой календарь стал основой «годового календарного круга».

Калики - перехожие – это пешие странники, побывавшие в святых местах и много повидавшие на своем веку. Они бродят по свету, от поселения к поселению, от дома к дому, много рассказывают о других краях и поют духовные песни. Эти калики – перехожие были хранителями древнейшей культуры и истории, в своих песнопениях и сказаниях они излагали стародавние события, морализировали, просвещали людей в вопросах христианства. Песни, стихи, былины, сказы передавались изустно, часто заново сочинялись или домысливались самими странниками. Первые калики – перехожие в Древней Руси были из числа благочестивых и состоятельных людей, путешествующих по святым местам. И название свое получили от названия обуви «калики» – из легкой кожи для пешего хода. Позже это стали нищие люди, часто слепые, просящие подаяния и сохранившие традицию духовного песнопения. Слово «калики» стало ассоциироваться со словом «калека», т.е. больной и немощный. В настоящее время так образно называют людей неприкаянных, не нашедших своего места в жизни, в профессии, на работе, с душой бродяжки.

Каллиграфия (гр. – чистое письмо) – тщательное, разборчивое и красивое письмо с соблюдением правил каллиграфии. Это искусство чистописания, как до революции говорили, краснописания и прекраснописания. Каллиграфия – чрезвычайно важная составная и средство формирования характера и основ будущей профессиональной деятельности. С помощью каллиграфии у человека вырабатывается почерк и затем грамотное письмо. Упражнения на каллиграфию способствуют выработке характера. Плохая каллиграфия письма до революции именовалась какографией.

Каникулы (лат. – собачка) – время перерыва учебных занятий, отведенные для отдыха. В отечественной системе школьного образования имеются весенние, зимние, летние и осенние каникулы. Самые продолжительные – летние, в период жарких дней. Интересно, что слово «каникулы» произошло от названия планеты «Сириус», появляющейся на ночном небосклоне в преддверии Нового Года и очередного разлива Нила (20 июля по Юлианскому календарю). С этого времени в римских школах объявлялись каникулы под названием «Сириус» - «Canicula», что в переводе «Большой пес».

Канон (гр. – прямая палка, шнур) – правило веры, разновидность христианского гимна в честь какой-либо религиозной истины. Канон делится на отдельные песнопения в форме диалога чтеца и хора или двумя хорами. Иногда пишется стихами, имеет свою оригинальную авторскую музыку. Каноном называют также и свод положений нормативного характера, определяющих порядок богослужений. Канон является предметом гимнологии. Термин вошел в церковнославянский лексикон в XI в.

Канонизация (гр. – узакониваю) – форма признания церковью умершего подвижника веры и благочестия как святого. «Святые человеки» - это те, кто угождал Богу, много молился и удостаивался Божией благодати, кто много сделал во славу Церкви и мог творить чудеса. Процедура канонизации сложна и длительна, совершается согласно каноническому праву. Церковь изучает всю жизнедеятельность умершего подвижника, добывает неоспоримые доказательства святости воина Христова. Признание оформляется постановлением высшей церковной власти. С этого времени имя святого вносится в особые списки – акты мучеников (диптрих, мартиролог), а также в Святцы, т.е. месяцесловы для верующих.

Канун – так называют день перед церковным праздником. В этот предшествующий празднику день в церкви исполняется особый чин богослужения, в православных семьях готовятся к празднику – усиленно молятся, исповедуются, иногда не спят, перед некоторыми праздниками постятся. Словом, канун – это тоже регламентированный традициями и обычаями народа и церковными предписаниями день. Как правило, это день ожидания праздника, предварительного очищения. Кануном также называют столик с изображением Распятия Христа и подсвечниками, перед которым служат панихиды и на который прихожане кладут свои дары. Когда-то в древние времена на Руси так называли сам праздник перед началом и окончанием полевых работ, который всегда сопровождался обильным угощением, приготовленным в складчину.

Каприз (фр. – козлиное упрямство) – это форма своевольного импульсивного поведения, неадекватного обстановке, не имеющего причины и лишенного смысла. Каприз – это прихоть, причуда, непостоянство нрава, это действие из озорства, наперекор, чтоб «настоять на своем» или «назло». Известны детские капризы, изживаемые лечением ребенка или воспитанием. Особой категорией являются «женские капризы», как привило, эгоистичных молодых особ. Любой каприз – это зло как по отношению к тем, к кому он совершается, так и по отношению к самому себе – капризному человеку.

Карманные деньги – деньги, даваемые родителями ребенку на мелкие расходы (покупка письменных принадлежностей, сладостей, газет, игр, посещение кино, музея). Дети, расходуя предоставленные бюджетом семьи деньги, учатся чувствовать «приход» и «расход», «жить по средствам», планировать покупки. Рекомендуется уже с 9-10 лет давать детям карманные деньги. Контроль со стороны родителей рекомендуется самый минимальный и опосредованный, в форме бесед, советов, наглядных примеров, рассуждений вслух и т.д. Через «свои» деньги дети учатся управлять желаниями, быть умеренными в потребностях. Не рекомендуется давать детям много денег и часто. Лишние деньги усложняют воспитание – ребенок утрачивает связь между трудом – работой и деньгами, теряет чувство меры, бережливости, ответственности. Понятие «карманные деньги» сохраняется тем более в рыночных условиях, когда дети сами могут зарабатывать. При этом ребенок может более глубоко познать функцию денег в жизни.

Картина мира – сформированная в сознании человека и словесно оформленная система сведений о различных сферах окружающей жизни. Картина мира – это целостная система знаний и представлений о мире, выполняющих функцию ориентировочной основы действий человека. Эта система складывается из бытовых, научных и интуитивных знаний, распадаясь на подсистемы, социально значимые для человека: экономическая картина мира, научная картина мира, техническая картина мира, эстетическая картина мира и т.д. По этой логике существует и всякая другая картина мира: демографическая, педагогическая и пр. Каждая из этих подсистем опирается на свою систему понятий, имеет свою структуру, историю и назначение. На основе картины мира и ее отдельных составляющих у каждого человека складывается своя концепция мира и самого человека в нем, в соответствии с которой он и живет, осуществляя категориальное поведение.

Карьера (фр. – быстрый бег лошади) – успешное продвижение человека по служебной лестнице, сопровождающееся получением более высоких постов, должностей, званий, почестей, оплаты труда и других благ. Карьера – это успехи в достижении чего бы то ни было. Они могут достигаться вполне честным путем – умом, профессионализмом, трудом и даже везением, удачей. Но для этого могут использоваться и безнравственные средства – изворотливость, имитация деятельности, интриги и др. Тогда движение к успеху называется карьеризмом.

Карьеризм (фр. – бег, жизненный путь) – нравственно-отрицательное качество личности, характеризующееся как забота о личном деловом успехе вопреки общественным интересам и интересам других людей. Он порождается корыстными целями добиться славы, власти или материальных благ. Проявляется это качество при выборе средств продвижения по служебной лестнице, когда предпочтение отдается безнравственным способам: показухе, лести, искажению фактов, равнодушию к людям, ориентации на мнение того, от кого зависит успех, отказ от собственного мнения, готовности выполнить любое задание «сверху» и т.д. Все это используется при внешне выраженной преданности и бескорыстии.

Катарсис (гр. – очищение) – состояние возвышенной радости, переживаемое человеком как очищение души от греха, освобождение от скверны и мелочей жизни, как причастность к высоким идеалам служения Богу, народу, Родине. Когда-то пифагорийцы разрабатывали особую теорию очищения души от вредных страстей, таких как гнев, страх, ревность и др. Возникновению состояния катарсиса способствуют многие виды искусства, особенно музыка. В православии достижению такого состояния способствует исповедь и молитва. Сущность катарсиса в достижении понимания чего-то высокого, наджитейского через переживание и изживание в себе низкого недостойного человека, а также как бы вторичное, более глубокое переживание через достижение переживания.

Катафатический метод (гр. – утверждающий метод) – в христианской догматике это метод доказательства бытия Божия. Суть метода сводится к выявлению и анализу плодов земных творений Бога, результатов его вмешательства в дела сотворенного им мира, в жизнь человека. Данный метод близок к методу анализа продуктов деятельности в педагогике. Существует обратный метод познания Бога – апофатический метод. Катафатический метод лежит в основе катафатической теологии, стремившейся посредством позитивных понятий, представлений и атрибутов, а также с помощью метафорических аналогий доказывать существование Бога.

Категориальное поведение – высшая форма поведения, соответствующего научному содержанию определяющих его понятий и категорий. Это поведение, основанное на усвоенных моральных категориях, в профессии – это деятельность на основе усвоенных научных категорий профессиональной деятельности. Категориальное поведение включает в себя способность человека анализировать себя и свою деятельность, идентифицируя их с научно обоснованными понятиями и наблюдениями (принципами, законами, закономерностями). Примером категориального поведения может служить деятельность учителя: он способствует формированию детского коллектива в меру своего знания о категории «коллектив» и представления его функционирования в школьной и личной жизни. Словом, как мы усваиваем слова, так в соответствии с этим и поступаем.

Категоричность (гр. – решительный) – нравственно-этическое качество, выражающее уверенность в своих словах и поступках. Проявляется как недопущение другого мнения, прямолинейность и прямота, требование безоговорочного, безусловного выполнения распоряжения, решительность в предъявлении требований. В математике категоричность обозначает допущение единственно верной непротиворечивой модели математической теории. В русском языке термин появился со времен Петра I.

Катехизис (гр. – оглашение, наставление) – книга, предназначенная для начального ознакомления с христианским вероучением. В катехизисе в форме вопросов и ответов излагаются и разъясняются религиозные принципы, догматы, основные понятия и термины. Это книга об основах христианской веры, возможно упрощенная и общепонятная. Сюда входят основные молитвы, заповеди, поучения, разъяснения, определения. Катехизис создавался для широкого круга народа, а также как учебник для учащихся. Катехизация населения – это религиозное просвещение с использованием катехизиса и другой доступной религиозной литературы.

Католицизм (лат. – всеобщий, вселенский) – одна из трех христианских конфессий (православие, Католицизм, протестантизм), сложившихся в IX-XI вв. в Западной Европе. Основные особенности католицизма: культ Богородицы, Папы Римского – «наместника Бога на Земле», святых и мучеников. Католицизм – рационалистическое направление христианства, в основе которого положена жесткая централизованная власть, строгая дисциплина и связь с реальной жизнью прихожан. Этим он сильно отличается от православия. В нем существует приоритет земной власти, право папы корректировать установки веры, миряне не допускаются к чтению Библии, служба идет на латыни. Аналитики считают католицизм реалистичным земные вероучением, более занимающимся благоустройством земной жизни человека, чем спасением его души и менее склонным заниматься покаянием.

Качества личности (ц.-слав. – качество) – особенности проявления личности, выражающие специфику психологических процессов и состояний, черт характера и поведения в социальной или природной среде. Качества личности – всегда субъектны. Они имеют количественные характеристики и потому могут измеряться по уровню, степени или стадии развития. Качества личности одновременно и устойчивы (на момент измерения), и динамичны, т.е. находятся в постоянном развитии (за период жизни человека). Их формирование и изменение зависит от многих условий: биологических и социальных. На их формирование оказывает существенное влияние духовность человека.

Качества ума – особенности умственной деятельности, выражающиеся как способность мышления к аналитике, мобильной перестройке, скором совершении мыслительных операций и т.д. К основным качествам ума психологи относят: аналитичность, гибкость, сообразительность, критичность, дальновидность, широту, способность к синтезу, оригинальность. Каждый человек в той или иной степени обладает этими качествами, которые определяют успешность учебной деятельности и входят в состав такой общей характеристики человека, как его интеллект.

Качество жизни – обобщенный показатель степени удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей людей страны или ее отдельной территории. Измеряется по решению ООН с 1961 года на основании соотнесения реального потребления с установленными нормами. Это индикатор экономического и социального развития, объединяющий параметры физической, хозяйственной, правовой, политической, религиозной, образовательной и другой культуры общества. Качество жизни определяет образ жизни людей, влияет на становление характеров, на благополучие социальных процессов, на состояние духовного и физического здоровья.

Качество знаний – особенности всего объема усвоенной в процессе обучения информации в их соотношении с содержанием стандартного образования и задачами его усвоения. Качество знаний определяется по четырем группам характеристик: а) полнота, объем, точность, прочность; б) системность, обобщенность, научность, фундаментальность; в) оперативность, гибкость, мобильность; г) действенность, направленность на практические дела. По этим показателям замеряется качество знаний и определяется уровень их усвоения.

Качество образования – это уровень развития образования как государственно-общественной системы (в том числе любого образовательного учреждения) и его место в международном рейтинге образовательных систем. Определяется по совокупности и соотношению между собой качеств самой системы и свойств «педагогического продукта», т.е. ее выпускников. Качество системы – это ее финансово-экономическое, правовое, материально-техническое, организационно-педагогическое, методическое, информационное и психолого-педагогическое обеспечение. Свойства «педагогического продукта» - это те полезные личностные свойства, приобретаемые и развиваемые людьми в системе образования, которые способствуют духовному и материальному благоустройству человека в обществе. «Хорошее» образование делает человека конкурентоспособным на рынке труда, помогает гармонично выстраивать свои отношения с обществом, способствует формированию здорового образа жизни, обеспечивает духовные и культурные основы частной жизни. Качество образования сегодня определяется по ряду таких показателей, как: назначение образовательной системы и удовлетворение ею образовательных потребностей людей; надежность (устойчивость результатов), эргономичность (сохранение гигиенических и антропометрических стандартов); эстетичность, технологичность, нормативно-правовая определенность и др. Качество образования определяется посредством аттестации учащихся и учителей, лицензирования и аккредитации.

Кащей Бессмертный (тюрк. – обозный раб, конюх) – имя мифического персонажа, явившегося в мир земной из потустороннего мира. Это демоническое существо, воплощающее зло, коварство, вероломство, скупость. Кащей Бессмертный – похититель красавиц и хранитель несметных сокровищ. В русском фольклоре Кащей худ, костляв, стар, но вечен, ибо обладает тайной бессмертия. Данный образ в русской традиции несет массу смыслов: бессмысленности накопления богатств и даже бессмертия без любви, добро побеждает зло, даже такое бессмертное, как Кащеево, зло в любой его форме некрасиво, отвратительно. В быту имя Кащея употребляют в переносном смысле при осуждении злого скупца, скряги.

Квалификационная характеристика – это государственный документ, определяющий обобщенные требования к личности и профессиональной компетентности специалиста. Это модель личностного потенциала работника по выполнению определенного труда, требующего профессиональной подготовки. В нее входят разделы: социально экономическое и народно-хозяйственное значение профессии; производственно-технические условия труда; содержание труда; требования производства к общеобразовательной, общетехнической и профессиональной подготовке рабочего; уровень квалификации; психо-физиологические особенности профессии. На каждую рабочую профессию или группу профессий имеется такая характеристика. Квалификационные характеристики используются при профотборе и профориентации, при корректировке учебных планов и программ, при выпускных квалификационных экзаменах и определении качества подготовки работника.

Квасной патриотизм (ст.слав. – квас) – нравственно-этическая черта личности, выражающая чрезмерную любовь ко всему отечественному, родному. Проявляется как отстаивание превосходства чего бы то ни было родного, вопреки очевидным недостаткам, как превознесение достоинств, умиление родным, игнорирование здравого смысла. Иногда так называют нарочито показной патриотизм. «Квасной патриотизм» - это образное выражение, иносказание, содержащее в себе юмор по отношению к тем, кто его проявляет. Он может быть эпизодическим, нередко как ответ на принижение родного и близкого со стороны кого быт то ни было. Эпитет «квасной» возник не случайно. Родиной кваса действительно является Россия, и только в России он делается по своей технологии, превосходящей зарубежные. Квас – искони русский напиток.

Квинтэссенция (лат. – совершенное существо) – понятие из алхимии, где обозначало пятый элемент античного представления о мире, как единстве воды, огня. земли и воздуха. Этот пятый элемент понимался как чисто духовный – эфироподобный мировой дух. Именно он признавался основным и существенным во всяких явлениях и деяниях. Считалось, что его доля в мире должна увеличиваться с ростом духовной деятельности человека. Квинтэссенция, эта вечная основа бытия, многими философами отождествлялась с Богом. В более широком употреблении это слово стало обозначать сущность чего-либо, самое главное, важное в чем-то. В этом смысле мы можем утверждать, Что духовно-нравственное воспитание является квинтэссенцией всей системы образования и воспитания человека, т.е. ее основной сутью.

Келья (гр. – комната) – жилое помещение в монастыре для проживания монахов (по одному или несколько человек). Это маленькое помещение с кроватью, столом, иконостасом и, возможно, книжной полкой. Кельи уютно обставляются, но ничего излишнего не имеют. Внешний вид их говорит о скромности проживающих здесь, об аскетизме их жизни. Кельи сделаны для уединения в молитве, для размышлений, для ночного пребывания. Это место уединения, отстранения от жизни, общения. Не зря родились фразеологические выражения – «келейные решения», «келейные вещи», что означает втайне, в очень узком кругу лиц принятые решения.

Кикимора (ст.слав. – смерть) – мифологический персонаж старославянского фольклора, символизирующий злой дух дома (в отличие от домового). Кикимора по ночам часто делает недобрые дела – беспокоит маленьких детей, и те плачут, путает пряжу, вредит домашним животным, бьет посуду, наводит беспорядок. Это маленькая уродливая старуха, чудаковатая, проказливая, нередко враждебная мужчинам, считалась женой домового. По убеждению в народе ее можно выжить из дома или угомонить только заговором и добрым отношением.

Кириллица – так называется вторая за глаголицей церковнославянская азбука, окончательно оформленная братьями Кириллом и Мефодием в X-XI вв. Она представляла собой преобразованную глаголицу на основе использования элементов начертания букв позднего греческого письма, т.е. византийского, но в полном соответствии со звуками славянской речи и существующего древнерусского начертания букв. На основе кириллицы позднее, в XVII-XVIII вв. сложился литературный книжный язык. Кириллица стала важным средством системы воспитания православной морали граждан Руси, национальной системой письма, сочетающей в себе и значения, и смыслы русской православной культуры. Каждая буква кириллицы, как выражение праславянской азбуки, обладала особым философическим смыслом.

Китеж-град – легендарный древнерусский город, который во времена нашествия Батыя, не желая быть покоренным, вместе со своими жителями добровольно погрузился в озеро Светлый Яр, что неподалеку от села Владимирского Нижегородской области. Изредка, только отдельным пришельцам, по преданию, глубоко верующим людям, он становится видимым в чистой глубокой воде озера и слышимым звоном своих колоколов. Такова легенда. Китеж-граду посвящены сказания, легенды, предания, Песни и даже опера. Он стал национальным символом русской стойкости, патриотизма, жертвенности и высокого человеческого достоинства народа. По силе влияния на детей подвиг Китеж-града близок подвигу «Варяга», совершенному русскими матросами уже в этом столетии. Подобный подвиг был многократно повторен в Великую Отечественную войну 1941-1945 годов.

Кич (нем. – халтура) – это те предметы, явления, картины, фильмы и вообще все, что выполнено в плохом вкусе, недостойное лучшего употребления, чем «для кухни». Это низший пласт массовой культуры, синоним псевдокультуры, халтура, бульварщина, рассчитанный на внешний эффект. Термин возник на рубеже XIX-XX вв. в среде мюнхенских художников для обозначения востребованности примитива как массового искусства, не требующего обучения, напряжения при его создании и восприятии.

Кладбище (ст.слав. – укладывание, могильник) – место захоронения умерших. Согласно библейскому учению тело умершего должно возвратиться в землю и быть погребено за пределами поселения живых и живущих людей. В городах и селах могут быть только памятники им, да совершаться богослужения. В русском языке кладбище имело много синонимов: могильник, погост, погребалище, усыпальница, родительская земля, упокоище и др. Кладбище – святое для русских место, которое нельзя осквернять, где нельзя петь, кричать, чтобы не тревожить мертвых. На каждой могиле положено для православных ставить крест, для иных – памятник. Кладбище – это и место поминания усопших в дни поминовения. В русской культуре есть особый ритуал для таких дней.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал