Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классический этап в древнегреческой философии (Платон, Аристотель).






Основное противопоставление понятий, присущее древнегреческой философии: Космос (гармоничное) – Хаос (беспорядочное). В гармонии слиты прекрасное, справедливое и истинное. Особенности: онтологизм (все учения ‑ интерпретации мира в целом), рациональность, разнообразие школ и подходов. Три основных этапа: ранняя (доскоратики: милетцы, элейцы и атомисты) VI-V в. до н.э., античная (классики: софисты, Сократ, Платон, Аристотель) V-IV в. до н.э., эллинистическая (стоики, эпикурейцы, скептики) IV-I в. до н.э.В основе философии Платона – противопоставление чувственно воспринимаемого и бестелесного миров, мира вещей и мира идей. Ещё существует материя - лишённый качеств субстрат, из которого могут быть образованы любые тела. Мир идей – активное начало, материя – пассивное; мир чувственно воспринимаемых вещей – детище обоих. Платон вводит ещё один фактор – мировую душу, которая связывает мир идей и мир вещей, правит ими. Есть Бог, который с помощью мировой души создал космос как вещественный мир. В чел. есть тело и душа. Душа состоит из 3 частей: разумная, страстная и вожделительная. В гносеологии Платон различает чувственность, «правильное мнение» и знание. Он считал, что знание основывается на общих понятиях. Источником истинного знания явл. воспоминания чел. душой того, что она знала до вселения в телесную оболочку. Важное место у Платона занимали его взгляда на общество и государство. Он говорил об исторических формах государства (тимократии, олигархии, демократии и тирании) как о дурных формах политического устройства. В государстве должно быть 3 класса граждан: правители, войны, трудящиеся. Основные принципы идеального государства: - справедливость. Аристотель предложил классификацию наук: - теоретические (философия, физ., матем.); - практические(этика, экономика, политика); - творческую (эстетика). А логика представляет собой необходимую подготовку ко всем наукам. Аристотель критикует концепцию Платона: нельзя представить общее без отдельного. Он говорит о 10 категориях: сущность, качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание. Центральная категория – сущность. Существование каждой вещи причинно обусловлено.Аристотель указывает на 4 вида причин: 1)материальная; 2) формальная; 3) движущая; 4) целевая. В философии Аристотеля присутствует Бог. В натурфилософии Аристотель принимает понятие потенциальной бесконечности. В гносеологии он исходит из концепции отражения. Познание идёт от чувственного восприятия отдельных предметов к познанию общих свойств, причин. В политических взглядов Аристотель исходит из того, что чел. по своей сути существо общественное. Это приводит к образованию семьи, селения и государства. Он подразделяет государство на: -правильные (монархия, аристократия, полития); - неправильные (тирания, олигархия, демократия)

7 Истоки и идейные основы средневековой философии. Реализм и номинализм. Проблема вера и разума (Фома Аквинский).

Возникло феод. общество (крепостное право).Знач. роль играло духовенство. Монастыри были и крепостями и центрами земледелия и очагами просвещения и культуры. Церковь стала хранительницей письменности и образованности в Европе. В условиях жесткого диктата церкви и гос власти ф. была объявлена служанкой богословия. Эта фил. получила название " схоластики".
Схоластика. Гл. направление в разв ф. среднев. Она преподав в школах и университетах. 3 периода: 1.ранняя схол.(9-12в) 2.период зрелости(13в) 3.упадок (14-15в) Центр. вопрос - о отношении знания к вере. Считалось, что истина уже дана в библ. текстах и необходимо правильно истолковать их. У истоков стоял Боэцкий. Он предложил систему обучения, включавшую 2 группы наук: -тривиум, в который ыходили грамматика, риторика и диалектика (логика), и квадривиум, в котором были элементы арифметики, геометрии, акустики (музыки) и астрономии. Одной из важных проблем схоластики – проблема универсалий, соотношения общего и отдельного. В ранней схоластике сформировались 2 противоположных направления – реализм и номинализм. Сторонники реализма утверждали, что универсалии(всеобщее) явл. духовными сущностями и существуют реально.Реализм исходил из того, что реально существует только общее, а индивидуальное реально не существует. Приверженцы номинализма утверждали, что реально существуют только отдельные предметы. Они утверждали, что общее-это только имена и не имеет никакого значения вне языка. Некоторые реалисты признавали, что общее есть и в самих вещах; некоторые номиналисты считали, что вещи объединяются в классы на основе повторяющихся у них свойств. В позднем Средневековье к реализму склоняется Фома Аквинский. Он считал, что универсалии имеют троякое существование: в божественном уме, в вещах и человеческом уме. Аквинский отвергает онтологическое доказательство, говоря, что из того, что мы думаем о Боге, ещё не следует, что Он существует. По мнению Фомы: Бог – действующая и конечная причина мира.

8 Основные идеи философии эпохи Возрождения, её вклад в духовную культуру человечества.


Время Ренессанса – якобы XIV-XVI вв. Здесь: секуляризация (так называется «обмирщение культуры»), антисхоластика, подражание античности, идея универсальной личности. Церковь утрачивает идеологическое господство. Распространяется художественно-гуманистическая культура. Два направления в толковании цели развития культуры: 1) к классике и 2) к природе. Наука становится самостоятельной формой знаний, основанной на эксперименте. Формируется философия политики и утопии. Этапы: 1)гуманистический (XIV в. – первая половина XV в.): гуманизм и индивидуализм, антропоцентризм, культ природы и чувственности; 2)неоплатонизм (вторая половина XV в.): человек – микрокосм; 3)натурфилософский (конец XV – XVI вв.): пантеизм (растворение Бога в природе).Родоначальником гуманизма в Италии признан Франческо Петрарка. Гуманисты сделали новые переводы античных авторов. Они утверждали необходимость развития как души, так и тела человека, равенство всех людей, призывали к активному образу жизни, выступали против служителей церкви. К концу XX в. гуманистическое движение стало общеевропейским. Лидером гуманизма в XVI в. стал Роттердамский. В книге «Похвала глупости», в которой говорится о необходимости радикальной реформы церкви. Томас Мор в книге «Утопия» предложил идеал общественного устройства. Причину всех народных бедствий он видел в существовании частной собственности. В конце эпохи Возрождения развернулись реформаторские движения, инициатором был Мартин Лютер. Он вступил против ряда догматов и элементов культа Римско – католической церкви. Результат: разрушилась духовная диктатура. Началось развитие буржуазного советского мировоззрения и культуры.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал