Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классический этап в древнегреческой философии (Платон, Аристотель).
Основное противопоставление понятий, присущее древнегреческой философии: Космос (гармоничное) – Хаос (беспорядочное). В гармонии слиты прекрасное, справедливое и истинное. Особенности: онтологизм (все учения ‑ интерпретации мира в целом), рациональность, разнообразие школ и подходов. Три основных этапа: ранняя (доскоратики: милетцы, элейцы и атомисты) VI-V в. до н.э., античная (классики: софисты, Сократ, Платон, Аристотель) V-IV в. до н.э., эллинистическая (стоики, эпикурейцы, скептики) IV-I в. до н.э.В основе философии Платона – противопоставление чувственно воспринимаемого и бестелесного миров, мира вещей и мира идей. Ещё существует материя - лишённый качеств субстрат, из которого могут быть образованы любые тела. Мир идей – активное начало, материя – пассивное; мир чувственно воспринимаемых вещей – детище обоих. Платон вводит ещё один фактор – мировую душу, которая связывает мир идей и мир вещей, правит ими. Есть Бог, который с помощью мировой души создал космос как вещественный мир. В чел. есть тело и душа. Душа состоит из 3 частей: разумная, страстная и вожделительная. В гносеологии Платон различает чувственность, «правильное мнение» и знание. Он считал, что знание основывается на общих понятиях. Источником истинного знания явл. воспоминания чел. душой того, что она знала до вселения в телесную оболочку. Важное место у Платона занимали его взгляда на общество и государство. Он говорил об исторических формах государства (тимократии, олигархии, демократии и тирании) как о дурных формах политического устройства. В государстве должно быть 3 класса граждан: правители, войны, трудящиеся. Основные принципы идеального государства: - справедливость. Аристотель предложил классификацию наук: - теоретические (философия, физ., матем.); - практические(этика, экономика, политика); - творческую (эстетика). А логика представляет собой необходимую подготовку ко всем наукам. Аристотель критикует концепцию Платона: нельзя представить общее без отдельного. Он говорит о 10 категориях: сущность, качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание. Центральная категория – сущность. Существование каждой вещи причинно обусловлено.Аристотель указывает на 4 вида причин: 1)материальная; 2) формальная; 3) движущая; 4) целевая. В философии Аристотеля присутствует Бог. В натурфилософии Аристотель принимает понятие потенциальной бесконечности. В гносеологии он исходит из концепции отражения. Познание идёт от чувственного восприятия отдельных предметов к познанию общих свойств, причин. В политических взглядов Аристотель исходит из того, что чел. по своей сути существо общественное. Это приводит к образованию семьи, селения и государства. Он подразделяет государство на: -правильные (монархия, аристократия, полития); - неправильные (тирания, олигархия, демократия) 7 Истоки и идейные основы средневековой философии. Реализм и номинализм. Проблема вера и разума (Фома Аквинский). Возникло феод. общество (крепостное право).Знач. роль играло духовенство. Монастыри были и крепостями и центрами земледелия и очагами просвещения и культуры. Церковь стала хранительницей письменности и образованности в Европе. В условиях жесткого диктата церкви и гос власти ф. была объявлена служанкой богословия. Эта фил. получила название " схоластики". 8 Основные идеи философии эпохи Возрождения, её вклад в духовную культуру человечества.
|