Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научно-познавательная книга в зарубежной детской литературе






Э́ рнест Се́ тон-То́ мпсон (Э́ рнест Э́ ван То́ мпсон; в литературе часто встречается вариант Эрнест Томпсон Сетон; 14 августа 1860, Саут-Шилдс, Великобритания — 23 октября 1946, Санта-Фе, Нью-Мексико, США) — канадский писатель, художник-анималист, естествоиспытатель и общественный деятель британского происхождения. Один из основателей движения скаутов в США. Поскольку Соединённые Штаты играли в жизни Сетона почти столь же значительную роль, что и Канада, его по праву можно назвать также американским писателем.

Первое литературное произведение Сетона-Томпсона, «Жизнь лугового тетерева», было опубликовано в 1883 г. Известность в США и Канаде писателю принесли сборники «Дикие животные, как я их знаю» (1898), «Жизнь тех, на кого охотятся» (1901), а также 8-томный труд «Жизнь диких зверей» (1925-1927). Иллюстрации к своим рассказам и повестям Сетон весьма искусно рисовал сам — его рисунки отличаются точностью и выразительностью. С 1890 по 1896 г. Сетон изучал изобразительное искусство в Париже.

 

Не будучи поклонником городской жизни, Сетон подолгу жил в лесах и прериях. Написал около 40 книг, главным образом о животных. Несколько книг посвятил быту и фольклору индейцев и эскимосов. Темы индейского быта и жизни на природе, среди диких животных, соединились в увлекательной и познавательной автобиографической книге " Маленькие дикари". Сетон также опубликовал книги «Биография гризли» (1900), «Береста» (1902), «Книга о лесе» (1912) и др.

Эрнест Сетон-Томпсон (1860—1946) — шотландец по происхождению, приехал с семьей в Канаду, когда ему было 6 лет. Считается канадским писателем, хотя большую часть жизни провел и умер в США. Он охотился с переселенцами, строил дома на необжитых землях, наблюдал животный мир и природу в непосредственном соприкосновении с дикими зверями. Видный ученый-натуралист, он немало сил отдал научным работам о птицах, его наблюдения и научные описания пернатого населения Канады и Америки были призваны виднейшими учеными того времени. Кроме того, это незаурядный художник, почти все книги проиллюстрированы им самим и сейчас продолжают издаваться с рисунками автора. Но главное то, что Томпсон ввел в анималистическую литературу реалистическое изображение животных. Биологическая правдивость событий и наблюдений — величайшее достояние писателя. Он не приписывал животным свойств человека, но реалистически раскрывал единство всего мира природы. Он описывал ум и чувства животных такими, какими видел их в натуре, и поражает читателей своим уважением ко всякому живому существу. Очеловечивание у него — литературный прием, цель и назначение которого — популяризация среди детей учения Дарвина, формирование у них природоведческих знаний, воспитание гуманных чувств. В книге «Дикие животные» он писал: «Нет сомнения, что эта книга положила начало новому, реалистическому направлению в литературе о животных. До сих пор были известны только басни, сказки о животных и такие рассказы, где животные разговаривают и ведут себя, словно люди, переодетые в шкуры зверей».

Сетон-Томпсон не просто описывает животных и их повадки с научной точки зрения, он еще и восторженно любит природу. И эта любовь — из глубокого знания всех опасностей жизни животного в природе, будь то хищник (волк, медведь, рысь) или их жертвы (кролик, куропатка, тетерев и т. д.). Каждый рассказ — волнующее жизнеописание зверя или птицы, способных на героические чувства и действия. Драматичны судьбы большинства героев писателя. Животные, подобно людям, бывают умные и глупые, храбрые и трусливые, находчивые и растерянные, но человек должен быть их другом, защищать от бездумного истребления теми, кто вооружен не знаниями, а огнестрельным оружием. Против этого бессильны звери и птицы, истребляемые тысячами. Увлекательно и во всей сложности в рассказах выступает отношение современного человека к природе. Сила на стороне человека, а значит и ответственность. Он вправе оградить себя от законов леса, но не должен поддаться его жестокости, естественной у волка и недопустимой для человека. В мире природы человек учится ценить мужество сильных и стойкость слабых. А когда два мира соприкасаются, оказывается, что и зверь способен оценить закон человеческого общества, откликнуться верностью на любовь и покарать низость. Произведения автора побуждают юного читателя понять жизнь окружающей природы, сочувствовать зверям и птицам, предостерегают от жестокого и неразумного обращения с ними. Уничтожая природу, человек уничтожает себя, говорит нам Сетон-Томпсон.

Даррелл Джералд Малколм (1925-1995), английский зоолог и писатель. Брат Л. Дж. Даррелла. Организатор и участник экспедиций за коллекциями животных в Африку, Юж. Америку, Австралию. Создал зоосад на о. Джерси (1958) для животных, находящихся под угрозой исчезновения. Популярные книги: «Земля шорохов» (1961), «Зоопарк в моем багаже» (1960), «Ковчег на острове» (1976) и др.

Родился в Джамшедпуре (Индия). Детство провел на греческом острове Корфу, где и увлекся изучением природы. Когда семейство Дарреллов вернулось в Англию, Джералд устроился помощником смотрителя в зоопарк Уипснейд в графстве Бедфорд. По совету старшего брата Лоуренса Даррелла Джералд попробовал написать о своей любви к природе. Так появилась книга " Перегруженный ковчег" (1953), мгновенно ставшая бестселлером. За ней последовали не менее популярные " Три билета до Эдвенчер" (1954), " Моя семья и другие звери" (1956), " Зоопарк в моем багаже" (1960), " Птицы, звери и родственники" (1969) и другие. Всего им написано более тридцати книг. В 1959 году Джералд Даррелл основал на острове Джерси зоопарк, при котором четыре года спустя был создан Джерсийский фонд сохранения дикой природы (в 1976 г при фонде был организован Международный центр обучения). При непосредственном участии Даррелла были сняты телевизионные фильмы " Двое в кустах" (1962), " Натуралист-любитель" (1983) и " Мы и другие звери" (1987). В 1983 году за многоле

тние усилия по сохранению дикой природы Джеральд Даррелл был удостоен ордена Британской империи.

Всего Джеральд Даррелл написал более 30 книг (почти все они переводились на десятки языков) и снял 35 фильмов. Дебютный четырёхсерийный телефильм «В Бафут за говядиной», вышедший в 1958 году, был очень популярен в Англии. Через тридцать лет Дарреллу удалось провести съёмки в Советском Союзе, при активном участии и помощи от советской стороны. Результатом стал тринадцатисерийный фильм «Даррелл в России» (также демонстрировался по первому каналу отечественного телевидения в 1988 году) и книга " Durrell in Russia" (на русский язык не переводилась). В СССР печатался неоднократно и крупными тиражами.

В 1959 году Даррелл создал на острове Джерси зоопарк, а в 1963 году на базе зоопарка был организован Джерсийский трест сохранения диких животных. Основная идея Даррелла заключалась в разведении редких животных в условиях зоопарка и дальнейшем расселении их в места естественного обитания. В настоящее время эта идея стала общепринятой научной концепцией. Если бы не Джерсийский трест, многие виды животных сохранились бы только в виде чучел в музеях.

Джеральд Даррелл умер 30 января 1995 года от заражения крови, спустя девять месяцев после пересадки печени, на 71 году жизни.

1952—1953 — «Перегруженный ковчег» 1953 — «Три билета до Эдвенчер» 1953 — «Гончие Бафута» 1955 — «Моя семья и другие звери» 1955 — «Под пологом пьяного леса» 1960 — «Зоопарк в моем багаже» 1961 — «Зоопарки»

Под пологом пьяного леса — книга писателя Джеральда Даррелла, написанная им во время его первой экспедиции в Аргентину и Парагвай в 1953-1954 годах. Впервые книга была опубликована в 1956 году.

В книге Джеральд Даррелл описал свою экспедицию, направленную на сбор информации о животных, обитающих в Южной Америке. Он ездил по пампе в Аргентине и Парагвае, в восточных предгорьях Анд и на юге Атлантического побережья, в поисках животных.

Описанные события идут в такой последовательности, что имеется связь между этой и ещё одной книгой Даррелла — Земля шорохов

Морис Женевуа — французский писатель, родился 29 ноября 1890 года в Десизе (департамент Ньевр), в семье фармацевта. Его детские впечатления навеяны природой Орлеана, лугами Луары, городским пейзажем Шатонеф. Любимая книга юного Мориса Женевуа — «Без семьи» Гектора Мало.

Учебу в Высшем педагогическом училище в Париже прервала первая мировая война. 25 апреля 1915 года Морис был тяжело ранен на передовой. После войны завершил образование, защитив дипломную работу о реализме романов Мопассана. За повесть «Кролик» в 1925 году Женевуа был удостоен Гонкуровской премии. С 1946 года он член Французской академии, лауреат Большой Национальной премии (1970). Умер 8 сентября 1980 года в Испании.

Рассказ «Жираф» из книги «Кроткий зверинец» («Tendre bestiaire», 1969 г.) печатается по изданию «Французская новелла XX века.

Жираф

После памятного утра, которое я посвятил когда-то прогулке по Зоологическому саду в Каире, я уже не могу себе представить жирафа одного.

Была ранняя весна, и зверей охватило волнение. Запертые каждый в отдельной клетке, не получая отклика на свои призывы, бушевали самцы шимпанзе. Как они топали ногами! Как потрясали длинными черными руками, грозя этому миру, где для них не нашлось подруги! Орангутанг, весь в рыжей шерсти, точно объятый пламенем, лежал на боку, подперев ладонью подбородок, лицо его было неподвижно, только медленно вздрагивали тяжелые, словно пеплом присыпанные, веки, и в этой дрожи была скорбь всех одиноких вдовцов. Зато зеленые мартышки, уистити, кроткие макаки уселись парами и, крепко обнявшись, щека к щеке, восторженно загляделись в зачарованные дали.

Но какими словами описать влюбленных жирафов! Когда-то меня поразил рассказ Одюбона1 о любовных обрядах большого американского тетерева-глухаря. Благодаря Одюбону я в какой-то мере предчувствовал колдовское обаяние (или недобрые чары — это уж как на чей взгляд), что внезапно переносит нас в первобытный мир козлоногого Пана, вне времени, вне собственного «я» — и сознаешь себя человеком лишь настолько, чтобы острее ощутить, как неодолимо завладевает тобою Природа. Много позже, в Зоологическом саду близ Квебека, меня так же захватили брачные танцы огромных короткоклювых соколов, когда они вытягивают крылья и раскачиваются, будто завороженные.

Но можно ли описать свадебный обряд влюбленных жирафов, передать, как вытягиваются и раскачиваются гибкие жирафьи шеи, какие тут приливы и отливы, шквалы и затишье, легкая зыбь и мгновенья глубокого покоя, — где найти нужные слова?

Невообразима полнота этого согласия, совершенная гармония, и когда один долю секунды промедлит, это неуловимое даже для самого зоркого глаза отставание и есть необходимая малость, которая пробуждает в самой глуби затуманившегося сознания ощущение полного жизни жаркого совершенства — зыбкое, мимолетное, оттого-то оно и задевает сокровеннейшие струны нашей души и властно заставляет отрешиться от себя.

Жирафов двое, и они — одно, это слияние полно благородства, изящества, оно куда несомненней, чем если бы соединилась их плоть. Они двигались рядом, бок о бок, размеренным шагом, от которого волнообразно колыхались вытянувшиеся во весь рост песочно-желтые тела, усыпанные округлыми пятнами, словно темными цветами, — несколько шагов, остановка, и вновь они выступают, будто священнодействуя, будто одержимые, и в самую глубокую синь устремляются вскинутые в танце стройные шеи. Колышутся рядом, параллельно, и уже не принадлежат одна самцу, другая самке, но обе — часть одного существа, словно два языка одного и того же пламени, неразличимые и все же отчетливые, и, глядя на них, я погружался в странное очарование, рожденное памятью и мечтой.

Где, когда еще я видел такой вот скользящий танец в сиянии неба — не синего, но розовато-пепельного, как цветущая сирень? То были пряди северного сияния, они вот так же колыхались в танце, объятые светящейся ночью, по ним опять и опять пробегал снизу доверху тот же мягкий трепет — медлительная, величавая волна. Лучи света среди света, подобие теплых перьев во весь размах северного неба, длинная, волнистая, звериная шерсть, в едином ритме языками пламени взмывающая в зенит тропических небес, взлетающие метеоры — и на вершине взлета качаются узкие головки животных с удлиненными губами и смутным взором кротких глаз…

Все эти видения влекли меня к порогу запретного мира, полного загадок и тайн, — того мира, где мчатся по своим орбитам небесные светила и частицы атома, где танцы желания пробуждают в сердце человеческом тоску по невозможной красоте, — к миру, через который мы проходим с широко раскрытыми глазами и настороженными чувствами по самому краю жизни, для нас навеки недоступной.

 

34. Творчество Лидии Чарской (Чурилова) (19 января 1875, Санкт-Петербург, Российская империя — 18 марта 1937, Ленинград, СССР) — русская писательница, актриса.

Всего за свою жизнь Чарская написала более 80-ти книг. Однако наиболее известными из них стали:

Записки институтки Княжна Джаваха Записки маленькой гимназистки Сибирочка Волшебная сказка За что? Смелая жизнь Лесовичка Соперницы

Бо́ льшая часть произведений Чарской посвящена школьной жизни (в основном ее книги — о воспитанницах закрытых школ-пансионов), любви, девичьей дружбе («Записки институтки», «Белые пелеринки»). Также одна из излюбленных тем писательницы — приключения потерянных, осиротевших или похищенных детей («Лесовичка», «Сибирочка»). Ею было написано множество книг и рассказов по истории России («Смелая жизнь», «Газават», «Так велела царица»).

После революции повести и рассказы Чарской практически не печатались.

В 1991 г. издательством «Детская литература» была переиздана «Сибирочка», а в 1994-м появился в продаже сборник «Волшебная сказка» (изд. «Пресса»), в который вошли повести «Княжна Джаваха», «Лесовичка» и «Волшебная сказка». Сейчас книги Чарской активно переиздаются, многие повести включаются в серии типа «Детская библиотека» (изд. «ЭКСМО»), «Школьная библиотека» и прочие.

Также в последние несколько лет православное издательство «Русская миссия» издает «Полное собрание сочинений Л. Чарской», однако названия многих книг изменены (так, «Лесовичка» превратилась в «Тайну старого леса», «Люда Влассовская» стала «Выпускницей», «Записки институтки» изданы под названием «Павловских затворниц»).

Серия книг, посвященных Нине Джаваха, ярко иллюстрирует историю Грузии XIX века: природные условия, взаимоотношения между разными слоями населения и любовь грузин к своей родине.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал