![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Соотношение классической и современной методологии науки
Для науки объект исследования – мир в целом. Мир в целом для науки – объективная реальность. Онтологизм – онтология, учение о бытии. Прямолинейный онтологизм – поверхностный, в чем-то наивный непосредственный взгляд на окружающий мир. Парадигма классической науки. Прямолинейный онтологизм. Классическая наука – 17, 18 в. Прямолинейный онтологизм – уверенность ученого в том, что мир можно познать таким, как он существует сам по себе, т.е. вне и независимо от познающего субъекта. Образно можно представить, что человечество покидает планету Земля и ученые познают законы без бактерии человеческой деятельности. Механистическая картина мира никак не учитывает роль субъекта.
Методология – учение о методе, теоретическое обоснование оптимального алгоритма деятельности, как познавательной, так и практической. Изменение места человека в мире в результате промышленной революции привело к формированию нового предметного поля философии, к глобальной переориентации мировоззрения. Качественно новыми стали и характеристики современной филососфии: 1.Предметом исследования философии как науки выступает не только мир в целом, но и отдельные системы этого мира. Предметом исследования классической философии и науки выступают простые механические системы, функционирующие на основе динамических з-нов (з-но однозначной детерминации, т.е. когда одна причина имеет одно следствие). 2. Принципиальные различия объекта и предмета исследования в классической и современной философии обусловило разные методологические стратегии: метафизику и диалектику. Первая исследует все в неизменном и изолированном состоянии, вторая – в саморазвитии и всеобщей связи. 3. Объект познания всегда рассматривается как некая целостность. При переходе от классической философии к современной, трактовка целого существенно меняется. В классической теории господствует редукционизм – сведение сложного к более простому, как методологическая установка, потому что целое рассматривается как сумма составляющих его частей. В современной - антиредукционистская установка основана на понимании целого как внутренней упорядоченности, элементы кот-й органически взаимосвязаны. Антиредукционизм в конечном итоге вылился в синергизм, исследующий сверхсистемный эффект сложно организованного целого. 4. В современной методологии науки осознано, что эмпирическими данными невозможно установить истинность универсального обобщающего суждения. Сколько бы не испытывался эмпирическими данными какой-либо закон, не существует гарантий, что не появятся новые наблюдения, которые будут ему противоречить. 5. Плюралистическая ((от лат. pluralis — множественный), философская позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия (П. в онтологии), оснований и форм знания (П. в гносеологии). Термин " П." был предложен немецким философом X. Вольфом в 1712. П. противоположен монизму и имеет различные формы: 1) дуализм, согласно которому существуют два начала — материальное и идеальное; 2) крайние варианты, где начал не два, а множество, и где вообще отвергается идея единства мира. История философии может быть рассмотрена не только как борьба П. и монизма, но и как столкновение разных форм П., например материалистического и идеалистического П. Так, античный атомизм — материалистический вариант П., поскольку атомы у Демокрита качественно различны и несводимы друг к другу. Этому противостоит идеалистический вариант П., представленный в философии Г. Лейбница, согласно которой мир состоит из бесчисленного множества духовных субстанций — монад.)тенденция в истолковании науки в замен «эталона научности» 6.Замещение фундаменталистской обоснованности эффективностью решения проблем 7. Истина не рассматривается как необходимый атрибут всех познавательных результатов, а является центральным регулятивом научно - познавательской деятельности. Основные персоналии: Рудольф Карнапп (отрицание мировоззренческого характера философии и сведение ее к логическому анализу языка науки, основанному на аппарате математической логики), Карл Поппер (концепция критического рационализма в противовес логическому позитивизму), Лакатос (подчеркнул устойчивость теории, исследовательской программы
|