Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы совершенствования законодательного процесса в РФ.






Билет – 39/1.Соотношение системы права и системы законодательства.

Система права - это внутренне строение права, выражающее его деление на отрасли, институты и отдельные нормы. Системность является важнейшим качеством права и означает согласованность, непротиворечивость, взаимодополняемость правовых норм. Элементами системы права являются: - норма права, первичный элемент системы права. Это исходящее от государства обязательное правило поведения властного характера.

-отрасль права, совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений. (уг. право, гр.право) -подотрасль права, регулируют отдельные общественные отношения (в гр.праве - авторское право, жилищное; в земельном - горное, водное) -институт права, небольшая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений (иститут брака, семьи) Институты делятся по отраслям права на: гражданские, уголовные, административные, финансовые и т.д. Сколько отраслей, столько групп институтов. -субинститут, более мелкое самостоятельное образование входящие в состав института права (институт поставки в гр. праве включает в себя институт штрафа) Система законодательства - это совокупность различных по своей юр. силе нормативных актов в которых получат внешнее выражение содержания права, его нормы, институты.

Структура системы законодательства: -нормативный акт (закон, указ, постановление) Виды законов: Конституция, Федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации.

Виды подзаконных актов: Указы Президента РФ, постановления правительства, приказы, инструкции и положения министерств и ведомств, решения и Различие системы права и системы законодательства: 1. система права складывается исторически, по мере развития законодательства. СП результат действия значительного числа факторов, из которых решающим является экономический, ее нельзя понимать как рациональное образование. СЗ результат рациональной деятельности осуществляемой по плану. 2. первичным элементом СП является правовая норма, а в СЗ первичный элемент -нормативно-правовой акт.

3. встречаются случаи когда отрасль права есть, а отрасли законодательства нет (финансовое право). Также встречаются отрасли законодательства без отрасли права (таможенное законодательство во главе с таможенным кодексом.) 4. Система Права первична по отношению к Системе Законодательства, является основой для построения последней. 5. СЗ по объему шире СП, так как включает не только нормативные предписания, но и содержащиеся в соответствующих нормативных актах преамбулы, оперативные поручения. 6. поскольку в основе деления системы права лежат предмет и метод правового регулирования, то нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли законодательства могут регулировать и достаточно разнородные отношения (хозяйственное законодательство) 7. СП имеет горизонтальное (отраслевое) строение она в стране одна, СЗ имеет вертикальное (федеративное, иерархическое) строение, т.е. каждый субъект федерации может иметь свое законодательство, не противоречащее общефедеральному. Система объективного (позитивного) права - это внутренне строение права, деление его на отрасли, подотрасли и правовые институты в соответствии с предметом и методом правового регулирования. Система законодательства - совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. Система права состоит из норм права, а система законодательства включает нормативно-правовые акты. Некоторые учёные считают, что законодательство должно включать в себя не любые нормативно-правовые акты (широкое понимание законодательства), а только законы (узкое понимание законодательства). Система права складывается исторически; её деление на отрасли и институты объективно обусловлено распределением норм права по предмету и методу правового регулирования. Напротив, выделение тех или иных отраслей в системе законодательства обусловлено волей законодателя. Поэтому если внутреннее подразделение системы права на отрасли устойчиво, то внутреннее подразделение системы законодательства весьма подвижно. В процессе систематизации, формирования, модернизации нормативно-правовых актов законодатель должен учитывать строение системы права. Практика свидетельствует о высокой эффективности отраслевых нормативных актов (например, кодексов). Таким образом, система права служит основой для построения системы законодательства. Однако система законодательства может оказывать обратное воздействие на систему права. Например, устранение несогласованностей между правовыми актами повышает системность права. Аналогичные последствия имеет и восполнение пробелов в законодательстве. Множество учёных задавались вопросом: " Можно ли построить систему права? ". Но, 1) системность права складывается объективно; 2) в обычных условиях задача построения системы права не возникает, так как она уже существует. Таким образом, формирование отраслей права, системы права в целом происходит независимо от чьих-либо намерений. Не система права строится на основе систематизации нормативно-правовых актов, а, наоборот, систематизация проводится с учётом правовой системы, закономерностей её строения и функционирования.

2.Понятие и виды юридически значимого поведения. Оценивая поступки человека через призму права, государство определяет два основных вида его поведения: юридически значимое и юридически безразличное.

Особенность юридически значимого поведения выражается в его признаках: - Во-первых, это поведение представляет собой систему действий, совершаемых в относительно продолжительный период времени и реализующих внутренние и внешние побуждения человека. Поступок — это такое деяние, которое воспринимается самим субъектом как общественный акт, выражающий его отношение к другим людям. Он

 

выражается в непосредственно наблюдаемых и фиксируемых сознанием действиях, объединяющих физические действия с психологической мотивацией их совершения. Поступок может выражаться и в воздержании от совершения юридически необходимого действия, которое тоже является проявлением воли субъекта вовне в форме отсутствия необходимого деяния.- Во-вторых, это социально значимое и типичное, сознательно-волевое поведение, поддающееся как внутреннему (со стороны самого субъекта), так и внешнему (со стороны органов, представляющих государство) контролю; - В-третьих, это поведение получает государственную оценку и официально документальное закрепление в правовых предписаниях, четко и детально моделирующих границы запрещенного и дозволенного- В-четвертых, оно влечет юридически значимые (позитивные или негативные) последствия.Таким образом, юридически значимое поведение — это урегулированное правом, типичное, социально значимое и сознательно волевое поведение субъектов, влекущее юридические последствия. Билет 40.1.Определение пробелов в праве и способы их преодоления. Пробел в праве – это полное или частичное отсутствие в действующей системе законодательства конкретной нормы права, в соответствии с которой должен решаться вопрос, требующий правового регулирования. Пробелы в праве возникают по трем причинам: 1) в силу того, что законодатель не смог охватить формулировками нормативного акта всех жизненных ситуаций, требующих правового регулирования; 2) в результате недостатков юридической техники; 3) вследствие постоянного развития общественных отношений. Устранение пробела возможно: 1. путем дополнительного правотворчества 2. путем издания новых нормативных актов или дополнения действующих. В процессе правоприменения пробелы преодолеваются посредством аналогии закона и аналогии права. Аналогия закона и аналогия права не устраняют пробел, а являются лишь казуальными средствами его преодоления, т.е. преодоления его в данном конкретном случае. Аналогия закона - это решение дела на основе нормы, регулирующей отношения, сходные с рассматриваемыми. Аналогия права - это разрешение дела на основе общих принципов законодательства. В использовании аналогии закона и аналогии права имеются определенные ограничения, хотя применение аналогии и закреплено в законодательстве. В частности аналогия допускается не во всех отраслях права, может использоваться только при наличии пробела в праве. Вывод по аналогии не должен противоречить ни одному из положений действующего законодательства. Использование аналогии должно быть мотивировано в правоприменительном акте. 2.Понятие системы права. Частное и публичное право. Система прав а - это внутренне строение права, выражающее его деление на отрасли, институты и отдельные нормы. Системность является важнейшим качеством права и означает согласованность, непротиворечивость, взаимодополняемость правовых норм. Структурными элементами системы права являются: - норма права, первичный элемент системы права. Это исходящее от государства обязательное правило поведения властного характера. -отрасль права, совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений. (уг. право, гр.право) -подотрасль права, регулируют отдельные общественные отношения (в гр.праве - авторское право, жилищное; в земельном - горное, водное) -институт права, небольшая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений (иститут брака, семьи) Институты делятся по отраслям права на: гражданские, уголовные, административные, финансовые и т.д. Сколько отраслей, столько групп институтов. Виды институтов: -материальные (регулируют отношения между людьми и распоряжением имуществом) -процессуальные (порядок разрешения споров) -отраслевые (нормы одной отрасли права) -смешанные (нормы двух и более отраслей права) -простые (небольшой, не содержит подразделений) -сложные (имеет в своем составе субинституты) -регулятивные (регулирование отношений), охранительные, учредительные (закрепляют определенное положение). -субинститут, более мелкое самостоятельное образование входящие в состав института права (институт поставки в гр. праве включает в себя институт штрафа) Публичное право - нормы закрепляющие и регулирующие порядок деятельности органов государственной власти и управления формировании и работы парламентов, других представительных и правительственных учреждений, осуществления правосудия, борьбы с посягательствами на существующий строй. Частное право - совокупность правовых норм, охраняющих и регулирующих отношения частных собственников в процессе производства и обмена, их интересы как свободных субъектов рынка. Публичное право есть то, которое относится к положению римского государства; частное - которое {относится} к пользе отдельных лиц. Публичное право составляют нормы, регулирующие отношения, одним из участников которых является государство. Частное же право, защищает интересы отдельных лиц в их взаимодействии с другими лицами. В этой сфере участники могут самостоятельно регулировать характер и содержание правоотношения. Частное - означает, что в сферу действия этого права недопустимо вмешательство госства. Но надо отметить, что между публичным и частным правом есть связь, в современном мире, ни частное, ни публичное право в чистом виде не существует. В публичном праве отражаются частные интересы, и наоборот, в частном праве заинтересовано госство. В сов-ных условиях широкое распространение получил институт договоров, в котором возможно максимально свободное волеизъявление сторон. Публичное право - право, которое имеет целью обеспечение интересов государства и общества,. Частное право - право, которое имеет целью обеспечение интересов личности, и состоит из норм, защищающих интересы отдельных лиц в их взаимоотношениях в другими лицами. Основания деления права на частное и публичное: 1. Публичное право преимущественно связано с гос.вом, частное с отношениями между гражданами. 2. Пуб-ное право обеспечивает пуб-ный интерес, а частное - частный интерес. 3. Нормы пубного прав по содержанию чаще бывают общими и безличными, а нормы частного права обращены к субъективным правам граждан.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал