Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы регулирования международной торговли
Действие всех междун соглашений, заключенных в рамках ГАТТ и входящих в международную торговую систему ВТО, основано на признании государствами-участниками четырех основных принципов регулирования международной торговли: защита внутреннего рынка с помощью таможенных тарифов; обязательство государства-участника не повышать пошлины (связывание тарифов); предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ) и предоставление национального режима. Указанные принципы сформулированы в ГАТТ 1994 г. Принцип защиты внутреннего рынка с помощью таможенных тарифов сформулирован в ст. 11 ГАТТ 1994 г. Она предусматривает запрещение применять количественные ограничения при регулировании внешней торговли, за исключением ограниченного числа случаев. Так, странам, испытывающим трудности с платежным балансом, разрешается вводить количественные ограничения, чтобы они сохранили свои фин позиции на мировом рынке (меры таможенно-тарифного регулирования). Принцип «не повышать пошлины» (связывания тарифов) сформулирован в преамбуле и в ст. 28-бис ГАТТ 1994 г. и лежит в основе проведения политики снижения таможенных тарифов. Переговоры по присоединению к ВТО направлены на то, чтобы зафиксировать определенный уровень таможенных тарифов по отдельным видам товаров на момент вступления государства в ВТО. Сниженные к моменту присоединения к ВТО тарифы замораживаются (связываются) во избежание дальнейшего повышения и включаются в национальный перечень тарифных уступок каждой страны. Ставки тарифов, принятые странами на переговорах, вносятся в так называемый перечень уступок. Каждая страна, участвующая в ВТО, имеет свой индивидуальный перечень уступок, который является неотъемлемой частью юр. системы ГАТТ/ВТО. Освободиться от тарифных ограничений и повысить тарифы сверх указанной в перечне уступок нормы возможно только в результате переговоров с соответствующим государством и предоставления в качестве компенсации государству, с которым данная уступка была согласована, тарифных уступок на другие товары. Принцип наибольшего благоприятствования в торговле сформулирован в ГАТТ 1994 г. Это наиболее важное положение ГАТТ/ВТО.Согласно этому принципу необходимо, чтобы тарифы и другие меры регулирования применялись к импортируемым и экспортируемым товарам без дискриминации по странам. Они не позволяют устанавливать для одного государства импортные тамож пошлины выше или ниже тех, которые применяются к импорту этих товаров из другого государства. Предоставляя РНБ, страна отказывается от дискриминационного подхода при выборе торговых партнеров. Исключение из принципа РНБ делается для стран, участвующих в региональных соглашениях. Эти страны не обязаны распространять на все страны более низкие тарифы или беспошлинную торговлю, действующие между ними (ст. 24ГАТТ 1994 г.). Принцип национального режима сформулирован в ст. 3 ГАТТ 1994 г. В соответствии с ним импортированный товар, пересекший после оплаты таможенных пошлин и других сборов границу, должен иметь не менее благоприятные условия на рынке, чем подобные товары отечественного производства. В то время как РНБ запрещает применять дискриминационные меры к товарам, произведенным в разных странах, правило национального режима препятствует дискриминации в отношении импортируемых товаров по сравнению с их аналогами, произведенными в самой стране, как в отношении обложения их внутренними налогами, так и в отношении применения внутреннего законодательства.
15. Особенности регулирования международной торговли услугами. Структура, динамика, тенденции. Принципы регулирования. Генеральное соглашение по торговле услугами ВТО (ГАТС). Международная торговля услугами — это торговля потребительскими стоимостями, преимущественно не имеющими вещественной формы. Сущ-ют определенные особенности услуг: неосязаемость; неотделимость от источника, т. е. торговля услугами связана с их производством; услуга, как правило, не имеет овеществленной формы; непостоянность качества; несохраняемость и нетранспортируемость. Темпы роста и масштабы мирового рынка услуг все время возрастают. В результате мировой экспорт услуг возрос с 70 млрд долл. в 1970 г. до 1400 млрд долл. в 2000 г. и 2400 млрд в 2005 г. Соответственно его доля в мировом экспорте увеличилась и продолжает расти. Структура мирового рынка услуг за последнее время также претерпела существенные изменения, в этой структуре принято выделять: 1) транспортные услуги; 2) туристические услуги; 3) прочие услуги. Соотношение их в общем объеме услуг меняется. Еще в начале 1980-х гг. первое место занимали транспортные услуги, но затем их доля сократилась. Доля туристических услуг остается относительно стабильной, составляя примерно 1/3 их общего объема. А вот доля так называемых прочих услуг растет быстрее всего, так что теперь в структуре мирового экспорта услуг именно они приобретают определяющее значение. Понятие «прочие услуги» объединяет разные виды услуг, вызванные к жизни развитием междун экономических отношений. К ним относятся: а) инженерно-технические услуги (инжиниринг); б) консультационные услуги (консалтинг).; в) услуги в области междун арендных отношений,; г) разного рода информационные услуги. К этому перечню можно добавить фин, банковские и страховые услуги, мед услуги, услуги в области образования, здравоохранения и т. д. Географическое распределение мирового экспорта и импорта услуг в целом напоминает распределение, сложившееся в торговле товарами. Ведущую роль в торговле услугами (70 % мировой) играют страны Запада. Место России на мировом рынке услуг можно охарактеризовать как довольно скромное. По стоимости экспорта и импорта услуг она только во второй десятке стран современного мира. К тому же в структуре российского экспорта услуг преобладают традиционные туристические и транспортные услуги, тогда как доля прочих услуг невелика. Выделяется четыре способа МТУ: 1. Трансграничная торговля т.е. ситуация, когда продавец и покупатель услуги не перемещаются через границу, пересекает только услуга. 2. Потребление за границей, т.е. ситуация, когда потребитель из одной страны приобретает и потребляет услугу на территории другой страны. 3. Торговое присутствие в стране предоставления услуги, т.е. ситуация, когда фирма, предоставляющая услугу, пересекает границу и, находясь на территории данной страны, открывает представительство или дочернюю фирму, через которые осуществляет предоставление услуги. 4. Присутствие физических лиц, предоставляющих услугу, т.е. ситуация, когда услуга заключена непосредственно в деятельности людей, которые приезжают из-за границы, где находится ее потребитель(приезд иностранного архитектора). Генеральное соглашение по торговле услугами - первое многосторонне межгосударственное соглашение по торговле услугами – важнейший итог Уругвайского раунда. ГАТС содержит принципы, составляющие основу многосторонней правовой системы, регулирующей торговлю услугами. ГАТС имеет 29 статей. В ГАТС рассматриваются следующие аспекты торговли услугами: сфера применения и определения, общие обязательства и правила (режим наибольшего благоприятствования, гласность, особенности участия развивающихся стран, учет экономической интеграции, внутреннее регулирование, возможности применения защитных мер, общие исключения, субсидии и др.); специфические обязательства (доступ на рынок, национальный режим, дополнительные обязательства); постепенная либерализация (переговоры по специфическим обязательствам, списки специфических обязательств и их изменение); институциональные обязательства (консультации, урегулирование споров и исполнение решений. Совет по торговле услугами); заключительные положения. В соответствии с положениями ГАТС члены ВТО должны придерживаться следующих принципов: · обеспечение прозрачности системы регулирования сферы услуг на своей территории; · гарантия доступа к национальным процедурам разрешения споров; · не увеличение ограничений в доступе на рынок и следование принципу национального режима; · соблюдение процедур разрешения споров во всех областях, регулируемых ВТО; · участие в будущих переговорах о новых аспектах обмена в сфере услуг, а также о содержании национальных списков обязательств. Основные положения ГАТС во многом напоминают ГАТТ, а именно: · режим наибольшего благоприятствования (предполагающий одинаковый режим для всех и отсутствие каких-либо дискриминаций между участниками Соглашения); · гласность (вся информация, законы, административные распоряжения, касающиеся регулирования торговли услугами должны публиковаться); · постепенная либерализация путем переговоров в рамках всей торговли услугами.
|