Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Типы философского мировоззрении.Стр 1 из 7Следующая ⇒
Понятие мировоззрения, его структура и функции. Исторические типы мировоззрения. Три основных объекта познания: 1)мир, 2) человек, 3) взаимодействие мира и человека. То или иное представление об этих объектах является мировоззрением. Мировоззрение- это обобщенное знание, система суждений о мире, человеке и их взаимодействии. Широкий смысл – все взгляды, узкий – предметный (в пределах мифологии, религии, науки и т.д.). Термин «мировоззрение» якобы появился в XVIII веке, популярен с XIX века. Черты мировоззрения: активное знание (позиция-действие), целостность, всеобщность (подразумевается наличие того или иного мировоззрения у каждого человека).Структура мировоззрения – элементы и связи между ними. Уровни структуры мировоззрения: 1) обыденно-практический («мироощущение», «эмоционально окрашенное видение мира», «повседневное мировоззрение» каждого человека); 2) рационально-теоретический («миропонимание», «интеллектуальное мировоззрение», содержит понятия, категории, теории, концепции). В структуру мировоззрения входят обыйдено - жизненные представления оценок, а также оно может быть выражено в форме глубоко продуманных убеждений, идеалов, научно-обоснованных понятий, концепций. Функции мировоззрения: 1) аксиологическая (ценностная) и 2) ориентационная.
Философия как феномен культуры. Предмет философии. Философия - достаточно поздняя форма мировоззрения. Она появляется в момент разложения родового строя, перехода к классовому обществу и государственной форме правленияВ переводе с греческого философия обозначает любовь к мудрости. Философия охватывает всю совокупность знаний. Философия- эта наука о всеобщих законах и принципах развития природы, общества, познания и мышления. Предмет: всеобщие законы и принципы развития. Объект: природа, общество, познание и мышление. Разделы философского знания: 1) Онтология – теория бытия, раздел философии, посвящённый изучению, всеобщих законов и принципов развития объективного мира, природы; 2) Философия общества (философия истории, философская социология, антропология, аксиология, этик, эстетика и др.) – раздел философии, связанный с познанием всеобщих законов и принципов познания человеком окружающего мира; 3) Гносеология – теория познания, раздел философии, посвящённый изучению всеобщих законов и принципов познания человеком окружающего мира; 4) Логика – раздел философии, связанный с познанием всеобщих законов и принципов мышления. Типы философского мировоззрении. Исторические типы мировоззрения: 1)мифологическое. Что обозначает о деяниях Богов и героев. Основные сюжеты: -миф о возникновении мира из хаоса, мифы о конце мира, мифы о культурных достижений людей(добывание огня). Признаки мифа: - эмоционально - образное, художественное понимание мира; -антропоморфизмы(древний человек стремился наделить мир человеческими качествами); 2) религиозное (монотеизм): психологическая структура (чувства и действия людей, ритуалы) + идеологическая структура (догматы, писания): мир удвоен (имеются в виду, прежде всего, христианские посю- и потусторонний миры), Бог духовен, Он творец вне мира, Священное Писание ‑ источник знаний, иерархия по нисходящей от Бога; 3) философское (свободный интеллектуальный поиск истины): осмысление предельных оснований бытия и мышления, обоснование ценностей, стремление к целостности, логическая аргументация), опора на разум. Основной вопрос Ф. – вопрос об отношении духа к природе, сознания к материи, мышления к бытию. Признание материального и идеального как предельных оснований бытия мира и человека с неизбежностью привело к решению вопроса о том, что же является первичным – материя или сознание. Постановка и решение этого вопроса составили первую сторону основного вопроса Ф. – онтологическую. В зависимости от того, как философы отвечали на этот вопрос, они разделились на материалистов и идеалистов. Материализм исходит из того, что мир по природе своей материален, извечен, несотворен, бесконечен во времени и пространстве, материя – первична; что сознание является продуктом, свойством высокоорганизованной материи – мозга, сознание – вторично. М. в своем развитии прошел ряд существенных этапов: от наивного в древности, через механистический и метафизический к высшей форме – диалектическому материализму. Ленин: “Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них”. Это определение содержит ответ на основной вопрос философии. Идеализм исходит из первичности духа, сознания, мышления и вторичности природы, материи, бытия. Объективный И. Исходит из того, что над миром господствует духовнге начало, мировой разум, который изначально дан как самостоятельная сущность, а затем, перевоплощаясь в материальные предметы и процессы, обусловливает их реальное существование. С точки зрения субъективного И., объективный мир, независимый от человека, не существует, он есть не что иное, как порождение субъективных познавательных способностей человека, его ощущений, восприятия. Основополагающая идея субъективного идеализма – вещи суть комплексы ощущений и существовать, быть – значит быть воспринимаемым органами чувств человека. Есть еще дуализм, признающий дух и природу, сознание и материю, мышление и бытие двумя самостоятельными началами. Вторая сторона основного вопроса Ф. – гносеологический аспект – вопрос о том, как относятся наши мысли об окружающем мире к самому окружающему миру, как соотносится содержание нашего сознания и объективная действительность. Метриализм: сознание производно от объективно существующей материи, человек способен познать мир, наши знания соответствуют материальным объектам. Объективный идеализм: также считает, что мир познаваем, исходя из того, что в действительном мире мы познаем то содержание, которое является реальным воплощением идеального начала и основания мира. Агностицизм: человек не может иметь достоверных знаний, поскольку реальный мир для него – всего лишь мир его ощущений. Мир принципиально непознаваем.
|