![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие метода и методологии. Философская, общенаучная и частнонаучная методология познания.
Метод – совокупность приемов и операций, направленных на теоретическое и практическое освоение действительности. От греч. Methodos означает «способ познания». Метод предпологает: · Сознательное достижение результатов. · Наличие плана познавательных действий. · Последовательность действий и операций (техника метода). Методика – совокупность и последовательность применяемых приемов для достижения результатов, связать порядок перехода от одного метода к другому. Техника познания – совокупность навыков применения операций и умений образовательной деятельности. Метод, методика и техника связаны др. с др. и конкретизируют др. др. Выбор метода обусловлен: · Характером предмета исследования. · Соотнесением реальной ситуации, поставленной задачи, имеющегося арсенала средств, навыков, умений. Главное в учении о методе – идея о правильности пути. Метод служит для упорядочения познавательной деятельности. Основная фун-ия метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания. В этой связи метод сводится к методике – как совокупность определенных приемов, правил, способов, норм познания и действия в их последовательности. Метод – система предписаний, правил и требований, которые выступают в форме общей ориентации в решении определенного результата. При переоценки роли метода знания могут принимать догматизированный характер. Предмет и метод взаимно развивают др. др. т.е. метод нужно рассматривать в социокультурном контексте. Методология – 1) система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной деятельности. 2)это учение о системе методов или общая теория методов, применяемых в практике познавательной и практической деятельности. Один из первых методов – метод диалектики Сократа, м-д Аристотеля силлогистика-дедуктивный. XVII – XVIII вв. – методы развиваются в силу развития знания. Характерная особенность современной науки – увеличении роли методологии. Причины этого: 1. рост сложности структуры теоретического и практического знания, необходимость их проверки, обоснования, исследования, для дальнейшей познавательной деятельности (нужны способы проверки) 2. возрастающая роль в естественных науках абстрагирования, создание идеальных и знаковых моделей, что ведет к сложному переплетению описания св-в материальных объектов, которые изучаются с абстрактными конструкциями данных объектов. 3. рост сопряженности результатов эксперимента материального, предметного с выводами и следствиями мысленного эксперимента. В науке существует необходимость развитого зрелого методологического сознания ученного. Основные содержательные аспекты методологии: · инструментальная часть в которой формируются требования, определяющие протекание мыслительных операций, то есть определения не содержания, а ход мысли и ход действия. · конструктивная направленная на приращение знания, получение новых знаний. Уровни методологии: 1. конкретнонаучная методология – опирается непосредственно на методики проведения исследований, на технические приемы. 2. общенаучная методология – учение о принципах, методах и формах знания, которые функционируют во многих науках. Эти методы соответствуют предмету и объекту исследований, – методы эмпирического иссл-ия (наблюдения, эксперимент) – общелогические ме-ды (анализ, синтез, индукция, анализ и др.) Такие методы возникают в отдельных науках, а затем распространяются на др. науки. 3. философская методология – философские идеи, положения, способы, принципы, которые используются для познания во всех науках (принцип развития, противоречия) Современная методология включает 2 и 3-ий уровни. Задачи методологии: 1) выявить, осмыслить движущие силы, предпосылки, основания, закономерности роста функционирования научного знания, познавательной деятельности. 2) организовать проектно-конструкторскую деятельность, ее анализ и критику. Современная методология решает проблемы (задачи): 1. преодоление натурализма фил-ого и универсальности конкретнонаучного мышления. 2. обогащение методологического инструментария и изучение реальности. 3. выработка нового понимания и отношения к символическим системам понимания. 4. определение специфики антропологическо-психического подхода к познанию. 5. связь, взаимозависимость в практике познания, мыслительной деятельности и действительности, образование некой целостности. 6. связь потенциала мышления человека и его реальность, законов реальности. Методология выполняет функцию стратегии познания. Она должна обосновывать и искать перспективные направления познания, предохранять от неправильного использования методов.
|