Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Поэзия серебянного века в чтении дошкольников.
Эпоху между 1892 и 1917 годами принято называть серебряны веком. Это сложный и насыщенный период в истории отечественной культуры. Никогда еще картина литературного мира не была столь пестрой. Множество значительных имен представляли разнообразные течения - реализм, символизм, акмеизм, футуризм и пр. Объединяло деятелей культуры предчувствие глобальных перемен в масштабах всей Земли. Детство стало одной из ведущих тем литературы. Символисты видели в ребенке современного Сфинкса, т. е. существо-загадку, поскольку будущее клубилось в тумане неизвестности и угадывалось только интуитивно. Реалисты М.Горький, Л.Андреев искали ответ на загадку будущего, исходя из социальных условий детства; они показывали, как «свинцовые мерзости» уходящей в прошлое жизни закаляют детский характер (повесть «Детство» М.Горького) или губят детскую душу недостижимостью мечты о лучшей жизни (рассказа «Ангелочек», «Петька на даче» Л.Андреева). Акмеист О.Мандельштам провозгласил детское сознание желанной нормой человека нового времени: Только детские книги читать, Только детские думы лелеять, Всё большое далеко развеять, Из глубокой печали восстать... Футурист Маяковский саму революцию назвал «детской» («Ода Революции»), а впоследствии назовет СССР «страной-подростком». Несмотря на возросшую роль темы детства во взрослой литературе, литература для детей переживала не лучшие времена из-за ужесточения двойной цензуры - политической и педагогической. Количество детских книг и периодических изданий возросло, но это была в основном так называемая массовая литература, не обладавшая большими художественными достоинствами, зато тематически привлекательная. Несколько выше стояла литература, создаваемая для детей писателями-модернистами, такими, как К. Бальмонт, А. Блок, Ф.Сологуб. Центром модернистской детской литературы стал журнал «Тропинка». Новые литературные течения принесли детям сравнительно немного высокохудожественных творений (среди них и стихотворения Есенина, Саши Черного). Однако и в этих произведениях то или иное течение проявилось неотчетливо, будто поэты сами чувствовали, что язык модернизма не может быть понятен ребенку. Ярче всего стиль модернизма был выражен в сказке-поэме Чуковского «Крокодил» - в качестве предмета пародирования. В 10-е годы возвращается мода на старинное народное искусство. Благодаря увлечению писателей стариной дети получили книги, дающие излюбленную пищу для их воображения и чувств. Среди произведений, адресованных непосредственно детям, назовем короткие сказочки костромского крестьянина Ефима Честнякова - «Иванушко», «Сергиюшко», «Лесное яблоко». Они отличаются прямым родством с народной культурой. Это единственные в своем роде авторские произведения для самых маленьких. По ясности языка и нравственного смысла они могут сравниться с фольклорными детскими сказками. Увлечение стариной сопровождалось вниманием к миру раннего детства, в котором совершается наиболее интимное, сокровенное познание родины - через речь, сказки и песни нянек, корми лиц (о роли кормилицы очень сильно сказал поэт Владислав Ходасевич в стихотворении «Не матерью, но тульскою крестьянкой...»). Образ няни был вновь поднят на ту высоту, которую некогда задал в своих стихах Пушкин. Искания модернистов значили очень многое для расцвета детской литературы в 20-30-х годах нашего века, для ее обновления в 80-90-е годы. (Литература для детей стала быстрее и точнее реагировать на современную жизнь, началось освоение языка художественной публицистики). утратила деление по сословиям, обрела подлинную демократичность. Писатели стали больше доверять маленьким читателям и писать для них произведения с глубоким подтекстом, сложные по художественному строению.
|