Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Б. Типы рыночных структур
Договоренности с партнерами — Эксклюзивные договоренности с главными поставщиками или ритейлерами могут создать проблемы для входящих на рынок. Эффект масштаба — Более крупные компании могут производить товары с меньшей себестоимостью, чем маленькие компании. Государственное регулирование экономики — Может затруднить вход на рынок или сделать невозможным. В крайнем случае государство может сделать конкуренцию незаконной и установить государственную монополию. Требования лицензий и разрешений также могут повысить объем необходимых инвестиций для входа на рынок. Неэластичный спрос — Один из способов выхода на рынок — заниженная стоимость товаров относительно имеющихся на рынке. Однако эта стратегия неэффективна, если покупатели не чувствительны к стоимости товаров. Интеллектуальная собственность — Вход на рынок требует доступа к такой же технологии производства или know-how, что и у монополиста. Патенты дают компаниям легальное право запретить другим компаниям производство продукта на определенный период и таким образом ограничить выход на рынок. Инвестиции — особенно заметно в сферах с эффектом масштаба и/или естественных монополиях Сетевой эффект — Когда товар или услуга имеет стоимость, зависящую от количества клиентов, у конкурентов возникают проблемы, поскольку уже работающая компания имеет большую базу клиентов. Хищническая ценовая политика — доминирующая компания продает товары себе в убыток, чтобы осложнить положение новым компаниям, не способным выдержать такое соревнование с более крупной фирмой, имеющей запас собственных средств и более легкий доступ к кредитам. В большинстве стран запрещена законом, однако эти действия тяжело доказать. Ограничительная торговая практика, как например авиатранспортные договоренности, не дающие возможности новым авиалиниям получить места для посадки в некоторых аэропортах. Предпочтительное географическое положение — расположение производственных мощностей ближе к сырьевым ресурсам или рынкам сбыта; более выгодное государственное регулирование и налогообложение, дает преимущество в марже, по сравнению с конкурентами. НИОКР — Некоторые товары, как например микропроцессоры, требуют больших инвестиций в технологии, которые останавливают потенциальных конкурентов. Невозвратные затраты — Невозвратные затраты не могут быть получены при уходе с рынка. Из-за этого они повышают риск входа на рынок. Вертикальная интеграция — Покрытие компанией нескольких уровней производства позволяет полностью доводить продукт до требуемых кондиций на каждом уровне, что осложняет производство товаров такого же качества для новых участников рынка. Характеристика рынка в условиях чистой монополии. Рынок чистой (совершенной) конкуренции наиболее точно описывает взаимодействие спроса и предложения. Для него характерно: Признаки монополии. Одним из важнейших отличительных признаков монополии является наличие барьеров для входа в отрасль, то есть ограничителей, которые предотвращают появление дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы. Признаки монополии: Виды монополий: закрытая, открытая, естественная, искусственная. Естественная монополия (железная дорога, системы водоснабжения) — предприятия, объединенные единой сбытовой организацией, состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. При этом, может быть такая ситуация, когда услуги компании имеют аналоги, но по общепризнанным нормам такая компания всё равно считается монополией (например, пассажироперевозки ж/д транспортом конкурируют с авиаперевозками, однако некоторые железнодорожные компании всё равно считаются монополией). Государственная (закрытая) монополия — монополия, созданная силой законодательных барьеров, определяющих товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа. Открытая монополия — временная ситуация, существующая в результате появления новой технологии или продукта в период, пока конкуренты не освоили данную технологию и производство данного продукта. Существует два основных вида искусственных монополий: первые имеют в своей основе рост концентрации производства; вторые основаны на базе предоставления различных патентов, лицензий и других прав интеллектуальной собственности. Искусственная монополия, выросшая на производственной базе, отличается высокой эффективностью процесса производства товаров и услуг. Это происходит в силу того, что преодолев конкурентную борьбу, на рынок выходят предприятия, оснащенные наиболее передовой технической базой, имеющей низкий уровень издержек при эксплуатации. Примеры искусственной монополии данного вида встречаются в реальной жизни, но не очень часто. Тут речь может идти о компаниях, достигших такого уровня материально-технической базы и менеджмента, который позволяет им снизить расходы на изготовление продукции. Соответственно, ее стоимость для конечного покупателя снижается настолько, что другим предприятия отрасли просто нет смысла изготавливать подобные товары. Искусственная монополия второго вида возникает в силу предоставления только одному предприятию патентов и разрешений на производство какой-либо продукции. Это может касаться различного рода изобретений, ноу-хау или ограниченного доступа к определенному ресурсу. Такие искусственные монополии имеют формы, основанные на преференциях, в том числе, и от государства, и существуют в большинстве стран мира. Равновесие монополии. В краткосрочном периоде: Фирма-монополист, для того чтобы максимизировать прибыль устанавливает для себя оптимальный объём производства. Для этого использует те же способы, что и в совершенной конкуренции, т.е сопоставляет общие доходы и издержки (TR и TC) и предельные доходы и издержки (MR и MC). В то же время использование второго метода имеет свои особенности. В отличие от совершенного конкурента у фирмы монополиста динамика спроса на продукцию фирмы совпадает с динамикой спроса на продукцию отрасли. Из-за того, что разное количество продукции фирма будет продавать по разным ценам, то предельный доход не будет постоянной величиной. По мере увеличения объёма продаж он будет снижаться. Знания о динамике изменения спроса дают возможность изменения динамики MR. Если фирма не будет практиковать дискриминацию цен, то увеличение объёма продаж будет сопровождаться снижением цен и сокращении MR более быстрыми темпами, чем снижение цены. в долгосрочном периоде: С учетом факторов монополизации в большинстве случаев монополия защищена от конкуренции и в долгосрочном периоде её поведение не будет отличаться от краткосрочного. Однако для ситуации с естественной и открытой монополией могут появляться дополнительные обстоятельства, приводящие к изменению поведения фирмы. Особенностью естественных монополий являются высокие AC. При этом достижение ACmin не имеет для фирмы экономического смысла, т.к она при этом не будет получать прибыль, либо будет нести убытки. Поэтому оптимальный объём фирмы будет выбираться в диапазоне, когда присутствует прибыль. Для открытой монополии существует опасность вхождения на рынок новых фирм. Для того, чтобы этого не произошло, первая вошедшая фирма создает на рынке условия схожие с условиями естественных монополий (т.е устанавливает цену ниже оптимального, обеспечивая низкую окупаемость затрат) Влияние монополии на общественное благосостояние. Монополии - крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и т. д.), находящиеся в частной собственности и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала, с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Поэтому существует необходимость вмешательства государства в систему организации монополий рыночной экономики. Формирование и рост монополий исторически неразрывно связаны с перерастанием капитала свободной конкуренции в монополистический капитализм. В области хозяйственных отношений капиталистический рост монополий привел к усилению их диктата и господства, на которое монополии оказывают влияние. Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Монополии, захватив прочные позиции, рано или поздно теряют динамику своего развития и эффективности, потому что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор. Ценовая дискриминация и ее виды. ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ – монополистическая практика продажи блага данного качества при данных затратах по различным ценам разным покупателям. Дискриминация первой степени (совершенная дискриминация) – диверсификация цены в зависимости от дохода и установление индивидуальной цены для каждого потребителя. Установив индивидуальную цену для каждого отдельного потребителя, фирма захватит весь потребительский излишек и получит максимальную прибыль. Дискриминация второй степени – диверсификация цены в зависимости от объема потребления и предполагает установление разных цен для отдельных групп покупателей. Такая практика эффективна при положительном эффекте масштаба, когда средние и предельные издержки снижаются. Дискриминация третьей степени (сегментная дискриминация) диверсификация цены в зависимости от категории товара и предполагает установление для разных цен для каждой группы блага. Основывается на сегментировании рынка, которое может быть осуществлено в зависимости от категории благ (билеты, лекарства), доходов потребителей, времени (сезонность спроса). Дискриминация третьей степени применяется тогда, когда эластичность по цене различна для каждого сегмента рынка Условия ценовой дискриминации. Для того чтобы фирма-монополист смогла осуществить политику ценовой дискриминации, рынок должен отвечать двум условиям: 1. Покупатели в силу невозможности или неудобств не могут перепродавать купленные блага. 2. Продавец должен быть в состоянии разделять покупателей на группы, исходя из учета эластичности спроса на блага. Общая характеристика антимонопольного законодательства: цели: Основная цель зак-ва и практики государств с рыночной экономикой, кот. преследуется при регулировании этих отношений состоит в том, чтобы в условиях свободного предпринимательства обеспечить макс.-эффект. использование механизмов поддержания свободной конкуренции, предотвратить факты недобросовестной конкуренции для защиты законных прв и интересов как производителей, так и потребителей. Каждому гос-во гарантирует возможность вести бизнес в зак. рамках не злоупотребляя свободой. Разработка и проведение антимонопольной политики явл. одной из важнейших функций нашего государства. Сейчас целями антимонопольной политики явл.: Формирование единого экономического и правового пространства; Обеспечение экон. свободы ПД; Создание конкурентной среды. Инструменты Административное (законодательное) регулирование. Главным инструментом государственной антимонопольной политики выступает государственно-правовой механизм – антимонопольное законодательство и система органов законодательной, исполнительной и судебной власти. С помощью антимонопольных законов государство осуществляет правовое и административное регулирование деятельности монополий, создавая условия для воспроизводства конкуренции. Административное (законодательное) регулирование конкуренции основывается на противодействии недобросовестной конкуренции, монополизации экономики путем издания законодательных актов и контроля за их соблюдением со стороны государства. Регулирование доступа на рынок и контроль над рыночной концентрацией. При определении монопольной ситуации обычно выделяют товарные рынки, на которые доступ новым конкурентам затруднен. Это экономия на крупных масштабах производства и сбыта (предприятия, освоившие крупные серии выпуска продукции и создавшие сбытовые сети, имеют преимущества в издержках); защищенная патентами технологическая монополия; контроль над сырьем и в целом вертикальная интеграция предприятий; необходимость вложения крупных капиталов для доступа на рынок, т.е. финансовые препятствия; устойчивый потребительский выбор (покупатели предпочитают продукцию какой-либо фирмы, и, чтобы конкурировать с ней, нужны крупные затраты на рекламу). Методы нормативно-ориентирующего воздействия. Наряду с законодательным антимонопольным регулированием в странах с рыночной экономикой применяются и методы нормативно-ориентирующего воздействия. К ним относятся: • правительственные заказы; • налоги; • проценты; • государственные субсидии. Используя эти рычаги, государство имеет возможность влиять на интенсивность конкуренции в разных секторах и сегментах рынка. Основная черта нормативно-ориентирующегося регулирования конкуренции – стимулирование предпринимательской активности фирм. С этой целью практикуются конкурсные условия в государственной контрактной системе, применяются налоговые льготы и субсидии на развитие приоритетных направлений производства, особое значение имеющие для поддержки новых фирм. Вновь созданным компаниям оказывается не только финансовая и материальная поддержка, но и информационное, консультативное содействие. Этапы развития. Начало антимонопольному законодательству было положено в США и Канаде, что явилось реакцией на усиление власти союзов монополистов в экономике. В 1880 г. был принят первый закон – закон Шермана, который запрещал монополизацию рынка, признавал незаконными любые объединения и сговоры, направленные на ограничение производства и торговли. Позднее, в 1914г., был принят еще один важный законодательный акт – закон Клейтона. Этот закон был направлен в первую очередь против различных видов монополистической практики. Он объявлял вне закона ценовую дискриминацию, запрещал исключительные или «принудительные» соглашения, приобретение акций конкурирующих корпораций. В 1914 г. была образована Федеральная торговая комиссия, предназначенная для борьбы с антиконкурентными слияниями компаний. В 1938 г. на эту комиссию была возложена дополнительная ответственность по защите общественности от вводящей в заблуждение или ложной рекламы. Акт Целлера-Кефовера 1950 г. дополнил закон Клейтона о слияниях запретом на слияние путем приобретения активов, результатом его могло явиться ослабление конкуренции. Первые антимонопольные законы США представляли собой попытку борьбы против крупного производства за выживание мелкого. В дальнейшем практика антимонопольного законодательства неоднократно менялась на протяжении XX столетия, периоды его ужесточения и либерализации чередовались. В Западной Европе антимонопольное законодательство было принято в послевоенный период и имеет ряд особенностей. С одной стороны, оно формально направлено на защиту интересов потребителей, а с другой – призвано поощрять процесс концентрации производства и образования крупных корпораций, если это связано с научно-техническим прогрессом. Антимонопольный контроль. Для предупреждения и пресечения монополистической деятельности ведется Государственный реестр РФ объединений и предприятий-монополистов, действующих на товарных рынках, который начал формироваться в России с 1992 г. В него включаются хозяйствующие субъекты, доля которых превышает 35% на соответствующем рынке и которые нарушают антимонопольное законодательство. Уровень монополизации в плановой экономике был очень высоким. В процессе разгосударствления он сократился. Однако в последние годы число предприятий-монополистов в России заметно выросло.
|