Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы государственного регулирования внешней торговли.
Роль государства в регулировании внешнеторговой деятельности. Формы внешнеторговой политики. Тенденция к либерализации и протекционизм в международной торговле. Методы регулирования внешнеторговой деятельности: таможенно-тарифные и нетарифные. Таможенный тариф. Виды таможенных пошлин. Защитные меры. Квотирование. Лицензирование. Государственная поддержка экспорта. Внешнеторговая политика - целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Включает определение мер государственного регулирования для расширения торговых обменов, совершенствования товарной и географической структур внешней торговли; торговую политику проводят или межгосударственные, или всемирные экономические организации. Формы внешнеторговой политики: свободная торговля и протекционизм.Политика свободной торговли (невмешательство, гос. соглашения о свободе): действие рыночных сил, конкуренция, МРТ, расширение рынка. Либерализация важна для ТНК. Протекционизм - защита отечественной экономики от иностранной конкуренции, способствует развитию национального производства. · селективный – направлен против отдельных стран или товаров; · отраслевой – защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство; · коллективный – проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих; · скрытый – осуществляется методами внутренней экономической политики. Инструменты внешнеторговой политики: Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы. Государственное регулирование международной торговли может быть: • Односторонним, когда инструменты государственного регулирования используются правительством страны в одностороннем порядке без согласования или консультаций с ее торговыми партнерами. Обычно односторонние меры применяются в ответ на аналогичные шаги других стран и приводят к возникновению политических напряжений.• Двусторонним, когда меры торговой политики согласовываются между странами, являющимися торговыми партнерами. Например, по взаимной договоренности каждой из сторон могут вводиться конвенционные пошлины, технические стандарты и т.д.• Многосторонним, когда торговая политика согласовывается и регулируется многосторонними соглашениями. В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли. Таможенный тариф (customs tariff) в зависимости от контекста может определяться как: • инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком; • свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности; • конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины. Разделяют импортный и экспортный тамож тарифы. Таможенная пошлина (customs duty) — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта. Тамож пошлины выполняют три основные фун-и: • фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета; • п ротекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции; • балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых. Классификации таможенных пошлин. По способу взимания: • адвалорные — начисляются в процентах к таможенной стоимости обла гаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости); Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной.• специфические — начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1г); пошлин сильно зависит от колебания цен на товары. Например, специфическая пошлина в 1000 долл. за один импортный автомобиль значительно сильнее ограничивает импорт автомобиля ценой 8000 долл., поскольку составляет 12, 5% его цены, чем автомобиля ценой 12 000 долл., поскольку составляет только 8, 3% его цены. комбинированные — сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1т ). По объекту обложения: импортные — пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны.• экспортные — пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. • транзитные — пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны. По характеру: • сезонные — пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. • антидемпинговые — пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям.• компенсационные — пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве- которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров. По происхождению: • автономные — пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. • конвенционные (договорные) — пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого ВТО, или соглашений о таможенном союзе; • преференциальные — пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин — поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. По типам ставок: • постоянные — таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. • переменные — таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Нетарифные методы - совокупность прямых и косвенных ограничений внешнеэкономической деятельности с помощью разветвленной системы экономических, политических и административных мероприятий. К ним относятся: • квотирование (контингентирование) - установление количественных параметров, в пределах которых возможно осуществление определенных внешнеторговых операций. При исчерпании количества или суммы контингента экспорт (импорт) соответствующего товара прекращается; лицензирование - выдача хозяйствующим субъектам специальных разрешений (лицензий) на проведение внешнеторговых операций. эмбарго - запрет на проведение экспортно-импортных операций. Оно может распространяться на определенную группу товаров или вводиться в отношении отдельных стран; валютный контроль - ограничение в кредитно-денежной сфере. Ограничения количественного порядка могут распространяться на объем иностранных инвестиций, количество иностранной валюты, вывозимой гражданами за границу, и т. п.; налоги на экспортно-импортные операции - налоги в качестве нетарифных мер, которые не регулируются международными соглашениями, как тамож пошлины, и поэтому взимаются как с отечественных, так и с зарубежных товаров. Возможны и субсидии со стороны государства для экспортеров; административные меры, которые связаны в основном с ограничениями по качеству продаваемых товаров на отечественном рынке. Важное место занимают национальные стандарты. Несоблюдение стандартов страны может послужить поводом к запрету ввоза импортной продукции и ее реализации на внутреннем рынке. К мерам государственной фин поддержки экспорта относятся: - гарантирование экспортных операций; - долгосрочное и среднесрочное экспортное кредитование; - возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам; - страхование экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков. Инструменты фин поддержки экспорта в РФ: Государственные гарантии РФ. Льготное кредитование иностранных покупателей.Финансирование экспортных операций Внешэкономбанком.Страхование экспортных кредитов ОАО «ЭКСАР».Финансирование экспортных операций ЗАО «Росэксимбанк».Кредитование малого и среднего бизнеса ОАО «МСП Банк»
|