Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Систематизация зак-ва, ее виды
Систематизация нормативных актов становится необходимостью, ибо в таком множестве разнообразных актов фактически невозможно ориентироваться в повседневной правовой жизни, тем более при реализации права. Особое значение упорядочение нормативных правовых актов имеет для эффективности правоприменительной деятельности. Под систематизацией нормативных правовых актов понимают приведение на основе соблюдения соответствующих правил и использования определенных способов нормативных правовых актов в научно обоснованную стандартизированную систему. По определенным основаниям систематизация классифицируется на виды. По ее видам пока еще нет единой точки зрения2. Наиболее устоявшаяся исходит из наличия трех видов систематизации: инкорпорации, консолидации, кодификации. Отдельные авторы называют и такой ее вид, как учет3. Вкратце рассмотрим каждый из этих видов. Инкорпорация — такой вид сложившейся систематизации, при которой нормативные правовые акты объединяются в специальный сборник, в котором каждый из них сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Инкорпорация осуществляется на основе определенных принципов: хронологического, тематического и других. Она подразделяется на официальную и неофициальную. К первой, например, можно отнести Собрание законодательства, а ко второй приписывают сборники нормативных актов (материалов) по отраслям права, издаваемых в учебных, просветительских и иных целях подобного характера. Материалы неофициальной инкорпорации не могут служить правовыми источниками, предопределяющими результаты правоприменительной деятельности, то есть на них не ссылаются, а лишь используют в познавательных целях. Это самый простой вид систематизации. Консолидация — вид систематизации, в которой нормативные правовые акты объединяются, сохраняя неизменным свое содержание, но при этом каждый из них теряет свое самостоятельное юридическое значение. Сказанное означает, что акты, входящие в консолидированный сборник, самостоятельно применяться не будут. В основе данной систематизации находится так называемый видовой принцип, то есть систематизация осуществляется по видам деятельности. Примером здесь могут служить консолидированные сборники по линии медицины, обороны, образования, защиты окружающей среды и т.д. Консолидация является пограничным видом систематизации. Она сочетает в себе черты инкорпорации и кодификации. Используется тогда, когда недопустимо ограничиться инкорпорацией, а осуществить кодификацию по разным причинам еще не представляется возможным. Кодификация — вид систематизации, при которой нормативные правовые акты, регулирующие родственные отношения, объединяются в единый, логически целостный, самостоятельный нормативно-правовой акт. Входящие в кодекс или в иную форму кодификации родственные нормативные акты могут подвергнуться заметным изменениям. В процессе кодификации осуществляется устранение устаревшего материала, противоречий в самих нормах и между отдельными нормативными актами, вводятся необходимые новые правила поведения, обеспечивая их согласованность, непротиворечивость по отношению ко всей остальной части содержания проекта нового единого акта. Примером такого подхода могут служить сложные и долгие процессы принятия Уголовного, Уголовно-процессуального, Земельного и других кодексов Российской Федерации. Кодификации присущи следующие черты: а) ею имеют право заниматься специальные компетентные органы; б) результатом кодификационного процесса становится новый нормативный акт; в) кодификационный акт занимает доминирующее положение по отношению ко всему массиву нормативных актов, действующих в данной сфере общественных отношений (гражданско-правовые, административно-правовые, трудовые и др.). Наиболее распространенными формами кодификации являются: 1) основы законодательства (содержат наиболее важные, общие нормы по предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов); 2) кодексы (систематизированные комплексные законодательные акты определенной отрасли права); 3) уставы (нормативные акты, регулирующие деятельность отраслевых министерств и приравненных к ним учреждений, например, уставы вооруженных сил, гражданского и речного флотов и т. д.); 4) положения (кодифицированные нормативные акты, определяющие правовой статус и порядок деятельности определенной группы субъектов права, закрепляющие полномочия соответствующих органов, их структуру, компетенцию и т. д.; примером могут служить положения о министерствах, ведомствах и т. п.); 5) правила в некоторой степени сходны с положениями и уставами; ими определяется порядок какой-либо деятельности (в качестве примера можно назвать правила торговли, правила дорожного движения, правила о порядке применения оружия и др.).
|