Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И. Кронштадтский 5 страница
Домовой – мифический образ невидимого хозяина дома, представляемого в виде доброго, но ворчливого маленького седого старичка. По народному поверью каждый дом имеет своего домового, который живет за печкой или в бане (отчего в некоторых местах его называли банником). Домовой тайно помогает вести хозяйство, облегчает труд, охраняет скотину и дом, предсказывает будущее, предупреждает о несчастье. Это, по представлению предков, добрый и рачительный хозяин, хороший воспитатель: ленивых подстегивает и, при случае, наказывает, сердится на семейные ссоры, проучивает за ложь, любит кошек и собак, добр к больным и слабым. Наши предки любили домового, они его как бы кормили, прощали шалости, благодарили за помощь, просили о чем-то. При переезде на новое место жительства, хозяева брали с собой своего домового, имитируя его перенос со старыми углями. Домовому приписывали возраст более 600 лет. Интересно, что «День смеха» 1 апреля возник благодаря домовому. Именно в этот день ему позволялось баловаться, вредничать, шалить, разыгрывать хозяев, разбрасывать вещи, шуметь. Отсюда пошел обычай и людям подшучивать друг над другом и над домовым. В далекие времена считалось, будто хитрость и шутка помогают «водить за нос» домового, разыгрывать его в отместку за его розыгрыши. «Домострой» – так назывался свод правил семейной жизни, сложившийся на Руси в XVI веке. Это правила поведения православных мирян; принципы христианской доктрины, перенесенные в быт и ставшие доступными всем. В период создания «Домостроя» утрачивал свое значение аграрно-магический полуязыческий фольклор, и на его место приходила христианская этика, реальная жизнь людей приходила в соответствие с православной верой. «Домостроем» руководствовались еще и в XVII веке. Но во время церковного раскола так сложились обстоятельства, что «Домострой» ушел с раскольниками – староверами, отчего русский народ надолго остался без нравственных ориентиров светско-православного толка. Сегодня «Домострой» изучается в школе как литературный памятник XVI века. Дополнительное образование – образовательная программа, предлагаемая людям любого возраста как сверхнормативная, не входящая в Госстандарт образования (федеральный или региональный). Это составная часть системы российского непрерывного образования, ее особый вид, имеющий специфику: ненормированность, соответствие индивидуальным образовательным потребностям и интересам, независимость от возраста и базового образования обучающихся, свободно определяемая продолжительность, добровольность выбора программ обучающимися, индивидуальная ориентированность, вспомогательный характер. Дополнительное образование могут создавать любые образовательные учреждения и собственно учреждения дополнительного образования (клубы, кружки, центры). Содержание дополнительного образования – это разнообразные знания и умения, различные виды деятельности, в том числе и творческие. Это добавочные, вспомогательные знания и умения, в том числе и соответствующие базисным (например, углубленное изучение иностранного языка), сверхнормативные (например, изучение музыки, танцев), функциональные (например, по реабилитации и восстановлению психических функций познавательного характера). Дополнительное образование выполняет адаптирующую функцию, приближая и приспосабливая обучение к конкретным жизненным потребностям человека, а также, корректирующую, занимательную (в свободное время) и др. Достоинство человека – моральная категория, выражающая личностную ценность как отношение человека к самому себе. Достоинство человека – это прежде всего состояние его нравственности в единстве с чувством свободы духа. Это высокая требовательность к себе, осознание своего долга и ответственности перед обществом. Достоинство – это с честью и внешней независимостью выполнение своих обязанностей, это сохранение своей внешней и внутренней свободы. Это также отношение общества и государства к человеку как достойному объекту и субъекту взаимодействия, выраженное в законах, т.е. правах и обязанностях гражданина, в уважении этих прав, в признании свобод. Согласно христианской догматике достоинство человека имманентно, оно основано на том, что сам человек создан по образу и подобию Божию. И потому эта ценность внутренней, духовной жизни человека, утвержденной творческой волей Создателя. Достоинство, по христиански, даровано каждому и никто не может его отнять у человека или осквернить, кроме него самого. Досуг – время, свободное от обязательной нормативной деятельности (учения, работы) и занимаемое занятиями по личному усмотрению, добровольному выбору. Виды досуга (досуговой деятельности) следующие: отдых, развлечения, самообразование, творчество, общение и др. Досуговое время определяется в рамках суток путем вычета времени работы, учебы, сна, использованного на самообслуживание и помощь другим. Досуг проводится в активных (спорт, танцы) и пассивных формах (чтение, наблюдение). За время досуга человек восстанавливает свои физические и психические силы, развивается по индивидуальной программе, полнее самореализуется, в свободном режиме устанавливает свои отношения с людьми и окружающим миром. Дочь (др.-рус.) – женское потомство родителей – отца и матери. Дочь продолжает женскую линию в организации семьи, она является продолжателем женской традиции в русском образе жизни. Она, как правило, очень близка матери, учится у нее женским видам домашнего труда, ведению домашнего хозяйства. Наблюдением за трудом матери, подражанием, повторением, помощью осваивает она премудрости будущего материнства. С ранних лет играет она в «дочки – матери», осваивая и в игре свои женские функции. Дочь воспитывается в послушании, целомудрии, в доброте и любви, в уважении семейного образа жизни. В русской культуре принято также называть дочерьми всех женщин вообще. Это позволительно делать людям преклонного возраста и служителям церкви. Драчливость – отрицательное нравственно-этическое качество личности, проявляющееся как способность человека любые конфликтные ситуации решать посредством драк, побоев, применения физической силы. Драчливость – это готовность и способность человека по малейшим поводам выяснять отношения публично шумно, рукоприкладством, потасовкой, кулачной схваткой. Драки осуждаемы в обществе. Зачинщики драк могут привлекаться к уголовной или административной ответственности. Драчливость основана на мнительности, честолюбии, чувстве физического превосходства, мести или ложно понятой справедливости. Психологически это качество говорит о несдержанности, слабой воле, педагогически – о плохом воспитании. Древнерусская культура – совокупность материальной и духовной культуры, сложившейся к XVII веку, веку окончательного становления русской народности, православной церкви и русской государственности. Длительный период языческой культуры, ее переход в христианскую и собственно христианская – все сплавилось в понятии «древнерусская культура». К XVII веку она развернулась по всем спектрам, во всех формах, свойственных культурам цивилизованных стран. Самобытность древнерусской культуры выразилась в сохранении элементов язычества и его сплаве с христианством, в национальном русском колорите, в историческом многообразии традиций и обычаев. Одним из мощнейших пластов древнерусской культуры стал фольклор – яркий выразитель ее этнической специфики. Самоценность русского фольклора чрезвычайно высока. Прерванное революцией его историческое развитие вновь восстанавливается. С этой целью создаются Дома фольклора, общеобразовательные школы с этнокультурной направленностью. Древнерусский язык – общий язык наших предков, сформировавшийся в VII-VIII вв. на базе диалектной речи восточнославянских племен и просуществовавший в качестве активного языка до XIV-XV веков. Древнерусский язык относится к восточнославянской группе славянских языков. Он является прямым предшественником русского, украинского и белорусского языков. «Древо жизни» – образное выражение источника, корня жизни человека, основы его разумного существования, «питание» от которого ведет к духовному исцелению. Наглядный образ сущности человеческого существования возник в христианстве. Там «древо жизни» описывалось как дерево, растущее в Раю. Его плодами, теплом питался и согревался человек, отчего был безболезнен и бессмертен. С тех пор «древо жизни» стало служить образом благодатной и блаженной жизни в Господе Боге Иисусе Христе. В далекой языческой древности наш народ связывал деревья с богами и мистическими силами природы. Было поверье, что плод и сок символического Древа жизни дарует бессмертие. У многих народов «древо жизни» выражало полноту жизни – соединение трех раздельно существующих миров – небесного (горнего), земного (дольнего) и подземного (эстонического). Позже возникло понятие «родословное древо», «родовое древо». Это наглядная схема, образный символ развития, когда на «листочках» дерева помещаются имена всех членов рода в их последовательной родословной связи между собой. Это своего рода код, обозначающий протекание жизненных процессов в пространстве и времени, который нельзя выразить словами или цифрами. «Древо» с его корнями, стволом, ветвями и листвой помогает это сделать объемно. Этот образ прошел через историю всех народов, эпох и получил философское толкование. Древо познания добра и зла – это то же «древо жизни», которое, согласно христианскому учению, росло посреди Рая. Его плоды было запрещено вкушать первочеловеку. Но человек вкусил, вопреки заповеди Божией. И тогда понял, узнав на своем опыте, какое добро несет ему послушание воле Божией и какое зло – противление Ему. С тех пор это выражение – «древо познания добра и зла» – несет в себе дополнительный смысл – правильного понимания духовных причин жизненных неприятностей и болезней. Дрёма – мифологический персонаж, невидимый, с нечетким обликом, якобы со спокойным мягким характером, вялым поведением. Дрёма ходит вокруг дома, где находятся маленькие дети, и укачивает их. Родители рассказывают детям о Дреме сказки, байки, загадки, поют о нем песенки, иногда призывают его к ребенку, не желающему спокойно засыпать. Дрема наводит сонливость, вялость, зевоту, дремоту. Это и сегодня интереснейший персонаж для сказок и общения с детьми. Дружба – форма взаимоотношений людей, основанная на взаимной привязанности, духовной общности и общих интересах. Относится к числу основных добродетелей. Выражается дружба в любви и взаимном уважении, почтении, открытости, доверии, бескорыстии. Дружба не стесняет свободы людей, она добровольна, индивидуально избирательна. Но друзей для дружбы рекомендуют предварительно подвергать испытанию и далеко не всякого знакомого признавать другом. Дружба очень самоценна в подростковом и юношеском возрасте. Дети, имеющие близких друзей, развиваются гармоничнее и спокойнее, радостнее живут. У «дружбы» есть довольно устойчивые определения: настоящая дружба, братская дружба, мужская дружба, школьная дружба и т.д. Каждая из них имеет свои особенности. Дружелюбие – положительное нравственное качество личности, выражающее искреннее отношение к людям, чистые чувства, стремление к мирному доброму сосуществованию, к мирному спокойному решению возникающих конфликтов. Дружелюбие – это тип отношений друг к другу, основанный на уважении, признании прав. Дружелюбие – это также теплое чувство, лишенное мелких обид. Дружелюбие, как качество личности, лежит в основе воспитания детей в мире, в любви к нему, к спокойному уравновешенному образу жизни. Дружка – главный распорядитель на свадьбе, которым становится один из близких друзей жениха. Как правило, в дружки выбирается балагур, затейник, веселый молодой человек. Дружка руководит выполнением многочисленных свадебных обрядов и ритуалов – он едет впереди свадебного поезда, выкупает невесту и место жениха за столом рядом с невестой и т.д. Он имеет знаки различия – цветок в петлице пиджака, цветную ленту или расшитое полотенце через плечо. Кроме дружка на свадьбе есть и другие «чины» – старший и младший бояре, подружка. Все это традиции русской народной свадьбы. Д-стратегия – разновидность стратегии проектирования педагогического процесса. При Д-стратегии все компоненты объективно заданного и относительно стабильного педагогического процесса, все его функционально-динамические и содержательные характеристики определяются в строгом соответствии с психическими, физиологическими, педагогическими и социальными особенностями детей. Это проектирование «от личности» воспитанника, от его возможностей. При Д-стратегии педагог искусно и быстро меняет цели и задачи, содержание и методы воспитания и обучения в зависимости от состояния личности воспитанника, его проявлений в конкретных условиях. Д-стратегия – это динамичная стратегия педагогического проектирования систем, процессов и ситуаций. Дуализм (лат. – двойной) – философское учение о двух независимых друг от друга началах мира: материи и духе. Дуализм, в отличие от монизма, утверждающего единство мира, противопоставляет сознание материи, душевный процесс его нервному субстрату, идею вещи ей самой. Дуализм нередко наблюдается в бытовом сознании, особенно материалистически мыслящих людей. Дума – форма общественного управления территориями и государством в целом, свойственная России. Была когда-то в средневековой России боярская дума. Сегодня создаются городские, областные и федеральные думы. Дума – это собрание, совет выбранных представителей от народа, партий, занимающихся законодательной деятельностью. Дума – это еще и размышление в молчании (думать думу), и русская народная песня о каком-нибудь историческом событии, о народном герое, которая пелась нараспев, была близка по стилю и смыслам к великим былинам. Дурные привычки – часто и бессознательно повторяющиеся человеком действия, нарушающие или не способствующие развитию тех или иных сторон или качеств личности. К таким привычкам относятся: сосание пальцев, грызение ногтей, частое сплевывание, посвистывание, хрустение косточками пальцев, шарканье ногами при ходьбе, сгорбленная ходьба, сосание губы и др. Все это предосудительные действия, чреватые последствиями. От навязчивого их повторения истощается нервная система, падает физическое здоровье, снижаются возможности интеллекта. От дурных привычек надо отучаться. В случае сложностей и возникновения патологических последствий необходимо обратиться к невропатологу. Целительную роль при избавлении от дурных привычек выполняет любовь близких людей, особенно родителей. Дух (лат. – дуновение) – понятие многозначное. Согласно христианскому учению это третье лицо Пресвятой Троицы – Дух Святой. Это и частица Бога в человеке, привнесенная в него самим Господом в момент зачатия и со смертью вместе с душой исходящая в вечность. Дух – это разумное начало в человеке, действие Духа Святого. Дух – это та нематериальная часть человека, которая связывает его земную жизнь с вечным и непреходящим миром. Дух в человеке проявляется как страх преступить Законы Божий, как поиск Бога в себе, как совесть, как некий критерий добра, как чувство добра, как воля к его деланию. Неким сокровенным чутьем человек чувствует в себе заложенные кем-то свыше мораль, этику. Он всегда, без специального обучения, знает, когда поступает хорошо, а когда плохо. Дух – это моральный закон, нравственная сила, инстинктивно ощущаемая людьми в себе. Дух – высшая сторона человеческой жизни, сила, влекущая его от видимого к высокому невидимому, от временного к вечному, от материально-предметного к Творцу и творчеству. Дух придает человеку силу, смелость, решительность, уверенность в себе. Не зря говорят: хватит ли духу сделать какое-то ответственное дело. В эзотерических учениях дух понимается как утонченная космическая энергия, составляющая часть Бытия Вселенной и Человека. Соединение духа с материей порождает живую духоматерию, дает жизнь, способную к совершенству. Дух подвижен, активен, он побуждает материю к развитию и направляет это развитие. Дух обладает свойством самоопределять человеческую деятельность, мысли и чувства, независимо от влияния среды, «изнутри». Он может самообособляться от человеческого поступка, самоотчуждаться внутри, что и порождает раздвоение личности. Дух замкнут на себе, своим предметом он имеет идеальный мир как критерий реального мира человека. Марксистско-ленинская материалистическая философия если и касалась такого явления как дух, то трактовала его лишь как функцию материи, утверждая первичность материи и вторичность сознания. Современные генетики утверждают существование в человеке внутреннего «гена социальности» как кода, программы его поведения. Дух вездесущ, неуничтожаем, всевластен и активен. Как реальность следует рассматривать «дух нации», «дух народа», равно как и «дух семьи», «дух школы», «добрый дух» или, наоборот, «злой дух», «дух зависти» и т.д. Духоборы – христианская секта, не признающая духовенства, храмов, икон, креста, таинств, постов, монашества и пр. Духоборы – борцы за дух, а потому считают, что «писаное слово мертво» и потому учение Христа надо передавать устно. Главное в религии – «Живая книга», состоящая из вопросов и ответов, псалмов, стишков, заговоров, заклинаний, где Иисус Христос – простой человек, но в котором с особой силой выражен и проявлен божественный дух. Духоборы отрицают существование ада и рая, но верят в бессмертие души. Они отказываются от воинской повинности. Эта секта запрещалась при всех властях с самого момента своего создания – с конца XVIII в. Духовенство – так обобщенно называют всех священнослужителей, членов православной иерархии всех степеней – епископов, пресвитеров и диаконов. Различают белое и черное духовенство. Белое духовенство служит в миру, может иметь семьи, свои квартиры и хозяйство. Черное духовенство – это монахи. Они уходят от светской жизни в монастыри и дают обет служить Богу. Духовенство построено строго иерархично. Служителям церкви соответственно месту, занимаемому в иерархии, положено носить особую одежду и головные уборы (например, ризу, сутану, клобук и т.д.). Есть также специальные церковные знаки отличия – набедренники, скуфьи, камилавки, кресты, палицы и др. Духовная академия – высшее учебное заведение для подготовки священнослужителей и богословов. В духовной академии преподаются самые высокие дисциплины, способствующие глубокому пониманию христианских первоисточников: славянский, греческий и латинский языки, нотное и духовное пение, катехизис, математика, поэзия, риторика, философия и богословие (догматическое и нравственное). Студенты академии проводят диспуты, упражняются в красноречии, много поют, изучают современные иностранные языки, историю Отечества и Церкви. Духовные академии, первая создана в Киеве в 1615 году, имели огромное значение в истории просвещения на Руси. Это были первые высшие учебные заведения в России. Вначале здесь получали образование не только духовники, но и люди других сословий. С XVIII в. духовные академии стали специальными учебными заведениями, выпускающими широко образованных людей, среди которых было немало крупных богословов, философов, ученых. Духовная жизнь – это жизнь человека как непрестанное, неутомимое искание Истины в постоянном борении добра и зла («невидимая брань»). Человеку чуждо «духовное усыпление», оно ведет к духовной и физической смерти. В то же время духовной является жизнь, основанная на приоритете духовных ценностей, т.е. направленная не на увеличение материальных благ или душевный покой, а на просвещение, личное преображение, одухотворение своего психо-физического опыта. В самом конкретном виде духовная жизнь – это подвиг смирения, поста, молитвы, любви и других добродетелей. Духовная жизнь многих русских писателей сделала русскую культуру высоко духовной, а не рассудочной и рациональной. Это самое ценное – побудить через нее к духовной жизни учащихся. Цивилизация без духовной жизни человека и человечества мертва. Все народы постигали свое родство с Богом и Космосом и признавали, что именно духовные процессы лежат в основе материальных. Духовная жизнь есть сердцевина личности. Духовная культура – это совокупность нравственного опыта человека в сфере различных направлений своей деятельности – в быту и общественном производстве, труде и отдыхе, науке и искусстве, в сфере отношений человека с миром природы, с Богом и самим собой. Духовная культура образуется опытом всех живших и живущих поколений людей. Именно она задает смысловое поле всей культуре вообще, являясь ядром цивилизации. Это в широком смысле понимания феномена духовной культуры. В узком смысле это понятие обозначает вид человеческого опыта, построенного на духовном знании. Например, духовная психология. Естественно, что к духовной культуре относится освоение религии и богословских наук. Духовная культура образуется совокупным опытом миллиардов живых и живущих людей. Духовная семья – это община или естественная «кровная» семья, совместно занимающаяся целенаправленным воспитанием души подрастающего поколения, введением в жизнь религиозного знания и требований Евангелия. Духовная семья органично сплавляет обыденное сознание и жизнь с религиозным. Это своеобразный педагогический механизм православного воспитания, обеспечивающий сохранение отечественных христианских традиций. В духовной семье происходит как бы просветление внутреннего сознания, души, духовное объединение членов семейства (общины), выработка общего этикета и этики, формирование своего христианского уклада жизни - труда и отдыха, своего отношения к одежде, народному искусству. Духовная семья делает ставку не на логическое знание и рациональность, а на творческие силы деятельного человека. Только духовное образование имеет национальный облик. Духовная семья возвращает к реальной жизни понятия совести, стремление к правде и истине, целомудрие и др. Духовник – священник православной церкви, совершающий таинство покаяния, духовный отец христианина или образовательного учреждения православной ориентации. Он принимает исповеди, наставляет, дает советы, благословляет, участвует в религиозных праздниках, ведет духовное просвещение, передает духовное знание, направляет на нравственное самосовершенствование, на внутреннюю работу над собой. Духовник школы помогает объективно, в первую очередь, с духовно-нравственных позиций, анализировать и оценивать те или иные ситуации в школе. Это называется пасторским окормлением. Духовное воспитание – это процесс формирования духовности как свойства личности, а также качественная характеристика воспитания, основанного на духовных началах. И в том, и в другом смысле воспитание в поиске смыслов жизни, нравственного поведения и в духе свободы. Такое воспитание поднимает и учителя, и ученика над земными страстями, это возвышенное воспитание, восходящее к человекоделанию. Его нельзя сводить ни к интеллектуальному, ни к культурологическому воспитанию. Как процесс духовное воспитание строится через создание условий для проявления и развития имеющихся в человеке полезных свойств и искоренения вредных, нежелательных. Пути воспитания духовности: воздержание во всем, умеренность, труд на общее благо, почитание Бога и родителей, ненасилие, выявление внутренней духовной сути, гармония души и тела. Способы воспитания духовности: общение с людьми, вставшими на путь духовного совершенства, знакомство с духовной литературой, пением, беседы и размышления на духовные темы, упражнения в добротолюбии и др. Духовное воспитание по сути есть духовно-нравственное. В периоды обнищания народа, во времена перестроек и общественных катаклизмов оно, как правило, падает. И напротив, уровень его поднимается во времена общественного единения. Значительный вклад в духовное воспитание народа вносит Русская Православная Церковь. Духовное знание – это особый тип знаний, характеризующийся ценностью, аксиоматичностью, исповедательностью и регулярностью по отношению к личности его имеющего. Это знание находится в постоянном развитии, движении, т.е. оно процессуально и всегда недосказуемо. Духовное знание вмещает в себя как объективное, так и интимно-личностное знание. Оно обращено к самому себе, оно формируется внутри человека как его «всевидящее око» и действует как совесть. У имеющего духовное знание возникает чувство нравственной правды и искренности. Духовные знание лежит в основе поведения человека, определяет критерии оценок, отношение. Такие знания складываются под влиянием общения с духовно богатыми людьми, чтения духовной литературы, слушания духовной музыки. Духовные знания обеспечивают устойчивое развитие личности. Духовность – это высочайшее свойство человеческой личности, возникающее в процессе развития души и тела на основе духа, несущего Божественную мораль и дающего силу и волю этому развитию. Душа позволяет человеку свободно развиваться по индивидуальному пути. Тело есть материальная форма, внутри которой дух и душа соединяются и через которую реализуются. Духовность проявляется как одухотворение души и тела. «Складывается» это свойство в единстве самосознания (интеллекта), поведения (нравственного) и чувства (свободы и достоинства). Самосознание человека стремится к постижению истины, к пониманию собственной миссии на Земле, к узнаванию законов развития духа и собственного «я». В этом «познающем» смысле духовность – свойство интеллектуальное и глубоко личное. Она дает человеку возможность жить по-Божески, т.е. по совести, добродетельно, самовоспитывая в себе самые возвышенные качества. Поведение, как составляющая духовности, – это свободная творческая деятельность человека (Бог создал человека творцом) по собственному человекоделанию. Это способность поступать по нравственным законам, умение жить высокими целями, созидать продукт, наполненный жизненными смыслами. Чувства, как составляющие духовность, – это чувства внутренней и внешней свободы, формирующие субъектность личности. Чувства в духовности выражают человеческое достоинство. Духовность как свойство личности – не отвлеченное понятие. Она наполняет жизнь человека смыслами, одухотворяет труд радостью, интеллектуальную жизнь, общение и быт – служением. Человек должен иметь вкус к духовной жизни. Это более высокое наслаждение, чем те, что дают земные блага. Именно и в первую очередь духовность, способность ее иметь в себе, дает возможность человеку подняться над остальным царством природы. Вместе с тем, бывает «плененность духа» телом, душой, т.е. более низшими силами, так возникает «темная духовность» в отличие от «светлой духовности». В структуре человеческой жизнедеятельности духовность является той творческой силой, что пронизывает ее всю и определяет новое качество жизни, закладывает основы мировоззрения. Духовные потребности – высшие потребности идеального (не материального) характера – эстетические, познавательные, религиозные. К духовным потребностям относятся: стремление к познанию себя и окружающего мира в их взаимосвязи, поиск и реализация смысла своей жизни, стремление к нравственному совершенству, потребность в вере и др. Они имеют ту особенность, что по мере удовлетворения интенсивнее возрастают, вызывают переживания. Эти потребности видоизменяют мировоззрение человека, его жизненный уклад, направляют его личностные качества к большему нравственному совершенству. Такие потребности удовлетворяются через любовь, поиск и веру. Духовные стихи – жанр изустной народной поэзии (фольклора) на религиозные темы о благочестии, добре, грехе, раскаянии, Страшном Суде, о святых и ангелах и т.д. Духовные стихи носят эпический характер, они близки былинам, нередко исполнялись под аккомпанемент гуслей. Складывались они людьми, знающими православие и стихосложение, выступающими посредниками между церковью и народом. Исполнялись эти стихи, можно сказать, профессиональными певцами – каликами перехожими, бродячими сказителями в дни праздников и особо важных событий – на ярмарках, базарных площадях, у храмов. Духовные стихи – это переложение церковного вдохновения на язык масс. Они выражали глубинные процессы русского самосознания как самосознания глубоко христианского. Специалисты отмечают в них ясность понимания и глубину постижения религиозного вопроса, остроту религиозного чувства, обширность познания. Стихи целомудренны, благоговейны, вселенского масштаба. Особенно популярны они были в XV - XVI вв. в территориях Центральной России. Духовный учитель – это учитель, обладающий способностью, умениями и желанием направлять людей и детей особенно на путь духовного самовоспитания и самореализации. Эта тема является одной из центральных в теологических и теософских учениях. Согласно им человек живет во тьме материального мира и потому нуждается в духовном воспитании. Духовный учитель, любя и доверяя своему ученику, ненасильственно, передает духовные знания, спасая его от страданий. Он направляет ученика на поиск смысла жизни, на соблюдение нравственных законов Бытия, на внутреннюю работу над собой. Он старается понять его и ему разобраться в себе. Но такой должности, как «духовный учитель» в наших образовательных учреждениях нет. Таким учителем можно стать по той роли, которую реально он выполняет по отношению к конкретному ученику. Духовный учитель – это учитель, принятый ребенком, вызывающий в нем почтение. В жизни каждому человеку в детстве и юности нужен был духовный учитель. Не зря когда-то у семьи были «друг дома», у ребенка – крестный. Частично такую функцию духовного учительства они выполняли. Нередко такую роль по отношению к конкретным людям выполняли священнослужители, монахи, изредка учителя.
|