Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос №11 Институты: формальные и неформальные. Экономические институты.
Под институтами понимаются правила, устанавливающиеся для субъектов экономики. Они могут иметь формальный характер в виде законов и законодательных актов либо неформальный характер в виде традиций и обычаев. Преимущества формальных институтов: - формализация правил позволяет расширить их нормативную функцию, дает возможность индивидам экономить на информационных издержках, делает понятнее санкции за нарушение этих правил, устраняет содержащиеся в них противоречия; - формальные правила представляют собой механизмы решения проблемы безбилетника. Если отношения не являются постоянно повторяющимися, то их участников невозможно принудить неформально к исполнению правила, поскольку механизмы репутации не работают. Чтобы такие отношения были эффективны, требуется вмешательство третьей стороны. Третьей стороной и являются формальные правила; - формальные правила могут противодействовать дискриминации. Как показывает опыт, неформальные институты сетевой торговли и финансов способствуют экономическому развитию лишь до определенного уровня, а далее только формальные институты могут обеспечить отдачу от масштаба, ибо только они способны создать атмосферу доверия и дать возможность новичкам свободно входить на рынок. Преимущества и недостатки неформальных институтов: К преимуществам неформальных институтов можно отнести, во-первых, возможность адаптации к меняющимся внешним условиям, предпочтениям внутри сообщества и иным экзогенным или эндогенным изменениям. Во-вторых, возможность применения разных санкций в каждом конкретном случае (ведь кому-то достаточно строгого предупреждения, а кого-то приходится исключать из группы). Недостатки неформальных институтов являются продолжением их достоинств. Неформальные институты часто характеризуются неоднозначностью трактовки правил, снижением эффективности санкций, возникновением дискриминационных правил. Важность институтов состоит в том, что они являются рамками, в которых происходят взаимоотношения между людьми. Если существует цель развития определённых направлений, то государству необходимо вначале создать правила будущего взаимодействия. Основные институты экономики: собственность, деньги, банки, торговля, производство. Функции экономических институтов: - интегрирующая способствует реализации индивидов как субъектов общественного производства и существенно облегчая налаживание экономических связей, обеспечивая экономию на транзакционных издержках. - информационная заключается в накоплении, селекции и передаче информации в пространстве и во времени. Выполняя информационную функцию, экономические институты обеспечивают непрерывность общественного воспроизводства. - регулирующая направляет деятельность экономических субъектов в русло, наиболее полезное экономике в целом и пытается приостановить деятельность субъектов, приносящую отрицательные последствия. - негэнтропийная функция проявляется в обеспечении устойчивости, повышения уровня организованности национальной экономики, способности в определенной мере гасить возникающие флуктуации.
Вопрос №12. Понятие собственности. Субъекты и объекты собственности. Типы и формы собственности. Современные теории собственности. Реформирование собственности. Преобразование отношений собственности в Республике Беларусь. С экономической точки зрения СОБСТВЕННОСТЬ -это отношения между людьми по поводу присвоения средств производства и создаваемых с их помощью материальных благ. Характер производства, распределения, обмена и потребления материальных благ зависит от того, в чьих руках находятся средства производства. Объектом собственности всегда выступают вещи. В системе экономических отношений объектом собственности являются средства производства. Субъектом собственности могут выступать: государство, граждане, коллективы. Отсюда можно выделить три типа собственности: - частная собственность обозначает, что права на объект собственности для субъекта гарантирует не только свободу его использования, но и защиту от вмешательства других субъектов или государств; - коммунальная собственность (общая или корпоративная) отличается от частной совместным использованием права собственности; - государственная предполагает, что весь учёт прав собственности принадлежит одновременно всем гражданам страны. В рамках этих типов собственности могут существовать их формы: государственная, семейная, акционерная, совместных предприятий, фермерская и др. Порядок функционирования той или иной формы собственности в государстве определяется соответствующими юридическими законами. В западной экономической науке широкое распространение получила теория прав собственности, родоначальниками которой были Р. Коуз и А. Алчиан. Особенность этой теории в том, что, во-первых, в ней используется не понятие " собственность", а " право собственности". Не благо само по себе является собственностью, а пучок или доля прав по его использованию - вот что составляет собственность. Реформирование государственной собственности состоит в том, чтобы произвести в значительных масштабах разгосударствление собственности - превращение государственной формы присвоения в разнообразные иные формы хозяйства. Однако реформирование государственной собственности не должно вести к полной ее ликвидации, т.к. общее нераздельное имущество везде используется в национальных интересах. Поэтому речь идет о правильном определении границ разгосударствления и установлении нормальных соотношений между государственными и негосударственными секторами экономики страны. Во всех странах реформирование государственной собственности именуют приватизацией, что означает разгосударствление собственности. Одними из главных инструментов реформирования собственности в Республике Беларусь являются разгосударствление и приватизация. Разгосударствление и приватизация в Беларуси проводится по двум направлениям – «малая» (приватизация торговли и сферы услуг, мелких предприятий промышленности и строительства) и «большая» (приватизация крупных предприятий). Приватизация — это реформа отношений собственности, направленная на преобразование государственных и муниципальных предприятий в частные. Нужно отметить, что крупные белорусские предприятия не приватизируются, т. к. они являются основой нашей экономики, лидерами технического прогресса в отраслях.
|