Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наука и искусство.(4)






Философия искусства. Особым видом человеческой деятельности, в котором эстетическое, воплотившись в художественное, есть и содержание, и способ, и цель, является искусство; оно «никогда не оставляло человека, всегда отвечало его потребностям и его идеалу, всегда помогало ему в отыскивании этого идеала — рождалось с человеком, развивалось рядом с его исторической жизнью». Ис-во обеспечивает полноту создания и восприятия своего предмета в отличие от сознательной частичности подхода, присущей науке.

2 черты состт особенность ис-ва. Во-1-х, мир этот не есть порождение чистого вымысла, не имеющего никакого отношения к действительному миру. Во-2-х, эта реальность, именуемая худож картиной мира, есть лишь более или менее правдоподобное изображение жизни, но не сама жизнь. Ис-во в отл от всех других видов деят-ти есть выражение внутренней сущности чел-ка в ее цельности, кот исчезает в частных науках и в любой др конкретной деят-ти, где чел-к реализует только какую-нибудь одну свою сторону, а не всего себя. Если и в своей практической деят-ти, и в науке чел-к противопоставлен миру, как субъект объекту, и тем ограничен в св свободе, то в ис-ве чел-к превращает св субъективное содержание в общезначимое и целостное объективное бытие. Осн функцией ис-ва явл его синтетическая миссия, обеспеч-ая целостное восприятие и воссоздание мира, кот возможно только при условии совмещения познавательных, этических, эстетических и всех др моментов человеческого духа. Синтезирующая миссия ис-ва проявляется и на уровне отдельной личности, скрепляя воедино все ее дух силы, и на уровне каждого данного этапа общественного развития, обеспечивая целостное самовыражение народа, и на уровне исторической связи поколений.

Научное сознание и мир науки. Говоря о научном сознании, хот бы отметить, что в науке критерий рационального осознания мира занимает в отличие от ис-ва центральное место. В качестве приоритетной ценности - Истина. Наука — это исторически сложившаяся форма чел-ой деят-ти, направленная на познание и преобразование объективной действительности, такое дух производство, кот имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Наука — это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

Связь науки и искусства.

Сами по себе наука и ис-во самодостаточны, поэтому проследить их взаимосвязь др с др напрямую на схеме, без введения какого-нибудь третьего объекта, не представляется возможным. Этим третьим объектом является чел-ое общество, ориентированное на развитие - техническое, кот может обеспечить класс естественных наук, и социально-гуманитарное, кот может обеспечить класс гуманитарных наук. Общество в свою очередь задает направление научным исслед-м, получается некий цикл. Связь общ-ва с наукой выполняет ис-во, в частности литература, напр, научная фантастика. Ж.Верн «Полет на Луну». В момент написания повести сложилась ситуация, кот говорила о том, что полет на Луну это не миф, это становится реальностью, кот претвориться в жизнь если и не при жизни этого поколения, так при жизни следующего точно. Так и произошло. Также в занимательной форме фантастического путешествия он старался распространить современные, на тот момент, научные знания, кот представляют собой некие механические приспособления, напр, в романе " Наутилус".

Говоря о преломлении науки в ис-ве можно отметить след формы в соврем-м обществе: компьютерная графика, фотография, электронная музыка. Подобное ис-во создаваемое посредством технолог достижений, ставится под вопрос. Однако важно отметить, что ис-во каждой эпохи пользовалось современными средствами, чтобы придать форму тому новому, что появлялось в худож творчестве. При этом никогда не руководствовались только техническими или практическими целями, существенную роль играли и способы общения людей друг с другом. Почему же нельзя использовать, напр, компьютер — это универсальное ср-во общения и получения информации, кот завоевало даже наши собственные дома, — в качестве инструмента для создания произведений ис-ва?

Спор о возможности объединять научное и художественное мышление идет по сей день в сознании чел-ва. Большинство людей делят себя либо на, так наз., левополушарных, либо правополушарных. Проф Роджером Сперри обнаружил, что в подавляющем большинстве случаев левое полушарие коры головного мозга - это источник аналитического мышления, в то время как правое полушарие - это источник мышления образного. По словам профессора Сперри, " наша система образования, так же, как и наука в целом, склонна пренебрегать невербальными формами интеллекта. Вся суть как раз в том, что в современном обществе к правому полушарию относятся предвзято и настороженно".

В самом нач-е своего эссе о взаимосвязи науки и ис-ва и ее знач-и в жизни и творч-ве Леонардо да Винчи, ис-вед Кеннет Кларк подчер-т органическую взаимозависимость обеих сфер знания. Рассмотрение Леонардо-ученого и Леонардо-живописца по отдел-ти не дает «должным образом понять историю искусства, избежав ссылок на историю науки. И здесь, и там мы имеем дело с символами, посредством которых человек постулирует свою психическую сущность, и эти символы, будь то рисунок или математический знак, басня или научная формула, отражают те же психологические изменения". Видный специалист по истории науки Джордж Сертон, рассматривая ту же самую проблему, приходит к аналогичным выводам: " Поскольку рост знания - это сердцевина всяческого прогресса, история науки должна была бы составлять ядро всеобщей истории. И тем не менее, одни лишь люди науки или одни лишь художники и гуманисты не смогли бы разрешить главные вопросы бытия: для этого нужно, чтобы все эти деятели сотрудничали друг с другом. Наука - всегда необходимое условие, но оно никогда не бывает достаточным. Мы жаждем красоты, и там, где нет милосердия, все прочее бесполезно и бессмысленно". И затем Сертон добавляет: " Выдающаяся заслуга [Леонардо] в том и состоит, что он на своем собственном примере представил доказательство того, что стремление к красоте и стремление к истине отнюдь не исключают друг друга", более того дополняют друг друга.

Основатель Союза содействия интеграции мозговой деятельности Нэд Герман разработал тест, кот подтвердил, что лучшими явл менеджеры, сочит в себе как логич, так и творч мышление.

Таким образом, сущ-т глуб взаимосвязь науки и иск-ва. Примером тому может послужить тот факт, что все величайшие открытия были совершены людьми, кот сочетали в себе и научный и худож подход к проблемам и потребностям времени, истории и человеч-ва.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал