Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и виды подзаконных НПА
В Российской правовой системе существует достаточно большая группа подзаконных нормативных правовых актов. Сфера подзаконных нормативных правовых актов в нашей правовой системе занимает самостоятельную позицию, свидетельствующую «о ее зрелости и большей жизненной адекватности по сравнению с любым иным видом источников правовой системы»2. Особое положение в системе подзаконных нормативных правовых актов федерального уровня правовой системы занимают нормативные постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации. Они могут быть приняты палатами только по строго определенным в Конституции РФ вопросам, таким как изменение границ между субъектами Федерации, а также регламенты палат, принимаемые в форме постановлений. По юридической силе одним из важных видов подзаконных нормативных правовых актов являются нормативные указы Президента Российской Федерации. Предметная сфера указов достаточно объемна. К ней можно отнести: утверждение военной доктрины Российской Федерации, введение чрезвычайного и военного положения, утверждение структуры федеральных органов исполнительной власти и многие другие вопросы. Главенствующую роль среди нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти занимают нормативные постановления Правительства России.Предметная сфера правительственных постановлений очень широка. В системной реализации законов с помощью подзаконных нормативных правовых актов особое значение имеют нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (ведомственные акты). Эти акты издаются всеми полномочными органами, которые входят в структуру федеральных органов исполнительной власти, утверждаемой Президентом России. В настоящее время к числу этих органов относятся в первую очередь федеральные министерства, федеральные агентства, федеральные службы и др. Помимо рассмотренных нормативных актов на федеральном уровне правовой системы свои нормативные правовые акты, имеющие подзаконный характер, издают и другие органы. Так, в соответствии с Федеральным законом «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» Центробанк России издает указания, инструкции, положения и приказы, которые «обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех физических и юридических лиц». В ч. 10 ст. 22 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» акреплено, что «Центральная избирательная комиссия Российской Федерации пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения настоящего Федерального закона Генеральная прокуратура Российской Федерации активно использует свои правотворческие полномочия и издает совместные приказы с федеральными органами исполнительной власти, которые вступают в силу после прохождения государственной регистрации в Минюсте России. На втором уровне российской правовой системы свои подзаконные акты издают главы высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ (президенты республик в составе РФ, губернаторы, главы областных ^министраций, мэры городов федерального значения), высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ (их структурные подразделения), которые по предметам совместного ведения Российской Федерации и рубъектов Федерации, по предметам ведения субъектов РФ издают свои нормативные правовые акты.
|