Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет и метод муниципального права как отрасли права.






Как известно, отрасли права различаются по предмету и методу правового регулирования. В характеристике отрасли права первостепенное значение имеет

определение ее предмета, то есть совокупности тех специфических общественных отношений, которые нормами данной отрасли права регулируются и закрепляются.

Т.о., вопрос о предмете муниципального права - это прежде всего, вопрос о характере, объеме и особенностях общественных отношений, которые регулируются нормами муниципального права.

Если определить в самом общем виде предмет муниципального права, то можно сказать, что им являются общественные отношения, возникающие в связи с организацией и деятельностью населения городских и сельских поселений по решению непосредственно или через образуемые им органы вопросов местного значения.

Методы муниципального права

Каждая отрасль права имеет свои методы правового регулирования, то есть специальные юридические средства и способы воздействия норм права на общественные отношения.

Муниципальное право РФ, будучи комплексной отраслью права, использует методы, присущие другим отраслям права, однако в специфическом для данной отрасли права их соотношении и переплетении. Так, являясь отраслью публично-частного характера, муниципальное право использует в механизме правового регулирования сочетание публично-правового (императивного) и частноправового (диспозитивного) методов правового регулирования.

В основном, в сущностном плане, для местного самоуправления как публично-правового института характерно, безусловно, преобладание публично-правовых методов правового регулирования. Однако, в тех сферах правового регулирования местного самоуправления. которые касаются деятельности его органов как юридических лиц, реализации их полномочий в сфере управления муниципальной собственностью, местными финансами и т.п., используются, как правило, частноправовые методы.

Методы правового регулирования во многом ориентированы на способы правового регулирования, к которым теория права относит дозволение, обязывание и запрет. Для муниципального права как комплексной отрасли права, характерно использование в механизме правового регулирования таких способов правового воздействия как дозволение и обязывание.

 

4. Муниципально-правовые нормы.

Это правовые нормы, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления. Вместе с тем нормы муниципального права характеризуются определенной спецификой, связанной с обособленностью органов местного самоуправления от органов государственной власти, а также с тем, что органы местного самоуправления и население муниципального образования наделены нормотворческими полномочиями.

Особенность норм муниципального права состоит в том, что для многих из них характерна принадлежность одновременно и к другим отраслям права. Так, например, нормы закрепляющие финансовые основы местного самоуправления, являются нормами как муниципального, так и финансового права.

В муниципальном праве РФ применяется следующая классификация правовых норм.

1. По объекту правового регулирования различают:

- нормы, определяющие местное самоуправление в системе народовластия;

- нормы, закрепляющие территориальные, финансово-экономические и правовые основы местного самоуправления (ФЗ № 131);

- нормы, устанавливающие организационно-правовые формы осуществления местного самоуправления (местный референдум, муниципальные выборы, формирование и статус органов местного самоуправления, муниципальная служба);

- нормы, закрепляющие вопросы местного значения муниципальных образований (ФЗ № 131);

- нормы, устанавливающие гарантии местного самоуправления.

2. По территории действия выделяются нормы:

- действующие на всей территории Российской Федерации;

- действующие на территории субъекта РФ;

- действующие в границах конкретного муниципального образования.

3. По характеру содержащихся в нормах предписаний они подразделяются на:

- управомачивающие (ч. 1 ст. 26 Закона о местном самоуправлении РФ 2003 г. гласит, что граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы и к должностным лицам местного самоуправления);

- обязывающие (ч. 2 ст. 26 возлагает обязанность на органы и должностные лица дать ответ по существу обращений граждан в течений одного месяца);

- запрещающие (в силу ч. 2 ст. 10 Закона о местном самоуправлении 2003 г. ассоциациям и союзам муниципальных образований не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления).

4. По степени определенности содержащихся предписаний различают нормы:

- императивные (ч. 5 ст. 15 Закона о местном самоуправлении 2003 г. закрепляет единственно возможный порядок принятия решений представительным органом местного самоуправления — коллегиальный);

- диспозитивные (согласно ч. 4 ст. 15 Закона о местном самоуправлении 2003 г. органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, в праве заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий).

5. По предназначению в механизме правового регулирования выделяют следующие нормы:

- материальные (закрепляют права, обязанности, полномочия субъектов муниципальных правоотношений);

- процессуальные (регламентируют процедуру реализации материальных норм).

 

5. Муниципально – правовые отношения.

Юридические нормы, составляющие муниципальное право, как отрасль права, регулируют различные по характеру общественные отношения. Это организационные, статусные, процессуальные, материальные и иные отношения. Это общественные отношения в самых различных сферах: экономики, финансов, бюджета, налогов, экологии, земли и других природных ресурсов, социальной сфере и т.д.

Главными объединительными критериями данного круга общественных отношений являются, во-первых, их локально-территориальный уровень, а, во-вторых, специфический характер их содержания (исключительно вопросы местного значения).

Муниципальное право, как отрасль российского права, призвана регулировать:

- отношения, связанные с местом местного самоуправления в конституционном механизме РФ;

- договорные отношения по взаимным обязательствам’ муниципальных органов и органов государственной власти различного уровня;

- отношения, связанные с образованием, видами и структурой муниципальных органов и других организационных форм осуществления местного самоуправления;

- отношения, связанные с установлением, разграничением и реализацией компетенции (полномочий) в области местного самоуправления;

- отношения, касающиеся особенностей организации и деятельности муниципальных образований различного уровня;

- отношения в сфере местных налогов, местного бюджета, муниципальной собственности и т.п.;

- отношения, вытекающие из статуса муниципальных органов как юридических лиц.

Предметом муниципального права является также практика деятельности муниципальных органов’.

Из сказанного выше следует, что муниципально-правовые отношения - это регулируемые нормами муниципального права общественные отношения, связанные с организацией и функционированием местного самоуправления в городских и сельских поселениях, а также в других муниципальных образованиях.

 

6. Источники муниципального права РФ: понятие, виды.

Понятие, виды и иерархия источников МП. Основные критерии отнесения нормативных правовых актов к числу источников МП. Место и роль международно-правовых актов о местном само­управлении в правовой системе РФ. Европей­ская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г.: струк­тура и содержание. Европейские муниципально-правовые стандар­ты. Конгресс местных и региональных органов власти Европы. Роль Европейского Суда по правам человека в защите конституци­онного права на осуществление местного самоуправления.

Конституционные основы местного самоуправления. Консти­туция об организационной обособленности и самостоятельности ме­стного самоуправления. Конституционные гарантии местного само­управления. Конституция о предметах ведения местного самоуправ­ления и полномочиях его органов. Конституция о соотношении государственной и муниципальной (местной) власти.

ФЗ и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ по во­просам организации местного самоуправления в России: история развития, современные проблемы реализации. Этапы развития фе­дерального законодательства о местном самоуправлении.

ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» — важнейший источник муниципального права, пра­вовая основа для дальнейшего развития и совершенствования зако­нодательства субъектов РФ о местном само­управлении и муниципальных правовых актов. Структура, содер­жание, новеллы Закона (в сравнении с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ).

Указы и распоряжения Президента, постановления и распоря­жениями Правительства, иные НПА федеральных органов исполнительной власти как источники МП.

Законодательные и иные нормативные правовые акты субъектов РФ по вопросам организации местного самоуправления: понятие, виды, основные направления совершен­ствования. Соотношение федераль­ных законов и законов субъектов РФ по вопро­сам организации местного самоуправления.

Муниципальные правовые акты в системе источников МП. Система муниципальных правовых актов. Устав муниципального права: порядок принятия, регистрации, основные положения и роль в правовом регулировании муниципально-правовых отношений. Правовые акты, принятые на местном референду­ме (сходе граждан). Решения представительного органа местного самоуправления. Правовые акты главы муниципального образова­ния, главы местной администрации, иных органов и должностных лиц местного самоуправления.

Правовые основы местного самоуправления, содержащиеся в источниках муниципального права, характерных для англосаксон­ской системы права. Национальные и иные местные традиции как источники муниципального права России. Договоры и соглашения в области местного самоуправления. Судебные акты (решения), со­держащие правовые позиции и нормативные предписания по вопро­сам организации местного самоуправления. Важнейшие правовые позиции высших судебных инстанций Российской Федерации по во­просам организации местного самоуправления в России и Москве.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал