Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды НПА
По юридической силе нормативные правовые акты делятся на законы и подзаконные нормативные правовые акты. Верховенством среди них обладает закон. Закон — это нормативный правовой акт, принимаемый в особом порядке представительным (законодательным) органом государственной власти или народом, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений. Наибольшей юридической силой среди законов обладает Конституция. В ней закрепляются основы государственного строя, определяется организация различных ветвей государственной власти, содержание основных прав и обязанностей граждан, принципы государственных отношений. Конституция государства является основой для всех остальных нормативных правовых актов,. Следующее место в иерархии законов принадлежит конституционным законам. Они имеют наиболее тесную связь с Конституцией страны, поскольку количество и тематика конституционных законов определены в Основном Законе. Помимо этого, для них характерен более сложный порядок принятия, чем для обычных законов. Данный вид законов характерен, к примеру, для Российской Федерации. Промежуточное положение между Конституцией и обычными законами занимают также органические законы. Их принятие направлено на развитие конституционных норм. Но органические законы, в отличие от конституционных законов, могут быть приняты по любому вопросу с тем лишь условием, что они принимаются в более сложном порядке, чем обычные законы. Органические законы характерны, к примеру, для Италии. Следующими по юридической силе являются обычные законы. Они регулируют на основе Конституции, конституционных законов, органических законов те отношения, которые относятся к предмету законодательного регулирования. Помимо этого, в федеративных государствах субъекты федерации имеют право на издание своих законов — конституций (уставов), законов субъектов федерации в рамках предоставленной им компетенции. По форме объединения нормативного материала обычные законы могут быть кодификационными законами (например, кодексы) или текущими законами (тематическими). В странах романо-германской правовой системы и некоторых других правовых системах помимо законов существует другая, очень большая группа нормативных правовых актов, условно именуемых подзаконными нормативными правовыми актами. Подзаконный нормативный правовой акт — это разновидность нормативного правового акта, издаваемого полномочным органом на основе и во исполнение закона, в соответствии с законом для его дальнейшей конкретизации и развития. По сфере действия подзаконные нормативные правовые акты можно подразделить на общерегулятивные (адресованные всем гражданам, субъектам права), отраслевые, или, как их еще иногда называют, ведомственные (адресованные специальному кругу лиц), и местные. Среди видов подзаконных нормативных правовых актов встречаются указы, постановления, регламенты, приказы, циркуляры, директивы, ордонансы, инструкции, положения и др. По времени действия нормативные правовые акты делятся на временные (действуют на определенный, указанный в законе срок), постоянные (действуют с момента их принятия до последующей отмены, то есть на неопределенный срок) и чрезвычайные (начинают действовать при наступлении определенных в законе обстоятельств, как правило, чрезвычайного, экстраординарного характера).
|