Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема детства в литературе первой трети 20 в
В перв трети 20в. образов-ся новое гос-во СССР. Во главе гос-ва становится коммунистич партия, кот определяет цели и задачи развития искусства и пед-ки.Осн тема – труда, коммунистич воспитания, воспитание коллективизма. Произведения направлены на развитие нравственных качеств у детей. В этот период идет становление советской дет ли-ры. Формируются новые жанры в лит-ре. Одним из популярных явл жанр РАССКАЗА и ПОВЕСТИ. Соц реализм – отражение реализма по закону партии. ГАЙДАР (1904-41) Г.остается в истории русск классической лит-ры одной из ярких легенд. Для детей пишет первое произ-е «Военная тайна». Работает над автобиографич повестью «школа». В этих повестях дети и подростки всегда точно изображены по возр-ту. Герои разделяются по социально-идеалогическим признаком. Герои активно размышляют. Лукавый ум и необходимость поступков, отчаянность и живой страх, чистая вера, эти черты отличают гайдаровских мальчиков и красноармейцев. Герои гайдара живущие в 30-е годы, в целом отличаются внутренней взрослостью, серьезностью. Социально-быт обстановка идеализирована. Повесть «Тимур и его команда» стала самой известная. Гайдаровская поэтика изображает быт и приключения, передавать речь повествователя и персонажей. Рассказ «Чук и Гек» написан вытекают из уверенности в правильном устройстве сов общества. Рассказ заканчивается праздником. Реальность деталей в расск-е не обманывает читателя. Перед ним своего рода и детск рассказы со страшными испытанием и счастливой развязкой. Для гайдаровской прозы типично концентричное построение рассказа. Повесть Г. повествует о мечтах людей, их ценностях. НЕВЕРОВ(1886-1923) Свой литер путь начал в 1906г. в расск «Горе замели» Центральная проблема неверовского творчества – проблема судеб русского христианства на рубеже эпохи капитализма и социализма. В 1921-1922г. поехал в поездку, в какой родилось произв-е «Ташкент – город хлебный»(1927)Одно из самых популярных его повестей.В ней показаны трудности, кот приходится преодолеть в поисках хлебного места. ПЕТР БЛЯХИН (1923) повесть «Красные дьяволята», об участниках революции, о необычных подвигах крестьянских ребят. 20. Произведения о детях в творчестве Осеевой В.А. родилась 28 апреля 1902 года. В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет Института им. Н.В.Лысенко в Киеве. Однако все изменил переезд семьи в Москву, а затем в Солнечногорск. В 21 год юная Валя Осеева, придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание - воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. Мать будущей писательницы была в числе организаторов в 1924 г. коммун и колоний для обездоленных детей. Работая воспитательницей в детских учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят. Именно по требованию своих воспитанников в 1937 г. Осеева отнесла в редакцию свой первый рассказ - «Гришка». А в 1940 г. вышла ее первая книжка «Рыжий кот». Осеева много писала для малышей - стихи, сказки, короткие рассказы. Ее произведения были отмечены живостью изложения и построены на близких детям сюжетах. Большую любовь у самых маленьких читателей завоевали сборники «Рыжий кот», «Отцовская куртка», «Мой товарищ» и др. Маленькие читатели особенно полюбили цикл рассказов «Волшебное слово», в котором в увлекательных историях, в живых характерах даются образцы человеческих отношений. Эти рассказы-притчи учат вежливости, честности, уважению к людям. В 1946 г. Осеева начала работать над книгой «Васек Трубачев и его товарищи». Писательница показала, как в безмятежную жизнь мальчишек врывается война, как закаляет их характер, как они учатся дружить, как становятся участниками борьбы с захватчиками. Эта книга была отмечена Государственной премией. Многие эпизоды нелегкого детства писательницы нашли отражение в ее произведениях. Повесть «Динка» во многом автобиографична. Острое чувство справедливости, способность сопереживать вызывали симпатию читателей к Динке. Эта девочка так полюбилась ребятам, что они не хотели с ней расставаться. Детство отчаянной девчонки совпало со сложными годами первой русской революции 1905 г. Динка растет в семье, связанной с революционным подпольем, ее находчивость, смелость выручают взрослых в трудную минуту. ...Умерла писательница 5 июля 1969 г. в Москве. 21. Творчество Н. Н. Но́ сова (1908—1976) — Русский советский детский писатель прозаик, драматург, киносценарист. Лауреат Сталинской премии третьей степени (1952).[1] Наиболее известен как детский писатель, автор произведений о Незнайке. Творчество Н.Носова (1908—1976) — крупнейший из писателей-юмористов дет ли-ры. В его творч биографии счастливо сошлись увлечение технич знаниями и дар юмориста. 1-я публикация писателя относится к 1938 году: в журнале «Мурзилка» был напечатан его рассказ «Затейники». В дальнейшем в «Мурзилке» публиковалось большинство его рассказов; среди них — «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки». В 1945 г вышел сб для малышей «Тук-тук-тук», в который вошли предвоенные рассказы и новые: «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазеры» и др. Позднее появились сб-ки для мл и ср в-та — «Ступеньки» и «Веселые рассказы» (1947). Все внимание автор сосредоточил на детях. Взрослые в его рассказах играют скромную роль, во всяком случае взрослые никак не ограничивают самостоятельность детей, т.е. не мешают им ошибаться и учиться на собственных ошибках. Писатель мастерски владел приемами комического повествования, к тому же хорошо знал дет психологию. Завоевали популярность и повести Носова для ср в-та — «Веселая семейка» (1949), «Дневник Коли Синицына» (1950) и «Витя Малеев в школе и дома» (1950). Последняя из них выделяется тем, что впервые в юмористическом произведении психологически точно было показано формирование дет характера в борьбе с собственными недостатками — слабоволием, неорганизованностью, безответственностью. Наибольшую известность получила трилогия романов-сказок о Незнайке. Первая часть — «Приключения Незн и его друзей» — впервые была опубликована в киевском детском журнале «Барвинок» за 1953—1954 годы. Вт часть трилогии — «Незн в Солнечном городе» — появилась в «Юности» в 1958 году. Третья часть — «Незн на Луне» — вышла в журнале «Семья и школа» (1964—1966). Целиком трилогия была издана в 1971 году. Широкой популярностью пользовались и юмористические новеллы «Приключения Толи Клюквина» (1961). В них осмеиваются не только дет недостатки, но и взрослые пороки. В 70-х годах главным творческим принципом писателя стала достоверность в изображении мира детства. К этому периоду относятся две автобиографические повести: «Повесть о моем друге Игоре» (1971) и «Тайна на дне колодца» (1977). Для обеих повестей характерны мягкий, сочувственный юмор и уважение к личности ребенка. Художественное мастерство Н.Н.Носова основано на знании законов читательского восприятия, на отчетливости содержания, на умении создать и обыграть неожиданную, остроумную коллизию, психологически убедительную даже в гротесковых подробностях. Основа его комизма — комплекс смешных возрастных черт р-ка.
|