![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Становл-е филос-ии истории. Принцип историзма в европ. философии
Социальное познание исторически первоначально развивалось в рамках философии истории — раздела философии, связанного с интерпретацией исторического процесса и исторического познания. Термин «философия истории» используется в настоящее время в следующих основных значениях; а) учение об исторической реальности в ее целостности и развитии, общая теория исторического процесса как единства прошлого, настоящего и будущего; б) часть философии науки, исследующая историческое познание рациональными средствами и методами, т. е. историческая эпистемология, учение о познании исторической реальности; Философия истории, как целостная система знаний, разрабатывалась, начиная с ХVII в., в трудах Вико, Гердера, Сен-Симона и других мыслителей. Французский философ А.К. Сен-Симон (1760—1825) утверждал взгляд на человеческое общество как на закономерно развивающийся целостный организм и стремился рассматривать всякую общественную организацию как исторически преходящую, занимающую определенное место в общем ходе исторического процесса. Созданная им «наука о человеке» («социальная физиология») построена на принципе историзма, который Сен-Симон рассматривал как принцип и теоретической, и практической деятельности. Своеобразным итогом и вершиной классической философии истории была социально-историческая концепция Гегеля, которая опиралась на главное в его учении — диалектический метод. Заслуга Гегеля состояла в том, что он, обладая огромным «историческим чутьем», впервые представил весь естественный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном развитии, и пытался раскрыть внутреннюю связь (т. е. законы) этого развития. Понимая всемирную историю как «прогресс в сознании свободы», Гегель пытался представить ее как единый объективный закономерный поступательный процесс. Каждая эпоха в этом процессе, будучи неповторимо своеобразной, представляет собой в то же время закономерную ступень в общем развитии человечества. Классическая философия истории выдвинула и разработала ряд важных идей: идея развития, теория прогресса, проблемы единства (целостности) исторического процесса, исторической закономерности и причинности, свободы и необходимости. Провозгласив первичность общественного бытия по отношению к сознанию, Маркс и Энгельс тем самым в материалистическом понимании истории нашли ту фундаментальную основу, которая и позволила объединить материализм и диалектику. Во второй половине XIX в. проблемы, стоявшие в центре внимания философии истории, в значительной мере отходят к частным социально-гуманитарным наукам. Но в начале XX в. и далее — новый всплеск западной философии истории. Возрождение интереса к собственно философии истории в конце XIX — начале XX в., происходило в двух основных направлениях. Первое направление имело дело с самой исторической реальностью (онтологический аспект). Второе же сосредоточило свое внимание на постижении этой реальности с помощью различных методов и средств. Иначе говоря, здесь главный интерес был направлен на саму историческую науку, на выявление специфики социально-гуманитарного познания по сравнению с естественнонаучным. Наиболее крупные представители первого направления — русский философ Н. Я. Данилевский, немецкий философ О. Шпенглер и британский философ А. Тойнби. Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер отрицают целостность и единство всемирной истории, разрабатывая концепции множества локальных цивилизаций. Это плюралистическая модель исторического развития. Единство истории, таким образом, - ложная посылка о линейности развития. Ф. Ницше и К. Поппер отрицают не только целостность, но и смысл истории. Авторы концепции постиндустриального общества А. Белл, А. Тофлер в новом контексте утверждают поступательность развития общества. Русские космисты и экзистенциалист К. Ясперс обосновывают, что цели и смысл истории тесно связаны с целью смыслом человеческого существования. Необходимость историзма как важнейшего методологического принципа исторического исследования. Социальное познание ориентировано, прежде всего, на процессы, т. е. на развитие общественных явлений, на выявление законов, причин и источников этого развития. Главный интерес тут — динамика, а не статика социальных явлений. В этой связи следует указать, что возможны два основных варианта отношения познания к своему предмету — реальной действительности: а) сам предмет существенно не изменяется, а теория, познание его развивается достаточно быстро. Это ситуация, характерная для естественных наук: например, темпы эволюции Галактики и сроки познания людьми этой эволюции; 6) сроки развития предмета сравнимы со сроками развитая теории, вследствие чего эволюция знания, науки уже сама по себе отражает эволюцию объекта. Это типичная особенность, свойственная познанию социальных явлений и процессов. Вот почему здесь особую значимость приобретает принцип историзма — рассмотрение явлений как процессов, в их возникновении, развитии и преобразовании. Особая роль историзма для познания социальных явлений обусловлена тем, что общество лишено стационарных состояний. Из подчеркивания важной роли историзма в социальном познании отнюдь не следует, что этот принцип не характерен для естествознания. Вся современная (постнеклассическая) наука буквально пронизана пафосом становления, развития самоорганизующихся целостных систем, фактор времени все шире внедряется во все частные науки. 52. Философия истории как система: общие идеи, принципы и категории. Философия истории - это не просто одна из ветвей филос знания, но и особый подход к ист материалу, когда само содержание ист.процесса становится предметом специфического филос воззрения и истолкования. Чел-к в контексте изменяющихся времен, динамичных соц. структур, подвижных культур; чел-ая судьба внутренне сопричастная этим ист процессам и являющаяся их активным участником — основное содержание философии ист как предмета. Развитие филос воззрений на человеческую историю разворачивалось на протяжении многих веков — со времен Конфуция и Лао Цзы, Платона и Аристотеля. Однако автономизация философии ист, ее конституированиекак особой ветви гуманитарного знания происходит сравнительно поздно на рубеже XVIII—XIX веков. Именно в век Просвещения перед филос мыслью с особой актуальностью встают 3 вопроса — о связи чел-го сознания с социокультурной средой, о возможности соучастия чел-го сознания в процессе ист изменений и о потенциальной возможности построения универсального чел-го общества: только тогда история становится особым филос предметным полем. XX век, поколебавший устои самой ист как таковой, многократно усилил интерес к философско-ист проблематике. Целостность ист в эпоху мировых войн, безжалостных диктатур, геноцида, экологических катастроф, оказалась под вопросом. Насколько существенна ист чел-го общества для Бытия, для Сущего — что бы ни понималось под ним, божество ли, природа ли? Сводимо ли собственно Бытие к своему хронологически-эволюционному, т. е. ист, аспекту? Существуют ли в чел-ом духе " сквозные", надысторические элементы — ценности, идеи, методы? Имеет ли сама ист какой-то смысл, или же она суть стохастический процесс, развивающийся " в сторону" наиболее вероятных состояний? Возможно ли найти сегодня связь со всем тем творческим и духовным наследием, кот и составляет содержание ист процесса? Таковы примерно основные темы трудов разных и непохожих друг на друга мыслителей XX века—Анри Бергсона, Арнольда Тойнби, Освальда Шпенглера, Карла Поппера, Пьера Тейяр де Шардена, Карла Ясперса, Хосе Ортеги-и-Гассета, Льва Гумилева, Альбера Камю, Николая Бердяева Питирима Сорокина и многих других. Труды их во многом противоречат друг другу — но может ли быть иначе, ведь история во всем ее многообразии не может быть сведена к единому и постоянному набору базовых детерминант, кот могли бы быть универсальным ключом к пониманию хода и сути ист процесса. Попытки построения такого Универсального Ключа означают, по сути, попытку совершенного и полного управления ходом ист процесса, неизбежно приводящие в тупик тоталитарного застоя. Многообразие оценок, т обр, — не недостаток, а достоинство философии ист как науч дисциплины. Освальд Шпенглер (1880—1936) обязан своей громкой известностью первому тому своего труда " Закат Европы", написанному им в разгар первой мировой войны. " Именно от Шпенглера берет свое начало традиция дискретного понимания ист. Для него мировая ист не только не явл единым, бесконечно текущим процессом, но и сама по себе неопределима. Она может быть понята только как совокупность различных локальных культур. Эти культуры в своем развитии подчинены жестким, но постижимым закономерностям, проходя стадии зарождения, развития, расцвета и упадка, что сост-т концепцию ист циклов. При этом Шп рассм-т каждую культуру как живой организм, а каждая из культур наделена собственной " душой". Такая концепция получила название биологической философии истории. Время жизни культуры Шп оценивает в 1000 лет, полагая его универсальной константой биологии культуры. Мировая ист насчитывает всего 8 великих культур. Все они прошли, проходят или же пройдут эпоху собственного расцвета, и всем им суждено впасть в эпоху цивилизации, эпоху застоя и окостенения, эпоху, в кот-ю создание - каких-либо великих творений духа невозможно. Арнольд Дж.Тойнби (1889—197S)——один из крупнейших философов ист XX века. Именно как автор " A Study of History", фундаментального 12-томного труда, посвящ генезису, росту и распаду культур и цивилизаций, Т и останется в ист гуманитарного знания. Т ставит перед собой задачу постижения действующих сил мировой ист — тех сил, кот способны как породить цивил-ю, так и уничтожить ее. Подвигая рассм-ю всю мировую ист Т приходит к выводу, что число цивил-ий, существовавших на всем ее протяжении, не так уж и велико. Он насчитывает их, всего 21 (а включая цивилизации-спутники и застывшие цивилизации - 37), и именно их рассм-т как осн структурный элемент мировой ист, терминологическую и методологическую основу для дальнейших рассуждений. Цив-ции сущ-т как целостные в социокультурном отношении и ограниченные в пространстве и времени чел-кие общества. Они находятся между собой в достаточно сложных отношениях. Тремя ключевыми компонентами генезиса цив-ций, по Т, явл универсальное государство, вселенская церковь и движение племен. Ситуация для возникн-я цив-ции Т обозначает как ситуацию " Вызова-и-Ответа". Вызов — это такая ситуация, при кот сущ-ние данного общества оказывается под некоей угрозой. Ответ-это реакция на заданные обстоятельства. Нет никакой исходной для всех цивилизаций отеческой культуры; все цив-ции равно должны были пройти все этапы ист-ого пути культурогенеза. Различие заключ лишь в том, насколько адекватный Ответ был найден каждой культурой на предъявленный ей Вызов. Итак, ход истории определяется соотношением Вызов и Ответа. Kаpл Ясперс (1883—1969), выдающийся немецкий философ-экзистенииалист. В 1948 г. опубликует работы " Истоки истории и ее цель" и " Философская вера", где обращается к философско-ист проблематике. Предмет филос изысканий Яс – чел-к и ист как основное измерение чел-ого бытия. Ист реальность поэтому однократна и неповторима, чтобы понять ист, надлежит познать чел-ка, чел-ое же бытие раскрывает себя во времени — через ист. Рассм-ая ход мировой ист, Яс, в отличие О. Шпенглера или А. Тойнби, полагает, что чел-во имеет единое происхождение и единый путь развития, несмотря на кажущиеся отличия между отдельными обществами. Мировой ист процесс обладает выраженным единством и основан на примате дух начала. Яс провозглашает его постулатом филос-ой веры. Яс возвращается к старой христианской традиции философии ист, кот рассм-т ист как однонаправленный линейный процесс, имеющий начало и конец, причем кульминацией ист (по Гегелю — " осью мировой истории") явл явление Христа. Однако, Яс отказывается принять Боговоплощение за " ось», тк ось мировой ист должна иметь значение для всего чел-ва, а не только для христиан, и отвечать на вопрос — суще-т ли в мировой ист такой момент, кот мог бы быть принят за основу больш-ва культур, народов общ- в, мог бы продемон-ть единство чел-ва и его ист. Такой " момент" Яс наз " осевое время". Питирим Сорокин Анализ ист процесса, по мнен-ю Сорокина, есть анализ соц жизни данного общества. На ход ист изменений, по его мн-ю, влияют стабильность или наоборот, распад культурной сверхсистемы, определяющей доминантные черты поведения членов этого общества. Вопрос о доминантах ист процесса сводится к вопр о детерминантах, определяющих архетипы чел-го поведения, нормы, ценности. Цен-ые системы же можно свести к 4 императивным идеалам Истина, Красота, Добро, Польза. Т обр, гл понятием филос ист С становится понятие " ценность". Именно это определяет облик общества, типическое поведение его членов, а, в конечном итоге, его судьбу. Теория конвергенции, те, сближения, синтеза 2-х противоположных соц систем — демократии западного образца и российского (советского) коммунизма, была выдвинута С в 1960 году Эссе, озаглавленное им " Взаимное сближение США и СССР к смешанному социокультурному типу" наделало немало шума, тк вышло в свет в гг, когда каждая из упомянутых в заглавии стран была абсолютно уверена в истинности собственной соц системы и в беспредельной порочности таковой у своего антагониста. Но суть конвергенции во взаимном движении общественной мысли, в сближении менталитетов 2-х народов, те конвергенция вполне может привести к образованию смешанного социокультурного типа. ЛевНиколаевич Гумилев (1912—1990). Предметным полем иссл-я ист процесса Г полагает не нац-ое гос-во, культуру или цив-цию, а этнос (этн) — народ, обладающий самобытной культурой и создающий цив-цию. С точки зр-я Г, этн — это особая сущность, не сводимая к понятиям: общ-во, раса или популяция. Наиболее существенной хар-кой этн, введенной Г, явл пассионарность, те особая энергетическая (Е) хар-ка общества. Как энерг-ая хар-ка, пассион-ть опис-т лишь такие кач-ва индивидов и этн-в, как воля к достижению цели, соц активность, способность убеждать и вести за собой, упорство и т. д. Уровень пасс-ой Е в данном этн определяет его судьбу в любой данный ист момент. Исходным сост-ем общественной системы снизким уровнем пасс-ти явл гомеостаз — те, равновесие с окр средой. Такое сост-е этн может продолжаться очень долго и нарушается в связи с пасс-ым толчком -— резко ограниченной во времени и пространстве мутацией, результатом кот-й явл рождение детей, обладающих высокой пасс-ой Е — пассионариев, подрастая они увеличивают пасс-ый заряд данного этн и изменяют его ист судьбу. Г насчитывает их 9 произошедших на евро-азиатском материке в ист эпоху, причем каждый из них породил и изменил, ист судьбу нескольких цив-ций. Но существенным при понимании природы этих изменений явл осознание того, что они первоначально происходят, в ограниченных зонах пасс-го толчка — территориях, на кот отмечено появление новых пассионариев. Г рассм-т четкую локализацию зон пасс-х толчков в пространстве и времени как аргумент в пользу космического происхождения сил, их породивших. События после пасс-го толчка разворачиваются след обр: общество, доселе находящееся в фазе гомеостаза, через 20—25 лет после момента толчка, вступает в фазу подъема — сначала скрытого, а затем явного. Фаза подъема продолжается около 300 лет, а пасс-ая напряженность при этом возрастает с ур-ня гомеостаза до ур-ня, соот-щего стремлению к идеалу победы. На всем протяжении фазы подъема кол-во пасс Е в данном этн нарастает. Этн, зародившийся в начале фазы подъема, в конце ее уверенно вступает на ист арену. Это 1-ая фаза процесса формирования нового этн — процесса этногенеза. За фазой подъема следует акматическая фаза, харак-ся прекращением роста пасс напряженности. Дальнейшего роста и накопления потенциала уже не происходит. Сис-ма испытывает пасс-ый перегрев. Общество буквально раздирается на части неуемной активностью пассионариев и, стремясь к самосохранению, " выплескивает" пасс-ую Е за собственные пределы. Нач-ся террит-ная экспансия, и в ее процессе ур-нь пасс-ой напряженности неизбежно снижается. События могут разворачиваться и по-др, но этн избавляется от избытка пасс-ой Е, " сбрасывая" ее в многочисленных войнах и конфликтах. Акматическая фаза также продолжается около 300 лет. След явл фаза надлома, для кот характерно быстрое снижение пасс напряженности вплоть до ур-ня поиска удачи с риском для жизни. Эта фаза продолжается всего 150 лет. Ур-нь пасс-го напряжения при эт достаточно высок, и именно эта фаза впоследствии осознается как " золотой век". В это время получают свое наивысшее развитие науки, ремесла, искусства. Этн становится уже настолько зрелым, что оказывается способным породить высокую культуру. В Европе, например, фазе надлома соответствует эпоха Возрождения — со всей ее неоднозначностью и противоречивостью, время, когда достижения высокой культуры вполне уживались, напр, со свирепостью Святейшей инквизиции. После надлома следует инерционная фаза, когда ур-нь пасс напряж-ти колеблется, снижаясь с достигнутого ранее уровня до стремления к благоустроенности без риска для жизни. Эта фаза продолжается 300 лет. Эта фаза хар-ся бурным ростом населения, что объясняется снижением пасс напряженности, и, след-но, прекращением войн и конфликтов. Резко увеличившееся в числ-ти население столь же резко увеличивает нагрузку на природную среду, причем результаты часто оказываются катастрофическими. Наконец, наступает время обскурационной фазы. Число субпассионариев, бывшее примерно постоянным на всех фазах этногенеза, начинает увел-ся в силу того, что снизившийся ур-нь пасс напряж-я позволяет им конкурировать с остальными членами социума. Результатом явл еще большее снижение пасс-ти данного этн, что приводит к соц застою и культурному регрессу. Этн достигает ур-ня гомеостаза, на кот он находился около 1200 лет назад, в момент пасс-го толчка, но не удерживается на нем, и скачивается на субпассионарный ур-нь. Иногда этн удается стабилизироваться на ур-не гомеостаза, и тогда он встyпaeт в мемориальную фазу развития, и даже более того - он может испытать повторный пасс-ый толчок, что приводит к регенерации этнического организма. Таковы общие фазы процесса этногенеза, кот этн проходит от зарождения через расцвет и до гибели. Мы рассм-ли несколько современных концепций философии ист. Во многом они несходны др с др, во многом противоречат одна др. Имеет ли ист смысл? Каждый из рассм-х нами авторов отвечает на эти вопросы по-разному. Но тем и отл-ся истинная филос-я, что не предлагает окончательных ответов на возникающие вопросы. Мир вообще и ист в частности бесконечно сложнее наших умозрительных схем, и истина — лишь движение к ней в числе, и в философии ист.
|