Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И. Кронштадтский 1 страница
Д – пятая буква современного русского алфавита, обозначающая взрывной звонкий согласный звук. В праславянской философической азбуке несла высокий смысл Духа – Добро, Духовенств. В греческом алфавите это «дельта», через которую «возникает» мир в сознании человека, проникая через нее как через «дверь». Пифагорийцы с ней связывали гармонию. В кириллице за «д» закреплено число 4. В современном прочтении эта буква звучит как «дэ». Дажьбог (др.-рус.) – по языческому поверью так называют одного из богов древних славян; это один из верховных богов – покровитель и родоначальник восточно-славянского этноса. Олицетворяется с солнцем, даром жизни и благ («Дажь-бог» – дающий Бог). В настоящее время Дажьбог сохранился как один из божественных героев славянской мифологии, почитаемый как «дед русичей». Дарение (ст.-слав.) – передача какого-либо имущества в безвозмездное и бессрочное пользование одного человека другому. В русской лексике когда-то было слово «даренка», обозначающее всякий подарок. Дарение сегодня – это юридический акт нотариального оформления дарителем такого документа, как «дарственная. «Даренки» же стали обыкновенным «подарком». Дарование – так в разговорной речи называют талант ребенка или просто талантливого в чем-либо человека: художественное дарование, музыкальное дарование, артистическое дарование. Иногда обобщенно о детском таланте говорят как о природном даровании. Понятие «дарование» имеет смысл наделения ребенка «даром Божиим» как подарком. Дарования выявляют, выращивают и воспитывают, создавая условия для его реализации и развития. Два – счетное число, количественное числительное. В первославянской азбуке обозначалось буквой «В». Это понятие несет в себе много смыслов. С одной стороны, «два» – это пара, это усиление, увеличение чего-то, кого-то (двужильный, дважды, двойное гражданство, двойной, двоеточие, двойня родилась, двубортный пиджак и т. д.) С другой стороны, употребление этого слова (его корня) говорит о соединении чего-то противоположного, противоречивого или запретного (двоеженство, двоеверие, двойственность, двоевластие, двуличность, двойник и т.д.). «Два» участвует также в создании оборотов речи (фразеологизмов), выражающих малую долю чего-то («в двух словах», «в двух шагах»). Наконец, «два» – это низкая школьная отметка, фиксирующая незнание ученика, от чего и произошло прозвище «двоечник». Но во всех вариантах употребления этого слова – числа оно несет в себе двойственность, воспринимаемую в русской культуре как негативное явление, как плохое предзнаменование («между двух огней», «сидеть меж двух стульев», «не связывать двух слов»). Движущие силы развития – это тот механизм, который сам по себе, вне воли человека, обеспечивает его развитие. В качестве такого в науке выдвигаются внутренние противоречия. Они возникают под влиянием меняющихся внешних условий, требующих от человека новых способов поведения и отношений. Внешние факторы принимаются человеком и требуют от него изменений, роста. Наиболее важное, охватывающее многие другие, есть противоречие между возникающими новыми потребностями и средствами их удовлетворения, которыми владеет человек. Фактически это есть противоречие между уровнем развития и образом жизни личности, когда личность перерастает свой образ жизни. Противоречия, по мере их удовлетворения, снимаются, на их месте возникают другие. Если противоречия не разрешаются, то возникает задержка развития личности. Двоеверие – бытовое явление смешения религиозных взглядов человека; состояние мировоззрения, включающего элементы двух вер. Двоеверие было массовым явлением на Руси в период перехода от язычества к христианству. У славянских народов долго сохранялись обряды веры в языческих богов – Ярилу, Дажьбога, Перуна, Велеса и одновременно укоренялись православные таинства и религиозные праздники. Так, образ Матери – Сырой Земли сливался с образом Богородицы. Двоеверие – это двоемыслие, нетвердость ни в одной из вер, это шаткая, нерешительная мысль. Явление это наблюдается до сих пор. Такие праздники, как Масленица, Ивана Купала, выросшие на языческой основе, стали традиционными для русской культуры, развивающейся последнюю тысячу лет на христианской основе. Ныне это довольно распространенное явление, но возникшее уже на почве многознания и потери единой веры. Люди верят и в христианские догматы, и в эзотерические учения. У многих людей сохранился атеизм по отношению к одним вещам и явлениям и одновременно появилось христианское понимание других. Двоеверие – это своего рода двоебожие, как бытовая черта духовной жизни не только русского народа, но и других тоже. Двоедушие – нравственное качество личности, выражающееся в расхождении у человека слова и дела, в «двойной морали» и «двойном стандарте» поведения. Двоедушный человек неискренен, хитер, лжив, он приспосабливается к конкретным условиям, действует и говорит в зависимости от обстоятельств («и вашим, и нашим»). Интересно, что в мифологии древних славян было существо «двоедушник», которое совмещало в себе два естества, как бы две души – человека и демона. Якобы это существо днем жило как обычный человек, а ночью как нечистая сила. Двоедушие – это тоже совмещение в человеке добра и зла, истины и лжи. Двоедушный человек проявляет эти качества по востребованности, по выгоде, по настроению. Это нравственно не определившийся человек. Двор – пространство перед домом или школой, предназначенное для отдыха, игр, общения и мелких хозяйственных работ (сушки белья, посадки цветов, выбивания пыли, заготовки дров (в селе). «Двор» в российском смысле есть проявление феномена территориальности. Это значит, каждый двор принадлежит как бы определенному кругу людей, проживающих в стоящем тут доме или учащимся школы, ибо они живут своей жизнью, со своими привычками и пристрастиями, совместно переживают радости и горе. Появление в «своем» дворе чужих людей настораживает, среди детей могут возникать и драки. Соседние «дворы» часто дружат между собой, но могут и ссориться. «Двор» – отличный воспитатель, социальный контролер, защитник и судья. «Двор» есть дальний родственник сельской общины. Дворовая компания – сообщество детей, проживающих в одном или нескольких домах, имеющих общий двор. Это в высокой степени самоорганизуемое объединение с саморегулируемыми внешне стихийными взаимоотношениями. Дети одного двора вместе играют, общаются, рассказывают друг другу незатейливые тайны, иногда ссорятся и даже дерутся. Дворовые компании складываются вокруг лидера, естественным путем, как правило, из детей одной возрастной группы. Дворовые лидеры появляются на почве всеобщих детских идеалов, чаяний, иногда в силу высоких природных организаторских данных этих детей. Мир детской жизни во дворе богат, красочен. В нем проходит детство практически каждого горожанина, приобретающего умения общаться и первый опыт выживания в условиях человеческого сообщества. Направленность и ценностные установки дворовых компаний во многом зависят от лидеров. Дворянская культура – составная часть русской национальной культуры (наравне с сельской и городской), создателем и носителем которой стало дворянское сословие XVIII-XIX вв. Основой дворянской культуры стала русская народная культура, в свою очередь, выросшая на православии. В единстве с западноевропейской культурой просвещенной эпохи дворяне России создали Русское Просвещение. Дворянская культура – это христианский гуманизм, гражданско-патриотические, нравственно-этические и эстетические идеалы, высочайшая духовность. Благородство, честь, достоинство – были сословными качествами. Дворянская культура стала плодотворной почвой вызревания отечественных талантов. Дворяне выработали свои традиции, обычаи, свой образ жизни, органично сливающийся с культурой и духовными идеалами. Дворяне создавали театры, библиотеки, музеи, живопись, музыку, поэтику, архитектуру, парковую культуру, науку, образцы которых превзошли мировой уровень. Во второй половине XIX в. стало очевидным, что дворянская культура – это вершина и опора русской культуры, и сегодня она должна быть восстановлена в своих правах как высший ориентир культурного процесса. Двоюродная бабушка (двоюродный дедушка) – тетя или дядя отца или матери: в русской семейной традиции с такой родней считались, но уже как с более дальними родственниками. Двоюродный брат (двоюродная сестра) – сын (дочь) родного дяди или родной тети, выражающие вторую степень родства по отношению к сыновьям и дочерям бабушки и дедушки. В русской семейной традиции двоюродные брат или сестра являются наиболее близкими родственниками после родственников первого поколения; они могут быть крестными, няньками младших детей своих дядей и тетей. Двунадесятые праздники – наиболее значимые христианские праздники годового календарного круга. Часть из них посвящены земной жизни Иисуса Христа: Рождество Христово, Крещение, Богоявление, Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Пятидесятница, Воздвижение Креста Господня. Другая часть праздников посвящена событиям из жизни Богоматери и потому называются Богородичными: Рождество Пресвятой Богородицы, Сретение, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородицы, Успение Пресвятой Богородицы. В эти дни ведутся особо торжественные богослужения, вечерние обыкновенно объединяются с утренними. Деверь – брат мужа; в русской семейной традиции это степень близкого родства. Деверя называют также шурином. Если деверь старше мужа и жены, ему положено заботиться о них, помогать, особенно их детям – племянникам. Если же деверь моложе, он оказывает всякое почтение и уважение к брату и невестке, его жене. Девиантное поведение (лат. – отклонение) – действия человека, противоречащие нравственным нормам или правовым основам жизни общества. Девиантное – это отклоняющееся от принятых в обществе норм поведения. Это поведение всегда аморальное (воровство, наркомания, бродяжничество). Крайняя его форма – преступность, т.е. уголовно наказуемое правонарушение. В школах ведется специальная работа с детьми девиантного поведения, изучаются его причины, применяются профилактические меры. Девичник – так называется ритуальная часть подготовки к свадьбе, когда собираются подружки невесты и помогают ей собраться к венцу, подготовить подарки жениху и его родным, завершить подготовку приданого. На девичнике девушки шьют, вышивают, много поют, выражая грусть невесты по поводу расставания с девичеством и свободой, с родительским домом, а также свои надежды на скорое счастливое замужество. Девичники собираются в доме невесты после сватовства. Молодых парней, жениха и вообще лиц мужского пола на девичники, как правило, не допускали. Сегодня девичником называют вечеринку девушек или, с оттенком доброго юмора, вообще женщин. Девственность – состояние девушки или юноши, не имеющих половых сношений; согласно русским народным и православным традициям является показателем их непорочности, целомудрия, чистоты перед народом и перед Богом. Девственность сохраняется до свадьбы и символизирует стремление девушки или юноши к преодолению мирских страстей, победу духа над телом. Девственность требуется от невест до свадьбы, а также монахинь и монахов, готовящих себя к общению с Богом, ушедших в уединение, отрешившихся от мира. Девственным называют что-нибудь нетронутое, невозделанное, природно-естественное, чего не касалась рука человека. Девушка – это лицо женского пола, находящееся в переходном возрасте от подростка к взрослости. Девушкой также называют молодую незамужнюю женщину и нередко молодую женщину вообще. В бытовом общении «девушками» называют даже женщин пожилого и старческого возраста, но это делается с легким незлобливым юмором, с грустным намеком на давно ушедшую молодость. В русском народе еще сохранился первоначальный смысл слова «девушка», обозначающего девственное, непорочное, целомудренное состояние молодой незамужней женщины. Девять – счетное число, количественное числительное. «Девять» имеет большое значение в русской культуре, где было символом порядка. В Христианстве ангелы делятся на девять чинов, ад имеет девять кругов. Девять – это количество месяцев беременности женщины, это и количество дней до первых поминок по умершему человеку, это и количество недель после Пасхи, когда празднуется праздник Святой Параскевы. Эта цифра участвует в обозначении отдаленности чего-то от человека: в русских сказках говорится о «тридевятом царстве», «тридевятом государстве», о хождении героя «за тридевять земель». В то же время, это роковая цифра: «девятый вал» на море, 9-е января в истории России. В первославянской азбуке это число обозначалось буквой «К». Деградация личности (лат. – ступень упадка) – процесс и результат утраты личностью своих ценностных нравственных, психических, характерологических и интеллектуальных свойств, упадок общего развития, движение назад. Проявляется в утрате работоспособности, неадекватном поведении, снижении саморегуляции, разрушении общения, обеднении чувств, принижении способностей, примитивизации потребностей и мотивов деятельности. Деградация личности возникает при алкоголизме, психических заболеваниях, социальной дезадаптации личности в обществе, возможна в старческом возрасте (например, психический маразм). Механизмом деградации личности является ослабление субординации между иерархически зависимыми высшими и низшими уровнями динамической функциональной структуры личности. Дегуманизация – процесс, обратный гуманизации. Это действия по устранению всего человеческого, обращенного к человеку, совершаемого ради его духовного, психологического и материального благополучия, учитывающего его особенности, потребности и интересы. Дегуманизация жизни и деятельности основана на внимании к тому, что делать, а не как и для кого делать. Это отчуждение от человека предмета и средства деятельности. Признаки дегуманизации явно существуют в деятельности чиновников и вообще всякого человека, работающего формально. Дед – отец отца или матери. Так в обыденной жизни называют и старого по возрасту мужчину, старика. Дед, по старой русской семейной традиции, – человек уважаемый, оберегаемый. Он – глава семейного рода, к его мнению прислушиваются молодые. В армии «дедами» называют старослужащих солдат, готовящихся к демобилизации, в отличие от молодых солдат – новобранцев. Дед Мороз – герой русского фольклора, сказочный старик, с большой седой бородой, в красной шубе с белым меховым воротником, в белой меховой шапке, в валенках и с посохом. Он олицетворяет царство зимы и потому приходит из «дикого бора», где господствуют холод, сильный ветер и снег. Дед Мороз также олицетворяет уходящий, только что прожитый старый год. Он – обаятельный, мудрый и добрый дедушка, которого «приглашают» в гости к детям и взрослым на новогодний и рождественский праздники. На них он «приходит» со своей милой внучкой Снегурочкой и мешком подарков, которые щедро раздает всем присутствующим. Дедовщина – форма неуставных отношений в армии, выражающаяся в оскорбительном и неравноправном поведении старослужащих солдат – «дедов» по отношению к молодым солдатам – новобранцам. Грубость, поборы, унизительные требования, физические наказания – так проявляется дедовщина старших над младшими, являя собой нарушение устава и прав личности в обществе. Массовая дедовщина в отечественной армии в 80-90-е годы ХХ века привела к дезертирству, убийствам, росту криминогенности. В России возникло общественное движение «Матери России», в задачу которого входит защита солдат от дедовщины, бездействия командиров и гражданского бесправия в армии, борьба за нравственное здоровье армии. Дедушка в семье – это проживание деда, отца матери или отца, в семье сына или дочери. Дедушка в семье, равно, как и бабушка, преобразует традиционную семью и превращает ее из нуклеарной в сложную смешанную трехпоколенную семью. Согласно русской народной традиции, дедушка является главой семьи, что налагает на него ответственность за воспитание внуков. Он – символ мудрости, добра и терпения. Он гармонизирует разновозрастные отношения в семье, наполняет их духовно-нравственным содержанием, привносит в семью культуру своего народа, поддерживает мужскую традицию в организации русского быта. Дееспособность – это качество личности, характеризующее высокую степень психологической и профессиональной готовности и соответствующие умения, позволяющие человеку качественно выполнять определенную работу. Дееспособность предполагает наличие у человека, в качестве базовых, таких личностных качеств, как инициативность, самостоятельность, ответственность по отношению к выполняемой деятельности. Она дает возможность наделять человека правами, возлагать на него ответственность и обязательства. Приобретается и проверяется дееспособность только практическим опытом, посредством выполнения конкретных дел. В гражданском праве дееспособность юридических лиц определяется как правоспособность. Дезорганизатор – так в школе называют нарушителя установленных правил, человека, вносящего сумятицу и неразбериху в процесс подготовки и проведения какой-либо деятельности (мероприятия). Это учащийся, условно говоря, играющий не по правилам школы, коллектива, разваливающий своими непоследовательными действиями любые начинания. Дезорганизаторы есть дети «от природы» сумбурные, суетливые, нервные. А есть, руководствующиеся своими целями сознательно сделать недоброе дело – от зависти, комплекса неполноценности или противостояния несправедливости. Дезогранизованность учащегося преодолима педагогическими средствами, соответствующими ее причине и характеру. Дезорганизованная семья – семья с нарушением межпоколенных связей и отсутствием единых взглядов на воспитание детей со стороны отца и матери. Как правило, в таких семьях, несмотря на усилия в воспитании детей, каждый действует в своем направлении, разрывая естественные связи «отцов и детей». Вот почему, казалось бы в хороших семьях вырастают плохие дети и, наоборот, в проблемных семьях могут вырасти не просто благополучные, но и очень способные и высоко воспитанные дети. Здесь действуют не только внутренние, но и внешние компенсирующие факторы, на что и должна опираться школа. Если ребенок в семье заласкан, школе рекомендуется быть более требовательной и сдержанной по отношению к ребенку, чтобы он получил опыт взаимодействия и с индифферентной средой. Напротив, к ребенку из среды, где ему плохо, недостает тепла и ласки, следует проявить больше заботы и любви, дабы он не воспринимал весь мир в черных тонах своего детского одиночества. Деидеологизация – социально-философская концепция, согласно которой обществу и конкретным людям предписывается жить вне идеологии, отражающей чьи-то определенные интересы, функции которой передаются науке. «Конец идеологии» обозначает отмирание ее социальной роли в историческом развитии человечества. Однако, идеология, как система принципов и методов работы с людьми, одновременно есть носитель этических и социальных представлений большинства членов общества, есть объективно существующий фактор его сплочения и управления. Исторический опыт показывает, что деидеологизация общества, в частности, управления им, науки, образования, культуры есть всего лишь смена одной, отжившей идеологии другой. Декабрь (лат. – десять) – двенадцатый, и последний, месяц календарного года, первый месяц зимы. В Древнем Риме это был десятый месяц. Декабрь год кончает и зиму начинает. Древние названия этого месяца – грудень, студень, снежень, что характеризовало декабрь как холодный и снежный. В декабре празднуется Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), 6 декабря – день памяти благоверного великого князя Александра Невского, 7 декабря – великомученицы Екатерины, 9 декабря – Юрьев день, 19 декабря – Никола зимний в память в Николе Чудотворце. В школе – это время наиболее благоприятное для изучения гуманитарных наук. Это время завершения второй учебной четверти и подведения итогов полугодия для школьников. Для студентов – это завершение семестра и подготовка к экзаменационной сессии. Декоративно-прикладное искусство (фр. – украшение) – традиционное народное искусство, направленное на художественно-эстетическое преобразование предметов практического пользования – одежды, орудий труда, военных доспехов, предметов домашнего хозяйства, украшений жилья и т.д. Декоративно-прикладное искусство – это творческая деятельность с природным естественным материалом – глиной, деревом, камнем, а также с тканью, металлом, стеклом. Когда-то это был массовый вид художественного творчества русских людей: девушки и женщины вышивали, ткали в том числе и ковры, занимались росписью; юноши и мужчины – резьбой по дереву, чеканкой, литьем, гончарным делом. Постепенно массовое искусство стало уделом специалистов и лишь в небольшой степени домашним занятием. Так возникли художественные промыслы и ремесла. Включение декоративно-прикладного искусства в содержание современного образования способствует пробуждению национального самосознания у молодого поколения, воспитанию любви к Родине и своему народу, возрождению национальных художественно-эстетических и трудовых традиций. Кроме того, оно способствует развитию природы ребенка, ощущений, восприятия, воображения. Занятие этим видом искусства экологично, ибо связано с природным материалом. Деликатность (фр. – чуткость) – этическое качество личности, выражающееся как предупредительность, вежливость в обращении с людьми и вещами, мягкость в общении и отношениях к чему бы то ни было. Деликатность основывается на глубоком уважении к человеку, доброте и доброжелательности, признании прав другого человека на иное, свое личное отношение к жизни. Делинквентное поведение (лат. – проступок) – действия человека, противоречащие и нарушающие правовые основы жизни общества, идущие вразрез с существующим законодательством. Это поведение правонарушителя и преступника. Делинквент – преступник. Делинквентная ситуация – ситуация правонарушения. Делинквентное поведение есть возможная следующая ступень девиантного поведения. Вот почему нужна социально-педагогическая и психологическая профилактика на этой предстадии социально опасного поведения. Деловая активность – нравственно-этическое качество личности, выражающееся как интенсивная деятельность в сфере профессии и должности. Это качество связано с высокой ответственностью человека за результаты труда, за качество всего процесса деятельности. Так деловая активность тесно связана с деловой осведомленностью как владением информацией в сфере труда и профессионального поля деятельности. Термин «деловая активность» чаще всего используется применительно к сферам управления, хозяйственной и экономической деятельности. От присутствия людей с деловой активностью зависит успех предприятия, организация мероприятия. Деловитость – качество личности, характеризующее ее направленность на ответственное выполнение взятых на себя обязательств; это отношение человека к работе, его способность ее выполнять толково, без лишних слов и суеты, целенаправленно и хорошо зная дело. Деловой человек настойчив и последователен, он четко организует свой труд, он обладает высокой дисциплиной труда, не склонен к случайным отвлечениям, находит рациональные способы решения возникающих проблем. Чрезмерно высокая деловитость имеет негативные последствия: человек теряет интерес к людям, порядок и цель делаются главными ценностями его жизни. Таких людей в народе называют работоголиками или трудоголиками. В то же время есть такое понятие, как «ложная деловитость», характеризующее умение создавать видимость активной работы, но упускать цель и качество ее выполнения. Деловой человек – так в обыденной речи называют человека, сориентированного на добросовестное, быстрое и качественное выполнение взятых на себя обязательств и не считающегося с личными отношениями с партнером. Это человек, обладающий качеством деловитости, владеющий технологией и умениями проявлять деловую активность. Деловой человек может иметь как положительную, так и отрицательную нравственную направленность. Он может быть жестким и даже бессердечным из-за излишней «преданности делу» и рациональности. Демагогия (гр. – вести народ) – способ агитации или доказательства своей правоты, состоящий в сознательном искажении фактов, нарушении логики, подмене понятий, ложных выводах, в использовании лживых обещаний, заискивающей лести, и высокопарных слов. Демагогия рассчитана на людей эмоциональных, поддающихся массовому настроению. В ходе бесед, дискуссий, на митингах и в ходе выборных компаний демагогия используется для достижения корыстных целей – достичь популярности, привлечь на свою сторону, ввести в заблуждение, дезавуировать информацию и т.п. Увидеть и разоблачить демагогию может лишь грамотный и честный человек. Малограмотный, неискушенный в публичных баталиях, ее понимает интуитивно, «внутренним чутьем». Демографическое воспитание (гр. – народ, описывать) – это воспитание демографической культуры и поведения сознательного отношения человека к формированию семьи, деторождению и самосохранению. Такое воспитание возможно на основе широкого демографического просвещения детей в вопросах демографической истории своего народа, рождаемости, смертности, брачности, возрастной структуры и т.д. Дети, особенно старшеклассники, уже должны знать, что деторождаемость определяется совокупностью условий жизни, труда и быта, социальными потребностями, культурой, духовными и демографическими установками своего народа. Демографически просвещенной человек продуманно, с ответственностью за жизнь последующих за ним родовых поколений, будет выбирать территорию проживания, экономически оценивать ситуации выживания или благополучной жизни, выбирать «соседей», т.е. человеческую среду и т.д. Демографическое воспитание помогает человеку оценить демографическую ситуацию, определить свое место в человеческом обществе и более независимо от государства решать многие личные и семейные проблемы. Демографическое воспитание членов общества есть признак демократизации жизни. Демократизация воспитательных отношений – это педагогический принцип. Он означает предоставление учебным заведениям, учащимся и педагогам достаточных и необходимых свобод для успешного осуществления педагогического процесса. Демократизация предполагает достаточное материально-техническое и экономическое обеспечение педпроцесса, повышающее его мобильность и творческий потенциал; наличие помощи и контроля со стороны общественности и родителей; достаточно высокую правовую обеспеченность; защиту прав педагогов и учащихся; высокое информационное обеспечение; наличие развитого самоуправления учащихся и педагогов, их самоорганизацию и самообразование; гуманный и правовой стиль отношений педагогов и учащихся. Демократизация воспитательных отношений в образовательном учреждении зависит от превращения его из учреждения государственного в государственно-общественное (общественно-государственное), от уровня демократизма учителя и всей системы управления. Воспитательные отношения отражают состояние демократии в стране и системе образования. Демократизм – нравственно-этическое качество личности, выражающееся в умении мыслить и поступать в согласии и на основе мнений окружающих или работающих вместе людей. Демократизм – это восприятие себя как части целого, как условие благополучия близких и зависимых от себя людей. Демократизм – это служение другим – коллективу, учреждению, нации, народу, государству, это уважение их культуры и взглядов, их прав и обязанностей. Демократизм – это свободной дух, свободные поступки, сориентированные лишь на законы Божии и государственные. Это высочайшее качество учителя, составляющее его духовность. Только учитель, внутренне обладающий этим качеством, может воспитать свободных духом учеников. Демократия (гр. – власть народа) – форма государственно-политического устройства общества, основанная на формировании власти, выработке и принятии властных решений путем организации народного волеизъявления, на признании народа в качестве источника и средства власти. Демократизация предоставляет всем гражданам государства равные права, устанавливает верховенство законов и соблюдение прав и свобод граждан. В демократическом государстве развивается общественное самоуправление, выборность лиц в органы власти, система голосования при принятии решений на основе мнений большинства, свободы слова, собраний, печати, вероисповедания. Демократия – это свобода человеческого духа и сознания от тоталитарного контроля. На современном этапе развития человеческого общества демократия является наиболее прогрессивной формой государственного устройства. В самом широком смысле демократия есть равенство всех перед единым Законом Божиим. Перед этим Законом и президент, и нищий равны, как равна их ответственность за его выполнение. На основе общих принципов демократии и этим духовным его пониманием должна развиваться система управления образованием и образовательным учреждением, когда они из чисто государственных становятся истинно государственно-общественными (и общественно-государственными). Демон (гр. – дух) – бестелесное духовное существо, злое и нечистое, лукавое и «во лжи». В русской народной традиции демон олицетворяет дьявола, беса, черта. Считается, что он появляется либо в человеке, либо рядом с ним, неожиданно и мгновенно исчезает, вселив (нашептав) в него влечение к совершению зла. Демон приносит человеку беду, ибо уводит от Бога, от духовности и нравственности к страстям, к наслаждению материальной стороной жизни. Первоначально демон был божественным ангелом, обозначал гения в человеке, его внутреннее существо, «внутреннего человека». Затем в христианстве он стал соотноситься с адом и пониматься как человеческое зло, как «падший ангел». Люди с «демоническими характерами» – олицетворение страстей и пороков.
|