Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конституционные основы местного самоуправления.
Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации закреплены в Конституции РФ. Ее принятие в 1993 г. положило начало новому периоду развития местного самоуправления в Российской Федерации. Конституция РФ 1993 г. закрепила местное самоуправление в качестве одной из основ конституционного строя России. Ст. 3 Конституции устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Из этого можно сделать вывод, что местное самоуправление является одним из предусмотренных Конституцией РФ способов реализации публичной власти в Российской Федерации. Конституция РФ закрепляет общие принципы построения и функционирования муниципальной власти, единые для всей системы местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии осуществления местного самоуправления. Основополагающие нормы о независимости местного самоуправления содержатся в ст. 12 Конституции РФ. Гл. 8 Конституции РФ полностью посвящена организации местного самоуправления в Российской Федерации. В ней устанавливаются основные формы и способы осуществления местного самоуправления, территориальные основы местного самоуправления, основные полномочия его органов. В ст. 130 Конституции РФ констатируется, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. В ст. 131 фиксируются гарантии территориального верховенства (самостоятельности) местного самоуправления. К их числу Конституция относит основной круг территорий, на которых может осуществляться местное самоуправление (городские, сельские поселения); запреты на изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, без учета мнения населения соответствующих территорий. В ст. 132 определяется круг вопросов местного значения (предметы ведения местного самоуправления), в решении которых органы местного самоуправления самостоятельны: управление муниципальной собственностью; формирование, утверждение и исполнение местного бюджета; установление местных налогов и сборов; осуществление охраны общественного порядка; решение иных вопросов местного значения. В ст. 133 Конституции РФ устанавливает запрет на ограничение тех прав местного самоуправления, которые закреплены в Конституции РФ и федеральных законах.
8. Европейская Хартия местного самоуправления была открыта для подписания в октябре 1985 года и вступила в силу в сентябре 1988 года. К началу 1996 года Хартию подписали 25 государств. В связи с принятием в начале 1996 года РФ в качестве полноправного члена Совета Европы, она подписала 27 февраля данную Хартию и обязалась в течение года ее ратифицировать и соблюдать. Подписавшие Хартию страны - члены Совета Европы исходили из того, что построение Европы должно базироваться на принципах демократии и децентрализации власти. Одним из важнейших условий для этого является защита и укрепление местного самоуправления, которое может обеспечить эффективное и, одновременно, приближенное к гражданину управление. Хартия дополняет общеевропейские законодательные нормы в том, что касается формулирования прав и обязанностей местных сообществ и закрепляет необходимость подведения под независимость местных властей конституционной и иных законных основ, а также определяет принципы деятельности и концепцию формирования местных органов власти, отражающие природу и масштаб их правомочности. По своей структуре Европейская Хартия местного самоуправления состоит из преамбулы, трех частей и 18 статей. В преамбуле сформулированы цели и основополагающие идеи, в соответствии с которыми разработана настоящая Хартия. Главная идея состоит в том, что органы местного самоуправления составляют одну из основ любого демократического строя, что право граждан участвовать в управлении государственными делами, как один из важнейших демократических принципов, непосредственно может быть осуществлено именно на местном уровне. В статье 1 зафиксировано обязательство сторон соблюдать статьи Хартии в том порядке и в объеме, как это предусмотрено статьей 12. Часть 1 Хартии называется < Конституционные и законодательные основы местного самоуправления>. которая включает статьи с 3 по II. В этих статьях сформулированы основополагающие принципиальные положения, касающиеся местного самоуправления: его понятие, сфера и объем полномочий, финансовая основа, правовая защита и др. Часть II включает так называемые < Особые положения> (статьи 12-14). Среди них важное значение имеют положения статьи 12, закрепляющей обязательства сторон соблюдать по меньшей мере двадцать пунктов части 1 Хартии, в числе которых по меньшей мере десять должны быть выбраны из следующих статей и пунктов: ст.2, ст.З п.1, п.2, ст.4 п.1, 2 и 4, ст.5, ст.7 п.1, ст.8 п.2, ст.9 п.1, 2 и 3, ст.Ю п.1, ст. II. При этом сторонам, подписавшим Хартию, предоставляется право самим избрать те пункты и статьи, которые они обязуются соблюдать и уведомить об этом Генерального Секретаря Совета Европы. Положения Части III касаются вопросов процедурного характера, связанных с порядком подписания, ратификации и вступления в силу настоящей Хартии, а также ее денонсации, то есть прекращения ее действия в отношении той или иной стороны.
9. Федеральное законодательство о местном самоуправлении: общая характеристика и направления развития. Местное самоуправление как одна из форм осуществления народом своей власти и одна из основ конституционного строя впервые в истории России признано и гарантировано Конституцией РФ, принятой 12 декабря 1993 г. Конституция РФ В Конституции РФ уделяется достаточно много внимании вопросам местного самоуправления. Местное самоуправление упоминается в таких статьях, как 3, 8, 9, 12, 15, 18, 24, 32, 33, 40, 41, 43, 46, 72, 130-133; ему посвящена глава 8 Конституции РФ. В соответствии со статьей 72 Конституции РФ вопросы местного самоуправления относятся к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Пункт н. статьи 72 Конституции РФ закрепляет, что в совместном ведении РФ и субъектов РФ находится «установление общих принципов организации системы органов гос-ой власти и местного самоуправления». РФ и субъекты РФ предлагают различные подходы прочтения приведенной конституционной нормы1: 1) в совместном ведении находится «установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления» - установление местного самоуправления; 2) в совместном ведении находится «установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления» - установление системы органов местного само- управления; 3) в совместном ведении находится «установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления» - установление общих принципов организации местного самоуправления. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» яв-ся наиболее важным для становления и развития местного самоуправления в РФ, формирования законодательства о местном самоуправлении. ФЗ определяет: общие принципы организации местного самоуправления в РФ; правовые основы местного самоуправления; организационно-правовые формы осуществления местного самоуправления; финансово-экономические основы местного самоуправления; основные принципы и подходы к определению полномочий органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения. Иные федеральные законы Следует назвать такие ФЗ, как «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», и т.д. Федеральные законы, регулирующие вопросы местного самоуправления, делятся на две группы1: 1) законы, регулирующие только отдельные вопросы местного самоуправления; 2) отраслевые законы, регулирующие отдельные отрасли или сферы общественной. Федеральные подзаконные акты. На федеральном уровне кроме законов вопросы местного самоуправления регулируются и другими нормативными актами. Так, обе палаты Парламента РФ принимали постановления по вопросам местного самоуправления. Одними из наиолее известных являлись: Важную роль в правовом регулировании местного самоуправления играют указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Решения Конституционного Суда РФ, иных судов. Значительное место в настоящее время отводится решениям судебных органов, и в первую очередь решениям Конституционного Суда РФ2.
|