Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Специфика новоевропейского типа классической науки(21)
Под новоевропейской классической философией понимается та часть новоевропейской философии, которая обрела непреходящее значение в отличие от прочих творений новоевропейских философов, не достигших подобного ценностного ранга; с другой стороны можно рассматривать новоевропейскую классику как разновидности, исторические формы одного типа философии, отличные, к примеру, от древнегреческих философов Платона и Аристотеля. Для понимания специфики новоевропейской мысли необходимо рассмотреть переходный период между средневековой и новой философией – Возрождение- (условно XV-XVII вв). Новое время 15-17 вв. н.э. (сюда входит эпоха Возрождения). Базовыми новациями науки этого времени явились: 1) преодоление антично-средневековой космософии (теоретическая модель космоса); 2) происходит синтез теории и опытно-экспериментальной методологии; 3) разрабатывается гипотетико-дедуктивный метод. Преодолевалась «Теория звездного неба» Аристотеля учеными от Коперника до Ньютона. Сущностью этого преодоления было построение гелиоцентрической модели мира, которая противоречила геоцентризму Аристотеля, освященному библейским преданием. Николай Коперник (умер в 1593 г.) вышла книжка «Об обращении небесных сфер». Он был монахом, в качестве гипотезы, для облегчения расчета церковных праздников, не противореча Библии, предположил истинное положение Солнца, Земли и др. планет. Центр Вселенной – Солнце, а Земля и прочие планеты вращаются вокруг него. Тихо Браге – первый астроном, который проводил наблюдение за небом в динамике. В конце 15 в. строят обсерваторию на острове, он возглавлял эту обсерваторию. 1. Опроверг идею Аристотеля о кристаллических сферах, ограничивающих Вселенную, вследствие наблюдения за кометами. 2. Зафиксировал эллиптическое движение комет, чем опроверг учение Аристотеля о круговом небесном движении. 3. Придумал компромиссную теорию неба: Солнце вращается вокруг Земли, а остальные планеты вращаются вокруг Солнца (между гелиоцентризмом и геоцентризмом). Джордано Бруно (монах). Приписал Вселенной те свойства, которые ранее приписывались только Богу (его сожгли на костре в 1600 году). Свойства: бесконечность, вечность, одушевленность, способность к саморазвитию, населенность иными цивилизациями. Иоганн Кеплер – ученик Тихо Браге, разработал 3 закона движения небесных тел, подтверждающих гипотезу Коперника: 1) всякая планета движется по эллипсу, в одном из фокусов которой находится Солнце; 2) движение планет неравномерно, чем ближе они к Солнцу, тем их движение быстрее, чем дальше, тем медленнее; 3) время обращения планет соотносится со средним их расстоянием до Солнца как квадрат к кубу. Галилео Галилей – его вклад в науку прослеживается в трех измерениях: 1) Метанаучное (сущность науки): - отделил науку от церковно мировоззрения (Библия – это не книга о природе); - выступил против схоластики и догм, связанных в Аристотелем (в науку могут войти только те положения, которые доказаны); - обосновывает объективный характер научного знания; - считал математику языком науки («Книга природы написана языком математики»). 2) Методологическое – разработал гипотетико-дедуктивный метод познания. 3) Конкретно-эмпирическое – он нашел аргументы в пользу Коперника и Кеплера. Главное – критика Аристотелизма: а) опровержение телеологизма Аристотеля. Галилей на основе мысленного эксперимента опровергает идею Аристотеля о том, что все тяжелые предметы стремятся к земле быстрее, чем легкие, согласно воле Бога, он связал разность скорости с силой преодоления сопротивления воздуха; б) обосновал принципы инерциального движения; в) сформулировал представления об относительности движения, но абсолютном характере его законов; г) совершил ряд астрономических открытий, ВПЕРВЫЕ введя в научный оборот подзорную трубу: – обнаружил спутники у Юпитера (модель Солнечной системы и Вселенной); – обнаружил пятна на Солнце (в противовес Аристотелю); – обнаружил ландшафт на Луне; – определил структуру Млечного пути (у Аристотеля МП – чистый эфир). Исаак Ньютон. Основной труд «Математические начала натуральной философии» 1687 г. В этой книге представлен метод Ньютона (метод принципов): 1) проведение опытов, экспериментов и наблюдений; 2) необходимо абстрагироваться от несущественной информации и выделить подлежащие изучению процессы; 3) необходимо определить закономерности, которые определяют изучаемые процессы; 4) необходимо создать математический аппарат для описания этих закономерностей; 5) строится теория, из которой дедуцируются все возможные следствия; 6) необходимо продумать, как эта теория м.б. использована в технике, и что еще можно с ее помощью определить. С помощью данного метода Ньютон решил 3 задачи: 1) отделил физику от метафизики; 2) построил классическую механику; 3) завершил оформление новой (гелиоцентрической) картины мира. Итогом деятельности этих людей явилась научная революция 16-17 вв., сущность которой в построении гелиоцентрической модели мира и становление экспериментально-математического (классического) естествознания.
Основными характеристиками классической науки является: 1) натурализм – обеспечивается идеями пантеизма (все – Бог) – растворенности Бога в природе и дэизма (учение о том, что Бог создал природу, но никогда не вмешивается в ее процессы), т.е. природа целостна, автономна и самодостаточна; 2) комбинаторность (смысл – в преодолении качественного подхода к природе). Это идея о том, что все элементы природы сущностно едины, состоят из одного и того же (атомов) в разных комбинациях; 3) квантитотевизм – численный, количественный способ изучения мира и природы. Восходит к декартовскому разделению двух субстанций, где материальная субстанция характеризуется только протяженностью, следовательно, познавать материальное означает измерять его. 4) геометризм – состоит в преодолении идеи Аристотеля о неоднородном и анизотропном пространстве (все точки и направления разные). 5) аналитизм – был разработан в виде аналитического метода Декартом, который предлагал максимально дробно делить объекты и изучать все части по отдельности и противостоял синтетизму космо– и теоцентризма; 6) причинно-следственный автоматизм – выражается в лапласовском детерменизме (жесткий), где одни и те же причины в одних и тех же условиях стопроцентно дают одни и те же следствия (нет случайностей, случайность – непознанная закономерность); 7) финализм – это претензия на всеохватывающее, абсолютно истинное и завершенное знание; 8) наивный реализм – научным считалось только то, чему можно сопоставить наглядные модели; 9) представление об абсолютном субъекте познания. Субъект познания – это чистый разум, который напрямую отражает объективные свойства вещей; 10) механицизм – все рассматривалось через призму механических теорий и законов. Наиболее важные моменты, повлиявшие на формирование теоретического мышления в целом, а также культуры и науки в частности: рождение нового типа сознания связано с процессом секуляризации, с движением реформации, а затем контрреформации, с бурным развитием городов, открытием Нового Света, возрастанием роли денежного хозяйства и предпринимательства, т.е. становлением капитализма. Возникший новый тип науки получил название – экспериментально-математического естествознания (к.XVI-н.XVII вв Коперник, Галилей, Кавальери). «Точная наука- философия нового времени» (нем. Философ Г. Ромбах). В средние века философия выступала в союзе с теологией, в Эпоху Возрождения – с искусством и гуманитарным знанием, а начиная с XIII в. она опиралась на науку. Т.о. философская наука возникла в рамках особой цивилизации, которая устанавилась в Европе в новое время. Философская наука базируется на печати и определяет массовость философской ауитории, демократическую установку. И. Кант- воплощение философской науки. В «Критике практического разума» обращается к любому разумному существу. Философская наука развертывается по типу коммуникации, характерной для новоевропейской, т.н. «галилеевской» науки. От галилеевского естествознания кроме печатной формы выражения философская наука усваивает также тенденцию к специализации и вполне естественным образом распадается на отдельные дисциплины, каждая из которых связана с соответствующей областью положительного частнонаучного знания. Возникает дисциплинаризация философии. Каждая философская дисциплина, как и философия вообще занята поиском предельных оснований бытия и мышления. На становление новоевропейской науки оказали существенное влияние два явления: схоластика и герметизм. Первая дала науке логико-рациональный метод, второй- представление об универсальности знаков природы. Однако подлинной основой научной парадигмы стал новый познавательный идеал – познание через деятельность. Схоластика – средневековая философия, представители которой стремились рационально обосновать и систематизировать христианское учение Герметизм – религиозно-философское учение, сложившееся в эпоху эллинизма и поздней античности. Выступает в роли общей теоретической основы ряда эзотерических учений. Особым языком Г. является символика
|