Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема детства в произведениях французских писателей
Альфо́ нс Доде́ (фр. Alphonse Daudet; 1840—1897) — французский романист и драматург, автор ярких рассказов из жизни Прованса, создатель знакового образа романтика и хвастуна Тартарена из Тараскона. В период 1866—1868-х годов печатались регулярно в газетах его оригинальные лирические новеллы о природе и людях Прованса. Они были опубликованы в 1869 году отдельной книгой, названной «Письма с моей мельницы». Почти в то же время публиковался в прессе текст первого романа Альфонса Доде «Малыш», который вышел отдельной книгой в 1868 году. Эти два произведения принесли писателю славу и деньги. С декабря 1869 года по март 1870 года в газетах печатается его новый роман «Необычайные приключения Тартарена из Тараскона», который выходит отдельной книгой в 1872 году. К 30 годам Альфонс Доде стал одним из самых знаменитых французских писателей, сблизился с кругом ведущих литераторов страны, подружился с Флобером, Золя, братьями Гонкур и с Тургеневым, живущим тогда в Париже. Выход в свет романов «Фромон младший и Рислер старший» (1874) и «Джек» (1876) вызвал новый прилив его популярности. Главные произведения писателя, которые принесли ему мировую известность, были написаны в течение одного десятилетия (1866—1876), но он жил еще более 20 лет (умер в 1897 году) и почти ежегодно выпускал по роману, большинство из которых, хотя и не поднимались до уровня его первых книг, но обладали высокими художественными качествами, позволявшими числить его в первой «пятерке» самых крупных писателей Франции конца XIX века. В позднем периоде творчества Доде усиливаются критические тенденции, он пишет острые социально-разоблачительные романы («Набоб» — 1877; «Короли в изгнании» — 1879; «Нума Руместан» — 1881; «Евангелистка» — 1883; «Бессмертный» — 1888). В 80-е годы писатель вновь обращается к образу Тартарена из Тараскона и пишет еще два романа о нем: «Тартарен в Альпах. Новые похождения тарасконовского героя» — (1885) и «Порт Тараскон. Последние приключения знаменитого Тартарена» (1890). Вместе с тем, примерно к середине 80-х годов, у Доде наблюдается все более явный интерес к психологическому анализу, к изображению не столько социальных, сколько внутренних, даже чисто биологических побуждений, толкающих человека на те или иные поступки («Сафо» — 1884); «Роза и Нинетта» — 1891; «Маленький приход» — 1895; «Опора семьи» — 1897. Из пьес Доде самая известная — драматургическая переделка его собственного рассказа «Арлезианка» (L’Arlesienne, 1872), успехом немало обязанная музыке Жоржа Бизе. Но главное в творчестве Доде — проза. Здесь можно выделить два главных направления: одно отличают юмор, ирония и яркость воображения; другому свойственна натуралистическая точность наблюдений, предельная реалистичность. К первой категории относятся провансальские «Письма с моей мельницы» (Lettres de mon moulin, 1869) и «Тартарен из Тараскона» (Tartarin de Tarascon, 1872) — самые оригинальные и известные его произведения. Ко второй группе принадлежат, в основном, большие реалистические романы, в которых он, не показывая особой фантазии, списывает характеры с реальных лиц, а местом действия чаще всего выбирает Париж. Произведения Альфонса Доде переводились и переводятся на множество языков. Гектор Мало (1830, Ла-Буй, Франция - 1907, Фонтене-су-Буа, Франция) Гектор Мало (Эктор Анри Мало, фр. Hector Henri Malot; 20 мая 1830, Ла-Буй, департамент Нижняя Сена, Франция — 17 июля 1907, Фонтене-су-Буа, департамент Сена, Франция) — французский писатель. Французский романист. Сын нотариуса. Учился в Руане, затем в Париже. Начал литературную деятельность журнальными очерками и заметками. За свою жизнь Гектор Мало написал около шестидесяти романов. Наиболее популярными по сей день остаются его романы для детей: «Ромен Кальбри», «Без семьи», «В семье». Остальные романы Мало адресованы взрослой публике. Они пользовались популярностью вплоть до 1930-х годов и были переведены на множество языков. Первую популярность Мало принесла его трилогия «Жертвы любви», состоявшая из книг «Любовники», «Супруги» и «Дети». После он был автором фельетонов, выходивших в популярных тогда журналах «Le Siè cle» (Век) «Le Temps» (Время). Стиль произведений Мало очень личный, он почти всегда присутствует в них, оценивает своих персонажей, сопереживает им. Посредством своих произведений Мало пытается указать на изъяны и провести в жизнь свои либеральные идеи. В «Le Roman de mes Romans» (Роман моих Романов), он ссылается на Стендаля, впервые употребившего метафору зеркала для описания своих свои романы. Эмиль Золя часто критиковал Мало за то, что он слишком выделяется в своих романах, превращая их из повествования в изложение своих идеалов. Гектор Мало был человеком прямым и честным не только на словах, но и на деле. Журналисты даже прозвании его «Честный Мало». Мало был близким другом Жюля Валлеса, их объединяли политические взгляды. Когда Валлес был в Лондонской ссылке, Мало помогал ему деньгами и поддерживал морально. Именно благодаря поддержке Мало рукопись «L’enfant» (Дитя) смогла увидеть свет. До сих пор переиздаются три произведения Мало, написанные им для детей: «Ромен Кальбри» (Romain Kalbris, 1867), «Без семьи» (Sans famille, 1878), «В семье» (En famille, 1893). Повесть «Без семьи» сделалась во Франции классической детской книгой, по которой в школах изучают родной язык. Эти книги Мало стали достоянием европейской литературы; они переведены и на русский язык. Реализм их весьма условен, с сильной долей идеализации и сентиментализма, которые вообще характеризуют повести для детей этой эпохи. Сюжеты увлекательны и мастерски разработаны, повышение интереса юного читателя достигается техникой тайн, — подлинное имя и положение героев вскрываются лишь в конце романов. Гюго Виктор Мари, французский писатель, родился 26 февраля 1802 г. в Безансоне в семье офицера. Большее влияние на Виктора оказала мать, которая придерживалась монархистских взглядов. В 1811 г. Гюго поступил в дворянскую семинарию в Мадриде, однако через два года отец был вынужден вернуться в Париж в связи с военными событиями. После развода родителей Виктор остался с матерью, продолжил учебу в Париже, сначала в частном пансионе, затем в колледже Святого Людовика. В 1821 г. Гюго опубликовал свою повесть «Бюг Жаргаль», а в 1922 г. вышел его первый поэтический сборник «Оды и разные стихотворения», написанный под влиянием романтического поэта Ф. Р. Шатобриана. Затем произошли изменения в мировоззрении Гюго, что отразилось в стихах и пьесах, теперь проникнутых предчувствием революции. В 1827 г. Гюго написал драму «Кромвель», в предисловии к которой были провозглашены принципы нового литературного направления — демократического романтизма, в 1829 г. появляется его драма «Эрнани». С 1829 по 1838 гг. Виктор Гюго пишет бунтарские драмы: «Марион Делорм», «Король забавляется», «Мария Тюдор», «Рюи Блаз». После июльской революции 1830 г. Виктор Гюго переходит на сторону либеральной оппозиции, женится на дочери друзей матери — Адели. В ее салоне собирались все известные парижские молодые литераторы того времени: Т. Готье, О. Бальзак, А. Дюма, О. Сент-Бев и др. В 1831 г. появляется первый большой роман Виктора Гюго — «Собор Парижской Богоматери», в духе антиклерикализма. Революцию 1848 г. Виктор Гюго встретил убежденным демократом, выступил с обличением императора Луи Наполеона III Бонапарта. В результате ему пришлось уехать в Брюссель, а затем на остров Джерси. Именно тогда написаны самые известные произведения Виктора Гюго — романы «Отверженные» (1862), «Труженики моря» (1866), «Человек, который смеется» (1869). После низложения в 1870 г. Наполеона III, Виктор Гюго возвратился в Париж. В 1874 г. вышел его роман «Девяносто третий год», в котором были показаны деятели Великой французской революции, а в 1883 г. писатель завершил трилогию «Легенды веков». Умер 22 мая 1885 г. Краткое содержание Отверженные Виктор Гюго Гаврош — парижский мальчик-бродяга. Сын вороватого и жестокого трактирщика Тенардье, впоследствии ставшего настоящим уголовником, он с детства находится на дне общества. Родители выгнали его из дома, и Г. живет на улице, перебиваясь случайными заработками и мелким воровством. Во время республиканского восстания 1832 г. он присоединяется к революционерам, вместе с ними сражается против правительственных войск и погибает во время смелой вылазки, собирая под обстрелом патроны у убитых солдат, лежащих перед баррикадой. Г. — персонаж почти внесюжетный: соприкасаясь с главными героями романа, он не принимает сознательного участия в их взаимоотношениях; лишь однажды, в разгар восстания, он доставляет письмо от Мариуса Понмерси к Козетте, второпях вручив его Жану Вальжану, — эта ошибка окончательно открыла глаза Вальжану на любовь Козетты, привела его на баррикаду, где сражается Мариус, и в конечном счете спасла жизнь молодому человеку и обеспечила его счастье. Подобно главному герою Жану Вальжану, Г. на свой лад воплощает лучшие черты «отверженных» людей народа: независимость, нравственную чистоту, самоотверженность и милосердие. Близко общаясь с ворами и бандитами, он не участвует (в отличие, скажем, от своих сестер) в их налетах, зато охотно содействует побегу арестанта из тюрьмы; при виде кошелька с деньгами, опрометчиво врученного преступнику, он исправляет несправедливость — выкрадывает кошелек и подбрасывает его бедняку, более достойному помощи. Встретив на улице двух бездомных детей, он, даже не узнав в них своих маленьких братьев, немедленно начинает опекать их как взрослый.
|