Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научно-технические книги для детей






Проблема взаимоотношений между наукой, техникой и литературой имеет длительную историю. Многие ее стороны исследованы обстоятельно и глубоко. В значительной степени это относится к научно-популярной и научно-художественной литературе для детей - области, где сложилась богатая и плодотворная традиция, представленная именами М. Горького, Б. Житкова, М. Ильина, Я. Перельмана, А. Ферсмана.

Тем не менее жизнь вновь и вновь заставляет задумываться над тем, какой должна быть познавательная литература для подрастающего поколения в век науки и техники.

Раздумья над характером и задачами научно-популярной и научно-художественной литературы для детей выражают никогда не прекращающуюся заботу о завтрашнем дне человечества. Эта литература - одно из наиболее действенных средств, с помощью которых общество формирует облик поколения, вступающего в жизнь и воплощающего в себе будущее. Сама же ее специфика несовместима с какими-либо абсолютными рецептами и теориями, претендующими на истину в последней инстанции. Как предмет ее, так и читатель непрестанно изменяются, ибо развитие науки и техники активно воздействует на все остальные элементы общественной структуры.

С наибольшей полнотой и отчетливостью это обнаруживается в современных условиях, когда научно-технический прогресс достиг того этапа, который по праву именуется новейшей научно-технической революцией и который оказывает революционизирующее влияние на всю общественную жизнь.

Статистические данные свидетельствуют, что на протяжении последних 250-300 лет основные показатели научного прогресса удваиваются в течение интервала, составляющего 10-15 лет. Это касается численности ученых, количества научных публикаций, журналов, совещаний, объема ассигнований на научно-исследовательские работы, наконец, - числа существенных открытий. Независимо от того, допустимо ли экстраполировать принцип удвоения на будущее, результаты его фактического действия в настоящее время выражаются огромными, лавинообразно нарастающими величинами.

Темпы развития науки в 3-5 раз превышают темпы развития в других основных областях общественной жизни. В результате растет не только абсолютное число, но и удельный вес научных работников в общей массе населения. В Советском Союзе, например, менее чем за полвека численность населения увеличилась примерно в полтора раза, тогда как число научных работников увеличилось в 66 раз. Резким скачком характеризуется и развитие техники научного исследования. Индустриализация науки давно сдала в исторический музей такие нехитрые приборы, какими пользовался, например, Коперник - две выструганные им самим деревянные линейки, связанные обыкновенной веревкой. Теперь наука невозможна без таких технических средств познания, как электронный микроскоп, радиотелескоп, синхрофазотрон. Именно синхрофазотрон с полным основанием называют самой крупной машиной современности, " современным Колизеем", который внешне напоминает очертания его каменного корпуса. Его электромагнит, окружностью свыше 200 метров, весит 36 тысяч тонн, его работа поглощает миллиарды электронвольт энергии.

Применение же достижений науки, завоеванных с помощью такого технического инструментария, к решению производственно-технических задач многократно увеличивает практическое могущество человека над природой.

Может сложиться впечатление, что отсюда вытекает только одно-единственное требование по адресу научно-популярной и научно-художественной литературы: наращивать темпы своего движения и, по возможности, своевременно информировать юного читателя о новых приобретениях науки и техники, - разумеется, с учетом его возможностей. Вряд ли можно сомневаться в правомерности такого требования. Вместе с тем оно находится в русле представлений, согласно которым главная задача научно-познавательной литературы для детей состоит в том, чтобы помогать политехническому обучению, быть своего рода дополнением к школьному чтению.

Хотя эти представления особенно широко распространены среди школьных работников, было бы ошибочно рассматривать их просто как проявление узкого профессионализма. Они порождены также отставанием школы от стремительного прогресса науки. Правда, наука сама дает средства решения тех проблем, которые она вызывает к жизни. По мере того, как обогащаются и усложняются научные знания, выкристаллизовываются методы упрощения и рационализации их формы, совершенствуются способы передачи информации, создаются технические средства обучения. Одновременно раздвигаются границы психологических возможностей школьников. Обнаруживается, например, что изучение некоторых разделов математики нужно и можно перенести из старших классов средней школы в младшие и, соответственно, из высшей школы - в среднюю. Разрыв между содержанием и методикой школьного обучения, с одной стороны, и передним краем науки, с другой, продолжает нарастать. Здесь сказывается действие различных объективных и субъективных факторов: половина всех научных данных, которыми располагает человечество, получена за последние 15 лет, а за последующие 15 лет общий объем научной информации удвоится, имеются определенные трудности в подготовке педагогических кадров; тормозящую роль играют устаревшие традиции, косность, психологическая инерция.

И если современные дети все же осведомлены о многих завоеваниях новейшей науки и техники, в этом немалая заслуга научно-популярной и научно-художественной литературы. Поэтому, с точки зрения оперативности, научной достоверности, педагогичности, оценка ее может быть весьма высокой.

В качестве примера можно обратиться к изданиям последних двух лет. Закономерности становления и роль математики раскрывают книги И. Депмана " Мир чисел" (Л., Детгиз, 1963), В. Лёвшина и Э. Александровой " Черная маска из Аль-Джебры" (М., " Детская литература", 1965). О напряженном научном штурме микромира рассказывает В. Рыдник. Его " Охотники за частицами" (М., " Детская литература", 1965) следуют тем руслом, которое впервые проложил Поль де Крюи, - правда, с тем существенным отличием, что на первый план здесь выдвинуты не портретность и психологизм, а логика исследовательского поиска. А. Томилин и Н. Теребинская задают вопрос " Для чего - ничего? " (Л., " Детская литература", 1965). Отвечая на него, они ведут живой содержательный рассказ о физике вакуума, о вакуумной технике, о строении материи. " Алло, робот! " - включается в разговор А. Кондратов (М., " Детская литература", 1965), показывая, как важны и интересны проблемы семиотики, обмена информацией между человеком и машиной, работы, посвященные созданию " линкоса" - космического языка.

Ежегодно встают на книжные полки новые выпуски альманахов - энциклопедического по своей широте " Хочу всё знать! " и более специализированного " Глобуса".

Научно-познавательную функцию выполняют и некоторые произведения беллетристического характера. Так, новый том романа-сказки Н. Носова " Незнайка на Луне" (М., " Детская литература", 1966) наряду с хроникой жизни забавных человечков-коротышек содержит в себе сведения о природе и строении небесных тел, о космических путешествиях. Веселая повесть-фантазия Е. Велтистова " Электроник - мальчик из чемодана" (М., " Детская литература", 1964) легко (не легкомысленно!) раскрывает возможности электроники и кибернетики. Но не только в сфере фантастики научные идеи образуют стержень, вокруг которого строится сюжет. Показателен, в частности, сложный, проблемный роман Ю. Вебера " Когда приходит ответ" (М., " Детская литература", 1964), для героев которого математическая логика становится полем борьбы за человеческое достоинство.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал