Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос №15. Рынок: понятие, условия возникновения. Функции рынка. Классификация рынков. Рыночная инфраструктура.
РЫНОК — это система экономических отношений в сфере обмена товаров и услуг между продавцами (производителями) и покупателями (потребителями), опосредуемых через спрос и предложение. Схематично эти отношения представлены на рис. 4.1. Условия возникновения рынка: 1 общественное разделение труда, которое возникло в глубокой древности. Разделение труда с неизбежностью требует обмена. 2 экономическая обособленность производителей. Товарный обмен предполагает стремление к эквивалентности. 3 самостоятельность производителя, свобода предпринимательства. Функции рынка: 1. формирование конкурентной среды и воздействие на экономические интересы субъектов хозяйствования; 2. установление пропорций в общественном хозяйстве между различными его звеньями. Колебания цен вокруг стоимости неизбежно приводят к тому, что перспективные, хорошо организованные производства остаются " на плаву" и даже расширяются, а неэффективные " тонут" и исчезают с хозяйственной арены; 3. обеспечение восприимчивости экономики к техническому прогрессу; 4. эффективное сведение всех элементов производительных сил общества в единую систему. В условиях рынка рабочая сила, орудия труда, сырье и энергетические ресурсы природы, научный потенциал и другие элементы производительных сил безболезненно объединяются и взаимодействуют через куплю-продажу; 5. создание условий для реализации преимуществ кооперации труда на всех уровнях и во всех сферах деятельности; 6. обеспечение реализации экономических интересов субъектов хозяйствования и стимулирование эффективности их экономической деятельности; 7. ценообразование и оценка результатов деятельности огромного количества производителей стоимостью произведенных ими товаров. Рыночные структуры классифицируют по следующим основным признакам: 1. по экономическому назначению рыночных объектов: потребительских товаров и услуг; факторов производства; финансовые; интеллектуального продукта; 2. по территориальному (пространственному) положению: местный (локальный) рынок; региональный рынок внутри страны; национальный рынок; региональный рынок по группе стран; мировой рынок: 3. по механизму функционирования: свободный рынок; государственно-регулируемый рынок; монополизированный рынок. 4. по степени насыщенности: равновесный рынок; дефицитный рынок; избыточный рынок; 5. по степени зрелости: рынки с развитой инфраструктурой; рынки с формирующейся инфраструктурой; 6. по правовому статусу: официальный (легальный) рынок; теневой (нелегальный) рынок. Любой рынок может полноценно функционировать лишь в том случае, если для него создана соответствующая инфраструктура. Под ИНФРАСТРУКТУРОЙ рынка понимают совокупность рыночных институтов, обеспечивающих продвижение товаров и услуг от производителя к потребителю. К ней относят: биржи; ярмарки и аукционы; торговые дома; брокерские и другие посреднические организации; аудиторские фирмы; страховые компании; информационные службы и др. Важнейшими элементами рыночной инфраструктуры являются товарные биржи, фондовые биржи, биржи труда. Товарная биржа представляет собой регулярно функционирующий, организационно оформленный оптовый рынок однородных товаров, на котором заключаются сделки купли-продажи крупных партий товаров. Фондовая биржа представляет собой учреждение, в котором осуществляется купля-продажа ценных бумаг. Биржа труда — это учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы.
|