![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Воспитание как система.
Воспитательная система имеет определённые признаки: 1) наличие целей, исходя из которых строится деятельность данной системы; 2) наличие управленческих процессов. Любая воспитательная система представляет собой единство общего, особенного и единичного, того специфического, что свойственно только конкретному учреждению с определённым составом педагогов, школьников и окружающей средой. Понятие " воспитательная система" актуально и в ближайшей перспективе, т. к., по мнению учёных, оно станет ключевым понятием в педагогике. Это объясняется некоторыми причинами: 1) утратила значение ставка на какие-то фрагментарные эксперименты; 2) наступило осознание того, что не отдельный приём или метод позволяет достигнуть высоких результатов, а определённая система используемых методов, приёмов и средств. Понятие " воспитательная система" связано со следующими понятиями: 1) процесс воспитания как целенаправленное управление процессом развития личности (Х.И. Лиметсон). Согласно этому определению, педагоги ставят ребёнка в субъективную позицию, включая его в педагогический поиск, учат применять полученные знания на практике, регуляции жизнедеятельностина снове принципа самоуправления при помощи педагогических средств. Этот процесс представляет собой педагогическую систему. Воспитательная система не сводится только к педагогической системе, т.к. она, с одной стороны, является психолого-педагогической системой, а с другой стороны, социальной системой и влияет она на уч-хся не только как педагогический фактор, осуществляясь при помощи учителя, учебников, уроков, классных часов, но и как фактор социальный, т.е. через включение в окружающую среду через отношения, складывающиеся между учениками, учителями, родителями через общий положительный климат взаимоотношений. Таким образом, педагогическая система - более узкое понятие, чем воспитательная система, но она является основой воспитательной системы. 2) система воспитательной работы - это система взаимосвязанных воспитательных мероприятий, дел, акций, адекватных поставленной цели. 3) дидактическая система - такая система, которая характеризуется через цели в сфере образования, содержание образования, через методы, формы организации образования, т.е. воспитательная система в целом даёт подрастающему поколениюопределённую систему ЗУН, приобщает его к культуре, готовит к самостоятельной деятельности, продолжению образования, а также способствует формированию у школьников отношения к окружающему миру, окружающей среде, осознанию себя в этом мире. Воспитательная система школы имеет определённую структуру: а) цели, выраженные в концепции (совокупность идей, для реализации которых она создаётся), б) деятельность, обеспечивающая реализацию этой системы, в) субъект деятельности - её организующий и в ней участвующий, г) отношения, рождающиеся в деятельности и общении между субъектами этой системы, д) среда системы, освоенная субъектом, е) управление, обеспечивающее интеграцию всех перечисленных компонентов в целостную систему и способствующее развитию этой системы. Любая воспитательная система школы имеет теоретическую базу. Концепция воспитательной системы школы включает в себя принципы, ведущие идеи, педагогические теории прогрессивных педагогов, обоснование и создание условий для развития личности и их практическое осуществление. Дидактическая подструктура включает в себя блок целей, общность людей, деятельность, общение, технологию, среду, освоенную школой. Деятельность системы осуществляется в процессе решения определённых задач: 1) формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира. Задача школы - дать возможность ребёнку как можно более широко представить, прочувствовать целостную картину мира; 2) формирование гражданского самосознания, ответственности; 3) приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного поведения; 4) развитие и формирование у детей такого качества, как креативность - творческой способности; 5) формирование самосознания, осознания собственного " Я". Воспитательная система осуществляется через деятельность (труд, учение, клубная деятельность - организация деятельности по интересам).
|