Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Движение и развитие как способ существования материи.
Динамическая организация бытие выражается 3-мя категориями: 1) движение; 2) покой) 3) развитие. Проблема движения возникла в античной философии. Под движением понимается любое изменение состояния предмета. Покой – одна из характеристик движения, в которой проявляются устойчивые формы бытия. Движение абсолютно, а покой относителен. 2 типа движения: 1) сохранение устойчивости и качественной определённости предмета; 2) переход из одного качественного состояния другое. Развитие – необратимое направленное изменение объекта. Концепции движения(2 подхода): 1) указывает на взаимосвязь движения и материи; 2) утверждает, что движение и материя самостоятельные(концепция энергетизм). Классификация форм материи: 1) связь с определённым уровнем М.; 2) взаимосвязь между формами движения: 3) несводимость форм друг к другу. Формы М., выдв. Энгельсом: 1) механическая; 2) физическая; 3) хим.; 4) биолог.; 5) соц. 20 Пространственная и временная структура бытия. Пространство и время рассматривают как атрибуты бытия. Они указывают на структурность и изменчивость бытия. Пространство – характеристика отдельно взятого предмета в его протяжённости и отдаленности от других предметов. Особенности пространства: 1) единство конечного и бесконечного; 2) пространство изотропно, указывает на равенство всех параметров. Соц. пространство – та сфера, в которой протекает человеческое бытие. Время – различное состояние предмета в определённой последовательности. Время и пространство взаимосвязаны. В пространстве отражается координация различных объектов в один момент времени. Пространство выражает протяженность, время – длительность существования. Концепция пространства и времени: 1) Субстанциональная. Утверждает, что П. и В. две самостоятельные субстанции (концепция Ньютона); 2) Реляционная. П., В и материя взаимосвязаны и не сущ. друг без друга (Выдвинул Лейбниц). 21 Проблема сознания в философии и основные традиции её анализ классической и постклассической философии. Время классической философии: в узком смысле ‑ от Декарта до Гегеля, в широком от Парменида и Платона. Основные черты: -ориентированность на разум как основание миропорядка и инструмент познания; - объективизм (нацеленность на познание объективной (природной) действительности; - признание совпадения (тождества) бытия и мышления; - детерминизм (признание причинно-следственных связей); - познание ‑ отражение объекта; - стремление к абсолютной истине; - научность и системность как эталон; - человек разумное существо, познаваемое, как и всякий объект; - социальные законы сродни природным; - признание социального прогресса; - исторические законы универсальны. Постклассическая философия не имеет единого мировоззренческого центра, она многожанрова. Единственное, что объединяет неклассические школы, – критика классики. Особенности постклассики: - в центре внимания человек (внутренний мир, общество, культура, наука); - признание уникальности (ни на что непохожести) социальной реальности; - разум привносится в абсурдный мир самим человеком; - критика способностей разума и возвеличивание на его фоне иных способностей человека; - все вероятностно (разгул случайного); - познание – во многом результат свободного творчества познающего; - релятивизм (истина всегда относительна); - ориентация на практический результат; - критика прогресса; - у каждого общества специфическое развитие. 22 Основные характеристики сознания. Социокультурная природа сознания. Характеристика сознания: 1) не может сущ. само по себе (несобстоциональным); 2) неустойчивое (произвольно-динамичное); 3) рефлексивно; 4) обладает свободой; 5) имеет творческую природу. Основной формой сознания является образ. Образ не имеет вещественных и материальных свойств, явл. объективным по содержанию и субъективным по форме, обладает двойственностью. Характеристики образа: 1) сознание явл. идеальной, т.е. сознание – это субъективная реальность; 2) сознание – духовная реальность; 3) сознание способно осмыслить себя.
|