Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции денег.






Деньги – это особый вид универсального товара, используемого в качестве всеобщего эквивалента, посредством которого выражается стоимость всех других товаров.

В связи с тем, что сущность денег по-разному понималась и учеными прошлого, и современными теоретиками и по-разному представляется в различных теориях денег, изложение вопросов, касающихся функций денег, также неоднозначно. Большинство экономистов признают за деньгами выполнение следующих функций: 1 .Меры стоимости, 2. Средства обращения. 3. Средства накопления.

В марксисткой теории денег и основанной на ней традиционной трактовке функций денег в российской экономической науке в дополнение к указанным выделяются еще две функции: 1. Средства платежа. 2. Мировых денег.

Принципиальных разногласий по поводу количества функций у экономистов разных школ нет, но последние две функции рассматриваются как производные от трех основных.

Деньги как мера стоимости. Масштаб цен. Счетные деньги.

Деньги в функции меры стоимости позволяют выразить стоимость товаров в терминах, известных каждому участнику товарообмена, - в национальных или интернациональных денежных единицах. В функции меры стоимости деньги измеряют стоимость, или общественную ценность товаров, а цены товаров получают свое денежное выражение. Существует два основных подхода к выполнению деньгами функции меры стоимости. Согласно первому подходу сами деньги имеют внутреннюю стоимость и поэтому представляют ценность, стоимость других товаров. Второй подход основан на том, что внутренней стоимости у денег нет, они выступают как некий общий знаменатель, с помощью которого выражается соотношение цен различных товаров. Современные деньги не измеряют, а соизмеряют стоимость отдельных товаров и услуг, позволяя тем самым сориентироваться для принятия решений. Внутренней стоимостью обладают лишь товары, а деньги позволяют сравнивать, соизмерять их внутреннюю стоимость (сахарный песок дороже в 3 раза батона хлеба). Данный подход является в настоящее время распространенным. Счетные деньги – атрибут достаточно устойчивых товарных отношений, когда производство для рынка и обмен становится регулярным. С функцией меры стоимости связано свойство денег служить масштабом цен. Масштаб цен не является заданной величиной, его постепенное изменение возможно в процессе инфляции, мгновенное изменение – при проведении денежных реформ, девальвации и деноминации. Постепенное изменение масштаба цен происходит при любом типе инфляции, но наиболее резко это проявляется при несбалансированной инфляции. При сбалансированной инфляции цены разных товарных групп относительно друг друга остаются неизменными. А при несбалансированной инфляции цены разных товаров постоянно меняются по отношению друг к другу, причем в неодинаковых пропорциях. Мгновенное изменение масштаба цен связано, прежде всего, с проведением деноминации – государственного мероприятия по изменению масштаба цен в сторону укрупнения нарицательной стоимости денежных знаков и обмену старых денег на новые с пересмотром цен и тарифов. Деньги в данной функции используются для контроля за мерой труда и потребления через сопоставление плановых и фактических затрат труда (живого и овеществленного), финансовой и хозяйственной деятельностью организаций независимо от формы собственности. Во всех случаях, когда учитываются затраты труда, составляются, планируются стоимостные показатели, деньги выполняют функцию меры стоимости. Особенность выполнения деньгами рассматриваемой функции состоит в том, что деньги используются идеально. Формирование цен товаров происходит вследствие их приравнивания друг к другу в ходе развития обмена. Два условия обеспечивают возможность выполнения деньгами функции меры стоимости: 1) процесс ценообразования должен носить рыночный характер;

2)сами деньги должны быть достаточно устойчивыми.

В России наблюдается явление, получившее название долларизации эко­номики, для которого характерно следующее: ряд функций денег выполняет не законное платежное средство — рубль, а иностранная денежная единица — доллар. В условиях долларизации российской экономики цены в условных едини­цах (своеобразный псевдоним доллара) устанавливаются на товары и услуги с длительными сроками поставки, дорогостоящие товары и импортные товары. В связи с наблюдающимся падением курса доллара к евро условные единицы стали и псевдонимом евро.

Подводя итоги тому, что было сказано о первой функции денег, можно с уве­ренностью отметить следующее:

· несмотря на происходящие существенные изменения в экономическом развитии стран, смену общественного строя, моделей экономического развития, модификацию форм и видов денег, функция денег как меры стоимости, несомнен­но сохраняется и имеет первостепенное значение как для выполнения деньгами прочих функций, так и для функционирования экономической системы в целом;

· функция денег как меры стоимости эволюционирует одновременно с эво­люцией форм и видов денег, выступая сегодня, скорее, как функция счетных денег, масштаб цен;

· в связи с эволюцией форм и видов денег функция денег как меры стоимо­сти в своем первоначальном виде в большей степени отражает товарное происхож­дение денег, помогая раскрыть специфику денег как экономической категории;

· роль денег в функции меры стоимости (масштаба цен, счетных денег) проявляется, прежде всего в результатах их участия в процессе установления цены товара. Применение денег позволяет сопоставить выручку от реализации продук­ции (отдельных ее видов) с издержками на ее производство, сопоставить выгод­ность изготовления каждого вида продукции. Тем самым деньги используются для контроля за мерой труда и потребления через сопоставление плановых и фактических затрат труда (живого и овеществленного), контроля за финансовой и хозяйственной деятельностью предприятий и организаций независимо от фор­мы собственности. Поэтому механизм ценообразования в условиях рынка дол­жен давать возможность снижать издержки производства и повышать его эффек­тивность.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал