Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Судебный контроль в сфере гос и мун упр-ия
Осн функцией всей с-мы суд-х органов является реализация задач правосудия. Она осуществляется субъектами суд.власти в процессе конст, гражд, админ и уг судопр-ва (ст. 118 КРФ). В процессе своей деятельности они осуществляют и функцию судебного контроля законности издаваемых актов и совершаемых действий органов исполнительной власти, их должностных лиц. Основное содержание судебного к-ля - правовая оценке действий и решений ОИВ, их долж лиц, в выявлении нарушений зак-ти, прав и зак-х интересов гр-н, пред-ий, уч-ий и орг-ий, условий и причин, их порождающих, принятии мер по восст-ю нарушенных прав и законных интересов, в привлечении виновных лиц к отв-ти. Субъектами судебного контроля являются КС РФ, суды общей юрисдикции, арб. суды. Правовой статус КС определен К РФ (ст. 125), Законом РФ от 24 июня 1994 г. " О КС РФ" являясь суд.органом конст. к-ля, разрешает в пределах своей компетенции исключительно вопросы права. Он разрешает дела о соответствии К РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, обеих палат ФС, Пр-ва РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов гос.власти РФ и совместному ведению органов гос.власти РФ и органов гос.власти субъектов РФ; договоров между органами гос. власти РФ и органами гос.власти субъектов РФ; договоров между органами гос.власти субъектов РФ и др. Он также разрешает споры о компетенции между фед.органами гос власти, органами гос власти РФ и органами гос.власти субъектов РФ, высшими гос ор-ми суб-в РФ. Повод к рассмотрению и разрешению - обращение (ходатайство или запрос) в КС РФ Президента РФ, обеих палат ФС, 1/5 членов СФ или деп-в ГД, Пр-ва РФ, ВС РФ, ВАСРФ, органов законод. и исполн. власти субъектов РФ. Основание - выявленная неопр-сть в вопросе о том, соответствует ли К РФ закон, иной нормативный акт и т. п. КСРФ рассматривает также дела, связанные с инд-ми или колл-ми жалобами гр-н о нарушении их конст. прав и свобод вследствие применения или подлежащего применению закона в конкретном деле. При рассм-ии таких дел он проверяет соот-вие такого закона КРФ. Суды общей юрисдикции осуществляют судопр-во по гр-м, уг-м, адм-м делам. В порядке гр судопр-ва суды рассматривают дела, по которым они обязаны давать правовую оценку действиям ОИВ, их должн. лицам, а также издаваемым ими управленческим актам. К таким делам относятся, например, споры об отказе в разрешении на обмен жилой площади, о восстановлении на работе и т. п. При этом он дает прав. оценку д-ий и выносит решение о восст-нии нарушенных прав гр-н. В процессе рассм-ия уг дел, суд с позиций законности исследует и дает правовую оценку действиям долж.лиц как работникам управл-го аппарата. Если при рассмотрении гр и уг дел суд усмотрит нарушения законности, дисциплины в работе соотв. органа, пред-ия, уч-ия, орг-ии, выявив при этом условия и причины нарушений, он вправе вынести частное определение в адрес руководителя органа, пред-ия, уч-ия, орг-ии либо в вышестоящие инстанции, которые должны в течение месяца рассмотреть его и сообщить суду о принятых мерах. Частное определение является правовой формой реагирования суда на нарушение законности. Судебный контроль в сфере управления осуществляют арбитражные суды. К делам по экон.спорам, возн-м из адм правоотн-ий и подведомственным арбитражному суду, относятся: о признании недействительными ненормативных актов гос.органов, органов МСУ, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан; об обжаловании отказа в гос. регистрации; о взыскании с организаций и граждан штрафов ОИВ если з-м не предусмотрен бесспорный порядок их взыскания
|