Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Международный лизинг

Лизинг - комплекс имуществ. и эк.отношений, возникающ.в связи с приобретением в собств-ть имущества (лизингодателем у продавца) и последующей сдачи его во врем. польз-е за опред. плату. Согласно рос.законодат-ву сущ-ет 2 формы лизинга: внутр.и междунар(мирового). При осущ-ии внутр.лизинга лизингодатель, продавец имущ-ва и лизингополучатель явл.резидентами РФ. Внутр.лизинг регулируется законодат-вом РФ. При осущ-ии междунар.лизинга лизингодатель или получатель явл.нерезидентами РФ. Поэтому договор лизинга явл. Договором межд. лизинга и регулируется фед.з-нами в обл-ти внешнеэк.деят-ти.

Междунар.лизинг имеет неск-ко модификаций: прямой (представляет собой сделку, где все операции совершаются м/у коммерч.орг-циями с правом юр.лица из двух стран мира)и косвенный/транзитный (лизингодатель одной страны берет кредит или приобретает необх.оборуд-е в др.стране и предост-ет его арендатору, находящ-ся в третьей стр.) Прямой лизинг делится на: прямой импортный и прямой экспортный. Различие опред-тся страной месторасполож-я лизингодателя и лизингополучателя. При импортном лизинге поставщик находится за рубежом, а при экспортном – зарубежным партнером является лизингополучатель. Выгодность применения сделок межд.лизинга -в использ-ии благоприятн. налог.режима, установл.в той или иной стране. Это можно представить как экспорт налог.льгот из страны лизингодателя в страну лизингополучателя. Сделки межд. лизинга также являются распространенным мех-мом продаж оборудования, производимого предп-ми страны лизингодателя. Данный мех-зм реализации продукции явл. довольно действенным для производителей, т.к. практич-ки полностью сделка может быть профинансирована посредством лизинговой схемы. Лизингополучатели, в свою очередь, получают преимущ-ва из-за того, что в стране лизингодателя можно привлечь финансир-е под более низкие проценты, чем в своей стране, что отражается на ст-ти. Одна из проблем, с которой могут столкнуться рос. участники (лизингополучатели) сделки межд. лизинга, - это оценка кредитных рисков в стране лизингодателя. Дело в том, что критерии, кот.применяются к оценке кредитосп-ти, могут кардинально различаться, особенно если лизингодатель явл. резидентом страны с развитой рыночн.эк-кой. Как правило, доля заемн.финансир-я в кап-ле компаний развив-ся стран значительно выше, чем допускается в странах с развит.эк-кой. Кроме того, лизингодателю-нерезиденту часто бывает трудно обнаружить какую-либо инф-цию, относящуюся к деят-ти российской компании - потенциального лизингополучателя.

Отраслевая структура лиз. опер. варьируется в зависимости от конкретного региона. В Европе широко исп-ся лизинг автомобилей как в личное пользование, так и для производств. целей, далее лизинг морских судов, самолетов, компьютеров и др. Широкое использование лизинга в Зап.Евр. т.к. более благоприятные эк. условия, в этих странах осуществл. поддержка предпр.о бизнеса, который развив. за счет инвестиций через лизинг. механизм.

Некоторые страны Западной Европы (Великобритания, Германия,)не принимали спец. Законод. по лизингу, а реализуют его в рамках обычного коммерч. права, а Франция, Португалия, Швеция имеют спец.законод.о, где указаны в основном права лизингодателя и лизингополучателя, их взаимоотношения с производителями имущества, сдаваемого в лизинг. В Бельгии, Италии, Франции обязательным условием лизингового соглашения является продажа имущества по истечении срока соглашения по предварительно согласованной цене (опцион); в то же время в Великобритании и США опцион не является условием лизинга, где в соглашении предусматривается аренда-продажа. При этом, например, в США лизинг имеет форму финансовой сделки, используемой наряду с кредитом и другими займами. Законодательством Германии, Швейцарии предусмотрен опцион, который приводит лизинг к соглашению купли-продажи в рассрочку особого типа, когда в случае лизинга владельцем имущества остается лизингодатель, а в случае купли-продажи в рассрочку право владения переходит к получателю в момент оформления соглашения. Лизинг отличается от аренды-продажи, купли-продажи в рассрочку, от сделки под обеспечение в основном экономически обоснованным размером платежей, т. е. договор лизинга, как таковой, определяется не по экономи ческим критериям, а по форме на соответствие юридическим нормам.

Существуют страны, где развитию лизинга препятствуют некоторые ограничения. Например, в Греции запрещен лизинг недвижимости, а также грузового автотранспорта и автобусов, тормозом являются и нормы амортизации, которые регулируются государством. Комитетом по международной стандартизации бухучета (JASC) разработаны стандарты по учету лизинга, которые приняты Бельгией, Великобританией, Грецией, Ирландией, Нидерландами, США, Японией и другими странами. В их основу положен принцип экономического владения передаваемым в лизинг имуществом, однако некоторые страны Западной Европы, а также Комиссия Европейского Союза и Организация европейского лизинга придерживаются юридического права на владение имуществом, передаваемым в лизинг. Из-за различий владения имуществом отличаются и системы бухгалтерского учета и методы начисления амортизации и налогов, поскольку, согласно экономической концепции, имущество должно учитываться на балансе лизингополучателя, а согласно юридической — на балансе лизингодателя.

В структуру мирового рынка лизинговых услуг входят лизинговые ассоциации, которые объединяют профессиональных лизингодателей, ассоциации финансовых компаний, домов, банков. Основными задачами ассоциаций являются: — представление интересов членов ассоциации как внутри страны, так и за рубежом;

— формулирование общего мнения членов ассоциации по лизинговой проблематике и лоббирование интересов в различных государственных органах; — разработка предложений по изменению законодательных актов, учету и регулированию лизинга в стране; — сбор и обработка информации по лизингу; — организация форума по вопросам лизинга; — продвижение стандартов в лизинговом бизнесе.Еще в структуру: нациорнальныек ассоц., международные ассоц., консультационныее и брокерские компании, независимые лоизинг компании.

 
126 Современные тенденции и особенности в движении иностранных инвестиций. Ин.инвест.предст. собой встречное движение капиталов между странами, приносящ.их собственникам определенный дох. Основные причины движения инв.: -несовпадение спроса на инвест. и предлож., -наличие в странах других более дешевого сырья и раб.силы, -стабильная полит. обстановкаи благоприятн. инвест.климат в принимемой стране; -более низкие экологич. стандарты. Факторы стимулир: 1.растущая взаимосвязь и взаимоувязка нац.эк. инетрнационализации пр-ва, оказ. больш. Влиян. на движение ин.инв.; 2.междунар. пром.кооперация; 3.экономич. политика пром. развитых стран, кот. напр. на привлечен. ин.итнв. Основные формы движения: 1)прямое –преследует цель установления контроля и участия в упр. компании в старне, приним-й кап.; 2)портфельные инв.приобретение цен. бум, кот.не дают возм.непосредств.контроля над.д-тью зарубежн.предпр.; 3)среднесрочн. и долгосрочн.кредиты обеспеч. воспроизводства междунар. накоплен.; 4)эк.помощ. Ин.инвестиции –это вложение ин.капитала в объект предпринимат. деят-ти на территории РФ в виде объектов граждан.прав, принадлежащих ин.инвестору. в т.ч. и денег, цен.бумаг и нового имущ-ва, а также имущ.прав, имеющих ден.оценку.Преобладающие потоки иностран. капитала осущ. из промышленно-развитых стран. Различают макро и микро уровень движения И.И.: Макро уровень – это меж. гос. движение капитала, статистически отражается в платежном балансе стран. Микро уровень – движение И.И. внутри МТНК по внутрикорпоративным каналам. Крупнейшим экспортером инвестиций Европы явл. Германия, Великобритания, Франция, Голландия, Швеция. США - осн. объектом инвестиций из стран ЕС, при этом половина инвестиций приходится из Великобритании. 2/3 инвестиций из США в Европу приходится на Великобританию. Среди современных тенденций движения И.И. следует выделить возрастающее значение прямых И.И. (Прямая И. И. – приобретение иностранным инвестором не менее 10 % доли в уставном капитале ком. организации созданной или вновь создаваемой на территории). Причем наблюдается их переориентация с добывающей на обрабатывающую промышленность, в сферу услуг. Важной тенденцией движения иностран. капитала явл. резкое возрастание роли фондового рынка. Если в начале 90-х движение И.И. охватывало в основном развитые страны рыночной экономики, то в настоящее время оно распространилось на развивающие страны (особенно страны Новых Индустриальных Стран, Гонконг, Сингапур), а также распространилось на страны с переходной экономикой (Чехия). Это связано с ростом их фин. потенциала, укреплением валютного положения, а также развитием национ. фин. рынков. Страны, относящиеся к категории беднейших (Конго, Гондурас) представляют небольшой интерес для инвесторов из промышленно-развитых стран, на долю этих гос-в будет приходиться все уменьшающаяся часть И. И. Иностран. инвестиции активизируются благодаря созданию либеральных условий в их перемещении. Это свойственно как промышленно-развитым странам, так и в большей степени развивающимся странам и странам с переходной экономикой (устранение всех возможных гос. ограничений в движении иностран. инвестиций, на цены). Т.о. осн. часть И.И. получают наиболее благополучные и продвинувшиеся по пути эконом. реформ гос-ва. Политическая стабильность минимизирует эконом. риск и максимальная прибыльность явл. важнейшими ориентирами для иностран. инвесторов.     130 Диагностика вероятности банкротства организации.Диагностика банкр-ва - это анализ, направлен.на как можно более раннее обнаруж-е ухудшений в Д.п/п. Провод-ся по сл. направлениям: 1)анализ технико-эк. показ-лей работы п/п за неск-ко лет (динамика пр-ва и реализ-ии продукции, состав и стр-ра прод-ии, эффект. использ-е произв.ресурсов и др.); 2) анализ стр-ры баланса; 3)оценка платеж-ти и фин.устойч-ти (оценка имущ.сост-я, стоим-ть п/п, направл-е использ-ия фин.ресурсов, опред-е показ-лей), рез-т анализа: выявл-е причин оттока фин.ресурсов от активов. Ухудш-е фин.сост-я обычно сопровожд-ся уменьш-м доли СК и увелич-м суммы долга, т.е. сниж-м платеж-ти п/п. Степень плат-ти опред-ся по 3-м критериям, на основ-ии кот. приним-ся реш-я: - о признании стр-ры баланса неудовлетворит., -о наличии реальн.возмож-ти восст-ть свою платеж-ть, -о наличии реальн. возм-ти утраты платеж-ти.; 4)оценка вероятн-ти банкр-ва, его прогнозиров-е. Использ-ся модели зап-х авторов, т.к. у рос. нет базы (рыночн.эк-ка стр-ся в России только 17 лет). При оценке и анализе фин. деят-ти кризисного пр-ия выявляются и устраняются факторы, определяющие неплатежесп-ть. Фин. Сост. пр-ия и его фин. устойчивость. Задачи оценки: 1.оценка имущ-го состояния пр-ия; 2.структура и источники формирования имущества; 3.оценка платежесп-ти. Результатом такого анализа должно стать выявление причин оттока фин. ресурсов от актива. Эф-ть управления фин. ресурсами. Позволяет установить причины, степень глубины кризиса и возможность повышения конкурентных преимуществ и фин. оздоровления. К кризису может привести неведение процессов, которыми можно управлять, т.к. они могут приобрести стихийный характер Способность пр-ия платить по краткоср. обяз-вам наз. ликвидностью, т.е. пр-ие будет считаться ликвидным, если оно в состоянии выплатить свои краткоср. обяз-ва, реализуя текущие активы.Коэф. абсолютной ликвидности (срочности) – это отношение ден. ср-в и быстрореализуемых цен. Бум. (второй раздел актива) к краткоср. обяз-вам (пятый раздел пассива). Краткоср. обяз-ва: это кр. зад-ть, ссуда не погашенная в срок, краткоср. кредиты, заемные ср-ва. Этот коэф. показывает какую часть краткоср. зад-тей пр-ие может погасить в ближайшее время. Коэф. Тек. ликвидности (покрытие) – это отношение всех текущих активов к краткоср. обяз-вам. Позволяет установить в какой кратности тек. активы покрывают краткоср. обяз-ва. Коэф. соотношения собств. и заемных ср-в – это отношение сумм обязательств по привлеченным заемным средствам к сумме собств. средств. Указывает сколько заемных средств привлекло пр-ие на 1 рубль вложенных в активы собств. Средств. Коэф. концентрации собств кап. хар-ет долю владельцев пр-ия в общей сумме средств. Чем выше знач., тем пр-ие более фин. устойчиво и независимо от кредиторов. Доля собств. Кап. д\б достаточно велика. Коэф. Фин. зависимости. Явл. обратным к коэф. концетрации собств. кап. Их сумма равна 1. Рост этого показателя в динамике означает рост доли заемных средств в финансировании пр-ия. Коэффициент Альтмана (индекс кредитоспособности)построен с помощью аппарата мультипликативного дискриминантного анализа и позволяет в первом приближении разделить хозяйствующие субъекты на потенциальных банкротов и небанкротов.Он представляет собой функцию от некоторых показателей, характеризующих эконом. потенциал предпр. и результаты его работы за истекший период. В общем виде индекс кредитоспособности (Z-счет) имеет вид: Где Х1 - оборотный капитал/сумма активов; Х2 - нераспределенная прибыль/сумма активов; Х3 - операционная прибыль/сумма активов; Х4 - рыночная стоимость акций/задолженность; Х5 - выручка/сумма активов.Результаты многочисленных расчетов по модели Альтмана показали, что обобщающий показатель Z может принимать значения в пределах [-14, +22], при этом предприятия, для которых Z> 2, 99 попадают в число финансово устойчивых, предприятия, для которых Z< 1, 81 являются безусловно-несостоятельными, а интервал [1, 81-2, 99] составляет зону неопределенности.Z-коэффициент имеет общий серьезный недостаток - по существу его можно использовать лишь в отношении крупных кампаний, котирующих свои акции на биржах. Именно для таких компаний можно получить объективную рыночную оценку собственного капитала. 131 Досудебная санация организации: цель, основные формы Досуд. санация - меры по восстановлению платежесп-ти должника, принимаемые собственником имущества должника - унитарного пр-ия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства (ст.2 Закона). В целях предупреждения банкротства организаций учредители должника, собственник имущества должника - унитарного пр-ия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимают меры, направленные на восстановление платежесп-ти должника. Для этого должнику д\б предоставлена фин. помощь в р-ре, достаточном для погашения ден. и обязательных платежей и восстановления платежесп-ти (досудебная санкция). Предоставление фин. помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших фин. помощь. При возбуждении дела о банкротстве на основании заявления должника наблюдение вводиться со дня принятия арбитражным судом заявления должника к пр-ву. В соотв. с законом утверждается временный управляющий. В обязанности вр-го упр-го входит принятие мер по обеспечению сохранности имущества должника, проведение анализа его фин. состояния, выявление кредиторов должника, их уведомление о введении наблюдения, созыв первого собрания кредиторов, ведение реестра требований кредиторов. Меры досуд.санации: 1.Реорг-ия хоз.суб. Формы реорг-ии: 1)Слияние- возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей 2-х и более юр.лиц: А+Б=С; 2)Присоединение- прекращение прав одного или нескольких и передача их (прав) правоприемнику, кот-м явл. юр. лицо к кот-му осущ-но присоединение: А+Б=А; 3)Разделение-прекращение общества с прекращением всех прав и обяз-ей: А=Б и В. 2.Ликвид-ия ДЗ; 3. Взятие заемн.ср-в (кредит); 4.Совершенств-е менедж-та. Основные направления фин. реструктуризации должны предусматривать опр-ые цели, в частности поддержание жизнеспособности пр-ия на ближайшую перспективу путем увелич. наличных средств и объема продаж. Основные направления реструктуризации: 1. устранение неликвидности пр-тия; 2. совершенствование структуры капитала. Проблемы фин. реструктуризации на практике решаются различными путями: 1.ликвидацией нерентабельных и неплатежесп-х структур внутри пр-ия; 2. привлечением заемных средств на развитие пр-ия; 3.сокращ. непроизводительных издержек пр-ва; 4.списанием активов с баланса пр-я; 5.совершенствованием системы мотивации; 6.ужесточением контроля за расходованием ден. средств; 7.интеграцией капитала за счет слияния с др. пр-ми; 8.массовой скупкой акций конкретного пр-ия при наличии ден. средств; 9.введением маркетингового управления. Доп.: Осуществляемые в рамках досудебной стадии мероприятия м.б. любыми - как эконом. (модернизация, перепрофилирование производства, повышение квалификации персонала, изменение управленческой политики, реорганизация п/п в форме слияния или присоединения и др.), так и юрид. (получение кредитов, заключение соглашений о новации, ликвидация обособленных подразделений, заключение выгодных контрактов, истребование своего имущ-ва из чужого незаконного владения, взыскание ДЗ, предоставление правительственных субсидий, льготных займов, льгот по налогообложению, и др.). Главное, чтобы эти мероприятия повышали платежеспособность должника и обеспеченность его экономич. рес-ми, что впоследствии позволит либо избежать возникновения признаков банкротства, либо (при их возникновении и возбуждении конкурсного процесса) сделать возможным введение восстановительных процедур.Данные «меры» принимаются на основании соглашения с должником (н-р, продление кредитного договора или заключение нового). Помимо названных мер, м.б. предоставлена фин. помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановление платежеспособности должника. Если меры досудебной санации не дали «+» рез-та, то возбуждается дело о банкротстве.    
132 Основания и условия для принудительного разделения коммерческих организаций Антимонопольный орган вправе выдать предписание о принуд-ом разделении коммерч. организации или осуществляющей предпринимательскую деят-ть некоммерч. организации, занимающих доминирующее положение либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций в случае систематического осуществления ими монополистической деят-ти. Под систематическим осуществлением монополистической деят-ти понимается совершение в течение трех лет более двух выявленных в установленном порядке фактов монополистической деят-ти. Предписание о принудительном разделении (выделении) коммерч. организации принимается при наличии след. условий: - если это ведет к развитию конкуренции; - возможности организационного и территориального обособления ее структурных подразделений; - отсутствия между ее структурными подразделениями тесной технологической взаимосвязи (в частности, если объем потребляемой юр. лицом продукции (раб, услуг) ее структурного подразделения не превышает 30 процентов общего объема производимой этим структурным подразделением продукции (раб, услуг); - возможности юр. лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара. Предписание антимоноп. органа о принудительном разделении коммерч. организаций или некоммерческих организаций, осущ-их предприним. деят-ть, подлежит исполнению собственником или органом, уполномоченным им, с учетом требований, предусм. в указанном предписании, и в опр-й в нем срок, кот-й не может быть менее 6мес. При отказе данного хоз. субъекта о проведении раздела имущества, т.е. составление разделительного баланса. Эту работу делают судебные исполнители (внешние управляющие). С момента введения внешнего управляющего в общество, полномочия руководителя и полномочия органов управления Ю. лица в части осуществления ими процедуры выделения прекращаются сразу и в полном объеме. Данные ф-ии принимает на себя внешний управляющий. Органы же контроля Ю. лица вправе и обязаны продолжать действовать. Поскольку внешний управляющий вводится сроком до окончания процедуры выделения хоз. субъекта, то и полномочия руководителя и органов управления реорганизуемого Ю. лица должны ограничиваются только на этот период.   «ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ» 93. Инновационный процесс в сфере инновационной деятельности Инновац.процесс – последовательная цепь событий, в сфере которых новшество превращается в нововведение.Наиболее полно инновац. процесс можно охарактеризовать с помощью термина «жизненный цикл», т.к. он характеризует стадийность. В этой связи можно выделить жизненный цикл новшества и жизненный цикл нововведения. Жизненный цикл новшества характеризует процесс его формирования, а жизненный цикл нововведения - процесс применения этого новшества. Вместе они образуют инновац. процесс (состоит из след.этапов): ФИ-> ПИ-> Р-> ПР-> ОС-> ПП-> М-> Сб ФИ – фундамент. исследования, которые направлены на выявление общих законодательств развития системы, на изучение закономерностей.ПИ- прикладные исследования предполагают принятие конкретных управленческих исследований (например, диплом - анализ проблем и пути решения их) Р- стадия разработки. Используем исследования на основе этапов, создаем опытные образцы, проведение экспериментов, создание опытных образцов, разработка моделей, чертежей, инструкций ОС-этап освоения(внедрения). Происходит изготовление сети установочной, проводится тестирование рынка, в процессе этапа могут быть выявлены конструктивные дефекты, выход на большие проекты и мощности здесь пока не осуществляется. ПП-этап промышленного производства. Освоение производственных мощностей, а затем выход на серийное или массовое производство М-маркетинг. Его стадия может быть как на этапе промышленного производства, так и возникать ранее. Когда товар выпустили, на рынке востребован, желание побыстрее возместить расходы Сб-Сбыт Основные этапы инновац. процесса отражают стадии. Стадия- более широкое понятие, чем этап. Инновац. процесс представляет собой комплекс последовательно взаимосвязанных действий по созданию, освоению и распространению инноваций. В рамках него принято выделять три укрупненные стадии: 1)подготовительная; 2)стадия промышленного производства; 3)стадия коммерциализации нововведения.К числу осн.этапов подгот. стадии относятся: -фундаментальные поисковые научные исследования; (осознание протребности); -поисковые исследования; -прикладные иследования (теоретические и экспериментальные); -опытно-конструкторские работы (создание новых образцов) Производств. этап - технологическую, организационную, плановую и экологическую подготовку производства и освоение собственно производства нового изделия. Коммерч. стадия - комплекс работ по продвижению новой продукции на рынок, включая маркетинговые исследования, организацию сбыта этой продукции, а также системы сервисного обслуживания. Развитие многих процессов в экономике, в том числе и на пред­приятиях, отражается логистической кривой, представляющей со­бой временную либо другую зависимость параметров объекта. Ло­гистическую кривую еще называют S-образной, так как она напо­минает букву S, но смещенную вправо в верхней ее части и влево в нижней, S -образной кривой моделируется процесс резкого (скач­ком) перехода от одного стабильного состояния к другому, процесс радикальных изменений организации, сопровождающих ее иннова­ционную деятельность, процесс нарастания и развития кризисных явлений. На графике, на котором расположена логистическая S-образная кривая: время -по оси Х, деньги -по оси У. PP-срок окупаемости; ПП-положительный денежный поток(рост объемов выпуска); И-исследования; ТО-техническое освоение Ни одна инновация не будет новой бесконечно, т.к. происходит устаревание продукции из-за товаров заменителей, конкурентов(есть пороговый критерий новизны).Существует предельный уровень рентабельности, после которого фирме невыгодно выпускать продукцию. Логистическую кривую используют при характеристике разви­тия различных сторон потенциала организации и ее положения во внешней среде: описания жизненных циклов спроса, технологии, товара и даже самой организации. Жизненный цикл новшества включает следующие стадии: 1)фундаментальные прикладные исследования, выполнение теоретических расчетов; 2)эксперимент(разработка); 3)создание чертежей, конструкций, моделей; 4)разработка установочной сети; 5)использование; 6)выявление альтернативных новшеств. Жизненный цикл нововведения(этапы) 1)осознание потребностей и необходимости внедрения нововведения инновации (например, если износ оборудования); 2)поиск соответствующего новшества либо его разработка(начинают исследования иного характера, либо предприятие ищет старых разработчиков); 3)разработка проектирования; 4)внедрение в производство; 5)реализация готовой инновац. продукции. Жизненный цикл продукта - это время с момента первоначального появления продукта на рынке до прекращения его реализации на том же рынке. Жизненный цикл описывается изменением показателей объема продаж и прибыли во времени и состоит из следующих стадий; 1)Разработка продукта; 2)Стадия внедрения и испытания - период медленного роста сбыта по мере выхода товаров на рынок. На данной стадии продукт приносит лишь затраты, а часто и убытки. Очень велики на этой стадии инвестиции в организацию производства и освоение продукта (тем более, если он новый); 3)Стадия развития (роста) - стадия признания товара потребителем. Характеризуется она существенным увеличением объема продаж и возрастания его прибыли. 4)Стадия зрелости - период постепенного замедления темпов прироста продаж в связи с тем, что товар уже воспринят большинством потенциальных покупателей. На этой фазе прибыль достигает своего максимума и начинает снижаться из-за дополнительных расходов по поддержанию конкурентоспособности товаров на рекламу, стимулирование сбыта. 5)Стадия спада - период резкого снижения объема продаж и прибыли. Жизненный цикл организации — совокупность стадий развития, которые проходит фирма за период своего существования: 1) рождение организации: главная цель заключается в выживании; руководство осуществляется одним лицом; основная задача — выход на рынок; 2) детство и юность: главная цель — получение прибыли в ближайшей перспективе и ускоренный рост; стиль руководства жесткий; основная задача — укрепление позиций и захват рынка; задача в области организации труда — планирование прибыли, увеличение заработной платы, предоставление различных льгот персоналу; 3) зрелость: главная цель — систематический сбалансированный рост, формирование индивидуального имиджа; эффект руководства достигается за счёт делегирования полномочий; основная задача — рост по разным направлениям деятельности, завоевание рынка; задача в области организации труда — разделение и кооперация труда, премирование в соответствии с индивидуальными результатами; 4) старение организации: главная цель — сохранение достигнутых результатов; эффект руководства достигается за счет координации действий, основная задача — обеспечить стабильность, свободный режим организации труда, участие и прибылях; 5) возрождение либо исчезновение: главная цель состоит в обеспечении оживления всех функций; рост организации достигается за счет сплоченности персонала, коллективизма; главная задача — омоложение, внедрение инновационного механизма, внедрение научной организации труда и коллективное премирование. Жизненный цикл спроса можно разделить на несколько стадий, для каждой из которых характерны свои соотношения спроса и возможности предложения: 1) зарождение, когда спрос и предложение быстро растут, конкурирующие предприятия стремятся опередить одно другого в развитии технологии для удовлетворения спроса и захватить лидерство; 2) ускорение роста, когда спрос растет, опережая предложение; 3) замедление роста, когда появляются первые признаки насыщения спроса и предложение начинает опережать спрос; 4) прекращение роста, когда насыщение спроса достигнуто и может иметь место затоваривание рынка сбыта излишней продукцией или неполное использование производственных мощностей; 5) затухание, когда имеет место снижение объема спроса (иногда товар совсем не пользуется спросом) вследствие устаревания продукта или уменьшения его потребления. Логические формы инновац.процесса: 1) внутриорганизационный инновац.процесс; 2) межорганизационный инновац.процесс; 3)расширенный процесс воспроизводства инноваций. Внутриорганизационный инновац.процесс предполагает, что все этапы осуществляются одним предприятием. Межорганизационный инновапц.процесс предполагает, что эти этапы инновац.процесса разделены между компаниями, но здесь есть возможность снизить риски. Расширенный процесс воспроизводства инноваций. Происходит нарушение монополий одного производителя инновац.товара, возникает образование конкуренции.Совершенствуются характеристики товара, снижаются цены.Появление альтернативных проиводителей, тех, кто также эту инновацию произвел в своих условиях производства.Возникновение предметной(между стандартами, по цене) или видовой (по видам, характеристикам, и цене)конкуренции. Сфера инновационной деятельности представляет собой систему взаимодействия инноваторов, инвесторов и товаров производителей, конкурентоспособной инновац. продукции, а также инфраструктуру обеспечивающую связь между ними. Ключевыми факторами, определяющими возможности инвестиц. Деятельности являются время и деньги.Время критично в отношении риска, деньги- в отношении производственных фондов.В условиях рынка время и деньги формируют основные элементы сферы инновац.деятельности: 1)рынок новшества; 2)рынок конкуренций и нововведений; 3)рынок инвестиций(капитала). Рынок новшества-продуктом на данном рынке являются результат интеллектульного труда, представленный в форме патента, свидетельства, ноухау, участниками данного рынка являются: а) организации, выполняющие исследования(Вузы, НИИ, лаборатории, НИОКР, индивидульные новаторы, подразделения в организациях спец.) Рынок конкуренций и нововведений предполагает что основными формами участия в данном рынке являются: а)продажа инновац. продукции; б)заключение лицензионных соглашений на использование нововведений других организаций; в)продажа доли в инновац.бизнесе; г) покупка нового оборудования; д)заключение контрактов на выполнение опытно-конструкторских работ. Рынок инвестиций предлагает деньги, ссудный капитал. Инвестиции могут быть государственными, частными и иностранными. Источниками инвестиций (кроме государственных и частных) являются банковские кредиты, а также ссуды, предоставляемые одним предприятием другому. Это могут быть прямые ссуды либо косвенные — приобретение акций или вложение средств для участия в прибылях. Присутствуют разные основы предоставления инвестиций: на возмездной основе и на безвозмездной. Инвестиц.средства за счет займа можно привлекать. 3й вариант когда идут в проект деньги государства.. Sofp.ru –структура поддержки предпринимательства. Организация, занимающаяся активной поддержкой инноваций(если это ИП, есть регистрация в РФ, возраст нужный тогда до 300 тыс.на бизнесидею дадут, до 500 т.р. дадут если это инновац.проект).Венчурныефонды, венчурное финансирование-вложение средств в рискованные инновац.проекты. Если это негосуд.фонд, то не на безвозмездной основе, а на условиях каких-то.Есть и госуд.программы, Федер. фонд поддержки предпринимат.от 4 до 12 млн. рублей на инновац. проект можно получить.+гос.поддержки, что деньги эти возвращать не нужно, лишь контролируют как исх использовать.Участниками рынка инвестиций являются: банки, инвестиц. Фонды, крупные корпорации(если заинтересованы они и есть фин.средства), частные инвесторы(для менее капиталоемких проектов), гос.структуры(фонд поддержки предпринимательства в Свердл.обл.)На возмездной основе инвестиции могут быть предоставлены с помощью кредита, лизинга, факторинга, схема прямых инвестиций(инвестор участвует в доле дохода), вексельная схема, инвестиционный займ. На безвозмездной основе-с помощью целевых федеральных программ финансирования инновац.проектов.   134 Гос фин помощь несостоятельным организациям: механизм, результативность Происход. за счет резервного фонда РФ. Сформирован 1 фев. 2008 г, после разделения Стаб. фонда на резервный фонд и Фонд нац.благосостояния Рос. На 1 марта 2009 г. сумма резервного фонда сост. почти 5 трлн.руб. Резервный фонд формируется за счет нефтегазовых дох. Фед. бюджета – 40$ в ф.б., разница – в фонд.1/3 часть рез.фонда – гос.помощь, кот. осущ-ся только малым п/п, кот-е заним-ся производственным предпринимат-вом (с/х). Гос-во выполачив. % по кредитам таких п/п. Под гос. или муниц. помощью понимается предоставление фед. органами исполн. власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, кот. обеспечивает отдельным хоз. субъектам по сравнению с др. участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деят-ти на соотв-щем тов. рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к инф-ции в приоритетном порядке. Гос. и муниц. помощь, оказываемая коммерч. организациям, может способствовать решению многих соц. задач: в целях проведения фундаментальных научных исследований и защиты окр. среды, развития культуры и сохранения культурного наследия, пр-ва с\х продукции, поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деят-ти и соц. обслуживания населения, соц. поддержки безработных граждан и содействия занятости населения. Гос-во решило не только давать банкам деньги, но и указывать, на что их потратить. ЦБ дал рекомендации коммерч. банкам, а правительство подписало директивы по кредитованию некот-х отраслей в приоритетном порядке. Одна из основных задач комиссии - обеспечение сохранности выделенных гос. средств поддержки, их целевого использования и доведения до конечных получателей. Более сотни банков получили фин. помощь от гос-ва в виде субординированных кредитов, беззалоговых кредитов, а также размещенных на их счетах бюдж-х средств. Объем господдержки исчисляется уже триллионами рублей. Порядок предоставл. гос. помощи: 1. предоставл.с предварит. согласия в письм. форме антимон.органа, за исключ. случаев, если помощь предоставляется: в соответствии с ФЗ; с з-ом субъекта РФ о бюджете на соответствующий фин. год; за счет резервного фонда органа исполнительной власти субъекта РФ; за счет резервного фонда органа местного самоуправления.2. Фед. орган исполнит. власти, орган исполнит. власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, имеющие намерение предоставить помощь, направляют в антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на предоставление такой помощи. 3. Правит. РФ м.б. установлен доп. перечень док-ов, к-ые представляются в антимонопольный орган одновременно с ходатайством о даче согласия на предоставление помощи.4. Антимонопольный орган рассматривает представленные ходатайство и док-ты и принимает по такому ходатайству решение в срок, не превышающий 2 месяцев со дня получения ходатайства и документов.5. Антимонопольный орган по результатам рассмотрения ходатайства о даче согласия на предоставление помощи принимает следующее решение: 1) удовлетворить ходатайство, 2) продлить срок рассмотрения ходатайства, если предоставление такой помощи может привести к устранению или недопущению конкуренции, Срок рассмотрения ходатайства может быть продлен не более чем на 2 месяца. 3) отказать в удовлетворении ходатайства, если помощь не соответствует целям, указанным в ФЗ; 4) удовлетворить ходатайство и ввести ограничения в отношении предоставления помощи. Такое решение принимается для обеспечения соответствия помощи целям, указанным в ФЗ, и уменьшения ее негативного влияния на конкуренциюПоследствия нарушения требований настоящего ФЗ при предоставлении и использовании помощи.1. Если акты о предоставлении помощи не были предварительно представлены в антимонопольный орган, такие акты м.б. признаны судом недействительными полностью или частично. 2. Акты о предоставлении помощи соответственно за счет средств резервных фондов органов исполнительной власти субъектов РФ, резервных фондов органов местного самоуправления могут быть признаны судом недействительными в части предоставления помощи (в том числе по иску антимонопольного органа), если исполнение этих актов приведет или может привести к недопущению или устранению конкуренции. 3. Если при осуществлении контроля за использованием помощи антимонопольный орган установит несоответствие ее использования заявленным в ходатайстве целям, он выдает органам предоставившим такую помощь, предписание о принятии мер по возврату имущества.     94.Инновационные проекты: признаки, классификация, система отбора Признаки инновац.проекта: 1)признак изменений- в результате осуществления инноваций происходит изменения системы(как изменения связанные с качественными характеристиками: улучшение функций выполняемых товаром); 2)признак ограничений во времени цели –цель, поставленная руководителю внешнего проекта по его окончание внутренним или внешним заказчиком должна быть достигнута; 3)признак, относящегося к проекту бюджета-любой проект имеет свой бюджет(детализирован по статьям, или устанавливаются лишь рамки бюджета); 4)признак ограниченности ресурсов- ресурсы ограничены в рамках инновац.проекта; 5)признак комплексности- учёт всех факторов прямо или косвенно влияющих на реализацию проектов(внешних-конкуренции и внутренних-организация производства всего); 6)признак правового и организац. обеспечения- мы рассматриваем все правовые аспекты деят-сти, возникает необходимость увязки их интересов, предполагает оформление взаимодействия между участниками проекта в рамках гражданского права(договор лизинга, договор куплепродажи); формирование организац.структуры управления инновац.проектом.7)признак новизны-новизна бывает: абсолютной(не имеет аналогов) и относительной(к каком-то определенном отношении); 8)признак разграничения- ориентируется на организационную структуру, но в другом аспекте; структура управления по проекту-в рамках нее формируется структурное подразделение из сотрудников, работающих на предприятии, они подчиняются руководителю проекта, обязанности в рамках проекта выполняют. Инновационный проект должен быть отделен от других видов деятельности и проектов фирмы с ним несвязанных.Если все эти признаки связать вместе, то можно сделать вывод:, что: ин.проект можно представить несколькими направлениями: 1)как система(своя структура есть, цель своя, выполняется ряд действий); 2)ин.проект как процесс; 3)ин.проект как комплект документаций (тот же самый бизнесплан).На основе данных признаков можно сформулировать след.определение ин.проекта: Ин.проект-это система целевого управления, включающая комплекс мероприятий производственного, технического, коммерческого характера, увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям, оформленных комплектом проектной документации и приводящим к реализации инноваций.Классификация инновационных проектов: 1)по срокам: -краткосрочные(до 3л.), -среднесрочные(до 5), -долгосрочные(свыше5); 2)по сферам реализации: -научно-технические, -производственные, -социальные, -экономические, -смешанные; 3)по классу проета: а)монопроект(моно-один), т.е. это отдельный проект различного типа, вида и масштаба, не предполагает многопроектности, строительство жилого дома или ТЦ например; б)мультипроект-совокупность нескольких монопроектов, объединенных общей идеей, реализация которых требует много проектного управления, например, строительство жилого комплекса включает несколько домов и инфраструктуру, часть работ параллельно, руководитлели по отдельным проектам есть, и общий руководитель есть, сдать надо в один срок всё; в)мегапроет-включает в себя направления целевых программ развития городов, регионов, отраслей. Комплекс моно и мультипроектов. Инновац.проект имеет 2 значимых параметра(особенность): 1)время; 2)деньги.Для ин.проекта специфика в чем признак новизны, коммерч. успешность, всё то чем отличается от других.Вопрос ценообразования- трудно определить цену, назвать её(если абсолютно новый ин.проект).Инновац.товары стоят дороже.Производители получают возможность по высокой цене их продавать, а покупатель качественно удовлетворит свои потребности, но заплатит за это больше.Риск инвестора и заключение соглашения, долевое участие, проценты соотнош.как распределить результаты инновац.деятельности между участниками (создателем и т.д.).Оценка интеллект.й собств.Базовые критерии для отбора инновац.прооектов и способы их применения.1гр.на соответствие инновац.проекта отвечать как по времени вписывается, по существующему уровню развития, соответствовал ли миссии; 2гр. Рыночные(о коммерч. Успешности товара); 3гр. Финансовые(стартовые затраты, себестоимость, фондоотдача, финн.прибыль). Фондоотдача(ФО) = Q/ ОФ, где где Q – стоимость произведенной продукции, ОФ – среднегодовая стоимость основных фондов.Фондоемкость (Фе) = ОФ / Q=/ ФО. Фондовооруженность( Фв)определяется отношением средней годовой стоимости основных фондов к средней численности рабочих, занятых в наиболее заполненной смене; 4гр. Производственные критерии(закупка товаров, сырья); 5гр. Экологические(чтоб не портили окруж.среду; 6гр. Правовые(действ.законадательству чтоб отвечали).Задача –выявить насколько проект соответствует критериям.Отбор-бальная рейтинговая оценка, все критерии в каждой группе, смотрим сколько вес на балл какой эксперт поставил.Основные источники инвестирования и финансирования ин.проектов: Возмездное участие.Долевое участие(вейчуры-рисковый капитал финансируют).Финансовая господдержка.Организационные формы. Столково-ориентация на бизнессообщество.Основная функция госорганов в ин.сфере: нормативно-правовое регулирование, чтоб мотивы для осуществления инновац.деятельности у бизнеса были.Поддержка фундаментальных исследований.Формы господдержки: 1)финансовые(передача инвестиций), 2)информационные(обучение предпринимателей, правовое оказание в регистрации помощи, защита объектов). Корректировка налоговых льгот. В России на сегодняшний день льготы не уменьшают.Приоритеты в инвестировании: науки и земле и человеке, освоение космоса, военные отрасли, медицина, биотехнологии, нанотехнологии. Инструменты: наукограды, технопарки, информационные центры. В России только система регистрации объектов интеллект. Собственности(Фобс), помогают выдать документы, патенты только предоставляют, действуют они только в той стране где выдали.В Америке –предоставляют льготыпо стартапам, налоговые льготы уменьшают, научно исследовательские расходы финансируют в разы больше чем в России.Япония отпадает от резких инноваций, там философия постепенного усовершенствования, приводящая к качеству.Китай- за счет дешевых ресурсов копирует новинки, имитирует дорогостоящие инновации.никаких санкций им не дают за это.Надо в России: систему поддержки экспорта, гибкую систему для привлечения инвесторов отечественных и зарубежных, надо создавать конкурентные условия для компаний на рынке.     97.Риски в инновационной деятельности Соотношение понятий «неопределенность» и «риск»инновационного проекта. Корабль плывёт по морю-это неопределенность.Корабль попал в шторм-это риск.Неопределенность –это когда нет представления о событии.Риск-вероятность потерь(она не может быть равно 0).Риск-вероятность наступления потерь для организации в результате осуществления предприятием деятельности.Существование рисков в инновац.деятельности обусловлено неопределенностью, связанной со следующими факторами: 1)неполнота информации об организации; 2)случайность(одно и тоже событие может завершитьтся разным исходом; 3)противодействие(действие конкурентов, форс-мажорные обстоятельства). Виды рисков: 1)Производственный риск -выражен в невыполнении требований заказчика по условиям контракта.Факторы риска-поломка оборудования, износ оборудования, некачественное обслуживание низкий профессионализм персонала, низкое качество сырья.Формы проявления-невыполнение заказа в срок, низкое качество, недостаточные объемы.2)Коммерческий риск-связан с торгово-закупочной деятельностью фирмы(прибыль, выручка).Факторы риска-изменение рыночных цен(рост закупочных цен на сырье, снижение цен на готовую продукцию), изменение рыночной конъюктуры(меняется объем спроса и предложения), неправильная маркетинговая стратегия, недооценка конкурентов.Формы проявления-снижение объемов выручки, сокращение чистой прибыли и рост издержек.3)Финансовый риск-связан с финансовой деятельностью организации и состоит из: кредитного риска, риска банкротства, инфляционного риска, риска прямых финансовых потерь, валютного риска, риска упущенной выгоды, процентного риска.Основные факторы риска-плохоналаженный финансовый контроль, наличие некредитоспособных должников, наличие неликвидных активов. Формы проявления-ухудшение финансовых показателей 4)Политический или страновый-связан с деятельностью государства и политической ситуацией в стране. 5)Риски форсмажорных обстоятельств-возникают из-за стихийных бедствий, приводят к потерям. Методы сокращения рисков: 1)страхование; 2)диверсификация; 3)Трансферт рисков.В трансферте рисков(их передача на основе заключения контрактов)участвуют 2 стороны: 1)принимающая (трансфери) и передающая(трансферт).Причины, по которым передача риска выгодна для обеих сторон: 1)потери, которые могут наступить для инновац. фирмы слишком велики; 2)трансфери находится в лучшей позиции по сокращению рисков и управления ими. Типы контрактов, по которым происходит передача рисков: 1)строительный; 2)договор аренды или лизинг; 3)договор на перевозку, хранение, базисные условия поставки; 4)договор снабжения и обслуживания; 5)договор факторинга; 6)биржевые сделки. Следует учитывать ряд условий при трансферте риска: 1)передача риска по контрактным условиям должна быть четкой и недвухсмысленной; 2)риск должен передаваться по цене одинаково привлекательной как для трансфера так и для трансфери; трансфери должен находится в лучшей позиции по снижению риска и компенсации потерь, оценивать передачу риска необходимо исходя из принципа эффективности, т.е. до заключения контракта необходимо сопоставить цены контракта(передачи рисков) и потерь от наступления рисков.Нередко реализация инноваций сталкивается с сопротивлением. Это является своеобразной формой организац.поведения, обусловленной рядом причин: 1)экономические(боязнь потерять доход); 2)организационные(изменение сложившихся связей, функциональные изменения, опасение за будущую карьеру); 3)социальные(несовпадение ролей новаторов, тех кто придумывает новшество и инноваторов, тех, кто реализует его); личные(возраст, опыт, личностные качества); 5)кадровые(боязнь оказаться некомпетентным в новых условиях).Преодоление причин сопротивления на формировании предпосылок, способствующих преодолению, основывается. Предпосылки: 1)идеалогические, 2)организационные; 3)информационные; 4)кадровые. Идеалогические: формирование в представлении персонала понимания того, что изменение-признак нормального развития организации; формирование системы разделяемых принципов, на основе которых происходит принятие и реализация управленческих решений; формирование благоприятного морального климата в коллективе; признание уникальности каждого сотрудника.Организационные: административно-регламентирующие методы, разработка стратегии и постановка целей, четкое формулирование обязанностей и подразделения места, формирование действенной системы мотиваций(заинтересованность в развитии, улучшение жилищных условий, социальный пакет, бесплатные обеды, карта в фитнесцентр, з/пл+соцпакет).Информационные: создание системы информирования, обеспечивающей своевременное поступление сведений и обратную связь.Кадровые: своевременное обучениеи развитие персонала, гарантия занятости.Методы преодолжения сопротивления персоналом: 1)образование и передача информации; 2)врвлечение подчиненных в процесс принятия и реализации инновац. ресурсов; 3)поддержка; 4)переговоры; 5)кооптация; 6)маневрирование; 7)принуждение.Временной фактор: чем дольше период окупаемости-тем больше риски.Количественные методы оценки риска в инновац.проекте-это индивидуальная оценка риска проекта и оценка суммы рисков всего проекта.Качественные: это экспертные оценки метод сценариев(возможные факторы влияют на результат).Основные ограничения использования этих методов: если проект сможет технически нужно использовать не только качественные(как повлияет), но и количественные(у каждого риска отдельно и вместе).Долевое участие инвестора. Целесообразно суммарно оценивать риск, чтобы инвестору за риск заплатить.     95. Инновационная стратегия организации Центр.задачей стратегического этапа процесса управления является выбор и реализация инновационной стратегии, наиболее адекватной состоянию внешней и внутренней среды, фирменным вoзмoжнocтям и типу обновления. Стратегический этап реализации инновац.стратегии основан на точном анализе и прогнозе ситуации, альтернативном выборе на основе данных анализа наиболее соответствующего вида стратегии с последующим управлением реализацией этой стратегии. Целью в инновационном менеджменте является желаемый результат состояния системы, представленный инновацией, реализуемой в заданные сроки в условиях ограниченных ресурсов.Задачи инновац.менеджмента: 1)разработка концепции инновац.деятельности; 2)разработка инновац.программ и определение приоритетов инновац.деятельности; 3)разработка организац.структуры управления инновац.деятельсмтью; 4)определение ресурсов и проищзводственных мощностей, необходимых для осуществления инновац. деятельности; 5)учет прогрессивных тенденций научно технического прогресса, опыта конкурентов и меняющихся потребностей рынка. Функции инновацменеджмента: 1)планирование инноваций-представляет собой постановку целей(цель-инновация)инновац.деятельности и определение ресурсов необходимых для осуществления инновац.процесса; 2)Организацияинноваций-предполагает формирование структуры управления, формирование системы подразделений, осуществляющих иннов.деятельность и установление функциональных связей между ними; 3)Контроль инноваций-завершает управленческий цикл инновац.менеджмента, он включает сбор результатов инновац. деятельности, сбор отклонений и разработку мероприятий, направленных на устранение отклонений. Условно организационные стратегии могут быть разделены надве группы: а)стратегии функц-ния; б)стратегии развития.Стратегии функц. связаны с поведением организации на рынке: лидерства в низких издержках, дифференциации, и фокусирования.стратегия развития в качестве объекта имеет ее потенциал и конкурентные преимущества (4 вида этой стратегии: роста, умеренного роста, сокращения и комбинированной) Инновационная стратегия является стратегией функциональной. Она определяет основные направления и приоритеты разработки инноваций.Можно выделить следующие факторы, влияющие на разработку и формирование инновац.стратегии: 1)миссия-определяет назначение организации, показывает её уникальность, динамика потребительских предпочтений приводит к необходимости пересмотра миссии, а это приводит к корректировке инновац. стратегий; 2)Характер конкуренции-в условиях предметной конкуренции фирмы ориентируются преимущественно на технологические инновации, что позволяет им в условиях больших объемов выпуска окупать вложения и снижать издержки производства.В условиях видовой конкуренции фирмы ориентируются на инновации в сфере технологий и на совершенствование функциональных возможностей товара.В словиях функциональной конкуренции фирмы удовлетворяют одну и ту же потребность с помощью различных товаров.В данном случае их инновации ориентируются на освоение выпуска новых для рынка товаров; 3)новые технологии.они могут стимулировать даже развитие новых рынков; 4)Новые либо изменившиеся запросы потребителей(запросы потребителей-один из лучших источников(стимулов) к появлению инноваций; 5)Изменение правительственного(государственного)регулирования; 6)Наличие компонентов сырья.отсутствие какого-то сырья затормаживает производство и фирма вынуждена разрабатывать инновацию, менять компоненты сырья и даже иногда вынуждена менять технологии; 7)характер выпускаемой продукции(чем короче ЖЦ, тем должна быть эффективней в инвестировании), чем быстрее устаревает тем выше инвестирование; 8)наличие у организации ресурсов, необходимых для осуществления инноваций. Виды инновационных стратегий: 1)Наступательная инновац. стратегия; 2)лицензионная инн. стратегия; 3)защитная иннн.стратегия; 4)промежуточная иннов.стратегия Наступ. инновац. стратегия - ориентируемся на самостоятельную разработку инноваций=> растут риски, увеличиваются сроки окупаемости.Эти компании являются лидерами рынка, которые хотят поддержать конкурентоспособность.Это самостоятельная разработка стратегии(инновации), на которую фирма выделяет деньги.Разновидности наступ.стратегии: а)снижение издержек(используя неё фирма внедряет технологич.инновации, направленные на уменьшение издержек, чтобы быть более конкурентоспособной.Условие применение-большой объем выпуска продукцийб)стратегия ориентации на конкретный сегмент рынка.Создание уникального по цене или качественным характеристикам предложения товара ориентированного на определенный сегмент рынка.Условие-наличие достаточного сегмента(спроса) рынкав)стратегия освоения новых рынков и выпуска новых товаров.Рискованный вариант реализации стратегии.Лиценз. стратегияиспользуется, когда предприятие осно­вывает свою деятельность в области НИОКР на приобретении иссле­довательских лицензий на результаты исследований и разработок научно-технических или других организаций. При этом приобретаются как незаконченные, так и завершенные разработки с целью их даль­нейшего развития и использования в процессе осуществления собственных НИОКР. В результате предприятие получает собственные результаты в гораздо более короткие сроки и зачастую с меньшими затратами. Участники 2 стороны: 1)Фирма, разработавщая новшество; 2)Фирма, покупающая новшество.Уровень рисков снижен, потенциальный выйгрыш меньше, т.к. товар не является эксклюзивным, так и соблюсти соглашение надо, будем производить в конкурирующих условиях.Стратегия выгодна крупной фирме, нетребующей время на исследование+мелкие инновац. предприятия которые сами не могут.Альтернативный вариант лиценз.соглашения: приобретаем фирму с её активами. Либо покупка фирмы целикеом посредством слияния или поглощения, но это ресурсоёмко.Защитная инн. стратегия.-направлена на защиту имеющихся у фирмы позиций.Риск гораздо ниже, так как знаем мнение потребителей, улучшаем характеристики, повышается спрос.Ориентируемся на рынок в целом, т.к. товар массового потребления.Используются средними компаниями, занимающими прочное, но не лидирующее положение на рынке и стремящимися сохранить свои рыночные позитиции.Такие фирмы осуществляют модернизацию товара(своего) прошедших успешную оправацию на рынке.Промежуточная инн. стратегия-используется компаниями, стремящимися уклониться от прямой конкуренции с лидерами рынка в производстве стандартной продукции.Свою более дорогую продукцию но качественную эти небольшие фирмы ориентируют на тех потребителей, которых не устраивают стандартные товары.Возникает ситуация когда маленький масштаб производства(индивидуальный заказ) превращается в достоинство. Оценка инновационного потенциала основана на следующих положениях: 1)Обобщающая оценка инновационного потенциала является комплексной и многоуровневой; 2)Оценка инновационного потенциала не сводится к одному абсолютному показателю и основана на сопоставлении комплекса показателей организации с соответствующими характеристиками инновационного потенциала предприятия-лидера, основных конкурентов или со средними по отрасли и т.д. Методика оценки инновационного потенциала основана на выделении инновационной составляющей во всех сферах деятельности организации, т.е. оценка проводится как непосредственно подразделений НИОКР, так и производственной сферы, маркетинга, финансовой деятельности и т.д.Выделяются следующие блоки оценочных показателей: продуктовый; функциональный; ресурсный; управленческий; организационный. Важную роль играет при разработке стратегии оценка внешней среды организации для инновационных целей, которую называют «инновационным климатом», характеризует сложившиеся за определенный период времени условия в окружении фирмы, влияющие на эффективность осуществления его научно-технической деятельности.   96.Государственное регулирование инновац.деятельности Инновац. деят. -одна из перспективных сфер экономики и видов предпринимательской деятельности, поскольку она связана с высокими технологиями, способными давать значительный экономический эффект. Вместе с тем она —один из самых рисковых видов предпринимательской деятельности и основывается на рисковых начинаниях. Этим обстоятельством и предо­пределяется роль госуд. регулирования в данной сфере, глав­ная цель которого должна состоять в том, чтобы заинтересовать субъек­тов предпринимательской деятельности заниматься инновационной де­ятельностью, а также, по возможности, снизить фактор рисков.Отсюда вытекает, что основными формами государственного регулирования ин­нов.деят. должны быть экономические и правовые меры воздействия, а также государственная поддержка и защита субъектов та­кой деятельности. Закон об инновационной деятельности в нашей стране отсутству­ет.Принят ряд законов, устанавливающих правовой режим объектов ин­теллектуальной собственности. Имеется множество подзаконных актов, в той или иной мере затрагивающих регулирование инновационной де­ятельности. Понятия «инновация», «инновационная деятельность» в за­конах не определяются.В Концепции инновационной политики РФ на 1998—2000 годы, под инновац.деят. понимался про­цесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достиже­ний в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рын­ке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, ис­пользуемый в практической деятельности, а также связанные с этим до­полнительные научные исследования и разработки; инновация (нововведение) — это конечный резуль­тат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде ново­го или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. В последнее время речь идет о создании в России инновационной сис­темы, состоящей из многих элементов, таких как технопарки (где авторы перспективных проектов могут доводить их до стадии нового продукта), фонды (где можно получить стартовый кредит), страховые фонды, цент­ры трансфера технологий (где отбирают и оценивают проекты) и т.д. Но все-таки прежде всего необходимо принять закон об инновационной де­ятельности, в котором, в частности, следует определить меры государс­твенного воздействия в данной сфере. Основные понятия и механизмы правового регулирования инновационной деятельности должны получить свое закрепление в предпринимательском (хозяйственном) кодексе.Президент РФ 3 января 2000 г. отклонил принятый Государственной Думой ФС РФ и одобренный Советом Федерации ФС РФ проект феде­рального закона «Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике». В письме Президента РФ справедливо отме­чалось, что многие положения данного закона носят декларативный ха­рактер и не имеют правового содержания. Закон, отклоненный Президентом РФ, не определял вообще понятия «инновация», а под инновационной деятельностью в нем понималось вы­полнение работ и (или) оказание услуг по созданию, освоению в произ­водстве и (или) практическому применению новой или усовершенство­ванной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса. Такое понятие является явно неудачным и не отражает суще­ства инновационной деятельности. Представляется, что использование нововведения, направленность на реализацию нововведения как резуль­тата законченных научных исследований и разработок с целью получе­ния прибыли — это ключевые элементы понятия «инновационная де­ятельность». Реализация инновации — конечный результат инновацион­ной деятельности.Определенная роль в государственном регулировании инновационной деятельности принадлежит Закону об особых экономических зонах, в ко­тором помимо промышленно-производственных особых экономических зон предусмотрено создание технико-внедренческих особых экономичес­ких зон. Разработка единой государственной политики и нормативно-право­вое регулирование в сфере создания и функционирования особых эконо­мических зон возложены на Минэкономразвития России. Для осущест­вления управления такими зонами образовано Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами. Основной правовой формой государственного регулирования являются правовые акты. Это многочисленные нормативно-правовые акты, регулирующие порядок создания и внедрения инноваций, а также иные акты, нацеленные на создание рыночной инновационной инфраструктуры.К основным направлениям государственного регулирования данного вида предпринимательской деятельности относятся следующие: 1)Создание специальных структур, проводящих политику в данной сфере. Это, например, Российское агентство по патентам и товарным знакам, Министерство науки и технологий РФ. 2)Создание специальных фондов, образуемых за счет налоговых отчислений и бюджетных ассигнований. Можно назвать Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд. 3)Разработка, реализация, финансирование целевых инновационных программ. Например, Федеральная целевая научно-техническая программа " Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения (1996-2000 годы)". 4)Финансирование на возвратной основе, инвестирование бюджетных средств в инновационные проекты, прошедшие конкурсный отбор, через Федеральный фонд производственных инноваций, Российский фонд технологического развития. 5)Установление правил учета, оценки инноваций. Так, п. 55-57 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ определены правила учета и погашения стоимости нематериальных активов организации. 6)Определение порядка ускоренной амортизации отдельных видов имущества. Ускоренная амортизация является способом быстрого накопления амортизационных начислений, повышения возможности списания устаревшего оборудования и замены его новым, что стимулирует вложение средств в инновации. 7)Проведение налоговой политики, направленной на создание благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности. Данное направление стимулирования инновационной деятельности касается как определения налогооблагаемой базы, так и предоставления льгот при уплате налогов. Так, в соответствии со ст. 262 НК РФ в расходы организаций, связанные с производством и реализацией, разрешено включать расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности расходы на изобретательство. Указанные расходы признаются для целей налогообложения после завершения этих исследований или разработок и подписания сторонами акта сдачи-приемки. Они равномерно включаются в состав прочих расходов в течение трех лет при условии использования указанных исследований и разработок в производстве и (или) при реализации товаров (работ, услуг). Расходы на исследования, не давшие положительного результата, подлежат включению в состав расходов равномерно в течение трех лет в размере, не превышающем 70 процентов фактически осуществленных расходов. 8)Страхование финансовых рисков с постепенным расширением перечня страховых рисков, с включением в него технических и других рисков, связанных с реализацией инновационных проектов. 9)Информа
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Закономерности и принципы воспитания. | Типы философского мировоззрении.
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал