Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Гос. регулирование КД в аграрной сфере.
Осн. факторами, предопределяющими необходимость гос. Рег-ия КД в АПК: 1. Внешнеторговые факторы 2. Факторы, связанные с доходами с/х товаропроизводителей 3. Факторы, связанные с развитием с/х территорий 4. Природоохранные факторы Большая часть внешнеторговых факторов обусловлена необходимостью самообеспечения государства продовольствием. Это связано с необходимостью обеспечения продовольственной безопасности страны. Кроме того, государственная поддержка агропродовольственного сектора позволяет улучшить внешнеторговый баланс страны. Однако при этом существуют аргументы против высокой доли самообеспеченности страны. В основе этих аргументов лежит теория сравнительных издержек. В с/х доходы имеют тенденцию снижения относительно других секторов эк-ки. Это обусловлено низкой эластичностью спроса на с/х продукцию, проблемой паритета цен, высокими погодными и ценовыми рисками и т.д. Однако в экономической литературе не прекращаются споры о эффективности вмешательства государства в рыночные механизмы регулирования уровня доходов в агропродовольственном секторе. Для обоснования государственной поддержки сельского хозяйства очень часто выдвигается аргумент о важности для нации и государства сохранения села и сельского уклада жизни. Поскольку здесь заложены традиции национальных ценностей, гарантии политической и социальной стабильности, экономической справедливости и т.д. С/х, перерабатывающие и агросервисные пр-ия оказывают сильное воздействие на окружающую среду. В этой связи возникает объективная необходимость регулирования степени воздействия на экологию. Гос. регулирование КД, как составная часть государственной экономической политики представляет собой целенаправленную работу соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов власти, которые посредством различных методов воздействуют на рыночную среду. Существуют прямые и косвенные методы гос. регулирования. К прямым методам относятся административно-распорядительные и эк. методы влияния. Административно-распорядительные методы основаны на разрешительных и ограничительных функциях государства (порядок регистрации субъектов хозяйствования, лицензирование). Прямые эк. методы – прямая финансово-кред. поддержка, бюджетное финансирование. Косвенные эк. методы – налогообложение, кред. и цен. политика, там-ое регулирование. Гос-у в условиях рыночной экономики нет необходимости непосредственно участвовать в производственно КД субъектов хозяйствования. Его основными функциями является определение условий и создание гарантий для эффективного производства. Гос-во должно гарантировать и защищать различные формы и виды предпринимательства, становление и укрепление перспективных направлений агробизнеса, накопления, движения и использования капитала, имущества и собственности. В понятие гос. регулирования следует вкладывать не административное вмешательство в экономическую сферу, а меры по поддержке агропромышленной сферы, свойственные всем высокоразвитым странам. По сути, это установление «правил игры», обеспечивающих равные возможности для различных субъектов предпринимательства и бизнеса. Таким образом, гос. регулирование КД в АПК является необходимым условием формирования стабильного развития многоукладной экономики за счёт формирования рыночной среды отвечающей современным социально-экономическим требованиям общества.
|