Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Западноевропейская наука в средние века.(20)






В средневековой культуре арабский восток переводит теоритические трактаты античности и прилегает к решению практических задач, развивая конкретные научные знания. Европейская культура разрабатывает теоретические основы науки. Сквозная проблема европейского средневековья – соотношение веры и разума, веры и знания, веры и понимания. На этапе антологически вырабатывается первая парадигма «Верую ибо абсурдна», далее «Верую чтобы понимать» (Августин). На этапе схоластики вырабатывается «Понимаю, чтобы верить» (Фома Аквинский). Знание - основание веры. Где можно познавать разумом - нужно познавать, а где разум сталкивает с предельными вопросами - надо верить. Ф. Аквинский 5 доказательств бытия Бога. Западно-европейская среневековая мысль исследует природу категорий, которая является основным инструментом построения теории, в форме спора схоластиков о природе универсалии. Схоластика (9-15в) – спор между реалистами и номиналистами о природе универсалий (общих понятий). Реалисты утверждают, что универсалии существуют реально, в самой структуре бытия, т.е. до единичных вещей в уме Бога, онтологически. Номиналисты утверждают, что универсалии существуют после единичных вещей и в уме человека как результат абстрагирующей деятельности ума. Фома Аквинский диалектически снял крайности реализма и номинализма и выработал позицию умеренного реализма: универсалии, существующие трояко: до единичных вещей в уме бога, в самих вещах, после единичных вещей в уме человека. В этом споре о природе универсалей раскрывается основное внутреннее противоречие природы языка и природы слова и природы науки: противоречие между творческой созидательной сущностью слова, языка и науки и отражательной природой языка, слова и науки с другой стороы.

Средние века: VI – XIII века. Второй период истории протонауки. Это период формирования региональной культуры христианства.

С одной стороны, это период упадка науки (за тысячу лет не произошло ни одного заметного естественно-научного открытия). Грамотность и просвещение упали. В монастырях соскабливали с пергаментов античные тексты и переписывали на них молитвы, причем нередко сами переписчики были неграмотны, они срисовывали текст с оригинала. Господствовал принцип: ”Teologia sive prima philosophia” (т.е. Теология есть первая наука). В силу которого элитарная наука свелась к обслуживанию теологии (в монастырских школах при крупнейших монастырях немногочисленные ученики осваивали грамотность, начала логики, церковное право и экзегетику, т.е. толкование библии и отцов церкви).

Но Средние века были вместе с тем и таким временем, когда подготавливалась кардинальная реформа науки, ее качественное изменение.

С уничтожением рабства так называемая рабская наука слилась со школьной. Ремесленные школы (мореходные, красильные, архитектурные и т.д.) не только сохранились, но и приумножились. Возникновение обособленного от феодалов слоя ремесленников дополнялось формированием цехового строя и городского самоуправления. Ремесленники, организованные в цеха, создавали свои школы и свою систему обучения. Ремесленная наука, отделенная от элитарной, дала множество открытий и изобретений: конную упряжь (седло, хомут, стремена и т.д.), горнорудное оборудование, водяные и ветряные мельницы, усовершенствование старого слесарного, гончарного, кузнечного дела. Появились крупные нововведения в химии. Античности была известна только одна кислота – уксусная, а серную и азотную кислоту открыли только в средние века. В итоге наряду с академической элитарной наукой формируется практическая наука, её методы и средства. Развитие торговли открывает путь великим географическим открытиям, которые обогащают все знания Европы.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал