Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правовое обеспечение ВЭД. Экономические санкции за нарушение правил внешнеэкономических операций.
Внешнеторг операции купли-продажи научно-тех прод. Содержание и особенности контракта. Выдел операций по торговле научно-тех прод в самостоятельную группу связано с тем, что они могут иметь не только научную, но и коммерческую ценность. Операции по торговле научно-тех знаниями подраздел на операции, связанные с предоставлением: 1. Права на использование изобре-тений, промышл образцов, тов знаков 2. Технических знаний, опыта, чертежей, инструкций, объед понятием «ноу-хау». В основу этого деления положена правовая охрана передачи научно-тех достижений. Она распростран на 1-ю группу и осущ в форме патента. Патент – док, выдаваемый гос органом и закреп за лицом, которому принадлежит изобретение, исключительное право на изгот, продажу новых технологий, веществ тов знаков, промышл образцов. Тов знак – обозначение, позвол отличить тов одних фирм от тов др. фирм (слова, рисунки, значки). Промышл образец – художественное решение опред внешний вид изделия. Пантентование способствует защите от пиратства. Передача научно-тех продукции осущ на основе международного лицензионного соглашения. Предметом лицензионных согл могут быть любые знания, как патентуемые, так и неподлеж патентованию. Операции по продаже лицензий – состоят в представлении одной стороной (лицензиаром) другой стороне (лицензиату) право на промышленное и коммерческое использование изобретения, пользующегося патентной защитой или непатентуемого «ноу-хау» в теч согласованного срока за опред вознагражд. Сущ 2 вида лицензионных соглаш: 1. Чистые лицензии предполагают, что научные знания явл самостоятельным предметом торговли и не связаны с поставкой тов, строительством объектов и др. внешнеторг операциями. 2. Сопутст-вующие лицензии – включ как составная часть в внешнеторговый договор (Пр. строительзтво за рубежом промышл объектов). Предоставл покуп лицензии права на изгот и продажу может быть простым, исключительным, полным. 1. Простое – лицензиар сохран за собой возможность самому использовать лицензии. 2. Исключительное – лицензиат имеет монопольное право использования предмета лицензии на оговоренной территории. 3. Полное – лицензиат имеет исключ право по использ изобретения без ограничения территории его примен. Сложным вопросом при торговле научно-тех прод явл опред вознагражд за использ предмета лицензионного вознаграждения. Основой опред цены явл величина прибыли, кот лицензиат может получить за период ее использования. Методы опред стоимости лицензии: 1. Роялти (получ дохода по мере использ в виде периодических перечислений. 2. Пуашильный платеж (твердо зафиксированной в соглашении суммы). Среди сделок по купле-прод научно-тех прод выдел операции по возмездному обмену рез научных исслед в области науки, пр-ва, медицины. (11) Понятие и роль торгово-посреднических операций. Для успешной реализ тов на зарубежных рынках необход знать их конъюнктуру, нормативно-правовые особенности страны, иметь связи в деловых кругах, обладать развитой сбытовой сетью и системой сервиса. Самостоятельная торговля на внешних рынках часто бывает не по силам самим производителям, и они прибегают к использованию торговых посредников. В кач посредников выступ специализированные фирмы, либо посредничество осущ через спец формы продаж: торги, аукционы, биржи. Под торгово-посредническими внешнеэкономическими операциями поним операции, связанные с куплей-продажей тов, совершаемые по поручению экспортера или импортера независимым от него посредником на основе спец соглашений или отдельных поручений. Торгово-посреднические фирмы в юрид отношении независимы от производителей и потребителей тов. К ним не относ: дочерние предпр, филиалы и представительства иностранных компаний. Функции, выполн торговыми посредниками, весьма разнообразны. Они непосредственно связаны не только с приобретением и сбытом тов, но и со значительным кругом операций и услуг по подысканию иностранных партнеров, изучению рынков сбыта, транспортировке и страхованию товаров, кредитно-фин обслуживанию, оформлению документации по совершению сделок, рекламированию тов, послепродажному техническому обслуживанию и др. Помимо функций выполн посредниками, качественным сдвигам в торгово-посреднических операциях относ: 1. Создание посредниками пр-ва по переработке и сборке прод, куплей-продажей кот они занимаются 2. Формир международных консорциумов для реализации масштабных проектов 3. Образование крупных торгово-посреднических монополий, выполн комплекс операций, связанных с куплей-продажей тов за свой счет, их транспортировкой, страхованием. Осн цель при привлечении торговых посредников состоит в обеспечении эффективности внешнеторговых операций. Провед операций через посредников имеет опред недостатки: ведет к удорожанию импортных тов и сниж дохода экспортера. Преимущества: 1. Использование посредников позвол привлекать их капитал для выполн транспортных, страховых, сервисных и др. операций, позволяя экспортеру экономить собственные ср-ва. 2. Посредники часто берет на себя обязанности и риски по доставке тов в страну импортера, подготовке их к сбытц (упаковка, маркировка) 3. Посредники располог наибольшей информацией об условиях рынка, имеют деловые связи. 4. Имеют контакт с потребителем, реагируют на изменение их потребностей. Целесообразно использовать посредников при выходе изготовителя на новые, слабоизученные рынки, а так же на известный рынок, но с новыми товарами. Это позвол не тратить средства на внедрение на новый рынок и уменьшает риск предприним деятельности. (12) Выбор внешнеторгового посредника. Для того чтобы сделка была эффективной, важно уметь правильно выбрать торгового посредника. Дело в том, что недобросовестные посредники часто заключают заведомо большое количество соглашений, чтобы в дальнейшем работать по наиболее выгодным из них. Среди агентов встречаются подставные лица. Возможно даже преднамеренное подписание посредниками договоров с конкурирующими фирмами с целью блокирования рынка экспорта. Чтобы не ошибиться в выборе посредника, следует тщательно произвести его проверку, собрать и изучить «портфель» информации. Прежде всего, следует обратить внимание на финансовое положение кандидата в посредники. Об этом можно судить по его способности предоставить кредит покупателю или аванс экспортеру. Кроме того, получить информацию о кредитоспособности посреднической компании можно в специальных кредитных агентствах. Так, известная в США фирма " Дан и Бредстрит" может предоставить самую разнообразную информацию о каждой государственной или частной компании, которая зарегистрирована на любой бирже страны. Следует выяснить характер продаваемого посредником товара и объем реализации. Положительным моментом является факт, что посредник выступает в качестве продавца аналогичной продукции, знает особенности ее продажи, может прогнозировать спрос, организовать сервисное обслуживание. Целесообразно установить, не является ли предлагаемая экспортером продукция сопутствующей к товарам, реализуемым данным посредником. Немаловажную роль играют наличие собственной сбытовой сети у кандидата, складских помещений, его физические возможности реализовать большие объемы товаров на случай роста в перспективе экспортных поставок. При выборе посредника обращается внимание на его личные качества, наличие у него связей в бизнесе и деловых кругах. Выходя на рынок незнакомой страны надо внимательно изучить особенности национального законодательства, заключения договоров с торговыми посредниками, деловой этики. Например, в ряде стран Ближнего Востока запрещено пользоваться услугами посредников при торговле с государственными организациями, в Канаде в этом случае можно обращаться лишь к канадскому посреднику. Любой японский посредник работает только на основе монопольного права на продажу, при этом нанимает различный штат служащих для обслуживания разных экспортеров. Абсолютно обязательным является получение информации о посреднической фирме-кандидате от ее клиентов, конкурентов, а также от других партнеров и контрагентов. Выбор внешнеторгового посредника зависит и от выполняемых им операций. (13)
Виды внешнеторгового посредничества. Различие видов международного торгового посредничест-ва опред несколькими факторами. Осно из них явл: 1.переход права собственности на товар от производителя к посреднику; 2.наличие у посредника права продажи товара от своего имени; 3.длительность взаимоотношений торгового посредника с поставщиком тов. В зависимости от различных комбинаций этих факторов посредники подраздел на сбытовых, комиссионеров, агентов и брокеров. Сбытовые посредники на внешнем рынке выступают от своего имени и за свой счет. Сбытового посредника в различных странах наз по-разному: в Германии - торговцем по договору, в Бельгии - концессионером, в нашей стране - дистрибьютор. Сбытовые посредники заключ с поставщиком прод контракт купли-продажи и затем продают ее от своего имени. Выпол-нение ими обязательств перед поставщиком обычно не зависит от выполнения перед ними условий договора покупателями. Сбытовой посредник обладает большой коммерческой самостоя-тельностью. Сбытовой посредник явл постоянным звеном сбыта тов экспортера, берет на себя обязательства соблюдать его интересы и вести дела в пределах предоставленных ему полномочий. Между поставщиком и посредником устанавл длительное сотрудничество, кот регул заключ между ними, во-1-х, договором о посредничестве и, во-2-х, договорами купли-продажи. В международной практике сложилось большое разнообразие видов сбытового посредничества – экспортные фирмы, импортные фирмы, дистрибьюторы, дилеры, стокисты и др. Комиссионеры на рынке выступ и подписывают контракты с покупателями от своего имени, но за счет поставщика. Поставщика тов при этом назыв комитентом. Механизм проведения комиссионной сделки заключ в след: посредник, хорошо знающий рынок, подписывает договор комиссии с комитентом о поставке тов на реализа-цию, находит покупателя и заключает с ним от своего имени договор купли-продажи. Полученный от покупателя платеж за вычетом комиссионного вознагражд в теч оговоренного в договоре срока переводится на счет комитента. Агент в междунар практике рассматривается как в узком смысле слова (посредник уполномочен на заключ сделок и совершение других действий от имени и за счет представляемого лица), так и в широком (охватывает все виды представительства и посредничест-ва, к агентам относят дистрибьютора, консигнатора, брокера, аукциониста и др.). Брокеры сводят заинтересованных продавцов и покупателей, сами при этом не явл стороной сделки и не участвуют своим капиталом. Брокерские операции направл на содействие внешнеторговым сделкам и весьма разнообразны. К брокерам относ таможенных агентов, риэлтеров, брокеров товарных и фондовых бирж и др. За свои услуги брокер получает спец вознаграждение. Они представл интересы только одной стороны, кот может быть и продавцом и покупателем и оплачивает комиссию за посредни-ческие услуги. Как правило, он не имеет права получать вознаграждение от др. стороны. (14) Виды и содерж дог с внешнеторговыми посредниками. При осущ экспортно-импортных операций через посредников предпр заключ с ними спец договоры, опред права и обязанности сторон. Заключенный и подписанный договор имеет правовую силу. В РБ нет спец торгового кодекса, регул внешнеэконом связи. Отнош с посредниками регул Гражд кодексом РБ. Использ несколько видов дог о посредничестве: 1.об исключительной продаже тов; 2.комиссии; 3.агентский; 4.дистри-бьюции; 5.франчайзинга. В соотв с Гражд кодексом РБ с посредниками заключ след виды дог: 1.поручения; 2.комиссии; 3.комплексной предпринима-тельской лицензии. Работа посредников на рынках в немалой степени зависит от объема прав, кот предоставит им экспортер. Эти права могут быть: 1.Неисключительное право продажи 2.Исключительное (монопольное) право продажи3.Преимущественное право продажи (право первой руки. Во всех дог о посредничестве опред: номенклатура тов, территория, на кот работают данные посредники, организации тех обслужива-ния, обязанности посредника по предоставлению информац о состоянии конъюнктуры рынка, об особенностях и ходе сбыта прод, сроки действия соглашения, условия их продления и досрочного прекращ. В то же время содержание дог с различными видами посредников имеет свою специфи-ку. Под договором комиссии поним договор, по кот одна сторона обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершать сделки от своего имени, но за счет комитента. Дог комиссии получил широкое примен при проведении сделок купли-продажи тов, фрахтования судов, страхования грузов. Данная договорная форма используется как во внутренней, так и во внешней торговле. В дог указ наимен и ассортимент тов, территория реализации, право собственности на тов, условия цены и платежа, порядок выплаты вознагражд. Обязательным условием дог комиссии явл предоставл комиссионером отчета о выполн поручений. Заключив сделку с 3-м лицом, посредник должен без промедления известить об этом комитента. Под агентским дог поним дог о совершении одним лицом (агентом) действий по поручению и за счет другого лица (принципала). Конечной целью агентского соглаш явл установл договорных обязательств между принципалом и 3-м лицом. Как правило, обязанностью агента явл лишь подыскание для предпр клиентов. Дог дистрибьюции в РБ регламентир Гражд кодексом и предполаг заключ дог поручения. Дог франчайзинга. Специфика дог о франчайзинге опред обязанностями франчайзера по оказ коммерческой, технической и организационной помощи привилегированному покупателю. В предоставл такой помощи заинтересованы обе стороны, так как она направлена на оказ содействия покупателю в продвиж конкретных тов и услуг. На лицензионных началах поставщик тов и услуг предоставл покупателю права на использование объектов его промышленной собственности. К таким правам относ право на использование тов знака продавца и его фирменного наимен. По дог франчайзинга продавец нередко берет на себя обязанности по обустройству торговых заведений покупателя, подготовке его персонала к работе с поставляемым оборудованием. В то же время франчайзи находится в сильной зависимости от франчайзера и обязуется соблюдать все правила торговли или пр-ва, установленные головной компанией. (15) Аппарат гос управления ВЭД в РБ. Высшими органами управления ВЭД в РБ явл: Президент, Парламент, Совет Министров. Парламент издает законы, регламентирующие ВЭД, разраб основы внешнеэконом политики гос, ратифицируют торговые дог с зарубежными странами. К его компетентности относ: опред общих принципов валютной политики, утверждение плана формирования и использ гос валютного фонда, лимит внешнего гос долга. Совет Министров (СМ) – высший исполнительный и распорядительный орган в республике. СМ издает постановления и распоряж во исполнении законов ВЭД, осущ общее руководство в области отношений республики с иностранными гос и международными организ. Осн министерством регул ВЭД в РБ явл: Минис-терство внешних эконом связей РБ (МВЭС РБ). Структура МВЭС РБ трехзвенная: министр – управление - отделы. В состав МВЭС входят: управление международных эконом отнош, кредит-но-инвестиционное управление, экономич управление. На МВЭС возложены задачи разраб програм-мы развития ВЭД, совершенствование форм сотрудничества с зарубежными странами и т.д. В центральном аппарате гос управл работают различные комиссии: 1. Валютно-кредитная – была образована с целью координации деятельности министерств, предпр и организаций республики по привлеч и использ иностранных кредитов. 2. Таможенно-тарифная комиссия. Осн задача: разраб предлож по развитию таможенно-тарифной системы республики и выработке механизма по их реализации. По реш комиссии могут быть изменены ставки таможенных пошлин, предоставлены таможенные льготы. Важное место в системе управл ВЭД заним Министерство Э и Министерство фин. Они осущ регул экспортно-импортных операций, учавствуют в выработке реш по использ Гос валютного фонда, проводят экспертизу инвестиционных проектов. Значительное место в регул ВЭД принадлежит Нац банку РБ. Нац банк опред сферы и порядок обращения валюты на территории РБ, разраб мероприятия по регул курса бел рубля к иностранным валютам, осущ контроль за провед валютных операций. Торгово-промышленная палата РБ (ТПП РБ) явл общественной организацией, содействующей развитию внешней торговли РБ. Заграничный аппарат гос управления вешнеэконом связями РБ представлен торговыми советниками посольства республики и торговыми домами. Торговые советники выполн след функции: 1. Представ интересы РБ в стране пребывания по видам ВЭД 2. Оказ содействие отечественным внешнеторговым предприятиям в осущ экспортно-импортных сделок 3. Приним участие в заключ между РБ и гос пребывания международных договоров и осущ наблюдение за их выполнением. (16) Тарифные методы регулирования ВЭД. Тарифное регулирование - форма гос регул ВЭД, применяе-мая в целях регул импорта и экспорта, с помощью кот гос реализует свое исключительное право на установление таможенной пошлины (ТП) на тов, перемещаемые через таможенную границу РБ. Главным инструментом в руках гос при регул внешней торговли явл использование тарифного регулирования. Таможенный тариф (ТТ) - наиболее распростран инструмент гос регул внешней торговли, действующий через механизм ценообраз. Среди осн функций ТТ особо выдел протекцио-нистская фискальная функции. Протекционистская функция связана с защитой нац производите-лей. Взимание ТП с импортных тов увелич стоимость последних при их реализ на внутреннем рынке страны-импортера и рем самым повыш конкурентоспособн аналогичных тов, производи-мых нац промышленностью. Фискальная функция ТТ обеспеч поступление средств от взимания ТП в доходную часть бюджета страны. Кроме вышеназванных функций ТТ, влияя на внутренние цены, до опред степени содействует развитию нац пр-ва и экспорта. Вследствие удорожания импортных тов на внутреннем рынке страны повыш общий уровень цен на такие тов и нац производители получают дополнительный доход, кот может быть использован для инвестиций в Э страны или в целях компенсации потерь от сниж экспортных цен, а также для повыш конкуренто-способности своих тов на внешних рынках. Одним из осн элементов проводимой в стране Э реформы, явл усиление роли таможенно-тарифного регул внешней торговли. В основе реализации таможенно-тарифного регул лежит применение ТТ. В РБ ТТ — свод ставок ТП, примен товарам, перемещаемым через таможенную границу РБ, систематизированный в соотв с Товарной номенклатурой ВЭД СНГ. ТП — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при ввозе тов на таможенную территорию или вывозе тов с этой территории и явл неотъемлемым условием такого ввоза а вывоза. Осн цели ТТ РБ: 1. рационализация товарной структуры ввоза товаров в РБ; 2.поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РБ; 3.защита Э РБ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции; Ставки ТП явл едиными и не подлежат измен в зависимости от лиц, перемещающих тов через таможенную границу РБ, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных законом. В отнош тов, происходящих из стран, торгово-политические отнош с кот не предусматривают режим наибольшего благоприятствования, либо страна происхождения которых не установлена, ставки ввозных ТП увеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления РБ тарифных льгот. В целях защиты экономических интересов РБ к ввозимым тов могут временно применяться особые виды пошлин: антидемпинговые, специальные, компенсационные. (17) Нетарифные методы регулирования ВЭД. При использ нетарифных средств нарушается рын механизм, сокращ ассортимент тов, возможности доступа к ресурсам и фактически насильствен-ным путем предрешается выбор прод или ресурсов потребителем в пользу отечественных. Нетарифные методы (НМ) включ в себя широкий круг инструм современ-ной Э-кой и торговой политики гос, различные ограничительные правила и процедуры — до запрета торговли с опред странами, вывоза и ввоза конкретных тов и т.д. По классиф НМ регул разбиты на след группы: 1. прямое ограничение импорта и экспорта посредством лицензирования и квот на импорт; введение системы мин предельного уровня цен на импортируемые тов на внутреннем рынке; 2. добровольные ограничения экспорта опред тов в конкретную страну и т.п. К числу наиболее распростран инструм прямого регул импорта относ лицензии и квоты. Особое место в ряду НМ занимают стандарты. Страны обычно устанавливают стандарты по классиф, маркировке и провед испыта-ний прод таким способом, чтобы была возможность продажи отечественной прод, но блокировался сбыт прод иностранного пр-ва. Специфическим методом регулир внешней торговли явл импортные депозиты, представл собой форму залога, кот импортер должен внести в банк на опред срок, — беспроцентный вклад в сумме, равной всей или части стоимости ввозимого тов. “ Добровольное ограничение” экспорта — это установление миним импортных цен. Специфика этих ограничений состоит в нетрадиц технике их установления. Торговый барьер устанавл на границе экспортной страны. Соглашение о добровольном огранич экспорта представ собой навязанную экспортеру под угрозой санкций, обязательство по огранич экспорта опред тов в импортирующую страну. Формы стимулирования и поощр экспорта или фин методы торговой политики, к ним относ: Субсидии — это ден выплата направленная на поддержку нац производителей и косвенная дискриминацию импорта. По хар-ру выплат они делятся на: прямые и косвенные. Кредитование — это скрытое субсидирование экспортера, фин стимулирование гос-м развития экспорта национальными фирма-ми. Технические барьеры — это скрытый метод торговой политики возникшие в силу того, что нац технически-административные и другие нормы и правила построены так, чтобы препятство-вать ввозу тов из-за рубежа. Экспорт и импорт обычно лицензируются. Лицензирование — регул внешнеэконом деятельности через разрешения, вызываемые гос органами на экспорт или импорт тов в установленных кол за опред промежуток времени. Осн видами лицензий явл разовая и гене-ральная. Генеральная — разрешение на ввоз или вывоз того или иного тов в теч года без ограниче-ний кол сделок. Квоты — это предельные объемы опред тов, кот разрешено импортировать на территорию страны в теч опред срока. Бывают: 1. индивидуальными; 2.г рупповыми, устанавли-вающие объем ввоза(вывоза) в опред группу стран; 3. глобальными 4. экспортные. 5. импортные. (18) Валютные методы регул ВЭД. Регул внешней торговли с помощью валютно-кредитных средств имеет сложную структуру, объединяющую совокупность элементов валютного рынка, отношений экспортеров и импортеров с банками, системы нац и межгос валютного регул. Цель валютного регул (краткосрочного и среднесрочного) – стимулирование хозяйственной активности различных субъектов ВЭД, борьба с инфляцией. Элементы валютного регул: 1. Валютный курс – соотнош нац валюты (ден ед) к валюте другой страны. Его функция – обеспечение пропорциональности обмена валют, базой кот служит их покупательная сила по отнош к тов внутри страны. Валютный курс зависит от конвертируемости нац валюты, т. е. возможности свободно и неограниченно обмени-ваться на другие иностранные валюты. Конвертируемость может быть полной (беспрепятствен-ный обмен на любую иностр валюту) или частичной, когда возможность обмена ограничивается некоторыми видами валют операциями международного платежного оборота. Полная конверти-руемость включ внутреннюю и внешнюю обратимость во всем ее объеме. Внутренняя конверти-руемость валюты не ограничивает обмена нац валюты юрид и физ лицами данной страны на своем внутреннем рынке. Внешняя конвертируемость предоставл возможность использовать заработанные в данной стране ден ср-ва юрид и физ лицами как на внутреннем рынке, так и за его пределами. Котировка валют – установление курсов иностр валют по отнош к нац, осущ гос и крупными коммерческими банками прямым или косвенным методами; 2. Девальвация – официа-льное снижение курса нац валюты, с целью выравнивания внешнеэконом баланса путем увелич экспорта и сокращ импорта из-за повышающихся цен на ввозимую прод. У экспортеров появл большие преимущества при обмене заработанной валюты на нац, в росте объема экспортного пр-ва; одновременно, в силу удорожания импорта тов, сокращ объемы второстепенных импортных поставок в страну. Вследствие девальвации может наступить более сильное внешнее обесценение нац валюты по сравнению с внутренним, кот создает благопр условия для использования валютного демпинга – спекулятивных операций на внешнем рынке с целью получ прибыли за счет измен валютного курса; 3. Ревальвация – повыш официального курса нац валюты по отнош к иностр и сопровождающийся сдерживанием развития экспорта, его удорожанием с одновремен-ным удешевлением импорта; 4. Валютный контроль, включающий в себя: валютную интервенцию (манипуляции гос банком валютными ресурсами и % ставками), кот реализуется в виде целевых операций по купле-продаже иностр валюты центральными банками с целью огранич (повышения, снижения) курса нац валюты; маневрирование банковскими % ставками, оказ влияние на перемещение ликвидных средств из одной страны в другую, а также способствующее измен валютного курса; валютные ограничения, целью кот явл сокращ внешнего оборотного капитала. (19) Таможенные методы регулирования ВЭД. Осн элементом механизма тарифного регул служит таможенный тариф (ТТ) – систематизированный перечень ставок, опред размер платы по импортным и экспортным тов, т.е. таможенные пошлины. ТТ могут быть импортные и экспортные, простые и сложные. Сложный ТТ предполаг установление 2-х и более ставок по каждому тов в зависимости от страны происхождения. Наиболее высокая ставка сложного тарифа назыв генеральной и предполаг распространение ее на тов тех гос, с кот не заключены торговые дог и соглаш. Низкая минимальная ставка примен по отнош к тов тех стран, кот предоставлен режим наибольшего благоприятствования. ТТ предусматривают возможность введения дополн антидемпинговых и компенсационных пошлин, уровень кот может значительно превышать уровень мах ставок тарифа. Осн целями примен ТТ явл: 1.поддержание рац соотнош вывоза и ввоза тов, валютных доходов и расх на территории гос; 2.защита нац производителей от нежелательной иностранной конкур; 3.пополнение доходов гос; Тарифная квота – кол тов, в пределах кот он может быть ввезен беспошлинно или облагается пониженной ставкой пошлины. Важным организационным принципом построения ТТ явл классификация тов. Классификацион-ные схемы, положенные в основу нац ТТ, опред их экономи-ю эффективность. Основой построе-ния ТТ явл Гармонизированная система (ГС) описа-ния и кодирования тов, разработанная в рамках СТС и используемая в практике более 100 гос. Объектом классификации в ГС явл тов, обращающиеся в международной торговле, сгруппирова-нные в составе 6-и подраздел: разделов, групп, подгрупп, товарных позиций, подпозиций и субпозиций. Таможенная пошлина (ТП) – денежный сбор, или налог, взимаемый гос с тов, имущества и ценностей при пересечении ими таможенной границы. ТП увеличивают размер стоимости тов и сниж его конкурентоспособность. Виды ТП: – адвалорные предполагают обозначение % ставки по отнош к цене тов и примен в большинстве стран; – специфические выраж размер пошлины в виде фиксированной ден величины, взимаемой с физ объема (веса) ед товара; – смешанные означают одновременное примен адвалорных и специфических пошлин по отнош к одному тов; – альтернативные — предоставл таможенным органам право взимания пошлины на их усмотрение; В зависимости от страны происхождения тов ТП делят на: – максимальные (импортные), минимальные, преференциальные. В зависимости от характера происхождения различают пошлины: – автоном-ные (ввозные) – устанавливаются правительством в одностороннем порядке вне зависимости от существующих дог и соглаш между гос. – конвенционные (импортные) вырабатываются в процессе переговоров и фиксируются сторонами-участниками. В настоящее время в большинстве стран ТП облагается импорт. Экспортные пошлины ни в одном развитом гос не используются. (20) Правовое обеспечение ВЭД. Экономические санкции за нарушение правил внешнеэкономических операций.
|