Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В. Даль






В – третья буква современного русского алфавита, обозначающая зубно-губной звонкий согласный звук, читаемый как «вэ». В первославянской философической азбуке читался как «веди» и обозначал Высшее знание, Возвышение, Высшую мудрость и даже Всевышнего. Не зря именно с этой буквы начинается слово «воспитание». В церковнославянской кириллице «в» обозначала цифру 2.

Вавилонское столпотворение – предание из Книги Бытия, объясняющее факт существования на земле множества различных народов, наций и языков. По преданию, все люди на земле имели один язык и одинаковый словарный запас. Но люди задумали построить башню (столп) до небес, чтобы возвыситься в своем величии. Местом строительства был выбран город Вавилон, что в переводе означало «врата Бога». Бог увидел, что людьми овладела гордыня, и в наказанье смешал языки. Люди перестали понимать друг друга и прекратили строить памятник своему тщеславию. Смешение языков, разноречье и взаимное непонимание породили суету, сумятицу среди строителей. Так «вавилонское столпотворение» стало означать бессмысленное вознесение человеческой гордыни, напрасное по сути своей, а также неорганизованность, неразбериху, беспорядок, нагромождение чего бы то ни было, в чем трудно разобраться и что вызывает удивление своими масштабами.

Вандализм (нем. – невежество) – тип поведения человека или человеческого сообщества, характеризующийся бесцельным, бессмысленным и жестоким уничтожением культурных и исторических ценностей. Вандал – человек, поступающий против образованности, невежественный, грубый, бесцеремонный. Слово «вандализм» произошло от «вандалов» – названия восточногерманских племен, ведущих бесконечные разрушительные войны со своими соседями. В 455 г. они овладели Римом и дотла уничтожили в нем множество произведений искусства. С тех пор название племени стало нарицательным словом.

Варварство (гр. – чужеземец) – тип поведения человека или человеческого сообщества, характеризующийся грубостью, невежеством, низкими нравами, отсутствием культуры, а также сознательным отрицанием культурных ценностей и их разрушением. Варвар – это невежественный и жестокий человек. Варварство – это действительно «чужеземство» как отстраненность от культуры и культурных ценностей, от нравственных законов, обычаев и традиций своей или чужой страны.

Вариативное образование (лат. – изменяющееся) – образование, сориентированное на разнообразные образовательные потребности граждан, адаптированное к определенной культуре, особенностям территории проживания и общественным интересам и задачам. Такое образование предоставляет веер возможностей для личного выбора, для самоопределения; оно помогает личности найти свои пути понимания и переживания знаний в изменяющемся мире. Вариативное образование динамичное, способное к изменениям в зависимости от влияющих на него факторов. По сути это поисковое образование, позволяющее существовать разным образовательным учреждениям, разным учебным планам, учебникам, технологиям. Так, развитие образования в этом направлении, начатое в России в конце XIX в., позволило иметь различные типы школ, школ-лабораторий, школ - детских садов, колледжей, лицеев, гимназий и т.д. В стране осуществлен переход от «чистых» линий развития типов образовательных учреждений к «смешанным». Целью вариативного образования является расширение возможностей компетентного выбора личностью своего жизненного пути.

Варяги (визант.) – прозвище, которое давали византийцы, а позже и древние русичи торговым людям – выходцам из Скандинавии, в основном шведам. Варяжского происхождения русские князья – Рюриковичи. Варяжская вера – католическая. «Варяги» на Руси символизировали северные границы, начало земли русской. Путь «из варяг в греки»» означал путь с севера до юга за пределы Руси.

Василиса Премудрая (др.-рус.) – мифический персонаж русского народного устного творчества, олицетворяющий солнечную стихию, вещую силу, могущественную и всеведущую. Этот образ отражает приоритет древнего материнского права над отцовским и предпочтение у славянских народов женских божеств. Василиса Премудрая владеет чудодейственными средствами и оборачивается в голубку, лебедя, лягушку. Ей повинуется все: пространство, время, природа. Она – всему повелительница. Образ могущественной и мудрой Василисы есть во многом образ России. Этот образ стал источником других женских образов – Марьи Маревны, Красоты Ненаглядной, русской девушки Настюшки и некрасовской сильной женщины.

Васильев день – день памяти святого Василия Великого (14 января), архиепископа Кессарии Каппадокийской (IV в. н.э.). Его бабушка Маприна дала ему в детстве хорошее образование. В юности он стал другом Григория Богослова. После учебы в Афинах уединился в пустыню и посвятил себя подвигам поста и молитвы, служению Господу. Затем в сане епископа более всего заботился о чистоте православия. В русской культуре особое почитание Василия великого отразилось введением в народный календарь Васильева дня в самый первый день Нового года по старому стилю. Этот день считается поворотом зимы, по его приметам судят о весне и лете: если туман или выпадет снег – будет урожай хлебов, звездная ночь – ягодное лето, вьюга – урожай орехов. Василий считается покровителем свиноводов и потому в Новый год на столе непременно должна быть свиная голова или поросеночек, украшенный лентами и цветами.

Ватага (др.-рус.) – так называлось на Руси временное товарищество мастеровых людей для выполнения работ по найму или промыслов (заготовки рыбы, пушнины, леса). В некоторых местах это были артели. Иногда «ватагами» называли команды, участвующие в играх и кулачных боях. Сегодня слово употребляется для обозначения свободного сообщества детей, объединенных по месту жительства для игр, забав и склонных к шалостям и озорству.

Введение во храм Пресвятой Богородицы – христианский праздник из числа двунадесятых, совершаемый православной церковью 21 ноября (ст. стиль) – 4 ноября. Праздник введен в честь события из раннего детства Девы Марии, когда в трехлетнем возрасте, в торжественной обстановке родители ввели ее в Иерусалимский храм. Этим они выполнили обет – посвятить ее Богу. В этот праздник не рекомендуется работать; православные люди ходят в храм, проводят день в прославлении Бога и Девы Марии. В традициях русского православия этот праздник считается прежде всего девичьим.

Вдова (др.-рус.) – так называют женщину, лишившуюся мужа, т.е. женщину, живущую после смерти мужа и не вступающую в новый брак. Вдовец – это муж, живущий после смерти жены и не женившийся. Вдовы в дореволюционной России всегда были на попечении государства или под опекой меценатов. Им помогали всем миром, согласно обычаю их оберегать, жалеть. С самого начала XIX века в России в помощь вдовам создавались «вдовьи дома», «вдовьи кассы», «вдовьи казны», им выдавались пенсии за умершего или погибшего мужа, если он служил на государственной службе.

Вдохновение (др.-рус.) – это высокий уровень проявления духовных интеллектуальных и физических сил человека, творчески выполняющего какую-либо работу. Это такое эмоциональное состояние, которое выражается большой внутренней сосредоточенностью на предмете творчества, высокой интенсивностью деятельности. Вдохновение – это одухотворенная деятельность, высшей формой которой является озарение, как интуитивное постижение сущности предмета и явления. Каждый человек может испытывать этот дар, но чаще всего он бывает у людей чувствительных, впечатлительных, с возвышенным образом жизни. Вдохновенно может работать и художник, и учитель, и исследователь, и ученик. Различают эстетическое, интеллектуальное и религиозное вдохновение. Если человек постоянно работает на вдохновении, у него возникает вдохновенность как духовно-нравственное личностное качество.

Ведьма (ст.-слав. – ведать) – так на Руси звали мудрых женщин, много знающих, способных предвидеть, пророчить, излечивать хвори. Христианская церковь преследовала ведьм как колдуний и сегодня осуждает занятия «ведьминым искусством» как 6огопротивным. Ведьмы – это также персонажи мифологии славян, сочетающие в себе черты реальных женщин и демонов. С образом ведьм связано представление о злой и коварной женщине, способной нанести порчу, навредить людям и в то же время женщины глубоко видящей, много знающей, снимающей порчи. Были не только женщины-ведьмы, но изредка и мужчины-ведьмаки.

Вежливость (др.-рус. – ведать, знать) – нравственно-этическое качество личности, характеризующее проявление любви к людям. Это форма уважительного отношения одного человека к другому, выражающегося в культуре речи, сдержанности мимики н движении руками, а также в проявлении такта, терпения, деликатности, умения слушать и понимать, уступать друг другу. Вежливость воспитывается с детства образом жизни семьи и специальными педагогическими методами в детском саду и школе. Успешнее она формируется в интеллигентной среде. Вежливость есть показатель воспитанности и образованности человека. От вежливости, как личностного качества, отличают «напускную» вежливость, проявляемую по необходимости или по принуждению, лишь как внешнюю форму общения без связи с внутренним миром человека и его истинным отношением к собеседнику. В русском языке еще в допетровскую эпоху «вежливость» означала «знающий», «опытный».

Век (ст.-сл. – жить, время) – продолжительность времени в сто лет, отчего называют еще столетием. Изначально «век» у славян означало «жизненную силу», что и породило такие слова, как «вечный», т.е. жизнеспособный, устойчивый, здоровый, продолжительный. Вот почему «век» – не всегда точное время: «мафусаилов век», «бабий век – сорок лет», «заедать век», «веки вечные».

«Велесова книга» («Книга Велеса») – это Священное Писание славян, вырезанное на буковых дощечках новгородскими жрецами в IX в. и посвященное языческому богу Велесу (Велес, или Волос, один из главных языческих славянских богов, почитавшийся как бог скота и богатства, в христианстве почитавшийся как святые Власий, Николай и Юрий – Георгий). Вселенная, по мнению авторов «Велесовой книги», состоит из трех частей: Явь – видимый, реальный мир; Навь – потусторонний, нереальный, посмертный мир; Правь – мир высших законов, управляющих всем и вся. Правь есть программа просвещения и воспитания славян в духе служения ближним и обществу, познанию, овладения духовным знанием, учительства как великого побуждения воли человека. В этом заключена философия Будущего для всего человечества. Это философия Просвещения. В ней дан наказ любить и дорожить Родиной, держать в сердце своем Русь и славу славянства. Эта книга описывает историю наших предков, начиная V-II тысячелетия до нашей эры и до 9 в. нашей эры. Книга Велеса называется еще Побудом, как побуждающая божественную энергию и божественную волю русского человека.

Великий пост – самый строгий и продолжительный пост годового календарного круга. Он следует сразу за масленицей и продолжается семь недель до самой Пасхи. В это время верующие воздерживаются от скоромной пищи, венчания и свадеб, светских развлечений и стараются больше размышлять, не ссориться, молиться, посещать церковь и исповедаться. Великий пост делится на четыредесятницу и страстную седмицу. Четыредесятница выделена в честь 40-дневного поста Моисея и самого Иисуса Христа. Страстная неделя (седмица) посвящена памяти о страданиях Спасителя на кресте («страсти Господни»). В эту неделю христиане усиленно готовятся к Пасхе – проводят генеральную уборку, шьют наряды, пекут пироги и куличи. Последняя неделя Великого роста – самая торжественная, с большим воздержанием, трудовым усердием и молением в ожидании праздника. Соблюдение поста – не изнурение, а воздержание от страстей и пороков, прощение обид, покаяние.

Великороссы – одна из трех главных ветвей (малороссы, белороссы) русской группы славянской семьи народов, имеющих историческое, этническое и культурное единство. Это одна из трех ипостасей существования русской народности под одноименным названием. Сложились из смеси восточных и западных славян, финнов и крещеных тюрок (половцев). Название «русские» они получили, по одной версии – от древнеарийского слова «русый», т.е. светлый, по другой – от имени славянского первобога Раза – символа доязыческого монобога, единобога. По первой версии Русь – светлая страна. «Бел свет»; «на Руси» – значило «на виду», светло и открыто. Традиционным местом поселения великороссов были центральные, северные и приволжские территории России. Позже они расселились почти по всей Сибири и Европейской части России. Великороссы (русские) имеют свой язык, семейные обычаи, своеобразный внешний облик, нравы, свою историю. В настоящее время великороссы представляются как русская национальность и следуют в основном православному вероисповеданию.

Величание (др.-рус.) – старинная русская форма восхваления кого-либо, возвеличивание его трудов, воспевание его заслуг. Оно выполнялось, как правило, по особым событиям, праздникам и совершалось с соблюдением определенного ритуала. В нем было много сольных и хоровых песен, мифологических образов в сценках и ряжений, посвящений с использованием иносказаний различных форм – олицетворения, метафоры, гиперболы и др. Величание сохранилось до наших дней, но лишь как поздравление ко дню рождения (с выпуском собственной газеты, стихами, песнями и пением «Многая лета…» в адрес именинника). А также в концертах, посвященных круглым гражданским или церковными праздникам. Величанием называется и стих в честь Иисуса Христа, Божией Матери или святого, который поется в церкви во время богослужения. Величанием называют русский свадебный обычай подруг петь хвалебную песнь невесте. За это они получают подарки. Интересно, что величание – это еще и называние старших по возрасту полным именем с отчеством («как звать, величать…»).

Венец (гр. – корона) – кольцеобразное сияние вокруг головы Иисуса Христа, Богоматери, апостолов и святых, символизирующее силу духа, величие, долговечность. Эти же смыслы сохраняются за венками – из листьев, веток и цветов. Их используют как символ победы над тьмой и грехом, как символ мученичества и страданий (терновый венец), символ окончания крупного общественно значимого деяния и победы (лавровый венец), как символ памяти об умерших и погибших (венки на могилы). Венцом называют и царскую корону, и коронообразный головной убор, которым в церкви венчают новобрачных. В глубокой древности венцом называли верхнюю часть (капитель) двух столбол, поставленных Соломоном у входа в храм. В русском деревянном зодчества венцом называют связки их четырех бревен, образующих основу деревянного строения.

Венок – в русской национальной культуре женский обрядовый предмет, изготовляемый в виде кольца из трав, цветов, соломы, веток хвойных деревьев, а также из цветной бумаги, ткани, металла, воска. Его надевают участники праздников, торжественных событий. Венок, как символ чистоты, долголетия, победы духовного над телесным, мирским, символ радости или памяти об ушедших в мир иной, служил когда-то оберегом от нечистой силы, сглаза. С венками производили красивые ритуальные действия: их плели, свивали, возлагали, дарили, обменивались ими, «протаскивали» через нужду и болезни, расплетали, просто носили, хранили, бросали в реку, вешали на березу. Венки – обязательный атрибут Троицы, праздника урожая, Масленицы (венок из соломы). Свадебный венок из воска и ткани надевает невеста. В школах любят венки как элемент женского национального костюма при выступлениях в художественной самодеятельности; при награждении победителей олимпиад, крупных соревнований; а также их делают для возложения к памятникам, обелискам, могилам, «вечному огню» и т.д.

Венчание – в христианстве это форма заключения брака; заключается в церкви священником с последовательным выполнением строго предписанного обряда. В русской культуре венчание – главная часть свадьбы. Во время венчания жених и невеста дают согласие на верную супружескую жизнь, на них возлагают брачные венцы; по названию этого венца – символа долголетия, духовности, радости, обряд и называется венчанием. С возрождением православия в России растет число верующих и, следовательно, венчающихся в церкви, т.е. признающих идею совершения браков только на небесах.

Вера – одна из главных христианских добродетелей; в философии – модус духовности человека; в психологии – вид духовной потребности, поднимающей человека над земными предметными и потому преходящими потребностями. Вера выражается как способность человека подниматься над собой внутренней силой души. Вера – это уверенность в существовании того, что не может быть непосредственно доказано и подтверждено фактами. Вера в православии – это сверхразумная Божественная предопределенность и обусловленность. Вера нужна как утверждение возможности определенных явлений в качестве действительности, она как бы дополняет разум. В православной педагогике вера понимается как вдохновенное отношение родителя и педагога к ребенку и доверие к его потенциальным возможностям, как восприятие и приятие ребенка таким, каков он есть, с добром и любовью готовность поддерживать его, помочь ему. Только вера в ребенка оправдывает право педагога руководить им и направлять его развитие. Это не значит невидение зла и всепрощение. Это есть понимание того, что источник греха лежит в неустойчивости духа, а потому борьбу с грехом следует вести прежде всего в сфере духа. Того, кто живет без веры, часто посещают болезни, тоска и уныние. Вера человека есть своего рода программа самовоспитания. Человек должен быть неразлучным с верой, ибо только в вере он может совершать добрые деяния. Вера без дел мертва. 30 сентября христианский мир празднует день Веры, Надежды, Любви и Софии – великомучениц за веру Христову.

Вербальная агрессия (лат. – словесная) – словесная агрессия, нанесение обид, оскорблений, душевных болей словом. Делается это через сквернословие, обвинения, сплетни и грубый тон разговора. Вербальная агрессия не менее опасна, чем физическая. Она наносит вред отношениям, духовному, душевному и физическому здоровью человека. По данным психологов, каждый второй ребенок способен к такой агрессии и каждый испытывает ее со стороны старших или сильных людей. Человек, способный к вербальной агрессии, духовно развит слабо. Чаще всего к ней прибегают от духовного бессилия и дурного воспитания, а также от необразованности в сфере духовного знания.

Вербальное обучение – словесное обучение, когда передача и получение новых знаний идет преимущественно посредством слова. В таком обучении учитель много рассказывает, разъясняет, а учащиеся слушают, пересказывают. Движение информации здесь идет «из уст в уста», почти без наглядности и практических действий. Вербальное обучение требует хорошо сформированную вторую сигнальную систему, абстрактного мышления, способного обеспечить познавательную деятельность вне ее связи с жизнью. Далеко не для всех детей оно эффективно. Если у учащегося слабо развито вербальное сознание, т.е. умение мысленно переводить предметы и объекты объективной реальности в слова и оперировать ими, то вербальное обучение заведомо обречет его на неуспеваемость и задержит общее развитие. Вместе с тем, существует и бессловесное обучение, значительно дополняющее вербальное (словесное).

Вербально-коммуникативное поведение (лат. – словесно-связывающее) – это поведение, сориентированное на выполнение правил, норм, требований и закономерностей, высказанных речевым способом в личном общении. Человеку с вербально-коммуникативным сознанием и поведением важна в общении речь собеседника, он ориентируется на тему, смену тем, тон речи, речевой такт, стиль, темп; речь его завораживает, ведет или, наоборот, – отталкивает. На основании содержания и характера речи он делает вывод, принимает решение, отвлекаясь от других факторов поведения собеседника. Восприятие речи другого человека может стать определяющим в жизни человека. Человек с вербальным сознанием стремится перевести объективную реальность в слова и мысленно оперировать ими. Вербально-коммуникативное поведение носит эмоционально-чувственный характер. Им часто владеют дети, а также женщины («женщина любит ушами»), способность извлекать из оттенков речи определенные скрытые смыслы.

Вериги – так называли тяжелые металлические предметы, кандалы, цепи, оковы, которые добровольно надевали на себя религиозные аскеты для того, чтобы укротить плоть, страсти, похоти. Вериги были тяжелы, неудобны, что напоминало их носителям о бренности жизни на земле. Позже появился обычай носить их не на виду у всего народа, а тайно. Ношение вериг считалось религиозным подвижничеством. В обыденной жизни употребление слова «вериги» было в смысле добровольно взятых на себя тяжелых забот о ком-то, о чем-то. Иногда о веригах говорят, как о чем-то мешающем, сковывающем, связывающем деятельность.

Вербная неделя – христианский праздник, проходящий за неделю до Пасхи и заканчивающийся вербным воскресением. В этот день в церкви освещаются вербные веточки, ими украшается дом, из них варят кашу, дают скоту. Праздник этот введен в память о въезде Иисуса Христа в Иерусалим. Народ его встречал восторженно, под ноги бросал пальмовые ветки. На Руси нет пальм, но растет другое священное дерево – верба, упоминаемая в Священном писании. Именно к Пасхе верба начинает распускаться и красиво цвести пушистыми дымчатыми шариками. Верба – дерево, издревле хорошо известное на Руси, она растет на сырых почвах у воды. Вербу иногда заменяет ива (плакучая ива). Начиная с XVI в. в вербное Воскресение проводятся «вербные базары», куда, по традиции, отправлялись всей семьей покупать книги, игрушки, сладости для Пасхи.

Верность – положительное нравственное качество личности, характеризующее неизменяемое устойчивое отношение человека к кому-либо или чему-либо. В этом смысле говорят о верности Родине, народу, другу, слову, мужу, жене, долгу и т.д. Верность – это и качественная сторона суждения, соответствующего истине, правде, точно высказанного и сформированного. В конце XX столетия особое значение приобретает верность православной вере, как исторической судьбе русской нации и ее культуре. Верность – это постоянство чувств, отношений, оценок человека. Символом верности является собака, атрибутом – синий цвет.

Вероисповедание – официальное принятие какого-либо религиозного вероучения в качестве мировоззренческой основы своей жизнедеятельности. Вероисповедание возможно как продолжение семейных традиций, когда человек рождается уже в определенной вере своих предков и продолжает ее. Возможен выбор веры при условии ее полного отсутствия, например, у бывших атеистов или сознательного перехода из одной веры в другую. В этом случае возникает вероотступничество. Исповедующий веру человек соблюдает обычаи, требования, идеи своей веры, ходит в храм, простраивает свою жизнь в соответствии с ней. Вероисповедание – дело свободного самоопределения человека, относится к числу важнейших человеческих свобод – свободе совести.

Вероотступничество – в прямом смысле это отречение от своей веры, изменение вероисповедания. В переносном смысле вероотступничество означает смену мировоззренческих основ своей жизнедеятельности. Например, отказ от членства в партии по идейным соображениям, отказ от православия в пользу атеизма и т.д. С 20 века – когда в советской стране началась борьба с церковью, а религиозные культы были отнесены к вредным и ложным учениям. Вероотступничеством является переход православного человека в какую-либо секту.

Веротерпимость – нравственное качество личности, выражающееся как терпимое и уважительное отношение человека одной веры к людям других вероисповеданий, разрешенных законом данного государства. Веротерпимость – это признание государством права каждого человека иметь свою веру, ходить в свою церковь, т.е. свободы вероисповедания, и также терпимое отношение вер и церквей между собой, их готовность к взаимодействию.

Вероучение – совокупность догматов и положений какой-либо религии; вероучение – это религиозное учение. Так мы можем говорить о христианском учении, основанном на Священном писании, выделяя в нем православное и католическое вероучения.

Вероятностное образование – это образование, основанное на самообучении, самообразовании, саморегуляции учащегося без помощи учителя. Оно пристраивается на основе уже сформированной позиции авторского «я» учащегося и способствует дальнейшему самостоятельному движению в мире культурных ценностей. При таком образовании содержание обучения формируется пошагово последовательно, следуя за развитием и готовностью обучающегося, его потребностями, мотивацией, интересами. Такое образование целесообразно использовать при обучении одаренных детей и детей с задержкой психического развития, а также в системе дополнительного образования и при религиозном просвещении детей. Вероятностное образование можно также назвать ненаправленным обучением, идеи его чаще всего разрабатываются в рамках теории свободного воспитания.

Вертеп – кукольный театр, специально предназначенный для показа спектаклей о рождении Иисуса Христа в праздник Рождества Христова и на святки. Это особым образом сколоченный ящик в виде одного или двухэтажного домика с открытой передней стенкой для показа спектакля. Куклы делаются из бумаги, картона, фанеры и соответственно украшаются. Изготовляются два ангела, два пастуха, три волхва, царь Ирод, воины, Рахим – женщина с младенцем на руках. Это могут быть куклы – марионетки, а могут тростевые, т.е. водиться металлическими стержнями. Весь спектакль занимает 10-20 минут, ведется с музыкальным сопровождением, исполнением духовных стихов, рассказов о Рождестве Спасителя. Вертеп – это театр христославия. Христославы, как правило, – дети и юноши. В некоторых семьях сегодня этот театр возрождается как семейный: его хранят, обновляют, из года в год делают более нарядным. Вертеп дети делают и в школе, и в детском саду. С ним они ходят по домам и квартирам и славят на святках, получая угощения. В слове «вертеп» два смысла: это пещера, где родился Христос, но это и то, что вертится, движется. В России этот вид театра появился впервые в XVII веке, очень быстро прижился и стал традиционным элементом праздника Рождества Христова.

Верующий – это человек, признающий существование Бога, относящий себя к определенному вероисповеданию, исполняющий требования и правила церковной жизни и живущий по Заповедям Божьим. Верующий – это человек религиозного мировоззрения и миропонимания, сверяющий свои слова и поступки с учением Христа, житиями святых, христианским годовым календарным кругом. У него один хозяин – Бог.

Верхоглядство – отрицательное нравственное качество личности, выражающееся в поверхностном неглубоком отношении к окружающей жизни и жизненным проблемам, к предметам познания, в неосновательности и часто опрометчивости выводов, суждений, решений, непродуманности предложений. Верхоглядство сопровождает, как правило, ситуативное поведение человека. К людям – верхоглядам окружающие относятся с недоверием, нередко с юмором и даже осуждением. Верхоглядство мешает понимать суть явлений, сдерживает развитие критичности и объективности.

Веселость (ст.-сл. – весна) – положительное нравственно-этическое качество личности, основанное на способности человека оптимистично относиться к жизни и ее проблемам, умении видеть добро. Веселость выражается в беззаботно-радостном настроении, легком юморе, улыбке и смехе. Веселый человек во всем находит отрадный момент, удовольствие, он склонен к забавам и смеху. Это открытый человек, чаще искренний и доверчивый, но чрезмерная веселость может вполне демонстрировать наше верхоглядство.

Весна (ст.-сл. – весть) – время года, начинающееся (в северном полушарии) со дня весеннего равноденствия – марта и заканчивается 21 июня – днем летнего солнцестояния. Весна – начало хозяйственного года. До Петра I с весны начинался календарный год. Весну составляют три месяца: март (по-русски «березозоль»), апрель (по-русски «цветень»), май (по-русски «травень»). Мифологически весна персонифицируется в образе юной, прекрасной и доброй вдовы, а иногда просто в образе молодости, юности. У язычников была богиня весны – Живе – покровительница любви. Весна – пора любви, проводов зимы и встречи лета, это пора активной подготовки к трудовому лету. На весну приходятся значительные для русского народа праздники года – Масленица и Пасха. Весна – традиционно любимое время года в России, особенно в ее северных краях. Весна – всеоживляющая благодатная пора. О весне народ сложил и погудки, и присловья, и песни. Но всего более и достовернее она отражена в приметах, вобравших в себя погодные и хозяйственные сведения земледельца, ведь именно она в значительной степени определяет урожай. В приметах есть явное предпочтение весне поздней: «Поздняя весна не обманет», «Ранняя весна ничего не стоит». Через приметы фиксировались и ближние, и долгосрочные предсказания погоды: «Гуси высоко летят – воды будет много, низко – мало», «Длинные сосульки – к долгой весне», «Из березы течет много сока – к дождливому лету». Психологи утверждают, что родившиеся весной люди, как правило, талантливы, но холеричны, да еще упрямы и обидчивы, что мешает им реализовывать свой талант.

Веснянки – песенный ритуал в русской бытовой культуре, когда песни и речитативные куплеты распеваются в честь прихода весны. В этих песнях – обращение к весне как к живому существу, призыв прийти скорее и просьба принести тепло и радость. Это песни в честь Солнца, «божьих» птиц – журавлей и аистов, приходящего лета. Каждый песенный стих в веснянках заканчивается возгласом «Гу!..». Эти песни распевались на просторе, перекличками групп, с катанием на разукрашенных санях. Веснянки пелись на Масленицу и Пасху. Рожденные в языческой культуре русского народа, веснянки вошли элементом и в христианские праздники, приобретая православные содержание и смыслы.

Вестернизация образования (англ. – западный) – перестройка системы образования России по западному образцу, развитие ее на основе заимствований из англо-американского и западноевропейского образа жизни, ценностей, отношений, оценок. Это процесс вытеснения отечественной культуры и исторической веры западными образцами. Происходит через внедрение результатов западных исследований, заимствование понятийно-терминологического аппарата педагогической науки, через уподобление структур, функций и управления западным, часто чуждым нашей культуре, образцам, через пропаганду западной моды, фильмов, книг и т.д. Вестернизация образования ведет к отчуждению от собственной культуры, отказу от истории, к росту маргинальности людей, к потере духовности и нравственности, к разрушению народа. Через вестернизацию образования растут новые поколения «Иванов, не помнящих родства» и не любящих свою родину и свой дом, завидующих внешнему блеску западного образа жизни. Вестернизация в образовании – это средство потери чувства национального и простого человеческого достоинства.

Ветхий Завет – дохристианская часть Библии нехристианского происхождения. Он складывался на протяжении многих веков, нередко изменялся и сегодня составляет 39 произведений. Ветхий Завет написан о «ветхом человеке» с присущей ему внутренней греховностью, о человеке до появления Христа. По жанру это очень разнообразные писания – исторические повести, саги, мифы, гимны, притчи, молитвенные песнопения, религиозно-философские трактаты, любовные новеллы, правила жертвоприношения и др. Ветхий Завет предшествует Новому Завету. В него входят десять заповедей Бога – Десятисловие как первый кодекс морали, как осознанное начало общечеловеческой нравственности. Ветхозаветные пророки говорили о Новом Завете как о грядущем событии. Ветхий Завет указывает на Новый, а Новый Завет исполняет Ветхий.

«Ветхий человек» – так называют человека, живущего вне благодати Божией и не воцерковленного. Это телесный человек с материализованным сознанием и образом жизни; его сердце растленно, ибо живет вне Бога, вне Духа, его губят страсти, а воля подталкивает ко греху. Такой человек склонен к обожествлению тленных земных вещей – техники, денег, комфорта, пищи. Это как бы жизнь по законам «до Нового Завета». Ветхий человек – это устаревший, отсталый, древний по своим духовным ценностям и духовной жизни, это человек языческого миропонимания.

Вечерня – вечерняя служба в церкви, когда в определенном порядке читаются псалмы, великая ектинья, кафизмы, прославляющие великого Творца и в честь какого-либо события или святого. Накануне больших православных праздников служится Великая вечерня. В будничные дни может служиться сокращенная во времени малая вечерня. Начало вечерни, как правило, в четыре часа вечера. Если вечерня по продолжительности соединяется с утренней службой, она называется всенощным бдением. Это бывает по большим праздникам.

Вечность – это свойство трансцендентного бытия и отдельных его составляющих, выражающееся как их существование без конца и без начала, т.е. недоступное действию времени. В христианском учении речь идет о «вечной жизни» и «жизни будущего века», наступающей после суда Божия. В учение утверждается, что вечная жизнь для верующих будет блаженна, а неверующие будут преданы также вечному, но мучению. Вера в загробную жизнь человеческой души является ведущим догматом христианского вероучения. В светской жизни в соответствии с этим понятием создано другое – «вечный огонь», это когда живущие в память о погибших за правое дело людей зажигают и постоянно поддерживают огонь, обустраивая его в виде памятника.

Вещизм – тип поведения человека, сориентированного на материальные ценности, преувеличивающего их роль в жизни и деятельности. Вещизм проявляется в пристрастии к вещам, стремлении к приобретательству и добыванию любой ценой дорогих, редких или модных вещей и предметов, спекулятивном их использовании. Вещизм может перерастать в личностное нравственное качество преобладания материальных ценностей над духовными. Вещизм базируется на жадности, эгоизме, зависти. В свою очередь он усиливает эти же качества и порождает такие, как общая бездуховность, безнравственность. В православии вещизм оценивается как одна из страстей – сребролюбие, характеризующееся как «голодный дух». Вещизм является проявлением материалистического мировоззрения и миропонимания, он – основа технократического мышления, атеизма, он порождает преступность в сфере быта, экономики, экологии.

Взаимопомощь – тип человеческих отношений, характеризующийся способностью людей поддерживать друг друга, оказывать посильную помощь, заботиться, беспокоиться друг о друге. Взаимопомощь основана на врожденном чувстве человеческого единства, на христианском постулате о любви к ближнему, на социальном сознании реальности явления «чужого горя не бывает», на чувстве жалости к слабому и немощному. На уровне государственном она проявляется в создании системы социальной защиты и поддержки, на личностном уровне – в форме физической защиты обижаемого, финансовой и материальной поддержке нуждающегося, интеллектуальной и духовной поддержке страждущего. В русском национальном характере – подать нищему, поделиться куском, пожалеть обиженного.

Взаимопонимание – это тип человеческих отношений, которым присуще адекватное отражение слов и действий друг друга, совпадение взглядов и суждений, согласие в поступках, а также взаимно терпимое, взаимопрощающее поведение в случае разногласий. Взаимопонимание – основа дружбы и любви людей, их взаимодействия в учебных и трудовых коллективах, миролюбивой межгосударственной политики и т.д. Взаимопонимание – основа семьи, дружбы, политических, религиозных и общественных объединений. Взаимопонимание как тип отношений возникает на общности культур, вероисповедания, оно одновременно есть результат воспитания и образования человека в духе миролюбия и христианской любви. Взаимопонимание есть мирное средство преодоления конфликтов и разрешения противоречий, начиная с межличностных и кончая глобальными международными. Учить отношениям взаимного понимания надо с раннего детства и непременно в семье.

Взыскание (др.-рус.) – наложение на человека наказания, учинение спроса за проступок. В школьной практике «взыскание» применяется при предъявлении учащимся требований восполнения материального ущерба, причиненного их зловредными действиями. До XVII века это слово обозначало изыскание в смысле исследования, дознания, а также старание церкви найти человека, нуждающегося в наставлениях, и вернуть его на прямой путь православной истины и добродетели. Но эти смыслы сейчас утрачены. От слова «взыскание» родилось «взыскательность» как духовно-нравственное качество личности, характеризующее человека требовательного, принципиального.

Взяточничество (др.-рус.) – уголовно наказуемое действие должностного лица, состоящее в выполнении своих прямых функций с сознательным нарушением закона в пользу просителя, но за определенное вознаграждение (взятку) со стороны последнего. Слово произошло от безобидной пчелиной «взятки» с цветка – медосбора. «Взять» здесь значит взять кем-то приготовленное, не свое. Тот, кто дает взятку, подталкивая чиновника к нарушению закона, называется взяткодателем; он тоже подлежит суду. Тот, кто берет, вне закона, себе лично, пользуясь властью, – взяточник, миродер, лихоимец, мздоимец, совершающий должностное преступление. Чаще всего на такое идет «ветхий человек», не живущий по нравственным Законам Бога, «сраму не имущий».

Визуальная грамотность (лат. – зрительная) – в прямом смысле –зрительная грамотность или грамотность зрителя. Основана на идее значимости зрительного восприятия в процессе познания мира и проживания в нем (90 % усваиваемой информации получено посредством зрения), на значимости образа в самом процессе восприятия и для понимания воспринимаемого. Ученые считают, что человека следует специально готовить к деятельности в условиях все более «визуализирующегося мира» и увеличивающейся информационной нагрузки. Элементы зрительного образа – это точка, линия, тон, цвет, структура, размер, масштаб, направление, движение – именно это влияет на восприятие зрительной информации. Визуальная грамотность – это владение навыками анализа и синтеза образа в целом и его элементов в отдельности, обеспечивающими адекватность воспринимаемого и его понимание, это развитость визуального мышления, воображения и памяти. Эта педагогическая концепция родилась в 60-е годы 20 в. и в настоящее время активно разрабатывается.

Вина – это нравственное качество личности, выражающее способность признавать в самом себе первопричину и начало проступка, нарушившего моральные ценности, долг, обязательства. Вина возникает не только за свой собственный проступок, но и поведение других людей, если оно спровоцировано тобой. Вина – это исходное нравственное качество, на котором прорастают другие, например, ответственность, совестливость, честность и даже смелость. Поэтому вину относят к модусам духовности. Это качество проявляется как самооценка, чувство стыда, муки совести, как грех и раскаяние. Категория вины присутствует в философии, этике, правоведении, педагогике, психологии и религии. Особенно большое внимание ей уделяет православная педагогика. В православии чувство вины должно приводить верующих к покаянию и исполнению одного из важных религиозных таинств – исповеди. Нравственное качество – «вина» воспитывается с раннего детства. Ребенка надо научить умению осознавать свои поступки и их последствия, умению просить прощение и исправлять содеянное. Чувство вины, имея истоки внутренние, является сдерживающим и контролирующим фактором жизнедеятельности человека. Отсутствие этого качества объясняет многие сложности в нравственном воспитании людей любого возраста и положения. Вместе с тем, по данным медиков и психологов, излишне сильное переживание чувства вины («комплекс вины») ведет к стрессам, ослаблению иммунной системы и комплексу неполноценности. Есть даже точка зрения, что это напрасная трата человеческих сил, расточающая и физическое, и духовное здоровье.

Виртуальная реальность (лат. – возможная реальность) – искусственно созданная обстановка, воспроизводящая реальность или вызывающая ощущение реальности. В визуальной реальности все создается «по щучьему велению», без затрат энергии, времени, труда, воли. В то же время, эти искусственные нереальные ситуации способны вызывать вполне естественные чувства, переживания, мысли, решения и даже удовольствия, несравненно больше, чем в настоящей жизни. Делаются они с помощью компьютера, средств современной электроники, видеотехники, на основе знаний инженерной психологии и физиологии. Полная имитация окружающей среды, ее отдельных частей физически воплощается в нашем сознании, памяти, чувствах, заставляя их реагировать как на естественные объекты и условия. Примером могут служить некоторые компьютерные игры. Движение цивилизации к ее созданию было долгим и трудным. Здесь и стереокино, и голография, и музейные попытки воссоздать картины прошлого и т.д. Компьютер и другая техника сегодня позволили воссоздать целостные системы, обладающие свойствами реального мира, в который можно временно входить, но жить в нем нельзя. Виртуальная реальность используется как метод обучения многим профессиям – летчиков, космонавтов, подводников. Частое использование ее может привести к заболеванию аутизмом, т.е. снижению потребности в общении, в деятельности, в духовно-нравственном возрастании.

Виссарионовцы (см. – «Церковь последнего завета»).

Витализм (лат. – жизнь) – учение о внутренней сущности человеческой жизни, об ее отличии от неживой природы, признающее существование в человеческом организме особой непознаваемой и нематериальной «жизненной силы», регулирующей все жизненные процессы, в том числе химические, психические, биологические. Витализм отрицает продуктивность социального подхода к формированию личности только через причинно-следственные связи, целеполагание, планирование воспитательных воздействий. В этом учении нет места Богу, оно не признает христианских догматов, пытаясь рассмотреть суть из самого человека и в самом человеке, культивируя его природу, тем принижая духовную жизнь и сводя ее к простой «жизнеспособности». Отсюда – внимание только к земной жизни человека, его активности, сиюминутным ценностям, интересам и желаниям, полной свободе от общества, приоритете сознания. И хотя витализм как учение не популярен и подвергается разными научными школами критике, он все-таки прорастил своих последователей в новых идеях, теориях и учениях – витаматике, витальном (или витагенном) обучении, витальном мышлении, потребностях и др.

Включенное наблюдение – метод изучения учащихся учителем, работающим с ними и одновременно параллельно изучающим их особенности. Это метод «участвующего наблюдения». Учитель – наблюдатель при этом активен: он меняет условия, способы взаимодействия с учащимися и запоминает то, что потом заносит в дневник. Включенное наблюдение имеет то достоинство, что и за учащимся, и за учителем сохраняет субъектные позиции, ибо оно «скрыто», естественно, ненавязчиво и им можно пользоваться сколько угодно длительно.

Владыка (ц.-слав.) – так в русской православной церкви называют небесного Господа, это одно из его имен. В то же время это и почетный церковный титул лица духовного звания. Этот титул дается исключительно архиереям. В XVII-XVIII веках их называли «власти» и различали «власти белые», называя так митрополитов и патриархов, носящих белые клобуки, и «власти черные», называя так архиепископов и епископов, носящих черные клобуки. Клобук – это головной убор цилиндрической формы со спадающей на плечи тканью.

Властность – отрицательное нравственное качество личности, выражающееся в стремлении к власти, т.е. подчинению своей воле людей и умении заставить их подчиниться. Средства при этом могут быть самые разные: авторитет власти, возраста, силы, воли, права и даже насилия. Властность – это «любоначалие», «страсть к господству». О таком человеке говорят – властный, властолюбивый. Властность, властолюбие как качества личности, чаще всего порождают авторитаризм и волюнтаризм власти. В основе властности лежит гордыня, превышение своей воли над волей Божией, что никак не может считаться христианской добродетелью.

Власфемия – разновидность греха, совершаемого против Святого Духа и проявляющегося как кощунство, богохульство, омрачение разума. Власфемические помыслы губительны для человека. В состоянии власфемии человек злословит Бога, борется против Него, а значит борется против добра, всего святого и возвышенного. Но злоба человеческая бессмысленна. Природа греха власфемии такова, что грешник делает хуже, в первую очередь, себе, во всем, отстаивая свои атеистические принципы. Власфемический человек борется сам с собой, как бы изгоняя из себя лучшие добродетели ради того зла, которое он в себе взрастил. В состоянии одержимости грехом власфемии вся сила человеческого духа направлена на внутренний раскол и раздвоение личности, на ее духовное самоубийство. В этом смысле власфемия представляет серьезнейшую опасность для человека, его настоящей и будущей судьбы. Воздаяние неминуемо.

Власяница (вретище) – грубая ткань из козьей шерсти, некрашеная, а потому серого цвета. Из нее когда-то делали мешки, а затем и одежды простейшего, как мешок, покроя, которую носят мужчины и женщины в знак печали, горя или смирения, покаяния. До сих пор власяницы носят религиозные аскеты «для умерщвления плоти».

Внеклассная работа – это деятельность учащихся класса (классного коллектива) вне уроков (после уроков), в свободное от занятий время, осуществляемая под руководством и совместно с педагогом (классным воспитателем, классным руководителем, куратором). Во внеклассную работу вовлекаются родители, учителя школы, интересные люди из других учреждений. Внеклассная работа есть составная часть воспитательной системы школы и потому всегда согласована с жизнедеятельностью всей школы. В нее входит: индивидуальная и коллективная деятельность учащихся по их личным интересам, способностям, склонностям; познавательная деятельность по освоению социального и культурного пространства жизнедеятельности учащихся и школы; общественно полезная деятельность учащихся на благо школы, семьи, отдельных учащихся, района, города и страны в целом; деятельность, прямо или косвенно способствующая успешности учебной деятельности. Внеклассная работа строится на изучении особенностей каждого учащегося, сориентирована на него лично. Она добровольна и жестко не планируется. Внеклассная работа – эффективное средство сплочения детей в коллектив, создания мажорного тона в общении и учебе, развития социальных качеств, таких как коммуникативность, умения руководить и подчиняться, умения и стремления жить в мире друг с другом и др. Она организуется посредством самоуправления учащихся.

Внеучебная деятельность – составная часть воспитательной системы школы, включающая в себя все виды деятельности учащихся под руководством и совместно с педагогами за исключением учебной. Внеучебная деятельность по составу подобна внеклассной работе. В нее входят: индивидуальная и коллективная деятельность учащихся по интересам, способностям и склонностям; познавательная деятельность по освоению социального и культурного пространства жизнедеятельности учащихся и школы; общественно полезная деятельность учащихся; деятельность, прямо или косвенно способствующая успешности учебной деятельности. Эти направления обеспечиваются различными формами дополнительного образования, общешкольными мероприятиями, клубно-кружковой работой, внеклассной работой. Внеучебная деятельность в школе организуется на основе достаточного разнообразия видов и форм деятельности учащихся, развития детского самоуправления, добровольного участия ребят. Концепция ее создания в школе определяется общей концепцией развития школы. Внеучебная деятельность – эффективное средство сплочения школьного коллектива, воспитания любви к школе, формирования социальных качеств учащихся – умений общаться, руководить и подчиняться, наблюдать жизнь, делать свой выбор. Внеучебная деятельность формирует воспитательный уклад школы, она определяет интерес учащихся к учебной познавательной деятельности и, в конечном итоге, воспитывает самоценное отношение детей к школьным годам как необходимому и значимому жизненному этапу.

Внешняя религиозная деятельность – это деятельность личности как члена религиозного объединения – семьи, общины, прихода. Личность, как прямой субъект религиозной деятельности, живет жизнью храма – участвует в богослужениях, проповедях, ведет миссионерскую деятельность, использует свои православные символы и атрибуты. К внешней религиозной деятельности относится деятельность религиозных объединений, которые, помимо молений, проповедей и миссионерства, осуществляют еще и связь с другими организациями, устанавливают правовые и деловые отношения с государственной властью, хозяйственными организациями. В этом случае религиозное объединение выступает косвенным субъектом религиозной деятельности.

Внимательность – нравственное качество человека, проявляющееся как направленность сознания и чувств на заботу о ком-то, о чем-то. Внимательный человек предупредителен, он способен к оказанию бескорыстной помощи и поддержки, он может вовремя заметить, понять, создать комфортную среду, проявить такт. Внимательность основана на эмпатии, на повышенной чувствительности к восприятию другого человека. В то же время внимательность – это свойство сознания, основанного на повышенной концентрации внимания, его сосредоточенности и устойчивости. Внимательность, по-христиански, это добрый дух в человеке. Ее надо воспитывать, она лежит в основе учебной деятельности.

Внук (внучка) (др.-рус.) – сын (дочь) дочери или сына по отношению к их матери или отцу. В этом случае мать и отец дочери или сына, у которых родились дети, становятся бабушкой и дедушкой по отношению к этим детям. Двоюродный внук (внучка) – это дети племянников. Внучатый племянник (племянница) – это внук или внучка брата или сестры. Внук и внучка – это особая жизненная роль, в отношениях с которыми бабушка и дедушка вновь проживают материнство и отцовство, с позиций своего жизненного опыта еще более любя внуков как своих детей второго поколения.

Внутренний голос – так образно называют «голос совести», присутствующий внутри человека, смутно им ощущаемый как оценка своих слов, действий и чувств по критерию нравственности. «Внутренний голос» – это и предчувствие событий, и реальная самооценка. Человек сознательный находится с ним в постоянном диалоге, как бы беседует со своим высшим «я». Внутренний голос – это показатель духовности человека, степени его понимания своей сущности и миссии на Земле.

В нутренняя религиозная деятельность – это деятельность воцерковленной личности, выражающаяся как непосредственная духовная жизнь в молитве и аскетике, исполнение религиозных правил в личной жизни и каждодневном поведении. Это есть деятельность прямого субъекта религиозного вероисповедания. К этому виду деятельности относится также деятельность косвенного субъекта – религиозных объединений (семьи, группы, общины, прихода), заключающаяся в разработке вопросов богословия, религиозных ритуалов, создании новых религиозных объединений, строительстве церквей и управлении ими.

Внушаемость – качество личности, проявляющееся как готовность и способность подчиняться чужому влиянию и воспринимать внушаемые представления, оценки и действия. Такое внушение могут осуществлять люди, средства массовой информации, книги, реклама и т.д. Внушаемость в той или иной степени присуща всем людям. Но особенно ей подвержены дети, поскольку живут на подражании, и взрослые с ослабленной нервной системой, низким уровнем интеллектуального развития, и некритичным мышлением или очень доверчивые. Внушаемость повышается при утомлении, стрессе, групповом давлении, при использовании любых авторитетов.

Внушение (лат. – внушаю, советую) – мягкое ненасильственное воздействие на психику человека, побуждающее его к подчинению. Особенность внушения как воздействия состоит в том, что оно «идет» как бы в обход воли, сознания, «обтекая» или «усыпляя» их. Внушение совершается в форме неспешных «естественных» советов, доказательств, рекомендаций, просьб, наглядных примеров, убеждений. Оно широко используется в педагогике как суггестивный метод воспитания и управления, а также в медицине как психотерапевтический метод.

Возбудимость – нормальное свойство психики, проявляющееся как способность своевременно реагировать на изменение обстоятельств и отвечать на внешние и внутренние раздражители. Возбудимость – это и качество личности, выражающееся как способность человека быстро переходить от состояния покоя к состоянию активной эмоциональной реакции радости, печали, гнева или страха. В этом смысле возбудимость синонимична раздражительности, неуравновешенности, невыдержанности. Возбудимый человек импульсивен, он не может управлять своим поведением, бывает прямолинеен и груб, плаксив, неудержимо радостен. Возбудимость выдают чрезмерные реакции, не адекватные воздействию. Это очень мешает человеку выстраивать нормальные отношения с людьми, достигать внутренней гармонии. Как качество личности возбудимость возникает по разным причинам: плохого воспитания, расстройства нервной системы, мировоззренческой неустроенности.

Воздаяние – онтологический принцип устройства бытия человека, выражающий соответствие нравственных деяний и получаемых благ, возращения добра за добро, зла за зло. Награда (дар) или наказание приходят к человеку за его следование естественному нравственному закону. Человек все получает по своим достоинствам и заслугам. Это нравственная аксиома, существующая как всеобщий закон справедливости бытия. Всякая верность Божьим законам вознаграждается здоровьем, успехом, признанием заслуг. Всякое преступление их несет болезни, неудачи, смерть. Особенности православного понимания воздаяния состоит в том, что награда посылается свыше только в случае бескорыстного служения; Бог воздает через дары Святого Духа, которые помогают человеку жить на Земле. Воздаяние возможно не только как непосредственное действие, но и опосредованное – через близких и дорогих людей и даже отдаленно, через поколения. Принцип воздаяния положен в основу права, разнообразных положений об оплате труда, наградах, стимулирующих честный труд, благах и т.д. Даже в школьных отметках он есть. Отношение и понимание воздаяния – это проблема мировоззрения каждого отдельного человека, народа, нации, государства. Выражается не только в получении «даяния» по заслугам, но и в отдаче его другим – Богу, близким, друзьям, коллегам. За данное от них или им надо платить. Чувство благодарности как благодарение должно быть присуще всякому нравственному человеку.

Воздвижение Креста Господня – большой христианский праздник, из числа двунадесятых, установлен в честь обнаружения Животворящего Креста Господня в Иерусалиме Еленой – матерью Византийского императора Константина Великого (326 г. после Р.Х.). В благодарность Богу и в знак почитания Его, благодаря которому он одержал многие победы, император Константин решил построить храм на Голгофе. Для этого его мать, царица Елена отправилась из Константинополя в Святую Землю. Она хотела отыскать вехи земного пути Христа: пещеру, в которой Он родился в Вифлееме; дом в Иерусалиме, где находились апостолы в день Пятидесятницы, когда в виде огненных языков сошел на них Дух Святой; но главное – найти на Голгофе Крест Господень. Определив, через старожилов, какой из холмов Голгофа, Елена нашла землекопов, которые за трехвековой толщей земли нашли три побуревших от времени креста. Между крестами лежала табличка с буквами " 'ИНЦИ" - Иисус Назорей царь Иудейский. Эта табличка, по велению Пилата, была прибита ко Кресту Господню перед распятием. Из трех найденных крестов лишь один обладал чудодейственной силой. И тогда патриарх взошел на вершину холма, поднял (воздвиг) Крест, показывая его всем людям. Весь народ склонил колени, в радости взывая: «Господи, помилуй?». Часть Креста, терновый венец Спасителя и гвозди, которыми Он был прибит ко Кресту, царица Елена увезла с собой в Константинополь. Часть оставила в Иерусалиме. На Голгофе, на месте Распятия, был построен храм в честь Воскресения Христова. 14 сентября 335 года храм был освящен и в нем начались ежегодные службы в честь Воздвижения Креста Господня. По новому стилю это 27 сентября – праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. За этот духовный подвиг Елена и Константин стали равноапостольными святыми. Крест – символ страданий и потому на день праздника положен пост. В церковной службе совершается обряд перенесения Креста из хранительницы на престол во время вечерни и вынос его на утрени в середину храма для поклонения верующих. В этот день православным положено молиться и не работать. В народном календаре – это начало осени, смена времени года, это пограничная дата для начала и окончания сева озимых, уборки кукурузы, сбора фруктов, посадки деревьев. По народному поверью растения, собранные в этой день, считаются целебными. В этот день птицы начинают свой отлет на юг.

Воздержание – нравственный принцип, следование которому гарантирует от погружения в стихию материальных страстей, привязанностей и интересов, от духовной греховности. Воздержание – это сознательный самоконтроль, недопущение греха; это самоограничение во всем, что мешает жить духовным умным деланием, нестяжание имущества, умеренность, довольствие малым. Воздержание связано с аскетическим отношением к жизни, а также молчанием, смирением, способствующим и поддерживающим этот христианский подвиг. Воздержание является христианской добродетелью. Есть телесное воздержание и духовное. Как нравственный принцип он носит не только церковный, но и светский характер, вписываясь в теории о формировании воли, экологического воспитания и др. Следование этому принципу помогает человеку регулировать свои отношения с внешним миром.

Возмездие – это жизненный принцип, согласно которому зло оплачивается злом, а добро – добром. Возмездие понимается как воздаяние, кара, расплата за преступление, зло, нарушение нравственных основ жизни. Возмездие – это как бы возмещение, возврат, отдача того, что дано, что исходило от преступившего закон, норму, долг. Это наказание «по заслугам». Об этом непреложном жизненном законе должны знать дети, он должен как бы предупредить их об ответственности за свои слова и деяния. В бытийном плане он действует как правило каждодневного поведения: «не делай другому того, чего не хочешь для себя», «не рой другому яму – сам в нее попадешь».

Вознесение Господне – один из христианских двунадесятых праздников, совершаемый в 40-ой день после Пасхи. Именно 40 дней пробыл на земле Христос воскресший. В этот день Иисус Христос вместе со своими учениками поднялся на гору Елеонскую, дал им благословение и вознесся на небо. В этот праздник ведется особая служба. У славян этот праздник связан с представлением о посмертном пребывании души умершего в течение 40 дней после смерти еще на земле, после чего она возносится. Вознесение замыкает пасхальный цикл. Вознесение – это также праздник мертвых, когда делаются поминки прямо на могилах, совершается крестный ход. Вечером девушки устраивают большие посиделки.

Возобновляемое образование – качественная характеристика и принцип построения непрерывного образования, сущность которого состоит в создании материальных и организационных условий для продолжения образования человеком с любой прерванной ранее ступени. Это восстанавливаемое человеком образование, основанное только на его образовательных потребностях. «Возобновляемое» – это обновляемое, восстанавливаемое, продолжаемое, начинаемое заново, сменяемое, дополняемое образование. Реализация этого принципа в структуре системы образования, в содержании и образовательной технологии есть одно из важнейших условий расширения возможности человека в его самоформировании, саморазвитии, самоопределении, самореализации. Оно способствует формированию развивающего образа жизни. Построение непрерывного образования, как возобновляемого личностью образования, есть гарантия индивидуальной свободы и в то же время равенства возможностей. Это способствует расширению и разнообразию образовательных услуг, росту занятости населения, профессиональной и социальной мобильности. При таким образом построенном образовании человек получает систематический доступ к нему, может при этом по собственному усмотрению чередовать учебу, отдых, работу (даже после выхода на пенсию). Данный принцип позволяет преодолеть консерватизм, неподвижность образования и обеспечить рынок труда, он позволяет «распределить» образование человека по всем этапам его жизнедеятельности.

Возрастная сегрегация – принцип организации системы воспитания и образования, суть которого состоит в создании одновозрастных и одноуровневых по развитию объединений детей или взрослых для их обучения и воспитания. Вся педагогика и психология как науки, обеспечивающие образование, тоже построены по этому принципу. С разновозрастным объединением дети имеют дело в семье и иногда на улице, во дворе. В школе же, детском саду, вузе, клубе – все дети поделены по возрастам. Возрастная сегрегация основана на всеобщей идее единства возрастных особенностей. Возрастное единство действительно имеет массу достоинств. На его основе легче организовать массу обучающихся, дешевле учить, проще разрабатывать образовательные программы и технологии. Но оно же имеет недостатки: разрывает межпоколенные связи по возрастной вертикали, обедняет общение и обмен жизненным опытом. Оно сужает проблематику педагогических исследований: до сих пор почти нет работ об обучении в малочисленных и разновозрастных классах и школах, об индивидуальном и парном обучении. Между тем, именно в таких рекомендациях нуждаются сегодня развиваемые платные школы, школы – детские сады, воскресные школы, малые школы, домашнее обучение и др. Возрастную сегрегацию нередко называют возрастной селекцией.

Возраст Христа – так называют готовность человека к общественному служению. Как правило, она наступает в 30-33 года, когда Иисус Христос начал свое великое служение человечеству. Именно к этим годам в человеке приходят в гармонию ум, сердце и воля, становясь внутренней преградой для неразумных и случайных поступков. Когда говорят о человеке, что он вошел в «возраст Христа» – это говорят о совпадении готовности к служению и самого физического возраста. К 30-33 годам человек во всех отношениях завершает свое становление еще и как личность. Не всякий человек проживает «возраст Христа»: физический возраст еще не раскрывает этого понятия, необходимы зрелость и готовность служить Отечеству именно с этого возраста.

Возрождение – восстановление, оживление, появление вновь, обновление чего бы то ни было – чувств и отношений, знаний и умений, культуры и производства и т.д. Это подъем после упадка, после разрушения. Этим термином названа целая эпоха культурного развития Европы с середины XIV до конца XVI веков, которой было свойственно восстановление греко-латинской культуры и науки на европейской основе. Состояние возрождения могут переживать любые человеческие деяния, подвергнутые забвению, разрушению или уничтожению. Так можно говорить о возрождении духовной культуры в России, возрождении церкви, возрождении гимназического образования и т.д. и т.п. Но самый главный смысл дает христианство. Через совершенное Христом искупление человечество возвращено к той жизни в общении с Богом, к которой оно предназначалось по идее Его творения. Здесь «возрождение» есть синоним «спасения».

Военно-поисковое движение – молодежное движение конца ХХ века, основная задача которого состоит в исполнении народного и государственного долга перед павшими в боях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Участники движения, подростки и молодежь, организуют поисковые группы, отря


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.021 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал