Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Н. Гоголь
Г – четвертая буква современного русского алфавита, заднеязычный звонкий согласный звук, читающийся как «гэ». В праславянской философической азбуке читалась как «глагол» и означала Господь Бог. В кириллице она значила число 3. Гадание – ритуальное действие по предсказанию будущего. Гадание – это угадывание (отгадывание) предстоящих событий, судеб по приметам, признакам, догадкам, домыслам, интуиции. Гадание, как форма бытового ненаучного прогноза, известна издревле. В далекие языческие времена народы гадали по орудиям труда и оружию, предметам быта и одежды, по огню и воде и т.д. Гадали о приплоде скота, здоровье, женитьбе и замужестве, о жизненных сроках и многом другом. Но уже в законах Моисея был запрет на гадания. Никогда не приветствовала его и православная церковь. Причины неприятия гадания были в том, что многие ритуалы основывались на посредничестве духов, нечистой силы и умерших. Это и в народе считалось грешным и небезопасным делом. Но несмотря на это гадания сохранялись, обретая новые формы – в кости, карты, на кофейной гуще и пр. В качестве шуточного развлечения у русских людей гадание является частью таких народных и даже церковных праздников, как Пасха, Рождество, Юрьев день, Троица, Ивана Купала. Галантность (фр. – любезность) – этическое качество личности, выражающееся в умении человека проявлять по отношению к другому, особенно к лицам женского пола, изысканную вежливость, любезность, чрезмерную обходительность. Нередко галантность понимается как излишне щепетильное отношение к внешним формам поведения. Галантность – качество воспитуемое, иногда передается как семейная традиция, особенно по мужской линии. Галлюцинация (лат. – бред, бессмыслица) – ложное воспроизведение в памяти и восприятие реально отсутствующих зрительных, вкусовых, моторных, слуховых и других образов, предметов, людей, ситуаций, явлений и совершение по отношению к ним соответствующих действий и отношений. Галлюцинации возникают под влиянием сильной усталости, физического и психического ослабления, пьянства, чрезмерно сильных ожиданий. Это явление аномальное. Больной галлюцинирующий человек убежден в реальности возникающих ложных состояний. К такого рода состояниям очень близки иллюзии. Гало-эффект (гр. – основной, «соль») – «открытие» и признание в каком-либо человеке неожидаемых положительных качеств и свойств или преувеличение его достоинств. Возникает это под влиянием разных факторов: чувства влюбленности, симпатии, неожиданного поступка того человека. «Гало» - это «соль», т.е. ядро, суть, это и «белые радужные круги вокруг Солнца или Луны», поэтому в социально-психологическом смысле «гало» – это всегда положительное и радостное, большое и неожиданное. Так, под влиянием влюбленности можно неожиданно открыть внешнюю красоту, ум, верность со стороны объекта поклонения. У ученика, которому симпатизирует учитель, «открываются» способности, которых на самом деле может не быть. Гармоничное развитие личности (гр. – созвучное) – ведущая цель системы отечественного образования и воспитания, направляющая ее на создание условий для всестороннего целостного непротиворечивого развития личности учащегося. Гармоничное развитие личности – это согласованное, взаимно обусловленное развитие духовных, душевных и физических сил и способностей, это воспитание человека, способного жить в ладу самим с собой, с природой, с обществом. Гармонизация личности включает в себя вопрос о единстве ее образа жизни и психологического стиля жизнедеятельности. Создание условий для такого развития включает в себя: материально-техническую базу, учебно-программную документацию, учебники, методики обучения, дидактические средства, подготовленного к достижению этой цели учителя и т.д. Данная цель является гуманистической традицией российского образования и выражает его национально ориентированную особенность. Гармония (гр. – созвучие, согласие) – философско-эстетическая категория, обозначающая высокую степень упорядоченности составных частей в чем-то целом, едином, и соответствия этого целого эстетическим критериям совершенства и красоты. Гармония – это согласованность, слаженность, взаимная обусловленность частей в целом, их непротиворечивое сочетание. В этом смысле говорят о гармонично развитом человеке, как о человеке, у которого хорошо развиты душа и тело, ум и чувства, у которого внутренний мир согласуется с внешней средой, с культурой, в которой он вырос и которую поддерживает и обогащает. Гармонично развитый человек – это человек, живущий в согласии с окружением, внутренне уравновешенный, способный к саморазвитию, к самообновлению души, к согласию веры и разума. В музыке гармония обозначает сочетание звуков и тонов по определенным законам, приобретающее соразмерность, соответствие, согласованность. Слово «гармония» родилось в греческой мифологии, где было именем дочери Афродиты, необыкновенно красивой девушки. Гедонизм (гр. – наслаждение) – этическое учение, утверждающее смыслом человеческой жизнедеятельности получение наслаждения, физического и духовного, и принятие всего того, что ведет к нему. Всю систему моральных норм и требований гедонизм сводит к получению радостей, удовольствий, к удовлетворению своих желаний, от силы и количества которых определяется качество жизни человека. Стремление к наслаждению в этом учении рассматривается как врожденное человеческое свойство и как движущая сила развития. В жизни гедонизм проявляется как мировоззренческая позиция конкретного человека, какого-либо сообщества и даже народа. Следование этим взглядам побуждает человека к созданию комфортной среды для себя («Красиво жить не запретишь), способствует появлению отрицательных нравственных черт (сребролюбия, властолюбия, корыстолюбия, чревоугодия), снижает способность человека к выживанию в экстремальных ситуациях. Вместе с тем, гедонизм может способствовать творчеству, увлеченности наукой и профессиональной деятельностью. На основе этого учения вырос особый тип гедонистической культуры. Гедонистическая (гедонистская) культура – особый тип культуры, основанной на идеях гедонизма. Это культура, сориентированная на ценности земной жизни, на возвеличении дел рук человеческих и принижение высших смыслов человеческого бытия. Данный тип культуры рассматривает человека лишь в пределах его земной жизни, безотносительно к грядущей вечности. Приняв эту культуру, человек и общество развивают ее как устремление к максимальному комфорту, как возвышение материальных потребностей над духовными. В этой культуре идет возвеличение, фетишизация людей, достигших успехов – политиков, писателей, предпринимателей, артистов, а также таких достижений человеческого разума, как машины, заводы, механизмы и продуктов их производства. Люди восхваляют себя и все, что облегчает и эстетизирует их жизнь на земле, а не духовное знание и деяния. Гедонистская культура развита в Америке, и многих странах Европы, она противостоит православию и сотериологической культуре. Генеалогия (гр. – родословная) – это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая происхождение родов, их взаимную связь между собой. Генеалогией также называют родовую историю конкретной семьи или отдельного человека, их родословную. Генеалогия выявляет наследственные связи между людьми: «ген», по гречески, обозначает «носитель наследственности». Интерес к своей генеалогии в современном обществе растет, создаются генеалогические общества и клубы. Занятия генеалогией для членов этих объединений определяются желанием возродить духовность, ибо только зная свое прошлое, можно почувствовать себя звеном большой цепи рода, начало которого уходит в глубину веков, и понять свою ответственность перед будущими поколениями. Занятия генеалогией в школе воспитывает добрые отношения между поколениями. Дети в генеалогических кружках, на уроках истории, литературы под руководством учителей помогают родителям создавать и сохранять семейные архивы, фотографии, документы, закреплять историю семьи в воспоминаниях, мемуарах и дневниках, а также обобщать весь этот материал и создавать свое «генеалогическое древо жизни». Такие поиски чрезвычайно воспитывающе влияют на участников. Генезис (гр. – происхождение) – так называется весь процесс происхождения (возникновения), образования, становления и изменений развивающегося явления: человеческого рода, таланта, взглядов, слов и т.д. Генезис – это процесс изменения в его динамике. Так называлась Книга бытия – первая книга Моисея о начале, зарождении, образовании человеческого рода на Земле. Генератор идей (лат. – производитель) – качество личности, характеризующееся как способность и умение человека, обобщая и интегрируя чужие идеи, вырабатывать свои, оригинальные. Перерабатывая информацию, учитывая ее, генератор идей выдает новые, поднимающие прежние ранее существующие на более высокую ступень. Генерирование идей – это функция мозга, особенность глобального мышления и результат высокого чувства ответственности человека за результаты деятельности коллектива. Потребность в генераторах идей особенно высокая в научных коллективах, в системе коллективной и коллегиальной власти. Генераторы идей обеспечивают экспертизу выдвигаемых положений, осуществляют отбор, обобщение, при этом перерабатывая, преобразуя информацию и выдавая ее в новом виде. Генетика (гр. – происхождение) – наука о наследственности и изменчивости в развитии живых организмов: человека, животных, растений, микроорганизмов и вирусов. Наследственность материализуется в генах, расположенных в хромосомах, и передается от поколения к поколению с помощью половых клеток. В каждом организме два гена – от отца и от матери. Индивидуальное разнообразие набора генов огромно, что и образует биологическое основание уникальности и неповторимости человеческой личности. Генетика поведения – раздел генетики, изучающий связь и зависимость наследственной генной программы человека (и вообще всякого живого организма) и его поведения. Здесь выявляются закономерности наследственной передачи свойств генов качествам и свойствам человеческой личности. Решение этих проблем и описание их языком педагогики приведет в. скором времени к коренному изменению воспитательно-образовательной деятельности. Последняя превратится действительно в процесс создания условий для наиболее свободного и полного развития и самореализации личности воспитанника согласно своей генной программе, а также корректировки и компенсации, опять же через условия, ее возможных недостатков. Настанет эра ненасильственного воспитания и образования. Генетическая инженерия – или генная инженерия есть раздел молекулярной биологии, а также деятельность специалистов по целенаправленному конструированию новых, не существующих в природе сочетаний генов. Делается это с помощью генетических и биохимических методов путем извлечения из клеток какого-либо организма гена и соединения его с определенными молекулами и нуклеиновыми кислотами и внедрения в клетки другого организма. Таким образом могут создаваться новые живые организмы гибридного свойства, проводиться искусственное осеменение животных, преодолеваться женское бесплодие. Последним изобретением генетической инженерии является клонирование животных, т.е. их воспроизводство без мужской особи и только от матки, создание разнообразных биотехнологий. Занятия генной инженерией требуют от исследователя высокой моральной ответственности перед человечеством, ибо человеческая гордыня узурпировала роль Творца и неспособна предвидеть всех последствий своих творений. Совершенствование средств, ведущих к искусственному производству потомства, изобретение препаратов, изменяющих личность, трансплантация органов, планирование рождаемости – все это при низкой духовно-нравственной воспитанности людей может привести к непредсказуемым результатам. Генетический метод – научный метод познания явлений, объектов, людей, личностных признаков в их развитии, последовательном изменении от возникновения (зарождения) до существующего состояния. Это метод построения новых теорий на основе некоторой системы исходных данных. С помощью этого метода изучается происхождение предмета познания, его становления, определяются причины изменений. Он используется в самых разных науках. В педагогике с его помощью проводят исследования по акмеологии – профессиональному становлению учителя, по отклоняющемуся девиантному поведению и др. Генетический метод есть разновидность индуктивного метода; он тесно связан с такими видами анализа, как системный, феноменологический, исторический, т.е. теми, которые имеют дело с динамикой развития предмета или явления, с выявлением этапов, стадий их развития, тенденций изменения и т.п. преобразований. Гениальность (лат. – от «гений» – дух, хранитель) – качество человеческой личности, выражающее высшую степень ее одаренности и творческости. Гениальность проявляется в способности человека решать общественно значимые проблемы, с которых начинаются новые этапы и даже целые эпохи в развитии наук, искусства, общественной жизни. Гении, своими гениальными мыслями, действиями, продуктами деятельности, помогают обществу расти. Особенность гениев состоит в том, что они хорошо чувствуют время и его потребности, владеют прошлым опытом в сфере своей деятельности, но в то же время преодолевают устаревшие нормы и традиции. Произошло это слово от имени бога Гения в римской мифологии, олицетворяющего внутренние силы и способности мужчины. В русском языке термин появился при Петре I. Гений (лат. – дух, хранитель) – в высшей степени одаренный человек, способный создавать что-то выдающееся в области науки, искусства или техники, открывающий своими творениями новую эпоху в развитии человеческой культуры. Когда-то в Древнем Риме гением называли добрый дух как сверхъестественную силу, охраняющую людей и места их проживания от бед и зла. С приходом христианства римляне гениями стали звать ангелов и различать – добрых и злых гениев. Изображались гении в виде мудрой змеи. Позже, в эпоху Возрождения, гениями называли творческие силы человека, способного созидать что-либо новое в любой области жизнедеятельности. Эти силы полагалось усваивать, развивать, реализовывать в творчестве, создавая успех. Так постепенно гениями начали называть самих людей, обладающих сверхвыдающимися способностями в какой-либо области. В русский язык слово «гений» пришло во времена Петра I. Постичь гения, его природу не удалось еще никому, хотя человечество чрезвычайно заинтересовано в существовании таких людей, имеющих историческое значение. Генотип (гр. – родовой образ) – сочетание родительских генов, определяющих наследственную предрасположенность человека или целого народа к той или иной роли в общественно-историческом процессе. Генотип – это устойчивое образование, предопределяющее поведение человека, характер его нервной системы, вхождение в культуру и проживания в ней. С помощью культуры преодолеваются некоторые свойства генотипа, облагораживаются его негативные стороны. У русского народа, по утверждению ученых, генотип проявляется в стремлении к физической силе и духовному совершенству. Это то, что русский человек имеет в своей природе, это его наследственная поведенческая модель. Архетип культуры является составляющей частью генотипа. Генофонд нации (гр. – род, фр. – основание) – совокупность генов особей нации, способных быть переданными при воспроизводстве новых поколений. Генофонд характеризуется набором генотипов, их разнообразием, физическим, психическим и духовным здоровьем, глубиной генетических корней, способностью к воспроизводству и продолжению рода, распространенностью в территориях. Качество генофонда нации зависит от естественно-биологических факторов, истории, а также от общественно-экономических и политических событий, переживаемых каждым в отдельности представителем нации. Генофонд нации определяет историческую судьбу нации, ее настоящее и будущее. Геноцид (гр. – род, лат. – убиваю) – массовое целенаправленное физическое уничтожение людей по национальному, расовому или религиозному признаку, их способности к деторождению или лишение возможности иметь детей и тем продолжить род. Геноцид осужден международным правом как проявление дискриминации отдельных народов, как варварство, искусственное вмешательство в регулирование численности и состава народонаселения Земли путем изменения генофонда наций. Это тягчайшее преступление против человечества. Геноцид проводится как физическими средствами (например, расстрел), так и химическими, медицинскими, экономическими. Примером геноцида может служить уничтожение староверов на Руси, длящееся несколько столетий, а также действия немецких фашистов, уничтожающих многие народы, отнесенные ими к неарийским по историческому прошлому. Геофеноменология (гр. – землеявление, землестроение) – наука о субъектах истории – этносах, народах, нациях, расах, имеющих различные, исторически сменяемые формы своей организации на жизненном пространстве Земли. Эта наука исследует их зарождение, движение и завершение жизни (конец), она постигает логику их «развертывания» в политической, экономической, культурной и правовой сферах; способность к самоопределению, самоорганизации через феномены Человека, Государства, Закона и др. Конкретные нации, народы, расы – все когда-то имело свое начало, находилось в эмбриональном состоянии в виде племени, рода, общины, затем переходило в другие состояния, меняло названия, но как народ продолжало жить. Были же когда-то арии, славяне, скифы, русичи... Это разные состояния одного и того же народа. Геофеноменология как наука нужна для того, чтобы любая нация могла определить свой генотип, свою роль в истории, происхождение тех или иных общих черт характера, заявить о своих правах в текущей истории. Геральдика (лат. – знак рода) – историческая дисциплина, изучающая гербы как источники исторического знания. Геральдика, как наука о гербах, исследует их составление, толкование, разъяснение, использование и принципы присвоения и ношения. В определенных странах и в определенные исторические эпохи геральдические символы имели огромное социальное и психологическое значение и оказывали на людей возвышенное эмоциональное воздействие. В настоящее время отечественная геральдика переживает свое второе рождение в связи с повышенным интересом к собственной истории, семейной генеалогии и возрождением культуры. Герб (нем. – наследство) – эмблема конкретного государства, города, дворянского рода и семьи, имеющая символическое значение. Как правило, эта эмблема делается в форме щита, реже овала или ромба, на который наносятся знаки, отражающие специфику данной территории (фигурки животных, рисунки ремесел), семьи или рода (имена выдающихся представителей). Герб – эмблема наследственная, она присваивается государством. В герб входят: щит, щитодержатель, корона, девиз. Наносится герб на самые различные предметы, принадлежащие данной территории или владельцу герба: экипажи, здания, посуду, бумагу, белье, пуговицы и т.д. Гербы делались в виде печати, гербовая печать наносились на флаги и знамена, монеты, бумагу (гербовая бумага), марки. Впервые гербы появились в Европе в рыцарскую эпоху, в середине XVII века были введены в России, с середины XIX века они начали присваиваться территориям (губерниям и областям). С 1917 года все гербы, за исключением государственного и республиканских, были отменены. В настоящее время гербовая культура России возрождается. Слово «герб» в русский лексикон вошло с середины XVII века. Герменевтика (гр. – толкую) – учение и метод разъяснения письменных текстов, выявление неявных, иногда скрытых идей, смыслов, значений. Применяется преимущественно при работе с древними текстами, которые требуют дешифровки их для понимания современниками. Технология метода герменевтики состоит в работе над понятийно-терминологическим аппаратом текста как культурно-историческим феноменом, в стремлении понять автора своим внутренним чутьем, в выявлении основного смысла, но с сохранением понимания самого автора, каким оно было в момент создания. Поэтому герменевтике присущ целостный культурно-исторический подход к текстам, учет культурных традиций, уважение к личности автора. Данный метод активно используется при толковании библейских текстов. Он применим и в школе – при анализе детских сочинений, писем, дневников. Название свое получил от имени Гермеса, владеющего тайным, сокрытым, герметическим значением. Гермес – покровитель интеллектуалов, колдунов и торговцев. Героизм (гр. – владыка, господин) – характеристика действий человека по преодолению препятствий, возникающих на пути свершения общественно значимых деяний. Выражается в проявлении волевых качеств, таких как целеустремленность, решительность, бесстрашие и др. Героические действия вызывают напряжение всех духовных и физических сил человека, они направлены на преодоление чувства страха. Это «праздник человеческого духа». Героизм основан на высоких нравственных качествах – благородстве, чувстве личного и национального достоинства, бескорыстии, самопожертвовании. Нередко он связан с трагизмом. Явление героизма представляет лицо народа, через него происходит возвышение общности, породившей высокие образцы человеческого духа. Через героизм происходит самопознание народа, его лучших черт и возможностей. Термин «героизм» произошел от имени древнегреческого мифологического существа, полубога Героя, рожденного божеством и смертным человеком. Герой своими подвигами восстанавливал порядок и справедливость на Земле, выполняя волю богов. Затем героями стали называть полководцев, царей, борцов за идеи, за свободу. В русском народе тоже был культ героев и героизма. Человека, возвысившегося до героизма, почитали за идеал, ему воздавали великие почести. Он представлял волю и способность, претерпевая зло и беды, добиваться своего. Это идеальный русский мужской тип. Русский народ знал массовый героизм – подвиги воинской, религиозной и трудовой славы. Есть в России города-герои, носящие это почетное звание за мужество своих защитников. Героизм и герои – явление высоко духовное и нравственное. И в русском народе оно вечно, оно составляет часть его менталитета, является национальной чертой характера (вспомним былинных богатырей). Но сами термины «герой», «героизм», «героический» в русской языковой культуре появились лишь в середине XVIII в. Гетерогенный класс (группа) (гр. – разнородный) – это класс, состоящий из детей разного уровня развития, разного возраста, разного отношения к учебной и иной деятельности. Гетерогенными бывают сплавы, конгломераты пород и социальные группы. Так что гетерогенность – это свойство систем состоять из разнородных элементов, сохраняя при этом свои общие качества. К гетерогенным классам относятся разновозрастные классы воскресных школ, участники празднеств, коллективы кружков и секции. Педагогу очень трудно работать с гетерогенными группами, которые требуют владения методикой дифференцированного и индивидуального подхода к детям. Гибкость ума – качественная характеристика мышления, способного нестандартно, нешаблонно оперировать информацией, изменять ее в соответствии с требованиями и задачами деятельности и по ситуации; это быстрота и легкость построения умственных действий, их изменчивость на основе приобретаемого опыта. Гибкий – это легко сгибаемый, но не ломающийся ум. Противоположным качеством является ригидность, неподвижность мышления. Гибкость ума способствует приспособляемости человека к изменяющейся среде, к растущему объему информации и требованиям, к скорости ее переработки, усвоения и выдачи. Гибкость ума – приспособительное качество личности к условиям существования. Гибридный интеллект (гр. – кровосмешение) – это соединение интеллекта человека с «интеллектом» машины и их взаимодействие при решении познавательных задач. При этом как бы один интеллект дополняется, усиливается другим. Гибридность состоит в сплаве, смеси интеллектов, различных по своей природе и формам существования. Такая гибридная органичность возникает при работе человека в режиме мультимедиа на компьютере, а ранее было замечено во взаимодействии человека и животных, когда возникало полное понимание двух очень разных сторон (явление Маугли, общение человека с домашними животными). Гигиена (гр. – целебный, приносящий здоровье) – одна из медицинских наук о влиянии окружающей среды на организм человека, о правилах предохранения человеческого организма от заболеваний и сохранения здоровья. Гигиена – наука интегративная, объединяющая в себе данные физиологии, психологии, других отраслей медицинских знаний и др. В свою очередь, гигиена глубоко структурирована, в ней выделяются множество частных гигиен: питания, труда, быта, умственной деятельности и т.д.; личная гигиена и коммунальная; половозрастная гигиена – детей, подростков, юношей, девушек и т.д. Слово «гигиена» произошло от имени греческой богини здоровья Гигеи. Ее изображали с чашей в руке, в которую змея источает целебный яд. Гигиена и педагогика тесно связаны: образование и воспитание, будучи видом профессиональной деятельности, также нуждаются в гигиеническом обеспечении, дабы не быть по отношению к человеку разрушительной силой. При лицензировании и аттестации образовательных учреждений соблюдение гигиенических требований последними является обязательным условием. Гимн (гр. – хвала, хвалебная песня) – песня, восхваляющая, прославляющая в стихах и музыке Бога, государство, Отечество, Родину, народ, нацию, исторические события или отдельных героев. Это всегда торжественная песня, символически представляющая то, что в ней восхваляется, его музыкальная эмблема. Гимн исполняется на праздниках, торжествах, приемах, парадах, больших собраниях и т.д. Он выполняет функцию организации и сплочения народа, воспитателя патриотических чувств. В педагогике гимн используется для духовного, гражданского и национального воспитания детей, а также как образец символической культуры государства. Известны многие случаи, когда дети сами создают гимны школы, лагеря, своего общественного объединения. Гимн возник как культовая песня и известен со времен египетской культуры. Гимназия (гр. – учебное заведение) – это специфический вид средней общеобразовательной школы, предназначенный для подготовки высоко способных к умственной деятельности детей к поступлению в вуз и занятиям интеллектуальной деятельностью. Это академическое элитное учебное заведение с повышенным качеством образования и воспитания учащихся. В гимназиях преобладает общее гуманитарное образование. Жизнь породила профилированные гимназии: православные, технические, педагогические и др. Гимназии возникли в Древней Греции в V-IV вв. до Р.Х. Первоначально так называли место научного общения философов и философствующих ученых и правителей, затем также специально созданные школы для обучения детей физическим упражнениям и проведения спортивных мероприятий и уж потом – гражданское учебное заведение. В России они стали создаваться со времен Петра I. В начале революции 1917г. были упразднены. В 90-е годы XX столетия началось их возрождение. В настоящее время гимназии являются узаконенным видом образовательных учреждений, представляя собой альтернативную ветвь в системе российского образования. Гимнастика ума (гр. – упражнение) – так называется процесс развития интеллекта и мышления, как его основы, осуществляемый с помощью специальных тренинговых упражнений и приемов мыслительного характера. Гимнастика ума – это специальное развитие логичности, критичности, широты, глубины и скорости мыслительных операций, памяти и воображения, тонкости восприятия. Гимнастика ума напоминает культуризм. Она не имеет четкой профильной направленности, а занимается тренингом мышления, его техники и технологии. Поэтому и процесс гимнастики выглядит технологическим: «разминка», собственно упражнения, закрепление и т.д. Гимнастику ума хорошо проводить на уроках в школе, училище. На это направлена технология развивающего обучения. Это своего рода гигиена мышления, отношение к нему как к великой человеческой ценности, как к носителю духовности и интеллекта. Гиперактивность (гр. – сверхактивность) – нервно-психическое качество личности, проявляющееся в формах сверхнормативной социальной активности. Гиперактивность – это неугомонность, импульсивность реакций, повышенная инициативность и двигательная активность, вместе с тем – недостаточный контроль за словами и действиями, самоуверенность, бесцельность поступков, ошибки, сверхэмоциональность. Данное качество возникает как по причине болезненного состояния нервной системы, так и из-за неверного воспитания – отсутствия внимания к человеку, умаления его достоинств, комплекса неполноценности и низкой самооценки. Гиперопека (гр. – сверх того, др.-рус. – печься) – тип отношений взрослых к детям, выражающийся в чрезмерной заботе о них, в стремлении окружить повышенным вниманием, защитить от мнимых и реальных опасностей и препятствий, в желании «привязать» к себе, лишив самостоятельности. Это случается тогда, когда ребенок и его проблемы родителем или учителем выдвигаются на первое место в системе жизненных или профессиональных ценностей. Утрированные формы любви и чрезмерной заботы порождают отклонения в развитии детей: у одних формируется безоговорочное послушание, безропотное повиновение, безынициативность, подавленность активности, у других, напротив, – полное непослушание, протест, вседозволенность. Для тех и других гиперопека оборачивается задержками в интеллектуальном развитии, заниженной самооценкой. К гиперопеке склонны учителя и родители с истерическими чертами характера, часто одинокие женщины. Любовь таких женщин к детям, как правило, неглубокая, внешняя, демонстративная. Такая любовь очень вредна детям, как и все формы гиперопеки. Гиперсоциальная семья – это семья, отношения членов которой сориентированы на такие социальные ценности, как карьера, успех, слава, соответствие моде и общему мнению и т.д. Эти «ценности» заслоняют человеческие – здоровье, любовь, дружбу, взаимопомощь. В гиперсоциальной семье друг к другу предъявляются высокие требования и формируются завышенные ожидания. Так, из ребенка всеми силами и средствами делают «вундеркинда», ценой здоровья и душевного покоя уже в школе определяют его карьеру. В семье пропадает тепло, уют, доброта, т.е. все то, что объединяется понятием «дом». В ней падает духовность и гуманность, но растут зависть, меркантильность, бездуховность. Гипертимность (гр. – настроение) – качество личности, проявляющееся в характере поведения человека. Гипертимность – это бодрость и веселость, переходящие в оптимизм, повышенная активность, переходящая в боевитость. Человеку с гипертимным типом поведения трудно усидеть на месте, ему всегда хочется что-то предпринимать, решать проблемы, у него много разнообразных интересов, он склонен к увлечениям. Такие люди могут быть руководителями, ибо у них есть умения поднимать настроение других людей, увлекать своими идеями, заражать юмором и даже остроумием. Гипертимность может проявляться как реакция на успех, как устойчивый способ восприятия жизни через «розовые очки». Но может возникать без причин. И тогда гипертимность становится пограничным явлением перехода от «нормы» к психопатии, акцентуации, маниакальным состояниям. С людьми такого поведения интересно, но трудно дружить, под их руководством интересно, но трудно работать. Гипнопедия (гр. – сон и обучение) – система научно-практического знания об обучении человека во время сна, а также под гипнозом. На сегодня считается доказанным, что это возможно, особенно при изучении иностранного языка, математических формул, химической символики. Методы гипнопедии: внушения, тихий голос, магнитофонные записи, фоновая музыка. Сущность гипнопедии в усилении восприятия внушаемого материала и снятии конкурирующего воздействия посторонних раздражителей. Истоки гипнопедии лежат в древневосточном монастырском опыте (буддизм, факиры, йоги). Как научная дисциплина начала складываться в 30-е годы нашего столетия. В России впервые применена в 1936 году, после чего была надолго запрещена. Гипнопедическое обучение требует специальной технологии, учитывающей возраст обучающегося, степень его умственного и физического утомления, тип и вид памяти, интонации речи педагога и многое другое. На современном уровне развития гипнопедии обучение под гипнозом запрещено как мало изученный акт, очень редко используется также обучение в естественном сне. В быту элементы гипнопедии использовались всегда: например, клали книгу под голову на ночь, предварительно ее прочитав, включали на ночь магнитофонные записи с иностранной речью и др. Гипнопедические приемы заучивания используются в автодидактике. Глава (ц.-слав.) – обозначает нечто завершенное и завершающее, что проявляется в ряде дефиниций. Глава – это купольные крыши православных храмов луковичной формы, это структурные части книг и статей; это верховная власть государства, церкви, семьи, т.е. старший по положению и важности, возглавляющий. Глава семьи – один из членов семьи, определяющий семейную политику, руководящий домашним хозяйством, влияющий на отношения в семье, несущий ответственность за все стороны жизни семьи в целом и каждого ее члена в отдельности. Иногда это «главный кормилец», «добытчик», но бывает и самый старший по возрасту, социальному положению или образованию. «Глава семьи» – не должность, не звание, он определяется общим согласием, общим признанием реальной роли одного из членов семейного коллектива. Институт «главы семьи» определяется национальными традициями, социальным и экономическим положением семьи в обществе. В русской традиции глава семьи определяется по мужской линии. Глаголица (ст.-сл. – говорить) – первая церковнославянская азбука (вторая была Кириллица), доработанная из первославянской братьями, святыми Кириллом и специально для распространения христианства среди славянских народов. Она состояла из 40 сложных знаков, очень похожих на восточную вязь. Созданная в IX в., она просуществовала вплоть до XVIII в. Святые отцы, создавая азбуку, боролись против «безбуквенного человека» и добивались равноправия славянской письменности с греческой, латинской и еврейской. Глаголицей была написана и издана первая христианская литература для славян. В честь святых Кирилла и Мефодия, как «первоучителей словенских», учрежден специальный праздник (24 мая). Название свое глаголица получила от слова «глаголить» – говорить. Гласность (др.-рус. – голос) – принцип организации жизни в демократическом государстве, утверждающий право человека выражать свое мнение относительно правительственных мероприятий и учреждений, свободу слова устного и письменного. Гласность означает открытость деятельности государственных органов, общественных организаций, трудовых коллективов и должностных лиц; предоставление гражданам и их объединениям информации, необходимой для участия в обсуждении и решении вопросов государственной и общественной жизни; доступность организаций, учреждений и должностных лиц для приема граждан; учет общественного мнения при принятии решений; обнародовании решений правительства и других органов власти. Данный принцип носит всеобщий характер и действует во всех сферах жизни, кроме тех, что содержат государственную тайну. Гласность в школе – это открытость оценивания учащихся, это учет их мнения при решении школьных проблем, это развитие их самоуправления, школьной печати и т.д. Вместе с тем, гласность имеет границы своего применения и в определенных условиях может причинить вред как обществу, так и отдельным его членам. Глобальная мировоззренческая система (фр. – масштабная, всеобщая) – это научно-теоретический и практический комплекс взглядов и поведения людей, содержащий ответы на самые насущные вопросы жизни человека на Земле: о происхождении и сущности самого человека, его земной миссии, месте во Вселенной, о связи духовного и материального и др. Глобальная мировоззренческая система возникает у каждой общности людей, охватывая какое-то логическое и организационное пространство ее жизнедеятельности. К таким системам относятся: язычество, буддизм, христианство, мусульманство, т.е. религиозные, а также марксизм, гуманизм, либерализм, фашизм, коммунизм, т.е. политические и государственные системы. Каждая мировоззренческая система имеет свои границы распространения и в то же время может проникать за их пределы. Считается, что роль глобальных мировоззренческих систем в развитии человечества еще не изучена. Проникая через любые границы, они определяют судьбы мира не менее, а даже более государств, партий, правительств. Глобальное мышление – это качественная характеристика мышления, способного перерабатывать огромный объем информации по широкомасштабным проблемам мира, страны или народа. Это мышление широкими категориями, системное, прогнозное, целостное. Человек глобального мышления вычленяет проблему целиком, во всех ее связях и зависимостях, несмотря на границы охвата, и решает, способствуя дальнейшему духовному, социальному или экономическому развитию и самосовершенствоанию народов, государств, больших человеческих общностей. Люди с глобальным мышлением, способные планетарно мыслить, особенно нужны в сфере науки, политики и управления. Это качество мышления можно формировать уже в школе, особенно на уроках гуманитарного цикла дисциплин. Глобальное образование – это система воспитания и обучения человека планеты, способного ощущать себя и действовать как «житель планеты Земля», знать ее и нести за нее ответственность. В глобальное образование входят следующие направления педагогической деятельности: воспитание широты видения мира, формирование постоянного и пристального внимания к проблемам глобального масштаба, воспитания интереса к культурам других народов, формирование глобального мышления, воспитание чувства выбора и меры своего личного участия в решении глобальных проблем. Глобальное образование – это воспитание в мире и любви, в терпимом отношении к любым иным точкам зрения, это воспитание активной позиции по отношению к мировым международным и государственным событиям. Сторонников глобального образования называют глобалистами. Они уже разрабатывают международные образовательные стандарты. Однако глобальное образование – явление противоречивое. Оно составляет угрозу этническому и культурному своеобразию народов. Это побудило глобалистов выдвинуть принцип «мыслить глобально – действовать локально», как бы объединяющий планетарный и частный подход к жизни человека. Глоссарий (гр. – непонятные слова) – книга толкования непонятных слов и выражений, т.е. словарь с элементами справочной информации о малознакомых словах, либо словах, утративших свое значение или новых, только формирующих свои смыслы и значения. В российской научной культуре до сих пор «глоссарий» употребляют в более узком смысле: как названия словарей, относящихся к произведениям одного автора или исследователя, а также как названия тематических словарей, связанных с переводом научных терминов с одного языка на другой в целях обеспечения общения специалистов разных стран. Так, существует русско-немецкий глоссарий по профессиональной педагогике. Глоссарии, как одна из форм понятийной работы, вполне могут использоваться в школе как метод обучения на уроках литературы, истории, иностранного языка и др. Глубина ума – качественная характеристика мышления, способствующего исчерпывающему познанию какого-либо предмета, явления, в том числе и научному. Посредством глубины ума идет проникновение сознания в суть явлений, осуществляется предвидение результатов деятельности, характеристики предмета схватываются целостно и системно. Глубина ума – это также накопление исторических знаний о чем-то, позволяющих выявлять тенденции, законы, принципы развития предмета познания. В условиях школы глубина ума воспитывается при реферативной работе по предмету, источниковом обучении, поисковых работах. Глупость – уровень развития интеллекта, характеризующийся пограничным состоянием между нормой и легкой дебильностью. Глупость не относится к патологии и потому не диагностируется, но на бытовом уровне она различается легко. В народе глупость относят к свойствам человека и понимают его как скудоумие, тупость, бестолковость, безрассудство. Гнев (ст.-слав. – гниль) – одна из основных человеческих эмоций, выражающихся как вспыльчивость, ярость, крик, бранные слова, злопамятство, ненависть, вражда, клевета, сильная обида на того, к кому он обращен. Гнев – одна из самых быстрых страстей, при нем учащается дыхание и пульс, сжимаются мускулы, происходит прилив крови и др. физиологические реакции. Следствием этого являются многие болезни. Считается, что песок и камни в печени, желчном пузыре образуются прежде всего у гневливых людей. Гнев губительно действует на психику, расшатывая ее, порождая страх. Гнев сдерживает духовное развитие человека, создает ему много врагов и приносит неприятности. Православная церковь относит его к греховным состояниям, если оно направлено против ближнего, но оно безгрешно, если направлено против греха, зла («Гневайся, да не согрешай»). В педагогике гнев осмысливается как вид невежества и результат дурного воспитания или форма спекулятивного воздействия на другого человека с целью его шантажа, испуга, подчинения себе. Православная педагогика допускает гнев во имя любви, желания научить. Такой гнев – не выход страстей, а педагогический метод воспитания. Гносеология (гр. – знание и учение) – это теория познания как философское учение об источниках и формах познания, о правильности отражения в человеческом сознании реалий мира. Гносеологическая теория познания утверждает познаваемость мира посредством выявления научно установленных фактов, понятий, законов, сформулированных гипотез, моделей, посредством проведенных экспериментов и т.д. Гносеология признает, вместе с тем, модельный и ограниченный характер научных знаний и существования границ его применения, вместе с тем признает и ценность научных суждений, как этапов, шагов дальнейшего, более углубленного познания действительности. На гносеологической теории познания фактически строится вся отечественная наука. Гностические функции педагога (гр. – знаниевые) – это познавательные функции, обращенные к постоянному изучению учащихся – их познавательной и духовной сфер, мотивов и интересов, задатков и способностей, характеров и эмоциональных состояний. Изучение учащихся (диагностирование) есть основа для выработки образовательных технологий, простраивания отношений в системе всех субъектов образования. Гностическая функция педагога, осуществляемая как система диагностирования учащихся, обеспечивает исследовательский подход к управлению школой и училищем в целом и познавательным процессом на уроке. Говение (ст.-слав.) – в православной вере так называют воздержание от скоромной пищи во время поста, перед посещением церковной службы, перед исповедью и причастием, а также в постные дни – среду и пятницу. Скоромная пища – это мясо, молоко, масло, яйца, т.е. пища от теплокровных животных. Говение – это также скромность в словах и действиях, проявление добра и любви, признание своих грехов и проявление готовности предстать перед собственной совестью и Богом. Говение, по признанию медиков, есть средство сохранения здоровья и очищения организма от излишних жиров и шлаков. Говор (др.-рус.) – это язык конкретного народа, проживающего в данной местности, отличающийся от языка того же народа, проживающего в другой местности, и литературного языка. Говор, как «местный язык», являясь разновидностью общенародного языка, имеет некоторую специфику в произношении слов, в значениях и смыслах некоторых общих слов, в словарном составе. Говор – это живой образный язык, сохраняющий красоту, природную естественность народной речи. Именно это побуждает изучать народные говоры, сохранять их корневую систему русского языка. Говоры нередко называют «территориальными диалектами». Год (ст.-слав. – ждать, время, срок) – высшая единица измерения времени, определяемая продолжительностью движения Земли вокруг Солнца до возвращения ее в одну и ту же точку. Год – это жизненный цикл, некогда соотносимый с периодами умирания и возрождения природы. Первоначально у русских людей год обозначал абстрактное понятие времени и его ожидание. Затем он стал делиться на две части – зимнее и летнее время и только с XV в. были введены все четыре времени года. Год ритмичен и цикличен, благодаря этим качествам он стал основой для определения времени хозяйственных работ, семейно - бытовых обрядов и ритуалов, создания календаря, определения времени будней и праздников и т.д. Различают гражданский и церковный, солнечный и лунный годы. Солнечный год, по которому мы живем, длится 365 дней 5 часов 48 минут и 51 секунду. Регулировка года, систематика годовых ритмов осуществляется посредством разнообразных календарей: юлианского, григорианского, мусульманского, древнееврейского, китайского, хинди. 2000 год юбилейный только по двум первым календарям. По мусульманскому такой год будет в 2278 г., по китайскому – в 4698 г. и т.п. Отсчет времени ведется со дня «сотворения мира», по разному понимаемому разными народами. В общественной жизни термин «год» относят к более или менее длительным периодам деятельности, основанным на годовом цикле, и тогда появляются: учебный год, хозяйственный год, финансовый год, отчетный год и др. Годовой цикл лежит в основе годового календарного круга. Годовой календарный круг – это русская национальная система организации всей жизни и деятельности православных людей, независимо от их положения в обществе. Это исторически сложившаяся система астрономического года как завершенного жизненного цикла, объединяющего и органично связывающего между собой события годового церковного круга, народно-хозяйственный природный календарь и социально-исторические события мирской светской жизни, национального, государственного, регионального, местного и личного значения. Эта система имеет православную духовно-нравственную основу, исходно представляет культурно-национальные традиции русского народа, носит устойчивый циклический характер. «Круг» есть символ бесконечного движения вперед, символ полноты, неразрывности и преемственности. Он естественен как сама жизнь, он сообразуется с ритмами природы, трудовой, в том числе и познавательной деятельности людей, с логикой их духовного возрастания. Годовой календарный круг является научно-практической основой воспитательной системы образовательного учреждения. Благодаря ему учебный год приобретает смысловую структуру, в отличие от формального деления по четвертям и полугодиям. С его помощью обеспечивается единство действий семьи и школы (детского сада). Он обеспечивает единство православия, традиционной русской культуры и современной, не противоречащей первым двум факторам, культуры. Голгофа (др.-евр. – сходство с головой) – это место казни Иисуса Христа. В те годы это была небольшая горная возвышенность недалеко от Иерусалима, по форме очень напоминающая человеческий череп. У евреев это было место казни преступников. Ныне эта возвышенность находится в черте города Иерусалима, здесь построен храм Гроба Господня. Предсмертными словами Иисуса Христа были: «Свершилось!». Это означало начало новой религиозной эры, прекращение ветхозаветной обрядовости. Бог восторжествовал над земной властью. Отсюда и началось переосмысление слова «голгофа». Оно стало нарицательным. Теперь это еще и «лобное место», где мученически погибают люди праведные за веру, отечество, народ, правду, идею. Нередко это совсем не физическое место гибели, а символ мучений и страданий ради высоких идей, символ одновременно нового духовно-нравственного рождения человека. Нередко говорят, что у каждого своя голгофа. Голографический метод (гр. – полный, пишу) – это система приемов, способствующих наиболее полному, целостному, всестороннему, можно сказать, функционально «живому» описанию изучаемого явления. Это метод стратометрического, т.е. многомерного, многоструктурного и многоаспектного восприятия и описания объектов познания, отличающегося от линейного «плоского» их видения. С помощью этого метода соединяются противоположности: духовные и материальные, социальные и экономические факты в единый гармоничный организм, в целостность частей и полярностей. Создается внутреннее и внешнее единство, воспроизводящее в непрерывном потоке жизни реально существующие противоречия, сохраняющее реально существующие полюса, уровни, степени развития частей. В педагогику термин «голографический» пришел из физики, техники, где обозначал метод получения полного, объемного и цветного изображения предметов (голограммы). Здесь это значило лазерный способ наиболее полной регистрации информации о внешнем облике и структуре объекта. По этому методу сегодня создаются произведения искусства, декоративные отделки предметов быта, кино. В педагогике функционируют также такие понятия, как «голографическое сознание», «голографический анализ». Сущность голографического метода сводится к познанию объекта «во всех отношениях», изучение каждой части предмета или явления как носителя информации о целом объекте, но с разной полнотой и четкостью выраженной. «Голодный дух» – так православная церковь обобщенно называет причину возникновения человеческих пороков. «Голодный дух» - это бездуховность, отсутствие веры, которые приводят человека к таким порокам, как гнев, чревоугодие, страсть, зависть, злоба, сребролюбие, жадность, невежество, гордыня, ревность, лень. Не зря говорят: «свято место пусто не бывает». Как только дух ослабевает, слабеет воля, утрачивается сила сопротивления земным соблазнам. Последние увлекают человека и, как следствие, в нем заселяются пороки. Сами пороки – безнравственные человеческие качества тоже называются «голодным духом». Голос совести – основа нравственного сознания и чувств человека, врожденно присутствующая в нем, носитель его генетического райского прошлого. Голос совести свидетельствует о существовании мира с законами, отличными от земных, где побеждает сильный, а слабый погибает. Это Божественный глас, отзвуки райского мироустройства. Он говорит, что нельзя убивать и вредить живому, ибо в раю не было болезней и смерти. Голос совести говорит, что нужно слушаться родителей и учителей, ибо именно послушание было основой райской жизни человека. И хотя человек живет в мире после грехопадения, его душа сориентирована на другое – на райскую жизнь. Голос совести как бы хранит память об этой жизни и не может удовлетвориться ничем земным. Именно этот голос является регулятором наших истинных чувств. Достаточно сосредоточиться и совесть даст ответ – зачем, что, где и как делать, ибо начинает действовать нравственная память Голубой цвет – это цвет, успокаивающий психику, умиротворяющий, настраивающий на работу людей смелых и способный усиливать страх людей робких. Это по тону цвет светлый синий, цвет ясного неба, чистой воды. Так этот цвет назван от «голубя» - по цвету перьев его шейки, имеющих синеватый отлив. Голубь – птица нежная, как нежен и голубой цвет. В церкви этот цвет соответствует празднику Пресвятой Богородицы (Введение во Храм, Благовещение, Успение и др.), а также дням бесплотных сил (ангелов Господних). В русской культуре голубой цвет имеет смыслы высокие, возвышенные, чистые, ясные, духовные: «голубая кровь», «голубая мечта». Сегодня этот цвет используется ООН как цвет миротворческий: «голубые каски» - это название воинских формирований (по цвету символической ленты на касках), созданных для размежевания воюющих сторон в регионах конфликтов. К сожалению, «голубыми» называют гомосексуалистов-мужчин. Голубь – это птица, наделенная в народной жизни православной церкви особыми смыслами-символами. Это птица чистая, незлобливая, нежная, кроткая. Благодаря этим качествам голубь стал знаком простоты, искренности, надежды. Не зря Спаситель сказал: «Будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби». Голубь – христианская эмблема Духа Святого. В притче о потопе голубь был предвестником близкой земли и конца потопа. В XIX в. голубь стал символом мира между народами и странами. Примечательностью многих городов стало подкармливание голубей горожанами на тихих центральных площадях. Голубей часто выпускают «в небо» в кульминационные моменты детских праздников. В дореволюционной России разведение и содержание голубей было занятием любителей-голубятников. Это любительство, хотя и не в массовом масштабе, сохранилось до сих пор. Гомилетика (гр. – общение с людьми) – теория и практика проповеднической деятельности, входящие в состав богословия. Предметом гомилетики является сама проповедь, законы ее влияния на людей, принципы построения, условия подготовки и произнесения. Здесь изучаются особенности паствы, методы определения содержания и выбора методов убеждения слушающих, техника красноречия и порядок построения проповеди. По сути своей гомилетика очень близка педагогике, где все это изучается применительно к учителю и ученикам. Гомеостаз (гр. – подобный, сходный) – так называется состояние биологической, психологической или социальной системы, выражающееся как устойчивая подвижность, как равновесие входящих в них сил и структур, внешних и внутренних связей и отношений. Гомеостаз – это относительное постоянство внутренней среды организма, его психического состояния и деятельности, независимо от изменяющихся условий внешней среды. Достигается гомеостаз посредством адаптации, детерминированности действий, оптимизации условий функционирования, компенсации и компенсаторности. Гомогенный класс (группа) (гр. – однородный) – это ученический класс (кружок, секция), состоящий из учащихся одного возраста, сходного уровня развития, сближенных интересов и мотивов учения, опирающихся на близкие по смыслу нравственные и иные ценности. Это детские группы как однородные совокупности. Такие классы легче поддаются самоорганизации и управлению, они способны к поддержанию собственного развития внутренними силами, более устойчивы и приспособляемые к изменению внешних условий. Создание гомогенных групп лежит в основе дифференцированного обучения. Гонор (лат. – честь) – это отрицательное нравственное качество личности, выражающееся как тщеславие, повышенное самомнение и самолюбие, заносчивость, зазнайство, высокомерие и амбициозность. Так понимают это слово сегодня. Произошло оно от имени римского божества, олицетворяющего честь (гонор). В русский язык слово попало через польский язык, где обозначало «родовитый гонор» и преувеличенную гордость. В русской литературе XVIII в. и даже XIX в. гонор еще обозначал честь и достоинство, но уже с оттенком преувеличения, выставления напоказ. Постепенно «гонор» стал обозначать прямо обратное своего изначального смысла. Гончар – это ремесленник, изготовляющий из глины горшки и другую посуду. В некоторых территориях гончаров зовут горшечниками. Гончарное производство в России сохранилось до сих пор; оно отнесено к числу народных промыслов: активно возрождается в школах, в селах, в частном предпринимательстве, в художественных промыслах. В старые языческие времена гончару приписывали связь с огнем и даже нечистой силой. Изготовление гончарных изделий тогда обставлялось множеством запретов и суеверных правил, а позже – молитвами от вмешательства дьявола. Гордость – нравственное качество личности, проявляющееся, с одной стороны, как чувство собственного достоинства, самоуважения, отражающее высокую оценку человеком своих или чужих (другого человека, группы, страны и т. д.) достижений и заслуг, осознание их соответствия высоким нравственным ценностям и образцам. С другой стороны, это качество выражается как надменность, высокомерие, чванство, зазнайство, самодовольство, а для просвещенного человека – это еще познавательная всеядность. Полярность значений «гордости» – явление редкое для нравственных качеств личности. В каждом конкретном человеке оно может присутствовать в разном сочетании признаков с какой-либо доминантой. При воспитании детей следует помнить об этой двойственной природе гордости. Воспитывая гордость за семью, школу, профессию, можно сформировать чувство исключительности, неуважения к другим. Гордыня является пороком, человеческим грехом, осуждаемым православной верой. Горе – это эмоциональная форма личного восприятия и переживания событий, нарушающих привычный ход жизни и даже разрушающих его. Горе переживается как бедствие, несчастье, зло, напасть; выражается в тоске, кручине, скорби, печали, страхе. Образ горя выведен в русской мифологии как вредоносный персонаж. Оно живет рядом с человеком и может его разорить, «сжить со света», свести в кручине. Горе противопоставляется Доле. Преодолевается горе трудом, терпением, смирением, покаянием и волей. Горний мир – в русской философии обозначает Космос как истинный предвечный мир, содержащий в себе творческий замысел мира идеального, разумного, богосообразного, как богозаданного. Это «тамошний» мир, в отличие от мира «здешнего», земного, называемого «дольним». Горний мир, как мир космический, возвышенный и чистый, не может быть познан человеческими чувствами; это мир умопостигаемый. По мнению философов, представления о существовании и образе этого мира заключены в бессознательной сфере человеческой психики и содержатся в индивидуальном и коллективном архетипе культуры. Городская культура – система культурных ценностей, формирующаяся и развивающаяся в условиях мегаполиса – крупного поселения. Город – это специфическое поселение людей, отгороженное от хаоса и глубоко структурированное. В городе присутствуют все культурные формы (храмы, театры, музеи, библиотеки, школы и т. д.). Здесь создаются свои «центры вращения» информации, деятельности, человеческого общения, регулирующие жизнь. В нем каждый человек находит свою «нишу», в зависимости от образованности, профессии, уровня личной культуры, исторического прошлого. Каждый город имеет свое «лицо», свои нравственные измерения, свою духовность, свой менталитет. Все это определяется его культурой, ею формируется. Городская культура – это вершина совершенства того, что взято из деревни, из народной культуры. Она глубоко персонифицирована именами талантливых людей. Особенностью формирования городской культуры является ее взаимодействие с другими культурами, с наукой, с техникой, что расширяет поле фантазии. Город – понятие глубоко культурологическое; это образ жизни людей и способ существования и развития ими культуры в условиях цивилизации. Господин (госпожа) – форма вежливого обращения людей между собой, находящихся в официальной обстановке. Часто употребляется в союзе с фамилией или званием. До революции так обращались друг к другу мещане, интеллигенция, дворяне, чиновники, т.е. люди среднего и высшего сословия, но не рабочие и крестьяне. В конце ХХ в. в России вновь возрождается это обращение, но пока без четкого обозначения границ применения. Слово «господин» произошло от «Господь», напоминая человеку его высокое происхождение и назначение на Земле. Господь – одно из имен Божиих, обозначающее Истинного Всемогущего Бога. Возникло оно за 300 лет до Рождества Христова, и его употребляли только священники в храмах. В массовое употребление оно вошло с Нового Завета. Как собственное имя Божие оно пишется с прописной, т.е. заглавной буквы. Гостеприимство – качество личности, проявляющееся как готовность и способность принять у себя в доме каждого человека, накормить его, обогреть, выслушать и спать уложить. Это радость гостю. Когда-то это было всеобщим качеством многих народов, с радостью встречающих в своем доме странников, последний кусок хлеба отдающих им. Этим славились и русские люди как своей национальной чертой. Православная вера относит гостеприимство к числу очень важных добродетелей. Холодность к гостю Господь отождествляет с холодностью к Нему Самому. Известен Его завет любить ближнего, как самого себя. Источники русского гостеприимства лежат в специфике древнерусской культуры и цивилизации, основанной на возникновении городов «под гостей», т.е. купцов. Такие города первоначально и назывались «гостищами», «погостами». Историки утверждают, что русская национальная цивилизация по своей сути есть цивилизация гостевая. Гостинец (др.-рус. – новость) – так русские люди издревле называли подарок ребенку, преимущественно в виде сладостей. «Гостинец» произошел от слова «гость» - посетитель для беседы, общей радости. Гостинец делали люди близкие, чаще родственники, и всегда с радостью, добром, заботой. Ныне, к сожалению, мягкое и ласковое слово «гостинец» почти повсеместно заменено «подарком», имеющим совсем другие семантические оттенки, лишенные эмоциональной окраски. Настоящий гостинец – это всегда немного, не только по праздникам, а по встречам, всегда со знанием любимых ребенком конфет или пряников, всегда бескорыстно, в знак радости от обоюдной встречи. Гость (лат. – чужеземец) – это человек, пришедший в дом к другому, посетивший его на непродолжительное время. Гость может быть званый и незваный, пришедший ради беседы, досуга, игры, но и дела. В древней Руси гостями называли купцов. В народной традиции гость всегда был объектом почитания, ибо он воспринимался как представитель другого мира, другой жизни. Хождение в гости и принятие гостей – это целый ритуал, жестко регламентированный и торжественный. Гость – всегда желанный в русском доме, испокон веков наш народ славился гостеприимством. Гость, согласно особенностям русской культуры и цивилизации, был не случайной фигурой, а центром, стержнем жизни русских людей. Государственный стандарт образования – система нормативов, определяющих основы организации и деятельности образовательных учреждений страны. Разрабатывается на конкурсной основе и устанавливается в законодательном порядке. В эту систему нормативов входят: единая структура системы образования (типология образовательных учреждений); документы, обеспечивающие ее функционирование; общие требования к учебным планам и программам, а также условиям их реализации; обязательный минимум содержания образования; нормативы учебной нагрузки обучающихся; правила и формы контроля; требования к уровню подготовки выпускников. Государственный стандарт образования обязателен к применению всеми образовательными учреждениями на территории Российской Федерации, получившими лицензию на право ведения образовательной деятельности. Существуют государственные стандарты общего среднего, среднего профессионального (специального) и высшего (профессионального) образования, разработанные с учетом специфики профессии или группы профессий. Государственные образовательные стандарты дополняются местными региональными стандартами. Стандартизация отечественного образования введена с середины 90-х годов ХХ столетия в целях объективности оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от формы и места получения образования; обеспечения прав граждан на получения качественного образования; сохранения единого образовательного пространства в стране. Выполнение госстандарта является основанием для получения лицензии, которая, в свою очередь, есть основание для государственной аккредитации образовательного учреждения. Готовность к труду – степень сформированности физических, физиологических и психологических качеств человека, а также теоретических знаний и практических умений, обеспечивающих успешное выполнение работы определенной квалификации и переход к самостоятельной трудовой деятельности. Проявляется как желание трудиться, понимание роли труда и сознательное отношение к трудовой деятельности, как умение выполнять соответствующее квалификационное задание. Готовность к труду – это и нравственное качество личности, характеризующее высокое чувство моральной ответственности человека за себя и за других. Воспитание такого качества ведется с детства (через самообслуживающий труд), но особенно активно – в профтехсистеме, профилированных лицеях, где осуществляется начальная профес
|